Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы.



Пролог Батской Ткачихи» (отрывки).

 

…Пять ведь раз

на паперти я верной быть клялась.

В двенадцать лет уж обвенчалась я.

Поумирали все мои мужья.

А видит бог, я их любила очень.

Всю правду о мужьях своих открою:

Хороших было три, а скверных двое.

Хорошие — все были старики

И богачи. Так были велики

Старанья их, что им скорей обузой

Супружества обязанность и узы

Казалися. Вы знаете, о чем

Я говорю. И я была бичом.

Чтобы кровать как следует согреть,

Что ночь — им приходилось попотеть.

Четвертый муж был пьяница, гуляка,

Имел любовницу, знал девок всяких…

Несносно было мужа разделять

С наложницей, и стала я гулять.

Мой пятый муж — господь да упокой

Его в земле! — был вовсе не богат.

Он просто по любви был мною взят.

К тому же уйму знал он поговорок.

Их было столько, сколько в поле норок

Или травинок на большом лугу.

Вот слушайте, что вспомнить я смогу…

«Поверь, что женщина, чуть платье скинет,

Как нету и стыдливости в помине»…

Какою яростью, какой печалью

Его слова мне сердце наполняли

С тех пор, как я пришла из-под венца.

И в этот раз поняв, что нет конца

Проклятой книге и что до рассвета

Он собирается читать мне это, —

Рванула я из книги три страницы,

И, прежде чем успел он защититься,

Пощечину отвесила я так,

Что навзничь повалился он в очаг.

Когда ж пришла в себя, то увидала,

Что на полу я замертво лежала

С разбитой в кровь щекой и головой

И в страхе муж склонялся надо мной.

Он был готов уж скрыться без оглядки,

Как застонала я: «Убийца гадкий,

Мои богатства думаешь прибрать?…

Но все ж по малости заботой, лаской,

А то, когда придется, новой таской

Был восстановлен мир, и вот с тех пор

Такой мы положили уговор,

Что передаст узду в мои он руки,

А я его от всяческой докуки

Освобожу и огражу притом.

Дела и помыслы, земля и дом —

Над всем я власть свою установила.

А чтобы той проклятой книги сила

Нас не поссорила, ее сожгла

И лишь тогда покой найти смогла…

 

 

Вдовье право

 

Если бы можно было, я бы написала эти слова заглавными буквами, да еще и цветом выделила бы. Потому что вдовье право — это самое важное право в жизни средневековой женщины. Почти все, кто пишет романы и снимает фильмы о Средневековье, делают ошибку именно в этом — в непонимании разницы между правами женщины вообще и теми, которые она могла получить по вдовьему праву.

Жена, как я уже говорила, была как бы частью мужа, она пользовалась всеми привилегиями в соответствии с его статусом и отдавала приказы от его имени. Но сама она была практически во всем недееспособна, большая часть ее прав на какую-то социальную и экономическую деятельность сводились к тому, чтобы действовать от имени мужа. То есть общее право гласило, что «муж и жена являются единым правомочным субъектом, как являются единым телом, и этим единым субъектом (телом) является не жена, а муж».

Но вот муж умирает, и что за этим следует? Как ни странно, но вдова наследовала не только положенную ей часть имущества, в большинстве случаев она наследовала также и права мужа. Вдова лорда получала право сама управлять поместьем, вдова ремесленника — руководить его мастерской и заниматься его ремеслом, вдова купца — самостоятельно заключать торговые сделки, вдова фермера продолжала арендовать полученную им землю и обрабатывать ее.

 

Батская Ткачиха, Кентерберийские рассказы, манускрипт 1410 г., Англия

 

Как пишет Мортимер: «Жена портного может сама стать портнихой, или, если смотреть шире, женщина может заниматься любым из более сотни известных ремесел — даже стать оружейником или купцом. Маргарет Расселл из Ковентри — главный пример очень богатой провинциальной женщины-купца. Из одной только экспедиции в Испанию она привезла товаров на 800 фунтов. Женщину, которая распоряжается таким капиталом и организует международные торговые экспедиции из Ковентри, трудно назвать угнетенной».

Даже единственная в истории женщина-шериф была таковой по вдовьему праву. Там вообще была любопытная ситуация — должность была наследственной в семье дамы, но сама она, будучи женщиной, не имела права ее занимать, поэтому шерифом был ее муж — по наследственному праву жены. Но, овдовев, она получила возможность сама занимать эту должность — по праву покойного мужа.

Конечно, в большинстве случаев продолжать занятие мужа самостоятельно было довольно сложно, и женщинам приходилось прибегать к мужской помощи — нанимать работников, а иногда и вовсе спешно выходить замуж, чтобы дело не простаивало. Но эти решения они могли принимать самостоятельно, не говоря уж о том, что брачные контракты состоятельных вдов, естественно, составлялись в их пользу, и во втором браке женщины нередко имели намного больше прав и свобод чем в первом.

 

Почему не остаться вдовой?

 

Но большие права создавали вдовам и большие проблемы. Естественно, оставлять женщин в покое и позволять им жить и дальше почти свободными от мужского руководства никто не собирался. Церковь беспокоило, что вдовы впадут в блуд, да еще и мужчин будут совращать с пути истинного. Светским властям не нравилось в принципе, что женщины могут жить самостоятельно, это казалось им подрывом устоев. Да и окружающие — соседи, знакомые — тоже не приветствовали долгое вдовство. Ведь кто такая вдова в глазах мужчин? Кошелек без владельца, который хорошо бы прибрать, если женщина богата. Сексуальный объект без хозяина и защиты, если женщина бедна. Возмутительный конкурент, если она занимается ремеслом.

 

Пенелопа, Жизнь знаменитых женщин, Боккаччо, манускрипт 1420–1425 гг., Франция

 

На богатых вдов давили со всех сторон, заставляя их снова выйти замуж и осчастливить какого-нибудь мужчину (обычно нужного ее семье или сеньору) полученным от мужа наследством. Тех, кто возражал, но не имел достаточно характера или возможностей, чтобы себя защитить, похищали и выдавали замуж насильно. Причем это касалось женщин из разных слоев общества, даже самых высших. Женщину защищал муж или отец, а если у нее не было «хозяина», значит, у нее не было и серьезной защиты.

Даже королева Алиенора Аквитанская так поспешно вышла замуж за Генриха II не потому, что сильно его любила, а потому что на нее — самую выгодную невесту Европы — было слишком много желающих. Конечно, она была не вдова, а разведенная, но в ее случае это было примерно то же самое — она была свободна, независима, полновластная хозяйка своей собственности, и все мужчины понимали, что достаточно только жениться на ней, и они получат целое королевство в придачу. Поэтому она поспешила хотя бы сама выбрать себе нового господина, да и то по пути к нему едва ускользнула от попытки похищения.

На вдов ремесленников или купцов тоже давили, хотя, конечно, риск быть похищенной и принужденной к браку у них был поменьше, чем у вдов землевладельцев, потому что их основным капиталом была не недвижимость, а их дело, которое часто включало рабочие руки самой вдовы. Да и прав у горожанок всегда было побольше. Но на них начинал давить цех или гильдия — для женщин устанавливались более высокие налоги, их отрезали от возможности занять какие-то должности. А бывало, и прямо говорилось — чтобы продолжить свое дело, надо выйти замуж за кого-нибудь из членов цеха.

Но в самом худшем положении были бедные вдовы, потому что они оказывались беззащитны перед произволом. Муж был хозяин своей жене, но в этом был и свой плюс — покуситься на замужнюю женщину означало ограбить ее мужа. А вот изнасиловать бедную вдову можно было практически безнаказанно, ее некому было защитить. Сами же женщины, подвергшиеся насилию, чаще всего к официальным властям не обращались, боясь позора.

 

Куда податься вдове?

 

Жить и радоваться свободе удавалось лишь небольшому проценту вдов, для остальных же оставалось четыре пути: новое замужество, монастырь, обет целомудрия или проституция.

Да, ряды проституток во многом пополнялись за счет бедных вдов, потому что им, если не удавалось снова выйти замуж, податься было особо некуда. В монастырь тоже не всех принимали, там тоже требовалось приданое.

Но и более-менее состоятельные, не говоря уж о богатых, вдовы не всегда стремились уйти от мира. Все-таки к монастырской жизни нужно было иметь призвание. Или быть настолько богатой, чтобы основать собственный монастырь со своими правилами, — но это была прерогатива в основном принцесс и других представительниц высшей аристократии.

И вот для таких женщин церковь в Средние века предлагала очень нравящийся богословам вариант — дать обет целомудрия и продолжать жить в миру. Целомудренные вдовы носили специальные одеяния, много занимались благотворительностью, контролировались местными священниками, но в целом вели более-менее свободную жизнь, потому что их уже никто не мог принудить выйти замуж, обет защищал их так же, как супружеский или монашеский.

Основным минусом такого решения была его почти полная необратимость — отказаться от него и снова выйти замуж было очень сложно. Для этого нужно было подавать ходатайство самому папе римскому, то есть дело требовало много денег, времени, а результат был очень ненадежным и непредсказуемым. Хотя иногда все же такие прошения удовлетворялись — например, в 1354 году папа разрешил дал освобождение от обета некой Жанне, вдове Джона Вартениса, а в 1403 году — Маргарет, вдове Уильяма де Сленгсби, которая попросила заменить ей обет целомудрия, который она поспешно дала после смерти мужа, другими благочестивыми делами, поскольку из-за слабости плоти она боялась, что не сможет сдержать свой обет, и поэтому хотела снова выйти замуж.

Этим женщинам очень повезло, потому что вообще-то церковь была достаточно негативно настроена по отношению к повторным бракам и допускала их со скрипом, только во избежание блуда. По мнению богословов и епископов, правильным выбором было только целомудренное вдовство, а повторный брак они называли «двоеженством» и «двоемужием». Тем не менее никаких официальных запретов для вдов и вдовцов снова венчаться не было, этот вопрос отдавался под ответственность священников, которые и должны были уговаривать свою паству пойти по благочестивому пути. В некоторых странах на священников, венчавших вдов и вдовцов, даже налагались штрафы.

Впрочем, все эти запреты не работали, все равно подавляющее большинство вдов вступали в новый брак. Например, английская статистика рубежа XIII–XIV веков показывает, что повторными были 20–30 % от всех заключавшихся в это время браков.

 

Средневековый развод

 

По идее, само это словосочетание является нонсенсом. Христианская церковь не признавала развода. Брак считался абсолютно нерасторжимым.

Но это в теории, а на практике в Средние века разводились на удивление часто, гораздо чаще, чем в просвещенное Новое время. В основном, конечно, это касается королей и аристократии, но люди помельче тоже могли просить о расторжении брака и, бывало, получали положительный ответ. Главное — предъявить достойную причину.

Но с причинам все очень интересно. Что могло стать официальной и законной причиной для развода? А ничего. То есть в период Раннего Средневековья, как я уже упоминала, существовали вполне разумные и логичные поводы для расторжения брака, многие из которых актуальны и сейчас, — измена, преступление, исчезновение надолго и т. д. Но уже к Высокому Средневековью, когда церковь окончательно получила контроль над браком, в большинстве стран он стал считаться пожизненным союзом, причем абсолютно нерасторжимым. По принципу: кого соединил Бог, того не могут разлучить люди. Даже если эти люди — сами супруги.

И в то же время людей все равно разводили.

Как такое возможно? Ответ на удивление прост. Расторгнуть брак было нельзя, но можно было найти причину, по которой он признавался изначально недействительным. И список этих причин был довольно длинный: двоеженство или двоемужие (когда один из супругов уже состоял в браке), генетическое родство, родственные связи через браки родственников (нельзя было жениться на сестрах прежней жены, на крестной своего ребенка, на вдове брата и т. п.), принуждение к браку силой или запугиванием, несовершеннолетие, имеющийся в наличии официальный обет безбрачия, ситуация, когда один из супругов не состоит в христианской вере. Если выяснялось, что муж или жена до свадьбы успели принести монашеский обет или солгали о своем имени при заключении брака, это тоже позволяло признать их союз недействительным.

 

Женщины — Житие Людовика Святого, XV век

 

Если удавалось доказать, что существует одна из этих причин, брак аннулировался и бывшие супруги считались как бы никогда не состоявшими в браке. При этом дети, родившиеся в то время, что они были женаты, по мнению церкви, оставались законными. Именно так и развелись, к примеру, Генрих II и Алиенора Аквитанская — они вдруг «вспомнили», что состоят в довольно близком родстве.

Разумеется, когда заключались такие близкородственные браки, все об этом родстве знали. В знатных семьях своих предков и родню помнили наизусть. И церковь знала, но либо закрывала глаза, либо, когда родство было уж совсем вопиюще близкое, выдавала разрешение на брак — документ, удостоверяющий, что люди вроде как и не родня и их брак вроде как не кровосмесительный в глазах Бога. С одной стороны, это было очень удобно — всегда оставлялась лазейка для развода, мало ли — вдруг наследников не будет или политические соображения потребуют расстаться. Но с другой — папа тоже мог передумать, сначала дать разрешение на брак, а потом забрать его обратно. Или его преемник мог объявить решение прежнего папы недействительным. Такие случаи тоже периодически бывали.

Впрочем, несмотря на длину этого списка оснований для развода, проведенный Гельмгольцем анализ английских тяжб показал, что уже в Позднее Средневековье судебных разбирательств по поводу развода было очень мало. И это при том, что Англия была в этом вопросе одной из самых либеральных стран. Но чем дальше, тем церковь сильнее «закручивала гайки». Поэтому если знатных и богатых людей все равно разводили, когда папа считал это политически целесообразным или финансово выгодным, то людям попроще отказывали на основании того, что самым главным при заключении брака является добровольное согласие — раз согласились, значит, изменить уже ничего нельзя. Единственными полностью надежными причинами для развода оставались только двоеженство, монашеский обет и принуждение силой.

 

Импотенция

 

Существовала всего одна причина, которая могла проявиться только после заключения брака и послужить поводом для его расторжения. Речь об импотенции супруга.

В рукописи Томаса Чобхемского, английского профессора-богослова XII века, есть, к примеру, такая рекомендация: «После того как новобрачные возлягут на кровать, знахарка должна находиться неподалеку много ночей. И если мужские члены всегда будут бесполезны и мертвы, пара имеет право быть разведена».

Строго говоря, при том подходе к браку, который существовал в Средневековье, эта причина тоже была добрачной, и она тоже аннулировала заключенный союз, как будто его и не было. Ведь по каноническому праву брак, не закрепленный сексом, не считался завершенным. Более того, церковь в таком случае и добровольное согласие супруги признавала недействительным на основании того, что если бы она знала, что муж импотент, она бы это согласие не дала.

 

Алиенора Аквитанская и Генрих II, Большие французские хроники, манускрипт 1332–1350 гг., Франция

 

О том, как проходила любопытная процедура проверки мужа на его мужскую состоятельность, я уже подробно писала в книге «Блудливое Средневековье». Процедура была анекдотической и очень унизительной, видимо, поэтому для развода она использовалась только в крайнем случае. Все-таки в основном люди старались расстаться полюбовно, а такой способ приводил к вражде не на жизнь, а на смерть.

 

Право «разъехаться»

 

К счастью, в Средние века законы были гораздо либеральнее, чем, например, в XIX веке, поэтому у супругов, которые отчаянно не желали жить вместе, но не имели оснований для признания брака недействительным, была альтернатива — разъезд.

Конечно, добиться официального разрешения разъехаться было непросто, государство и церковь до последнего пытались примирить супругов. Но все-таки жестокие побои со стороны мужа, измены одной или обеих сторон, впадение кого-то из них в ересь и некоторые другие причины, различающиеся в зависимости от местных традиций, могли служить основанием, чтобы паре дозволили расстаться и «не делить более постель и стол».

Вступить в повторный брак после такого разъезда было нельзя, люди все равно оставались связанными до самой смерти. Однако, учитывая, что, судя по английским судебным архивам, в большинстве случаев разрешение расстаться давалось по иску жены, доказавшей жестокие побои и издевательства со стороны мужа, разъезд был большим достижением в положении женщин в Средние века. В более поздние времена они и это право потеряли.

 

Из книги Миллы Коскинен

«О ПРЕКРАСНЫХ ДАМАХ И БЛАГОРОДНЫХ РЫЦАРЯХ»

Жестокое обращение было поводом для развода «а mensa et thoro», который давался обижаемой стороне. Собственно, аналог современного «разъезда», когда супруги хоть и числятся супругами, но не живут вместе и не имеют общего хозяйства. Интересным явлением в средневековой Англии было то, что часть бракоразводных дел никогда и не попадала в церковные суды, а решалась чисто юридически. Даже такие видные персоны, как Эдмунд, граф Корнуэльский, и его жена, Маргарет де Клэр, договорились в 1294 году о том, что Маргарет получит финансовую компенсацию и не будет обращаться в церковный суд с требованием восстановить себя в супружеских правах. Излишне говорить, что такие «саморазводы» церковь осуждала, но на практике они были самым обыденным делом, о котором церковь могла узнать только в случае, если кто-то внезапно обращался в церковный суд и выяснялось, что брак этот изначально был заключен с человеком, разведенным через договор, а не решением церковного суда.

 

Не все желающие разъехаться обращались в суд. Если оба супруга хотели расстаться и готовы были договариваться, они обходились без информирования властей. Церковь осуждала такие саморазводы, в которых обе стороны соглашались жить раздельно и иногда даже подписывали взаимное обязательство не подавать иск о восстановлении супружеских прав (на случай, если один из них передумает). Чаще всего такие случаи самостоятельного развода становились известны, только если одна из сторон вступала в повторный брак, а вторая передумывала и подавала иск в церковный суд о принудительном воссоединении семьи. Гельмгольц отмечает, что наиболее частой причиной расторжения брака в средневековых судах было именно появление информации о том, что один из супругов уже был женат/замужем, но разъехался и счел себя свободным человеком.

 

Бытовая сцена, Часослов Шарля Ангулемского, манускрипт 1475–1496 гг., Франция

 

«Разъезжались» не только англичане, такая практика существовала во всех странах. Например, в Брюсселе (в те времена это была Фландрия) с 1448 по 1459 год зафиксировано 89 официальных «разъездов» — то есть произведенных не в частном порядке, а через церковный суд, с разделом имущества и подтверждением такого положения дел светскими властями. Причины были традиционные — жестокое обращение, измена, импотенция. Но в 14 случаях в качестве причины была указана просто несовместимость, аналог современному «не сошлись характерами».

 

Целомудренный брак

 

Не так давно одна моя очень религиозная шапочная знакомая съездила на богомолье к какому-то старцу, и тот ее благословил жить с мужем как с братом — целомудренным браком. Муж тоже человек глубоко верующий, но услышав от нее подобное заявление, был в самом настоящем шоке. Немного придя в себя, он спросил, почему его мнением не поинтересовались, на что получил ответ, что его старец на это тоже благословил.

Понятно, что друзьям и знакомым нечего было ему посоветовать, кроме как развестись, но для религиозного человека такой вариант закрыт. Знаю, что он возил жену к епископу, чтобы тот ей разъяснил, что нечего слушать разных старцев и что церковь такое принудительное целомудрие не одобряет. Дальше я потеряла их из виду и не знаю, чем дело закончилось. Но такое возвращение в средневековье (в плохом смысле слова) меня несколько ужаснуло.

Надо сказать, в Средние века подобная модель брака хоть и существовала, но тоже считалась довольно спорной.

С одной стороны, ее продвигали еще в раннехристианские времена — тот же Блаженный Августин хоть и был сторонником брака (как способа воспроизводства христиан и защиты от блуда), но считал, что в идеале сексуальные отношения между супругами с возрастом должны прекратиться. То есть выполнили свой долг перед обществом, произвели на свет детей, а дальше — воздержание, мысли о душе и стремление через целомудрие войти в Царствие Небесное.

В качестве идеального примера такого целомудренного брака приводились Дева Мария и Иосиф. Кстати, они доставили богословам немало хлопот, чтобы обосновать, как бы так и Мария осталась девственной, и брак считался свершившимся. Некоторые пытались представить их отношения не как супружеские, а как опекуна с подопечной, но Фома Аквинский красиво подвел под их брак теоретическую базу. Он объяснил, что поскольку целью секса в браке может быть только рождение и воспитание детей, в случае с Марией и Иосифом эта цель была достигнута и без секса. А поскольку они оба дали добровольное согласие на такую форму брака, значит, все формальности были соблюдены и он был завершен.

В средневековой религиозной литературе были и другие примеры целомудренных браков кроме Девы Марии с Иосифом (все-таки это слишком особенный, божественный пример). Например, святая Цецилия или святая Бригитта, которые были замужем, но в житиях их браки прописали как целомудренные.

Хотя церковь и считала супружеское целомудрие идеальной формой брака, она не обязательно поощряла его на практике. Все-таки в том, что касалось сексуальной жизни, муж и жена были равны, и церковь твердо стояла на том, что тело жены принадлежит мужу, а тело мужа — жене. Поэтому человек, состоявший в браке, не имел права давать обет целомудрия без согласия супруга.

 

Мария и Иосиф — образец целомудренного брака, Часослов Карла VIII, конец XV., Франция

 

К тому же, думаю, никто не удивится, что в основном желающими дать такой обет были жены. И некоторые приносили такую клятву, а только потом узнавали, что надо было получить разрешение у мужа, после чего оказывались в ситуации морального конфликта — обет-то уже дан, как его можно забрать обратно? Возникал конфликт обетов — перед Богом и перед мужем, — подрывающий основы патриархального общества. Поэтому священникам было строго приказано разъяснять женщинам, что они не могут приносить обет сохранять целомудрие прежде, чем поговорят с исповедником и заручатся согласием мужа. И в то же время они предупреждали обоих супругов, что дав согласие, его уже нельзя будет отозвать назад.

 

Книга Марджери Кемпе

 

Самой известной женщиной, ратовавшей за целомудренный брак, стала Марджери Кемпе (ок. 1373 — ок. 1438), которая перед смертью надиктовала двум переписчикам «Книгу Марджери Кемпе» с описанием своих странствий и видений. Эту книгу считают первой автобиографией на английском языке и ценным источником о положении женщин в позднесредневековой Англии.

Марджери родилась в семье Джона Бернема — богатого торговца, члена парламента и мэра города Линна. В двадцать лет она вышла замуж за Джона Кемпе, тоже богатого торговца и городского чиновника, и вроде бы была вполне счастлива. Но после рождения первого ребенка у нее была горячка и восьмимесячная постродовая депрессия, которая закончилась видением Христа.

После этого она немедленно выздоровела, встала, занялась хозяйством, домом и бизнесом (пивоварением). Но у нее снова начались видения, после которых она стала очень религиозной, каждый день ходила в церковь, носила власяницу, постилась по пятницам и уговаривала мужа на целомудренный брак. Причем одной из причин такого желания было то, что она считала получаемое ею от супружеского секса удовольствие греховным.

Муж не соглашался, так что, пока все это тянулось, у них родилось еще тринадцать детей, потому что отказывать ему в сексе Марджери как добрая христианка не могла, утешая себя тем, что послушание ей тоже зачтется на высшем суде.

Тем не менее Джон был вполне религиозен и согласился поехать с ней в паломничество по святым местам Англии, где у нее вновь начались видения, припадки и рыдания. Ее поведение раздражало не только мужа, но и представителей духовных властей, вообще скептически относившихся к женским видениям. В это время в Англии был расцвет ересей, а тут женщина, и даже не монахиня, а мирянка, что-то рассуждает о религии. Да еще и роняет авторитет мужа своими попытками освободиться от брачных обязанностей. Марджери даже арестовывали, но доказать ничего серьезного не смогли.

 

Ревнивый муж избивает жену, Роман о Розе, манускрипт 1490–1500 гг., Франция

 

В конце концов Джону Кемпе все же пришлось согласиться на целомудренный брак. Причина была экономическая — он разорился, а Марджери согласилась взамен его согласия оплатить его долги. Откуда у нее были деньги, да еще и не находящиеся под контролем мужа, точно не известно. Наиболее распространенная версия — что она унаследовала их после смерти отца. Но возможно и то, что она управляла своим пивоварным бизнесом на правах femme sole или имела какие-то деньги на правах доверительного управления.

После того как они с Джоном принесли наконец совместный обет целомудрия, Марджери вновь посетили видения, после которых она стала носить только белое, как монахиня или девственница (для этого ей пришлось получать разрешение епископа, чтобы вновь не быть обвиненной в ереси), и отправилась в паломничество в Иерусалим.

Там она совершила еще немало религиозных безумств, но щедро жертвовала на бедных и церкви. Вернувшись, она навестила Юлиану Нориджскую — крупнейшего английского духовного авторитета женского пола, — которая предостерегла ее от излишней экзальтации.

В последние годы своей жизни Марджери ухаживала за получившим серьезную травму мужем и надиктовывала книгу о своих духовных исканиях.

Несмотря на то, что католическая церковь никогда не одобряла Марджери Кемпе, после своей смерти она приобрела в Англии определенный авторитет, а после Реформации и создания англиканской церкви и вовсе стала почитаться почти как святая.

 

 

Материнство

 

Главный долг женщины

 

В Средние века брак заключался в первую очередь для того, чтобы продолжать род человеческий, — это аксиома, которую надо всегда иметь в виду при обсуждении всего связанного с браками, разводами, семейной жизнью и деторождением.

Способность производить на свет потомство было одним из важнейших качеств, по которому оценивали любого человека. Современные феминистки и чайлдфри могут сколько угодно негодовать по этому поводу, но факт остается фактом — в Средние века женщина считалась полноценной, только если она могла рожать здоровых детей. Причем не важно, крестьянка она была или королева. Бездетность вызывала общественное порицание, предположения о каких-то грехах, за которые послано подобное наказание, могла стать поводом для расторжения брака и т. д. Исключение было только одно — монахини, давшие обет целомудрия.

Справедливости ради надо сказать, что хоть и в меньшей степени, но то же самое касалось и мужчин. Конечно, доказать, что в бездетности виноват мужчина, было сложнее, но тем не менее, если этот факт подтверждался, это навлекало на голову несчастного позор, обвинения в неполноценности, презрение со стороны окружающих, а в некоторых случаях также могло привести к расторжению брака.

Я ни в коем случае не собираюсь упрощать и делать многозначные выводы на основе всего одной из сторон жизни средневекового человека. Но осознание того, насколько важной в то время считалась способность к деторождению, все же очень помогает и в понимании некоторых особенностей средневековой морали. В частности, того, что многие мужчины своих незаконнорожденных отпрысков не только не скрывали, а даже гордились их наличием. Будь ты какой угодно король или император, но если у тебя нет детей, значит, ты неполноценен как мужчина, и следовательно тебя не будут уважать. Чтобы считаться настоящим, как сейчас говорят, альфа-самцом, наличие детей (в идеале — сыновей) было необходимым. Вплоть до того, что мужчины, состоявшие в бездетном браке, заводили романы на стороне не всегда для плотских удовольствий, но иногда и для того, чтобы доказать свою мужскую полноценность.

 

Рождение Цезаря. Записки о Галльской войне, манускрипт 1473-76 гг., Фландрия

 

Но конечно в первую очередь виновной в бездетности брака всегда считалась женщина. Связано это было с неравноправием полов, но не совсем в том смысле, как это понимают в наше время. Женщина была виновата не потому, что она «сосуд греха», — все-таки откровенным женоненавистничеством страдали в основном богословы, да и то не все. Тут дело скорее в том, что она как бы не выполняла свой долг, свою основную обязанность, свою работу. Брак заключался для продолжения рода, и женщина была ответственна за то, чтобы обеспечить преемственность и непрерывность этого рода. Это была ее главная функция в глазах семьи, общества и церкви, да и, естественно, в ее собственных глазах тоже. Известно немало случаев, когда женщины погибали в попытках родить наследника — беременели, несмотря на запреты врачей, истощали себя слишком частыми родами. И далеко не всегда в этом были виноваты их мужья, многие женщины шли на этот риск добровольно, из чувства долга.

 

Законность потомства

 

Хорошая жена должна была в первую очередь быть плодовитой и добродетельной: плодовитой — чтобы обеспечить продолжение рода, добродетельной — чтобы гарантировать законность произведенного на свет потомства. Именно второй пункт и являлся основанием для такого разного отношения к внебрачным связям мужчин и женщин. Неверность мужа могла позорить семью, свидетельствовать о его распущенности, унижать жену, но с практической точки зрения для его семьи и рода никаких проблем, кроме моральных, от нее быть не могло. Тогда как даже подозрение на неверность жены уже вызывало сомнения в законности рожденных в браке детей.

Довольно подробно на эту тему писал французский юрист XIII века Филипп де Бомануар, рассматривая различные виды союзов между мужчинами и женщинами — законный церковный брак, полуофициальный брак по дохристианским традициям, незаконное сожительство, когда в паре один или оба состоят в браке с другими людьми. Я уже писала, что «плохим союзом» он называл прежде всего сожительство замужней женщины с женатым мужчиной, а также сексуальные отношения замужней женщины с несколькими мужчинами, потому что в таких случаях невозможно было точно определить отцовство ребенка. А это в свою очередь вело, во-первых, к сложностям в вопросе наследования, а во-вторых, что еще хуже в глазах церкви, — дети, не знавшие своего настоящего отца, не знали, соответственно, половины своей родни, поэтому в следующем поколении брат мог случайно жениться на сестре.

И это мнение не одного Бомануара — если почитать официальные церковные документы, становится видно, что мнение церкви в целом было примерно таким же, хоть и высказывалось более осторожно. Вот что говорится, например, в пенитенциалии Аллена Лильского (первые годы XIII века). При расследовании случаев сожительства мужчин и женщин, не освященных церковным браком, следует «принять во внимание, являлась ли женщина супругой кого-либо или нет… Если женщина незамужняя или если тот, кто ее познает, холост, то это меньший грех, если женат — больший грех. Если же женатый познает замужнюю — тяжелейший грех. Если же холостяк познает незамужнюю, учесть, лишил ли он ее девственности. Если же он познал недевственницу, учесть, сколько раз он ее познал, ибо это увеличивает грех…»

 

Легитимизация потомства

 

Достаточно свободные нравы, проблемы с фертильностью и остатки дохристианских традиций, по которым люди иногда долго жили вместе, не заключая законного брака, нередко приводили к тому, что вставала проблема узаконивания незаконнорожденных детей. Ситуации бывали разные — кто-то женился на конкубине после многих лет сожительства, кто-то пытался добиться признания тайного брака, а у кого-то просто не было детей от законной жены, зато были от любовницы.

И вот тут возникла такая парадоксальная ситуация: вопросами законности детей ведала церковь, а вопросами наследования — светские власти. А церковные и государственные законы касательно внебрачных детей в большинстве стран не совпадали.

Возможно многим это покажется удивительным, но церковь стояла за то, что дети, рожденные вне брака, становятся законными, если родители поженятся после их рождения. А вот светские власти обычно отказывались считать таких детей равными рожденным в браке.

 

Рождение Цезаря. Деяния Римлян, манускрипт 1360-х гг., Франция

 

Все тот же Бомануар писал: «Если некий мужчина (дворянин) имел от некоей женщины, с которой он жил en soignantage, сына, а потом женился на другой, от которой тоже имел сына, а впоследствии, после смерти супруги, он сочетался законным браком с той, от которой имел en soignantage сына… то старшим его наследником по правам на наследство будет его младший сын, рожденный в первом законном браке». Приоритеты ясны — церковный брак на первом месте. Дети от суаньтажа тоже не исключаются из числа наследников, но они становятся как бы наследниками второй очереди.

Похожая ситуация была и в Англии, причем там, учитывая активность и независимость церковников, это приводило к серьезным юридическим проблемам. В случае тяжб между наследниками церковные власти отказывались отвечать на запросы светских судов, рожден ли один из участников тяжбы до заключения брака между его родителями. Для церкви добрачные и послебрачные дети были равны, тогда как в светской юрисдикции узаконить добрачных детей можно было только по указу короля.

Кстати, такое нередко происходило в самых высших кругах — например, Генрих VII, основатель династии Тюдоров, по материнской линии происходил от Джона де Бофорта, легитимизированного сына принца Джона Гонта, и его любовницы Екатерины Суинфорд, на которой он впоследствии женился. А по отцовской линии тот же Генрих был сыном Эдмунда Тюдора, узаконенного сына от тайного морганатического брака вдовствующей королевы Екатерины Валуа и валлийского офицера Оуэна Тюдора. Обычным же людям приходилось хуже — ради них никто менять законы не собирался.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.152 с.)