Общественное мнение в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное мнение в современной России



Общественным мнением постоянно манипулируют различные политические субъекты. Политики, желая добиться своих целей, выдать свои узкопартийные, социальные интересы за интересы широких народных масс, как правило, опираются на «своих» исследователей общественного мнения.

В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения. Но на виду и на слуху миллионов людей практически шесть: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике Администрации Президента. Vox Populi Б. Грушина, Центр А. Киссель-мана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа. Это не значит, что другие научные подразделения, особенно в регионах, плохо знают проблему, некачественно ее исследуют. Скорее наоборот. Но, как показывает практика, наибольший интерес СМИ и политиков вызывает продукция именно названных центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальный заказ политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от столичных политических игр и баталий.

Общественное мнение проявляется тем ярче и активнее, бывает тем действеннее, чем вернее, точнее выбрана и сформулирована задача, которую предстоит решить, чем глубже и полнее разъяснены цели и средства их достижения. Оно - чуткий барометр, его показания говорят о глубинных процессах, протекающих в сознании масс. Эти процессы первоначально могут быть едва заметны или только нарождаться. Без умелого улавливания, глубокого анализа нарождающихся в обществе тенденций и их отражения в общественном мнении невозможна никакая мало-мальски серьезная политика.

 

Политическая роль СМИ

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ обусловлена тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по «производству» политической информации. Поскольку в демократических политических системах они действуют достаточно автономно, то создаваемая ими информация может иметь далеко не нейтральный характер, в частности, резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам. Политические возможности СМИ умножаются и благодаря тому, что они имеют доступ к населению, формируют его отношение к политической системе. Известны факты, когда статьи в газетах, или трансляция по телевидению определенных материалов приводили к политическим скандалам, отставкам политических лидеров (например, уотергейтское дело Президента США Р.Никсона).

Колоссальное влияние СМИ, особенно электронных, на сознание и даже на подсознание многих людей вызывают в последнее время серьезные опасения. В Европе они настолько сильны, что в последнее десятилетие там появилась новая социальная дисциплина «Медиалогия» - наука о СМИ.

Философы, психологи, социологи, лингвисты стремятся предупредить своих граждан об опасности некритического восприятия рекламы (скрытой и явной), «как политической, так и коммерческой, и тем самым уберечь их оттого, что получило название «промывание мозгов». Европейские интеллектуалы настаивали на создании различного рода общественных советов, дабы избежать неограниченного влияния крупного капитала (финансирующего СМИ, и, стало быть, определяющего их политику). С другой стороны, они пытаются ограничить поток «низкосортных поделок» массовой культуры. Например, во Франции был запрещен показ по государственному телевидению сериала «Богатые тоже плачут», хотя размещение рекламы сулило прокатчикам немалые деньги.

 

Тема 6. Политические отношения и процессы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.81.166 (0.004 с.)