Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Слово учителя. Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании не с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А. С. Пушкина. 2. Чтение публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку». Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе. Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление. Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым. Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить. (А. С. Пушкин.) 3. Беседа по вопросам. – В каком стиле написано «Назидание»? – Какие советы дает нам А. С. Пушкин? (Не проявляй услужливости; не отвечай оскорблениями; не делай долгов.) – Как же пишется не с глаголами? Запись в тетрадях и на доске. Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без не не употребляется: невзлюбить, нездоровится. – Вспомните о правописании не с существительными и прилагательными. Запись в тетрадях и на доске: Слитно, если: Раздельно, если: – без не не употребляется – есть противопоставление (неряха, невзгоды, с союзом а (не правда, а ложь); нерадивый, небрежный); – с сущ. при отрицании (не волк); – можно заменить – с кратким прилагательным (не могуч); синонимом без не или – есть слова далеко не, вовсе не, близким по значению совсем не; выражением – зависимое слово – отрицательное (неправда – ложь) местоимение (никому не интересный); – прилагательное в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший) 4. Как же пишется не с причастиями? Чтение § 24 (с. 67). – На правописание какой части речи это похоже? – Какой новый пункт мы можем добавить в нашу таблицу?
(Полные причастия, при которых есть зависимые слова, то есть причастный оборот, пишутся с не раздельно.) IV. Закрепление. 1. Выполнение упражнения 133 (по цепочке, устно указывая на условия слитного или раздельного написания не с причастиями). 2. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы. Человек и море (не)случайно любят (не)покой и беспредельность… Есть в них (не)разгадан..ая тайна, есть в них (не)досказан..ая цельность (Степанов). Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на зарождавшиеся валы еще (не)покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева (Горький). 3. Орфографическая диктовка с последующей взаимопроверкой. Не хороший, а плохой поступок, неинтересная книга, невзгоды закаляют характер; рассказывать небылицы, не сомневался ни в чем, недалеко от города, неуверенный человек, никем не опознан, неожиданный гость, еще не оконченный и еще мной не начатый стих, преследовать неприятеля, мне нездоровится, не написал бы. 4. Выполнение упражнения 134 (на доске). Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые слова. Графически обозначьте причастные обороты. 5. Выполнение упражнения 135 (самостоятельно). 6. Индивидуальные задания по карточкам. Карточка 1. Спишите. Укажите, где в предложениях прилагательные, а где причастия. Ответьте на вопросы: слитно или раздельно? «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера и для послушных, и для не?послушных детей. Автор считает, что воспитанные мальчики и девочки больше нравятся людоеду, чем не?воспитанные. Встретив людоеда, поторопитесь сообщить ему, что руки у вас не?вымыты, ногти не?стрижены, волосы не?причесаны, ботинки не?начищены, одежда не?поглажена, не?заштопана. Как вы считаете, советы Г. Остера не?вредны или не?полезны? Карточка 2. Спишите. Найдите и подчеркните краткие причастия в стихотворении Джанни Родари. Ответьте на вопрос: слитно или раздельно? Вечно ворчит
На служанку хозяйка: Плохо погладила Платье, лентяйка. Окна не?вымыты, Пол не?натерт, Ложка пропала, Не?выпечен торт. Дня не проходит Без новой придирки: Соус без соли, Крендель без дырки. Кот не?накормлен, Кофе не?молото, Плохо начищены Бронза и золото. Лопнул стакан И разбиты две банки… Туго приходится Бедной служанке! Перевод С. Маршака (Учителю нужно сказать про род слова «кофе».) V. Подведение итогов урока. – Правописание каких частей речи вспомнили на уроке? – Что узнали нового? – Когда не пишется раздельно с причастиями? А когда слитно? & Домашнее задание: упражнение 136; правило на с. 67 и написание слов из рамочек (с. 67–69) выучить. Урок 41 Цел и: подготовить ребят к написанию изложения; повторить приемы описания предмета; (р/р) обогащать словарный запас учащихся, учить выражать свое мнение. Ход урока I. Организационный момент. II. Подготовка к изложению (20 минут). 1. Чтение текста учителем (упражнения 130). Слово учителя (к тексту). В конце 1956 г. М. А. Шолохов завершил и вскоре опубликовал на страницах «Правды» рассказ «Судьба человека». Писатель рассматривал это произведение как «подступ к большому разговору о большой войне». Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны: суровые фронтовые будни, напряженные кровопролитные бои, жуткие страдания в плену, известия о смерти жены и сына, – и ценой этих громадных, ничем не возместимых утрат и лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на Земле, на светлое будущее всей страны. «Судьба человека» – это рассказ о том, что такое война, какие бедствия она несет людям. Перед нами «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…» Удивительно чистая, широкая, открытая всему доброму душа у Андрея Соколова, главного героя рассказа, усыновившего сироту Ванюшку. «Что ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина» (М. Шолохов. «Судьба человека»). 2. Самостоятельное чтение учащимися отрывка из произведения М. Шолохова; карандашом выделяются ключевые фразы. 3. Беседа по тексту. – Какое впечатление произвел на вас текст? – Чем интересно его содержание? – Какова основная тема? – Какова композиция? Из скольких частей состоит текст? – Назовите микротемы. – Какие ключевые фразы вы выделили, на что следует обратить внимание? – Нам предстоит сегодня написать выборочное изложение. 4. Чтение задания на с. 64, упражнение 130.
– А что означает термин «выборочное изложение»? – Какую работу мы должны будем выполнить? – Вспомните, как нужно описывать человека. (Сначала описывают то, как выглядит человек, а затем называют его характерные действия). 5. Составление плана. 1) Первое впечатление. 2) Внешность (лицо, одежда и т. д.). 3) Характерные действия. – Сколько абзацев у вас должно получиться (минимально)? – Какое первое впечатление от героев отрывка? Что вы напишете в первом абзаце? – Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия он выполняет? – А как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему? – В каких пунктах плана вы будете писать об этом? – Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (Глаза и руки.) – У мальчика глаза светлые, как небушко, а у мужчины – словно присыпанные пеплом. а) Как называется такой прием? Почему у Вани – «розовая холодная ручонка», а у его отца – «черствая»? б) Какое языковое средство использует здесь автор? в) У мальчика были «белесые брови». Какого же они цвета? (Беловатые, тускло-белые.) – Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание предметов? Характеризуют ли человека его собственные вещи? – Придумайте и запишите заголовок к своему изложению. 6. Повторное чтение текста учителем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.021 с.) |