Акушерки-практики и врачи-теоретики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акушерки-практики и врачи-теоретики



 

Такой подход привел к тому, что в средневековой гинекологии и акушерском деле образовался серьезный разрыв между теорией и практикой. Врачи в подавляющем большинстве были мужчинами, но гинекологическими заболеваниями, ведением беременности и родовспоможением занимались практически исключительно женщины.

Как пишет Клавдия Опитц: «Традиционная и преобладающая мораль запрещала мужчинам обследовать женщин. Когда ученые и богословы озаботились предметом (главным образом в Италии, в медицинской школе в Салерно и других местах), он оставался большей частью теоретическим. И напротив, повитухи обучались на опыте, который передавали младшим женщинам, состоявшим при них ученицами, как в любом другом ремесле или торговле».

Участие мужчин долгое время ограничивалось в основном случаями экстренного хирургического вмешательства, когда речь шла уже о жизни и смерти плода и роженицы. Плюс к ним могли обращаться за советами и лекарствами в случаях бесплодия или, наоборот, при необходимости избежать зачатия или избавиться от плода. Впрочем, для этих целей женщины к кому только не обращались, начиная от придворных врачей и заканчивая всевозможными шарлатанами, не говоря уж о существовании множества молитв, заговоров, амулетов и прочих как религиозных, так и магических «средств». Но это отдельный вопрос, о котором речь пойдет дальше.

Такое разделение сфер деятельности не означало, что акушерки и врачи практически не пересекались. Скорее можно сказать, что они практически не конкурировали, поскольку занимали разные ниши в средневековой медицине, а в сложных случаях работали вместе, соединяя практический опыт одних с научными знаниями других. «Кажется, некоторый обмен информацией между этими двумя группами все же имел место к концу рассматриваемого периода, — пишет Клавдия Опитц, — когда стали доступны переводы греческих и арабских текстов. Одним из указаний на это является появление в медицинской литературе XIII в. ссылок на кесарево сечение, прежде неизвестное в Европе. Другое указание — перевод и возрастающая частота использования фундаментальных гинекологических текстов, известных с XV в. как Liber Trotula…»

 

Женщины в документах

 

Надо остановиться еще и на таком моменте — женщины очень мало представлены в специализированной медицинской литературе Средних веков и в административных записях. Их почти нет среди авторов трактатов и пособий, они редко значатся в числе практикующих врачей, и даже об акушерках нет почти никаких официальных записей. Именно поэтому историки, изучавшие средневековую медицину, довольно долго придерживались мнения, что женщины вообще не были допущены в эту сферу, да и в родовспоможении участвовали неофициально, на семейном уровне.

Но как только исследователи вплотную занялись изучением немедицинских источников, картина резко изменилась. Действительно сфера планирования и ведения беременности, а также родовспоможения, восстановления после родов и ухода за младенцами относилась к семейным вопросам, была почти исключительно практической, мало изучалась в университетах, и большая часть знаний о ней передавалась устно, от опытных в этом деле женщин к ученицам. Но это только пока все шло хорошо. Стоило системе дать сбой, как она тут же выходила на всеобщее обозрение и широко отображалась в документах, которые теперь служат отличными источниками по вопросам средневекового акушерства и гинекологии.

 

Рождение близнецов, О граде Божьем, манускрипт 1475–1480 гг., Франция

 

Думаю, нетрудно догадаться, что речь в первую очередь идет о судебных документах. «Наилучшие свидетельства, — пишет Кэтрин Парк, профессор Гарвардского университета, специализирующийся на вопросах женского здоровья в Средние века, — содержатся в немедицинских источниках, таких как свидетельские показания, собранные в ходе судебных разбирательств, касающихся, например, смерти роженицы, которую санитары приписывали халатности акушерки, наследственного спора о том, родился ли живым плод, вырезанный из матки умершей матери, или судебного преследования незамужней служанки за то, что она задушила своего новорожденного ребенка… Также полезны списки чудес и личная переписка или бухгалтерские книги. Дополнительные источники информации включают произведения искусства — надгробные скульптуры, иллюстрации к рукописям, монументальные фрески, изображающие Рождение Девы Марии или Юлия Цезаря (считалось, что они были рождены путем кесарева сечения) — и остатки процветающей материальной культуры, связанной с плодородием и деторождением, такие как амулеты и другие предметы, используемые для повышения плодовитости и рождения здоровых детей».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.004 с.)