Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система коррекционно - логопедической работы
На основе исследований речевого и психического раз- вития детей с разными видами речевой патологии в нашей стране были разработаны научно обоснованная теория обучения детей с нарушениями речи и принципы комплектования логопедических учреждений системы образования; организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений для лиц с различными формами речевой патологии. Логопедическая помощь детям дошкольного и школь- ного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: • ясли-сад для детей с нарушениями речи; ■ логопедический детский сад; ■ группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа; ■ учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей нарушениями речи, школа для детей с нарушениями речи (1 и 2-е отделения); ■ логопедические пункты при общеобразовательных школах; • группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа. К инновационным типам учреждений относятся кор-рекционно-развивающие центры, представляющие собой модульную систему из нескольких блоков (диагностические группы, патронажные группы, группы для детей с разными формами речевых нарушений, группы логопедической поддержки для младших школьников и др.). Определены структура этих учреждений, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости возможность перевода ребенка в другое учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития. Не подлежат зачислению в данные учреждения умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и т. п. Эти дети могут получить логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту, а также в стационарах, яслях, санаториях системы здравоохранения. В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустациоиары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п., детские санатории, сурдологические кабинеты, специализированные ясли.
В этих учреждениях осуществляются всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (афазия, заикание, ринолалия, дизартрия, алалия и др.) Система логопедической помощи в нашей стране пред-Ставлена в схеме. УЧРЕЖДЕНИЯ, ОКАЗЬЮАЮЩИЕ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
1СТАШОНАРЫ I j ПОЛИКЛИНИКИ ДОМ ИНВАЛИДА
I ДОШКОЛЬНЫЕ | Д ШКОЛЬНЫЕ | САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ ДОМ РЕБЕНКА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ | { МАССОВЫЕ | ЛОГОПУНКТЫ \ МАССОВЫЕ \ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА УВИЛА РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ I ОТДЕЛЕНИЕ ПОТДЕЛЕНИЕ Схема. Система логопедической помопщ ГЛАВА 3 15 3 В настоящее время разработаны научно обоснованные системы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями, внедрены в практику и адаптированы к различным типам логопедических учреждений. Системы коррекционного воспитания и обучения представлены в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Н.А.Чевелева, С.А. Миронова и др.). В программах реализуются следующие задачи развития речи: ■ структурные — осуществляется формирование разных ■ функциональные — формируются навыки владения ре- ■ когнитивные — формируется осознание языка и речи, Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ребенка, но обязательно подразделяются на ряд более конкретных задач, определяемых типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения. Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того', какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.
По отношению к детям, имеющим преимущественные нарушения речевых средств, на первый план выдвигается систематическое формирование лексико-грамматичес-кой системы и связной речи; по отношению к заикающимся — формирование различных сторон речевого поведения и преодоление свойств, отрицательно влияющих на плавное течение связной речи как произвольной деятельности. 154 основы логрпсихологии ГЛАВА 3
Вычленение задач развития речи носит условный характер, так как в работе с детьми они тесно связаны. Однако при всех нарушениях речи реализуется задача снятия аффективной реакции на дефект, предупреждение более глубоких вторичных проявлений дефекта и подготовка к обучению в школе. Классификация методов коррекционного обучения зависит от выбора стратегии логопедического воздействия при различных вариантах отклонения речевой деятельности. В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематичес-кое недоразвитие) наиболее эффективным является ком- муникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов: ■ взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности; ■ ситуативно-тематическая организация языкового ма- ■ концентричность в подаче и закреплении речевого ■ опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы; ■ подчиненность речевых навыков развитию коммуни- Традиционно используются модификаций словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговариваяие, объяснение, оценка детской речи, вопрос. Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи дошкольников наиболее полно представлено в работах С.А. Мироне Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.П. Фуреевой и др. Методика логопедического воздействия при различных видах и формах речевой недостаточности использует все многообразие психолого-педагогических методов дошкольной коррекционной педагогики, однако сфера и особенности применения этих методов определяются спецификой речевого расстройства, структурой соотношения первичных и производных нарушений ребенка, его возрастными особенностями. Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. В случае выраженных («тяжелых») нарушений речи важную роль играет перестройка речевой функции и формирование компенсаторных механизмов, замещающих нарушенное звено. Логопедическое воздействие во всех его аспектах включает в себя: устранение дефекта (например, дефектов произношения, голоса); нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого расстройства (при выраженной дизартрии), а также преодоление вторичных влияний на личность и интеллект ребенка.
Огромное значение имеет предупреждение отсроченных проявлений системных речевых нарушений (при алалии, дизартрии, ринолалии и др.), проявляющихся наиболее отчетливо при обучении в школе. При определении направления логопедического воздействия учитываются: ■ совокупность этиологических факторов; ■ механизм речевого нарушения; 156 основы логопсихологай *1 ГЛАВА 3 157
■ структурно-функциональная организация речевой системы при разных формах нарушения. Основные направления формирования полноценной речевой деятельности дошкольников в процессе целенаправленного обучения и воспитания отражены в программно-методической литературе (С.А. Миронова, Т. Б. Фи-личева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова и др.). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Сформулируйте общие и специфические задачи воспита- 2. Определите основные задачи специальных программ раз- 3. Охарактеризуйте систему логопедической помощи детям 4. Какие методы логопедического воздействия применяют-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.013 с.) |