Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого - педагогическая классификация нарушений речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70-х гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев (Левина Р.Е., 1968):. ■ структурные компоненты речевой системы; ■ функциональные аспекты речи; ■ соотношение видов речевой деятельности. В психолого-педагогической классификации выделяют следующие нарушения. основы логопсихологии ГЛАВА 1 35 Таблица 2
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): ■ фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т. е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; ■ общее недоразвитие речи (ОНР 1-3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам. Нарушения в применении языковых средств обще ния в речевой деятельности (коммуникативный аспект): ■ заикание, • проявления речевого негативизма (мутизм) и др. В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи. В настоящее время в психолого-педагогической классификации специалистами рассматриваются следующие нарушения речевого развития: ■ фонетическре нарушение речи (ФНР); ■ нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ); ■ фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); ■ лексико-грамматическое нарушение речи (ЛГНР);
■ общее недоразвитие речи (ОНР); ■ нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); ■ нарушение темпа и ритма речи (Лалаева Р.И., 2001). клинико-педагогической классификаций представлены в табл. 2.
Для полного понимания зависимости тсоррекционно-развивающей работы от структуры речевого дефекта мы предлагаем рассматривать существующие классификации речевых нарушений в совокупности (табл. 3), которая упорядочивает, дает широкое представление о многоас-пектности объяснения речевых нарушениях в различных классификациях. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Что понимается под нарушениями речи? а. Раскройте причины речевых нарушений. 3. Дайте лингвистическую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи. 4. Раскройте нейропсихологический аспект рассмотрения
Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи. Раскройте психолого-педагогическую классификацию нарушений речи. 7. Сравните подходы в классификации речевых расстройств. Таблица 3
Компоненты речи |
i Лингвистическая 3 | СЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Нейропсихологическая | Клинике-педагогическая | Психол ого-педаго- ги- ческая | ||||||||||||||||||||||||
Внутренняя | | [ Порождение I | Мотив Замысел Программирование | 1арушение процесса порождения высказывания. Нарушения овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи). | Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и задних отделов первой лобной извилины | Динамическая афазия Моторная алалия |
| |||||||||||||||||||||||
Реализация моторной программы | Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной извилины. Поражение задних отделов двигательного анализатора, нижнетеменные отделы Поражение нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария. Поражение передних отделов моторной области коры мозга. | Эфферентная моторная афазия Афферентная моторная афазия Моторная алалия |
|
Продолжение табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Понимание смысла | Нарушение понимания | Поражение средней височной извилины - поля 21 | Акустико- | ||||
речи. | и 37 | мнестическая | |||||
Нарушение усвоения язы- | афазия | ||||||
Пони- | Звено звуко- | ковых единиц и правил их | Поражение задней трети верхней височной изви- | Сенсорная | |||
понимание | мание | различения | функционирования | лины - поле 22, зона Вернике | афазия | ||
пред- | Поражение средней височной извилины - | Акустико- | |||||
метного | поля 21 и 37 | мнестическая | |||||
содер- | афазия | ||||||
жания | Тяжелое нарушение аналитико-синтетической | Сенсорная | |||||
на | деятельности коркового конца речеслухового | алалия | |||||
уровне | анализатора (в клетках верхне-височной извили- | ||||||
значе- | ны - петля Гешля) при поражении височной доли | ||||||
ний | доминантного полушария. | ||||||
Звено опера- | Поражение средней височной извилины - | Акустико- | |||||
тивной слухо- | поля 21 и 37 | мнестическая | |||||
речевой памяти | афазия | ||||||
Звено пере- | Поражение задней трети верхней височной изви- | Сенсорная | |||||
шифровки | лины - поле 22, зона Вернике | афазия | |||||
грамматики в | Тяжелое нарушение аналитико-синтетической | Сенсорная | |||||
значение | деятельности коркового конца речеслухового | алалия | |||||
анализатора (в клетках верхне-височной извили- | |||||||
ны - петля Гешля) при поражении височной доли | |||||||
доминантного полушария. |
Продолжение табл. 3
Реализация вос-триятия и (понимания
Кинестетическое звено
Акустический анализ звуков и слов
Поражение задней трети верхней височной изви-1ины - поле 22, зона Вернике Тяжелое нарушение аналитико-синтетическои деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины - петля Гешля) при поражении височной доли доминантного полушария.
Сенсорная фазия!енсорная ал алия
Кинестетическая организация
.. „Фонетический
1
leal
\ ——------------------ "----
[Неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков): замена, искажение, 'смешение, взаимозамена, перестановка, пропуск
Поражение нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария Поражение задних отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы Поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике
|
Дислалия Дизартрия Ринолалия Алалия (моторная) Афферентная моторная афазия Сенсорная афазия
ФФН ФН ФИД ОНР
Продолжение табл. 3
Лексико-грамматический
Ограниченный словарный запас; обедненные фразы; неправильное согласование слов во фразе; неправильное употребление предлогов, падежей; недо-говаривание, перестановки: аграмматизмы.
Недоразвитие нервных клеток в височно-теменно-затылочных, в лобно-височном отделах доминантного полушария. Локальные изменения в височно-теменно-заты-лочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария. Поражение передних отделов моторной области коры мозга.
Тяжелое нарушение аналитико-синтетическои деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины - петля Гешля) при поражении височной доли доминантного полушария. Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви-
Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и в задних отделах первой лобной извилины. Поражение задних отделов двигательного анализатора, нижнетеменные отделы Поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике Поражение средней височной извилины -поля 21 и 37
Дизартрия
(анартрия)
Алалия
(моторная)
(сенсорная)
Афазия Эфферентная моторная Динамическая афазия Афферентная моторная Сенсорная афазия Акустико-мнестическая афазия Ринолалия
ОНР
Продолжение табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| мелодико-интонационный | Неправильное употребление ударений (логических -во фразе, грамматических -в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса: тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, немодули-рованный, скандирование) | Повреждение коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. | Дизартрия Дисфония (афония) | ОНР Нарушения голоса |
Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной извилины. | Эфферентная моторная афазия | |||||
Ринолалия (ринофония) | ||||||
Темпоритмический | Ускоренный темп; замедленный темп; прерывистый (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки: итерации, полтерн, заикание) | Патологическое преобладание процессов возбуждения. | Тахилалия | Заикание
| ||
Патологическое усиление тормозного процесса. | Брадилалия | |||||
Нарушения индукционных отношений между корой и подкоркой и условно-рефлекторных механизмов, регулирующих деятельность подкорковых образований; динамические отклонения функций стриопаллидарной системы. 1) Нарушения систем ассоциативных волокон. 2) Моторная недостаточность речи, связанная с поражением подкорковых образований | Заикание невротическое, органическое |
Продолжение табл. 3
Письмо
Неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение букв в слове; несогласование и перестановки слов в предложении;
«ходы за строчку.
Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной извилины.
Поражение средней височной извилины - поля 21 и 37
Повреждение различных отделов зрительного анализатора
Поражение нижнетеменных отделов левого полушария
Поражение нижних отделов ретроцентральной области левого полушария Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви-
Поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике
Эфферентная
моторная
афазия
Акустико-
мнестическая
1фазия
Дисграфия Оптико-пространственная дисграфия Афферентная моторная аграфия Эфферентная моторная афазия, аграфия
Сенсорная афазия, агра-
ОНР ФФН
Окончание табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Чтение | Побуквенное чтение; заме- | Поражение теменно-затылочных и затылочных | Оптическая | |||
на и смешение звуков; | отделов левого полушария | дислексия | ||||
искажение звуко-слоговой | Поражение височных отделов левого полушария | Сенсорные | ||||
структуры слова; наруше- | дислексии | |||||
ние понимания прочитан- | Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле | Эфферентная | ||||
ного; аграмматизмы. | (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви- | моторная | ||||
лины. | афазия, алек- | |||||
сия | ||||||
Поражение задней трети верхней височной изви- | Сенсорная | |||||
лины - поле 22, зона Вернике | афазия, алек- | |||||
сия |
ГЛАВА 1____________________________________________ 43
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.062 с.)