Основные типы политической культуры. Особенности политической культуры России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы политической культуры. Особенности политической культуры России



Типы политической культуры. В политической науке особую известность получила классификация политической культуры, предложенная Габриэлом Алмондом и Сиднеем Вербой в книге «Гражданская культура» (1963). Они выделили три типа поведенческой культуры:

патриархальная - для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности. Эта куль­тура исключает наличие конкретных политических ролей, и ней не конкретизируются политические ориентации, субъект не обладает знаниями относительно политики, он ориенти­рован на так называемые первичные отношения в труппах, замыкается в местной и этнической солидарности;

подданническая – с сильной ориентацией на политиче­ские институты и невысоким уровнем индивидуальной ак­тивности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминиро­вала в течение всей истории Государства Российского, вклю­чая и период СССР;

активистская (партиципаторная отангл. participation - участие) - свиде­тельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея и виду влияние граждан на властные отношения в стране с по­мощью выборов, референдумов, демонстраций.

В реальной политической жизни эти типы политической культуры практически никогда не проявляются в «чистом» виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компо­нентов (субкультур). Самой массовой и одновременно опти­мальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в кото­рой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием факторов, не утративших сво­его влияния и в настоящее время. К ним в первую очередь можно отнести геополитические обстоятельства (размер тер­ритории, климат, ландшафт, сопредельные народы). Собст­венное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общинные формы организации жизни россиян, геополитическая срединность России по от­ношению к Востоку и Западу, постоянная ориентация госу­дарства на чрезвычайные методы управления.

Длительное и противоречивое влияние различных фак­торов привело к возникновению внутренне расколотой, гори­зонтально и вертикально поляризованной политической культуры, в которой ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым ориентирам. Основные слои населе­ния тяготеют в разных пропорциях к ценностям и западной, и восточной политической культуры. Для России и сегодня характерны:

- историческая склонность к централизации государственной власти, доминированию государства над обществом;

- историческая выдержка и стойкость, готовность к сплочению и консолидации только в переломные, кризисные, судьбоносные эпохи и политическая индифферентность, апатия, конформизм - в остальные периоды государственной жизни;

- отрицание прошлого политического опыта каждой вновь пришедшей к управлению государством властной группировкой;

- предпочтительность революционных действий по сравнению с реформаторскими программами и стратегиями;

- ориентация на быстрые благоприятные перемены в обществе, перманентная идея «большого скачка»;

- неумение учиться на чужих достижениях и ошибках, бездумное копирование зарубежного социального и политического опыта;

- широчайший разброс политических предпочтений значительных групп населения (от монархизма до анархизма), что крайне затрудняет выработку общенациональных идей и стратегий.

Уровень различий и противостояния между субкультурами в России чрезмерно высок. Вместе с тем, российскому обществу для обретения ста­бильности и политического единства необходимы последо­вательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространст­ва для проявления гражданской активности людей, вовлече­ние их в контроль над управляющими с тем, чтобы сложи­лись современные массовые идеалы гражданского достоин­ства, самоуважения, демократические формы взаимодейст­вия человека и власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.)