Детская книга в условиях развития современного общества: проблемы и задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская книга в условиях развития современного общества: проблемы и задачи



Петров В.С.,

старший преподаватель кафедры журналистики и издательского дела

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье рассматривается детская книга как вид искусства, которая формирует эстетические вкусы, моральные ценности. Акцентируется внимание на профессиональное издательство детской книги. Автор поднимает проблему о расширении круга детского чтения и привития любви к чтению.

Ключевые слова: детская книга, эстетические вкусы, моральные ценности. 

 

Abstract.  Children book as type of art, which forms aesthetically beautiful tastes, moral values, is examined in the article. Large attention spared to professional publishing house сhildrens book. Mover raises the question of your reading and developed a passion like reading.

К ey words: children book, aesthetically tastes, moral values.

 

По словам В.Г. Белинского, «книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются... и дети ‒ так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать». Детские книги ‒ сокровища духовного богатства людей, самое ценное, что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей. Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична и является средством воспитания, формирования личности ребенка. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания, т. е. как учебными, так и литературными детскими книгами.

Одна из главных целей – это задача воспитания грамотного читателя, которую на современном этапе развития общества выдвинула сама жизнь, является составной частью общей задачи формирования ребёнка как высококультурной и высокоразвитой личности, ибо от состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества.

Отсюда одной из актуальных проблем современной школы является совершенствование методики воспитания активного читателя, умеющего работать с книгой, так как именно книга, её познавательная, нравственная, эстетическая и воспитательная миссия предназначена для внесения незаменимого вклада в выполнение общей задачи нашего общества.

Детская книга ‒ форма передачи человеческого опыта, знаний, чувств, синтез трёх искусств: искусство слова, живописи и дизайна. Теперь детские книги создаются не только «ради младенческого научения», но и для удовлетворения эстетических потребностей детей и не ограничиваться изображением настоящего, а развивать их фантазию, веру в светлое будущее, воспитывать в детях качества, необходимые для нового человека ‒ борца. Поэтому их рекомендуют читать не только на уроках, но и ради уроков, в свободное от занятия время, для развлечения.

Одна из главных задач – это формирование круга детского чтения Издавна велась борьба за расширение круга детского чтения. Ее начали
Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,
К.Д. Ушинский и продолжили A.M. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой и другие писатели. Это глубоко принципиальная борьба, так как речь идет о постепенном, настойчивом, последовательном приобщении ребенка к жизни, о формировании его эстетического идеала. Но книга как произведение искусства слова оказывает глубокое нравственное воздействие, формирует сознание, вдохновляет, когда содержание её правильно воспринято: «понято, прочувствованно, сопережито», на что указывал К.Д. Ушинский. Для развития детской литературы огромное значение имели критические работы В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, и в первую очередь для утверждения в ней реализма. В.Г. Белинский ‒ критик и теоретик детской литературы, он вел борьбу за реалистическое направление в детской литературе, воспитывать в детях не эгоистические стремления, а «человеческую любовь», «чистую, а не корыстную любовь к добру». Н.Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов уделяли большую роль в воспитании гражданского чувства, а также возрастной специфике детской книги. А.И. Герцена же волновали вопросы научного мировоззрения. Он поощрял развитие разума, любознательности и подчеркивал, что в книге собран весь опыт, накопленный человечеством, поэтому она является как бы «духовным завещанием» одного поколения другим и в то же время «программой будущего».

В последние десятилетия в нашей стране активно развивается тендерное направление: произведения отдельно для девочек и мальчиков. Так, круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Меняются идеологические установки, художественные вкусы, обновляются программы воспитания и образования.

Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы ‒ приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе ‒ развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.

Современное понятие детской литературы имеет два значения. Первое ‒ обиходно-бытовое, когда детской литера­турой называют все произведения, которые читают дети. Однако специалисты (литературоведы, библиотекари, педагоги) предпочитают второе значение ‒ научное.

В творчестве современных писателей можно проследить желание раскрепощения языковых средств, скованных жесткими нормативными требованиями, которые ранее предъявлялись к детской книге. Этот процесс закономерен, поскольку язык детской книги должен оставаться живым при всей своей литературности. Однако недопустимо проникновение в детскую книгу сленга криминального мира, нецензурных. Произведения детской литературы должны быть высочайшего художественного качества. Говоря другими словами, детская литература должна быть «высоким искусством». Только в случаях, когда взрослые и дети едины в признании достоинств того или иного произведения и это признание неизменно на протяжении нескольких историче­ских эпох, произведение станет классикой. Но как же быть с произведениями новыми, не прошедшими проверку временем? Помимо соответствия общим требованиям в первую очередь следует оценить степень актуальности темы, идей и художественной формы. Для этого специалист в области детской литературы должен увидеть в произведении богатство или бедность художественных традиций, а также соотнести художественную форму с последними литературными тенденциями. Разумеется, для этого надо постоянно следить за развитием литературы. Много лет существовал вопрос о выделении определенной специфики детского издания. Ученые, критики пришли к выводу, что данные книги имеют отличительные черты оформления, так как познание действительности ребенка совершенно отличается от восприятия окружающего мира взрослого человека.

Для издания книги существуют определенные государственные стандарты и санпиновские нормы, которые издатели обязаны соблюдать при выпуске товара.

Белинский считал, что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью, быть особенно богат и выразителен, чтобы помочь ребенку расширить горизонты, научить новым формам речи. Вместе с тем язык должен быть доступен. Эти качества речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова, строго выверенной грамматической структурой каждого предложения. В идеале даже прозаические произведения должны легко запоминаться наизусть, обогащать речевой опыт малыша. Детская книга призвана нести этическое начало, и язык ее должен соответствовать высокому назначению. Прекрасная, хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная, полезна и для детей, и для взрослых. Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью.

Детская книга выполняет свою главную задачу ‒ воспитывать человека нравственного. От самых своих истоков детская литература ориентирована на гуманистические ценности, учит различать добро и зло, правду и ложь. При этом детский писатель не может быть вполне свободен от общественных идей своего времени, и его индивидуальный художественный стиль соответствует стилю эпохи.

В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя ‒ художник. Юного читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Дело в том, что ребенок первые сведения о мире получает не вербальным путем, а визуально и аудиально. Детская литература выполняет такие функции: познавательную, развлекательную, эстетическую, воспитательную, образовательную. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Говоря об эстетической функции книги, дети знакомятся с искусством, с понятием прекрасного, развиваются духовно, а образовательная функция книги развивает язык читателя, формирует мышление, умение сопоставлять факты и анализировать информацию, а что касательно познавательной функции, то она расширяет кругозор читателя. Виды детской литературы определяются функцией книги.

Научно-познавательная литература подразделяется на учебно-познавательную (школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т.п.) и художественно-познавательную (очерки, рассказы, сказки, в образах раскрывающие объективное содержание явлений природы). Так называемая эстетическая литература повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она в свою очередь делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также на их производные. Кроме того, существует развлекательная литература; обычно она не в чести у взрослых. Развлекательная литература находится в оппозиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору. Практическая классификация детской литературы построена на особенностях детской читательской психологии и периодизации образовательного процесса и имеет четыре возрастные категории, от которых зависит техническое, художественное и содержательное оформление издания: книги для детей дошкольного возраста до шести лет, книги для детей младшего школьного возраста от семи до десяти лет, книги для детей школьного возраста от одиннадцати до четырнадцати лет, книги для детей старшего школьного возраста (подростков) от пятнадцати до семнадцати лет.

Общие технические требования выпуска детского издания отражены в ГОСТе 7.60-90. В данных ГОСТах говорится о запрете применения глубокой печати, а также о том, что не рекомендуется применять способ высокой печати детской литературы дошкольного возраста и детей младших классов.

Особую роль в детской книге играет иллюстрация. Она очень важна, а для первой категории читателей просто необходима, так как дети воспринимают информацию визуально. Иллюстрация не должна целиком дублировать основной текст издания, она должна сопровождать, пояснять и уточнять какие-то аспекты произведения. Иллюстратор, как правило, работает не только с редактором, но и с автором. Работы иллюстратора должны гармонировать с авторским текстом, а также соответствовать его стилю и жанру. Текст и иллюстрации должны сливаться в единое целое и представлять готовый продукт. Так же, как и книга, иллюстрация выполняет ряд важнейших функций: познавательную; воспитательную; эстетическую; дополняющую. Основной текст книги сопровождается красочными иллюстрациями, которые предлагают читателю познакомиться с предметами, используемыми художники при написании картин. Работа художественного редактора состоим в том, что при отборе иллюстраций для книг он обязан предъявить определенные требования. А именно, проверить, соответствует ли иллюстрация возрастной категории читателя и виду издания, дополняет ли она основной текст, нет ли противоречий, достоверно ли изображение и выполняет ли оно эстетическую функцию. В каждой из этих групп есть более мелкие возрастные членения.

Детская книга предлагает не только чтение, но и другие аспекты общения с ней: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, импровизации на темы заключённого в ней произведения и т.д. Поэтому понятие «Детская книга» несколько шире понятия «детская литература» и отличается богатством типологической палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфического языка книги, преобладающим над текстом значением иллюстративного ряда. Художники считают её одним из жанров изобразительного искусства. Существуют такие дизайнерские типы книг: книжки-подушки, книжки-вырубки, книжки-игрушки с встроенными деталями, книжка-театр, книга-панорама, книжки-малышки, книжки из картона (элерманы), книжки-альбомы для раскрашивания, книжки-рассказки (комплексы), озвученная книга (на кассетах), видеокнижка, книжки-ширмочки (раскладушка), книжки-самоделки.

Наше время отличается глобальной компьютеризацией. Современными гаджетами, а также интернетом увлечены не только взрослые, подростки, но даже дети. Всемирная сеть дает им все возможности для учебы, развития и развлечений. Но далеко не все, что предлагает детям интернет, оказывает положительное влияние на психику, развитие умственных способностей и положительных человеческих качеств ребенка. Поэтому родителям не следует пренебрегать старыми, проверенными способами воспитания своих детей, например такими, как детская литература. На протяжении многих десятилетий стихи и проза для детей являются эффективным методом формирования маленькой личности. Немало ценных произведений и в мире современной детской литературы. Детская книга учит ребят адаптироваться к нынешним условиям жизни, находить свое собственное место в социуме. Книга должна быть нужна и понятна каждому ребенку. Дети растут с книгами, получают из книг полезную информацию. Детская книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение. В мире современных технологий ‒ книга должна занимать своё почетное место. И не только как носитель информации, а как предмет, который веками ценился людьми разных времен.

Литература

 

1. Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий. Учебное пособие для студентов / С.Г. Антонова. ‒ М., 2002. – 345 с.

2. Буковецкая О.А. Готовим в печать журнал, книгу, буклет, визитку / О.А. Буковецкая. ‒ М.: Издательство «НТ Пресс», 2007. – 248 с.

3. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания / А.Э Мильчин, Л.К. Чельцова. ‒ М.: «Олимп»: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2008. – 256 с.


 

УДК 655.4/.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.012 с.)