Отличие отглагольных прилагательных от причастий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие отглагольных прилагательных от причастий



Причастие Отглагольное прилагательное
1. Значение прямое. 2. Имеет зависимые слова. 3. Сочетается с существительным в творительном падеже 1. Значение переносное. 2. Нет зависимых слов. 3. Не сочетается с существительным в творительном падеже

Общее в отглагольных прилагательных и причастиях:

1) Есть полная и краткая формы.

2) Образованы от глаголов.

V. Закрепление темы.

1. Выпишите в два столбика словосочетания:

Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный ковер, копченая колбаса, линованая тетрадь, закопченные стены, тканая скатерть, рованная улицаскованные движения, асфальти (обратить внимание на постановку ударения), кованый меч.

VI. Найдите ошибки в словах, записанных на доске, обоснуйте свой выбор.

Посаже нн ый отец, писа н ые людьми законы, назва нн ый брат, высуше нн ое на солнце белье, рассея н ые дети, подмоче н ый водой батон, подмоче нн ая репутация, пря нн ый запах, жертве нн ый огонь, патентова нн ый препарат, серебря нн ые ложки, лакирова н ый стол, оловя н ый солдатик, смышле нн ый малыш.

– Как вы понимаете слово патентованный?

(Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение.)

– А что означает словосочетание подмоченная репутация?

– Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями.

VII. Подведение итогов урока.

– В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий?

– А что у них общего?

& Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

Урок 37
Контрольный диктант

Цел ь: проверить знания учащихся, полученные по теме «Причастие».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

I вариант

РАЗМЫШЛЕНИЯ БОЯНА

Киев надвигался из-за зеленых стен островов и обрывов как внезапное волшебное видение, возникшее среди пустынных крутых берегов, покрытых густыми лесами и отдельными купами столетних яворов – белых кленов.

Над этим безлюдьем на высоком, уходящем в небо крутояре, над вершинами дерев вокруг появлялись, начинали расти вверх не то каменные плечистые изваяния, не то воины-великаны в гигантских серых свинцовых шлемах, неподвижные, несокрушимые, устрашающие.

Боян всегда удивлялся, до чего эти внезапно возникающие над деревьями силуэты соборов и церквей, увенчанные свинцовыми куполами, похожи на закованных в броню бойцов, стоящих на страже. Один вид их поневоле вселял страх в незваных гостей-пришельцев. Он так и воспринимал храмы, воздвигнутые Ярославом и его предшественниками, – не как устремленные ввысь, к богу, молебственные сооружения, а как напоминание о могуществе и неодолимости города и всей Руси. (А. Черненко.)

(126 слов.)

(Безударные гласные в корне; непроизносимые согласные, чередующиеся гласные в корне; одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, не с разными частями речи; знаки препинания при обособленных определениях, приложениях, однородных членах предложения, в сложносочиненном предложении.)

Грамматические задания:

1. Выпишите из текста причастия, укажите в них глагольные признаки и признаки прилагательных:

I вариант – действительные причастия;

II вариант – страдательные причастия.

2. Сделайте разбор причастий по составу:

I вариант – увенчанные;

II вариант – несокрушимые.

3. Выпишите из текста глаголы:

I вариант – надвигался;

II вариант – удивлялся.

– Подберите к ним видовую пару и все возможные формы причастия, формообразующие суффиксы выделите.

II вариант

ТРОПИНКИ

Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где труднее. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света.

Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.

Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Все чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинками устраивают гнезда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остается один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

(Ф. Нестеров.)

(Безударные гласные в корне, правописание чк, чн; одна и буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, не с прилагательными; тире между подлежащим и сказуемым; запятая при однородных членах предложения; знаки препинания в сложном предложении.)

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор:

I вариант – 1-е предложение первого абзаца;

II вариант – 1-е предложение второго абзаца.

2. Выпишите из текста причастия, укажите в них глагольные признаки и признаки прилагательных:

I вариант – действительные причастия;

II вариант – страдательные причастия.

3. Выпишите из текста глаголы:

I вариант – вызывают;

II вариант – остается.

– Подберите к ним видовую пару и все возможные формы причастия, выделите формообразующие суффиксы.

4. Выполните словообразовательный разбор существительного первопроходцы.

& Домашнее задание: повторить сведения о типах и стилях текста.

 

 

Урок 38
Работа над ошибками, допущенными
в контрольном диктанте

Цел и: провести работу над определением типа и стиля текста диктанта, способа связи предложений, деление на абзацы и др.; выполнить работу над ошибками, допущенными в диктанте.

Ход урока

I. Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.007 с.)