Предлагаемая технология работы с текстами через частности совершенствует культуру чтения в целом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предлагаемая технология работы с текстами через частности совершенствует культуру чтения в целом.



Изменилось что-то в вашем осознании разницы в восприятии научно-познавательного текста и поэтического? А что общего? Какую характеристику дадите чтению как психическому процессу? Закрепите полученные знания и умения, разработав аналогичные задания к текстам, выбранным самостоятельно.

Найдите текст научно-популярного характера и стихотворение, совпадающие по теме (где описана радуга). Текст и стихотворение годятся для всех категорий читателей, начиная с начальной школы. Подберите более сложные тексты и поработайте с ними. Школьникам можно дать задание на поиск различных текстов о радуге, в том числе и с помощью Интернет, и составить библиографический список. Придумать самим задания по работе с текстами.

Что дает такое чтение? Обсудить, как интонирование текста связано с его пониманием. Желательно вспомнить картины, в которых изображена радуга. Предложить нарисовать радугу, сделав затем в библиотеке, школе выставку рисунков. Выбрать экспертный совет (конкурсный совет) из ребят. Оценить все виды работ по разным номинациям. Все это можно реализовывать в рамках клубной формы работы в библиотеке, придумав броское название.

Вопросы к участникам мастер-класса:

1. Какие аргументы, доказательства можно привести к следующим утверждениям:

1) судьба чтения – судьба образования;

2) читательское развитие школьника – условие и продукт учения и обучения в школе;

3) изучение любого школьного предмета на каждом уроке можно выстраивать как психологический тренинг, способствующий развитию личностных качеств школьника, совершенствованию читательской культуры и созданию других интеллектуально-информационных продуктов.

2. Какие задания понравились больше всего и почему?

3. Какие трудности Вы видите для реализации такой стратегии объединения учения и читательского развития в школьной системе образования?

4. Что надо предпринять для внедрения технологии созидающего чтения в систему образования?

Бородина В. А. доктор педагогических наук, профессор кафедры социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского университета культуры и искусства.

Созидающее чтение

Легко ли стать Читателем – творцом, Читателем – созидателем? Легко ли пройти путь от гадкого утенка к прекрасному лебедю?

Одни ответят «легко», другие – «трудно», третьи – «очень трудно», четвертые – «не могу сказать, не знаю». Ответы зависят от личного опыта погружения в чтение. Возникает и такой вопрос: «А каким читателем стать легко? На каком этапе его развития?» Читателем – слушателем, вероятно, быть легко. Читают-то другие. Не читающие дети пользуются результатами деятельности умеющих читать (родителей, дедушек и бабушек, старших братьев и сестер, воспитателей, учителей). Вероятно, не так сложно быть и «читателем» книг с картинками, рисованных книг – «раскладушек», «гармошек». Такие книги маленькие читатели воспринимают по иллюстрациям, рассказывая то, что на них изображено, в собственной интерпретации; выражая свое понимание, высказывая свои мысли и чувства. Затем наступает период формирования навыков собственной читательской деятельности. И вот тут-то у многих возникают проблемы.

Лев Успенский вспоминает:

«В двенадцать лет мне поручили обучить чтению деревенских ребят, брата и сестру, маленьких старообрядцев. Ученики были года на четыре моложе учителя.

Поначалу все пошло отлично: малолетки оказались смекалистыми и буквы разучили прекрасно. Я решил перейти к чтению слов.

У нас был букварь с картинками и подписями.

На букву П там фигурировала «пчела» -

На букву Ш – «шайка» -

Я вызвал первым Прокопа, парнишку. Мальчуган уставился в книгу:

- П – ч – е… Пче!... – от усердия завопил он на всю комнату. – Л-а, ла..

- А что вместе будет?

- Восва, которая кусается, - последовал неожиданный для учителя ответ. «Восва» на псковском диалекте означает «оса».

И востроглазая Марфушка не принесла мне радости. Она точно так же назвала все буквы – «ш – а - й – к – а», но прочитала слово с милой улыбкой: «Кадочка!»

С той поры я начал подозревать, что между знанием названий отдельных букв и умением соединять их в слова лежит пропасть».

Аналогичную ситуацию вспоминает Николай Носов, когда отец учил читать старшего брата, которого готовили к школе.

Вначале, как и большинство из нас, выучивали азбуку (алфавит). Затем на основе знания букв, принимались за составление слов из них. Вот тут-то и возникали трудности. На предложение отца прочитать название газеты (это были «Новости»), брат Николая правильно подряд назвал все буквы, но собрать их в слово не смог. Ответ был другой – «газета». Перед ним действительно лежала газета, и он на все повторные и правильные прочтения букв названия газеты «Новости» твердил все же - «газета».

Отец очень сердился, обзывая сына и болваном, и балбесом, призывая читать внимательно. Николай, видя, как сердится отец, понимал, что там написано не газета, а что-то другое. А что? Он вспомнил, как отец часто спрашивал, принесли ли «Новости». И на очередной вопрос отца к старшему брату, когда отец окончательно рассердился, пятилетний Коля сказал: «Новости».

Отец был весьма озадачен. Как же маленький Коля научился читать, ведь его никто не учил? Тогда он предложил Николаю прочитать слово «Маша». Но в ответ услышал от Николая: «Не знаю». Отец удивился и рассердился, прогнал мальчиков. Но Николая не оставляла в покое мысль, как он смог догадаться, что написано «Новости»; как же из букв получается слово? Когда остался один, он взял газету и стал смотреть на слово «Новости», написанное крупными буквами. Произнося отдельно буквы «эн, о, вэ, о, эс, тэ, и» и складывая их, получалось какое-то несуразное слово «эновэоэстеи», непохожее на слово «Новости». Путем непрерывных и самостоятельных творческих усилий перевода букв в звуки, Николай Носов интуитивно действовал правильно и научился читать слова, собирая их из букв путем слияния.

Случай из нашей семьи. Четырехлетней Саше, знавшей все буквы, предложено было прочитать надпись «Аптека». Она воспроизводит все буквы:А-Пэ-Тэ-Е-Кэ-А. - А вместе, какое это слово?

- Немного помолчав, радостно заявляет: ЛЕКАРСТВО!!!

Оказывается, путь в самостоятельное чтение связан с психологическими препятствиями, их надо знать тем, кто обучает чтению. Не только у детей, но и у взрослых, но не умеющих читать, возникают трудности. Но если желание научиться читать велико, то и радость постижения тайн вхождения в самостоятельное чтение бывает эмоционально бурной.

Такая радость первого самостоятельного чтения объявления на заборе рабочим Алексеем Рыбаковым описана А.М.Горьким. Рыбаков потребовал от Горького научить его читать и оказался упрям в непривычном труде и очень понятлив. Алексей Максимович пишет: «Недель через пять, возвращаясь с работы, он таинственно позвал меня к себе и, вытащив из фуражки клочок измятой бумаги, забормотал, волнуясь:

- Гляй! Это я с забора сорвал, что тут сказано, а? Погоди – «продается дом» - верно? Ну – продается?

- Верно.

Рыбаков страшно вытаращил глаза, лоб его покрылся потом, помолчав, он схватил меня за плечо и, раскачивая, тихонько говорил:

- Понимаешь – гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «Продается дом»! Господи помилуй… Прямо как шепчет, ей-богу! Слушай, Лексей, неужто я выучился – ну?

- А читай-ка дальше!

Он уткнул нос в бумагу и зашептал:

- Двух – верно? – етажный, на каменном…».

Рожа его расплылась широчайшей      улыбкой…

- Это я оставлю на память – как она первая… Ах ты, господи… Понимаешь? Как будто шепчет, а? Диковина, брат. Ах ты…

Я хохотал безумно, видя его густую, тяжелую радость, его детское милое недоумение перед тайной, вскрывшейся перед ним, тайной усвоения посредством маленьких черных знаков чужой мысли и речи, чужой души».

В художественной литературе найдем немало примеров описания обучения чтению. Один из них. Когда героине романа П.И. Мельникова-Печерского «На горах» Дуне семь лет минуло, ее отец «подал дочке азбуку в золотом переплете и точеную костяную указку с фольговыми завитушками, а затем сам стал показывать ей буквы, заставляя говорить за собой: «аз, буки, веди, глаголь…». Дуня, как все дети, с большой охотой, даже с самодовольством принялась за ученье, но скоро соскучилась, охота у ней отпала, и никак не могла она отличить буки от веди». Отец Дуни, видя, что мысли у нее «вразброд пошли, отодвинул азбуку и, ласково погладив Дуню по головке, сказал:

- На первый раз будет с тебя, моя грамотница. Сам-то учить я не горазд, да мне же и некогда… Самому хотелось только почин положить…».

Эти примеры характеризуют и трудности обучения самостоятельному чтению и отсутствие знаний, как это правильно делать, у тех, кто обучает читать (ситуация с отцом Носова). Не случайно, что эта проблема нашла свое отражение в пословицах и поговорках. (Азбуку учат, на всю избу кричат).

Читательское развитие тесно связано с освоением языка. Вспомним «От двух до пяти» Корнея Чуковского. Понимание слов и обогащение словарного запаса всегда индивидуально. Пример из жизни. Маленький мальчик, увидев собачку, поразившую его, спрашивает бабушку: «Что это за собачка?». Бабушка отвечает: «Такса». И тут же удивительная реакция малыша: «Она что на такси разъезжает?». Если выше приведенные примеры демонстрировали воспроизведение слова на смысловой основе и имеющегося культурологического опыты ребенка, то последний пример свидетельствует о том, что процесс понимания слов происходит на основе акустических ассоциаций.

Уникальность освоения слов индивидом на основе обоняния представлена в «Парфюмере» Зюскинда. Роль обоняния в развитии речи, в изучении слов, в пополнении словарного запаса убедительно и красочно описана автором. Он описывает, как его персонаж впервые произнес слово «дрова»: «Еще несколько дней спустя он был совершенно не в себе от интенсивного обонятельного впечатления и, когда воспоминание с новой силой всплывало в нем, бормотал про себя, словно заклиная: «Дрова, дрова». Так он учился говорить. Со словами, которые не обозначали пахнущих предметов, то есть с абстрактными понятиями, прежде всего этическими и моральными, у него были самые большие затруднения. Он не мог их запомнить, путал их, употреблял их, даже уже, будучи взрослым, неохотно и часто неправильно: право, совесть, Бог, радость, ответственность, смирение, благодарность и т.д. – то, что должно выражаться ими, было и осталось для него туманным. С другой стороны, обиходного языка вскоре оказалось недостаточно, чтобы обозначить все те вещи, которые он собрал в себе как обонятельные представления…

Он вскоре овладел огромным словарем, позволявшим ему составлять из запахов любое число новых фраз, - и это в том возрасте, когда другие дети, с трудом подбирая вколоченные в них слова, лепечут банальные короткие предложения, отнюдь не достаточные для описания мира. Пожалуй, точнее всего было бы сравнить его с музыкальным вундеркиндом, который из мелодий и гармоний извлек азбуку отдельных звуков и вот уже сам сочиняет совершенно новые мелодии и гармонии, правда с той разницей, что алфавит запахов был несравненно больше и дифференцированней, чем звуковой, и еще с той, что творческая деятельность вундеркинда Гренуя разыгрывалась только внутри него и не могла быть замечена никем, кроме его самого» [Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы. – СПб.: Азбука. – 2000. – С. 31-33].

На ранних этапах обучения чтению огромную роль играют иллюстрации в книгах. Ребенок «читает» картинки, при этом он, даже когда не умеет говорить, что-то лепечет. Что происходит в головке малыша, можно лишь догадываться. Его мысли и чувства выражаются через интонацию «говорения» и мимику. Полезно родителям и воспитателям присмотреться к этому процессу. Когда уже ребенок научился говорить, он рассказывает восприятие картинок. И для тех, кто научился читать, иллюстрации имеют значение. Образ и слово, слово и образ обогащают понимание читаемого. Парадоксальность развития читателя в этом аспекте можно выразить так: и видят мои уши, и слышат мои глаза.

       Вот как описывает А.Толстой восприятие картинки с одновременным чтением пояснений к ней в книге «Детство Никиты»:

ЧЕМ ОКОНЧИЛСЯ СКУЧНЫЙ ВЕЧЕР

Вечером Никита рассматривал картинки в «Ниве» и читал объяснения к картинкам. Интересного было мало. Вот нарисовано: стоит женщина на крыльце, с голыми до локтя руками; в волосах у неё - цветы, на плече и у ног - голуби. Через забор скалит зубы какой-то человек с ружьём за плечами. Самое скучное в этой картинке то, что никак нельзя понять - для чего она нарисована. В объяснении сказано:

«Кто из вас не видал домашних голубей, этих истинных друзей человека? (Далее про голубей Никита пропустил). Кто поутру не любил бросать зернышки этим птицам? Талантливый немецкий художник Ганс Вурст изобразил один из таких моментов. Молодая Эльза, дочь пастора, вышла на крыльцо. Голуби увидели свою любимицу и радостно летят к её ногам. Посмотрите — один сел на её плечо, другие клюют из её руки. Молодой сосед, охотник, любуется украдкой на эту картину».

Никите представилось, что эта Эльза покормит, покормит голубей, и делать ей больше нечего — скука. Отец её, пастор, тоже где-нибудь в комнатке — сидит на стуле и зевает от скуки. А молодой сосед оскалился, точно у него живот болит, да так и пойдёт, оскалясь, по дорожке, и ружьё у него не стреляет, конечно. Небо на картинке серое, и свет солнца — серый.

Никита помуслил карандаш и нарисовал дочери пастора усы.

Следующая картинка изображала вид города Бузулука: верстовой столб и сломанное колесо у дороги, а вдалеке — дощатые домики, церковка и косой дождь из тучи.

Никита зевнул, закрыл «Ниву» и, подпершись, стал слушать.

Помощь взрослых на этапах читательского роста маленького читателя - слушателя, зрителя, художника, актера к читателю, овладевшему самостоятельным чтением, необходима. Но помогать надо умело, учитывая возрастные психические особенности развития ребенка и его личностные качества. Не отбить охоту читать, а деликатно привлекать внимание к книге, возбуждая интерес к чтению.

Грамотно организованное вхождение в Мир чтения – праздник души, любви и радости, добрых чувств, красивого ума. Далеко не просто ответить на вопросы: «Что и как читать для дела, досуга и души? Как влияет чтение на сердце и разум? Где это применять? Как общаться с детьми о книгах и чтении? Как совместить чтение с игрой, рисованием, музыкой, телевидением, компьютером в воспитании культуры чтения? Как приобщить к библиотеке, которую называют «Аптека для души» и «Вселенная в алфавите»? Как передать гармонию текста и картинки (рисунка, иллюстрации)? Действительно не просто отвечать на эти вопросы, и тем более делать, но надо, если мы хотим вырастить Человека и Гражданина – умного, понимающего, терпимого, доброго, ответственного за себя и других в современном мире нарастающей агрессии и хаоса в информационном мире.

Поделюсь собственным опытом, показав возможности развития читателя на основе технологии созидающего чтения. Она представляет собой комплексный психологический практикум, который выстраивается в логике «от мотивации к рефлексии».

Девиз технологии: «Познай и создай себя, Читатель!»

Библиотекари за последние годы многому научились сами, не благодаря, а вопреки существующей системы библиотечно-информационного и педагогического образования. Это те библиотекари, которые по своим идейным убеждениям всегда находятся в творческом поиске. К сожалению, неоднократно говорилось об отсутствии в вузовском образовании профессионализации в области читательской социализации, способной оказать действенную помощь решать сложные и трудозатратные задачи воспитания читателей, воспроизводства культуры чтения. Поэтому, пока решается эта проблема в кабинетах, многие детские библиотекари в постоянном творческом поиске, чтобы «всегда и везде служить возвышению читателя». Для таких библиотекарей предлагаются варианты практикума созидающего чтения в форме игры. Он включает разные задания, которые направлены на развитие ребенка как Читателя и как Личности.

 

 

Работа с баснями Л.Н. Толстого

Дается краткая информация о Л.Н.Толстом. Задается вопрос: «Кто знает, что означает «басня»? После ответов читателей (в зависимости от их ответов) библиотекарь сам принимает решение, дать ли определение жанра «басня», если его не смогли читатели сформулировать; или же оставить на «потом», чтобы читатели на основе работы с басней самостоятельно пришли к пониманию жанра «басня». В случае, когда читатели достаточно хорошо ориентируются в жанровых характеристиках басни, по окончанию работы с басней надо вновь вернуться к особенностям жанра «басня», подтверждая их материалом конкретного текста.

Другое задание до начала изучения басен связано с формированием умений общаться с родителями в интересах учебы. Задание детям: взять интервью у родителей о Л.Н.Толстом, записать его и рассказать. Одновременно решается задача формирования речевой деятельности (слушания, письма, говорения). В организационном плане происходит взаимодействие библиотекаря, читателей и родителей.

Можно детям сказать, что Л.Н.Толстой, не только великий писатель, но и то, что он организовал школу в Ясной Поляне для детей, обучал их и создавал учебники для них.

Задания по работе с баснями.

Общее для всех басен:

Прогноз по названию. Что особенного заметили в названиях? Почему, как правило, в названии басни два действующих лица? Их что-то объединяет или разъединяет?

Восстановление разрушенного текста басни. (Тренировка логики, памяти внимания, формирование поисковой деятельности в рационализации решения информационно-учебной задачи).

Вставить пропущенные слова. (Тренировка памяти и внимания, развитие языковых способностей и умений смыслового прогнозирования, активизация темпо-ритмовых процессов выполнения сложной интеллектуально-информационной задачи).

Чтение текста в усложненной форме представления по типу «Волна». (Тренировка зрительного анализатора, памяти; воспитание внимательности, активизация мнемической и мыслительной деятельности в их единстве).

Анализ содержания текста на основе сравнения, обобщения и других мыслительных операций. (Тренировка аналитических способностей, активизация запоминания, формирование мотивационных механизмов в решении поставленных задач, развитие творческих способностей, расширение лексического опыта, активизация эмоциональной сферы).

Представление содержания материала в разных семиотических кодах и формах. (Развивает способности организации зрительного представления материала, способности структурирования материала на основе выбираемых признаков; тренирует способности смыслового свертывания материала).

Выбор доминантных (ключевых, опорных) слов текста. (Развивает чувство языка, понимание его иерархического построения в отражении реального мира; формирует навыки поискового чтения на основе активизации мыслительной деятельности; совершенствует умения смыслового свертывания содержания текста; формирует «тезаурусное» сознание личности как часть речевой деятельности; влияет на понимание представлений о разных типах и видах литературах, прежде всего, о словарях; совершенствует способность аргументации процесса и содержания смыслового свертывания).

Лингвистический практикум. (Активизирует лексический опыт, способствует изучению русского языка на основе принципа опережения, формирует языковую культуру, тренирует мыслительные операции, обогащает словарный запас).

Литературоведческий практикум. (Формирует жанровое сознание, развивает эстетическое чутье к языку художественных произведений, повышает уровень эстетической культуры; развивает эмоционально-чувственную сферу, воспитывает художественно-эстетический вкус; формирует представления о единстве содержания и формы художественного текста).

Культурологический практикум. (Формирует представления о глобальности мира, его широте и глубине; развивает ассоциативность в восприятии мира людей, идей, вещей, ситуаций; активизирует психическую деятельность, развивая разные каналы восприятия; дает понимание о связи изменения мира и языка).

Рефлексия. (Способ самооценки, самоконтроля, самокоррекции, самоуправления, самоформирования. Отношение к учебной деятельности через осознание собственных мыслей и чувств).

Задание 1. Прогноз по названию.

Задание 2. Чтение вслух всей басни.

Задание 3. Какие чувства вызвала басня? Сформулируй их и запиши.

Задание 4. Найди все знаки препинания в тексте. Как ты думаешь, влияют они на то, как надо читать текст?

Задание 5. Чтение вслух на основе соревнования. Чье чтение понравилось больше и почему? Аргументируйте свой ответ.

Задание 6. Определи, кто и что делает. (Методика выполнения может быть разная: все слова на отдельных карточках и их группировка; номерам к «Кто» номера «Что делает»; по соответствующему цвету).

Кто: 1. Муравей. 2.Голубка. 3.Охотник.

Что делает: 1. Расставил. 2. Несла. 3. Сел. 4. Вспорхнула. 5. Укусил.

6. Охнул. 7. Тонет. 8. Уронил. 9. Улетела.

Задание 7. Определи, кто и что делает.

Кто: 1. Лев. 2. Мышь. 3. Охотники.

Что делают: 1. Сказала. 2. Поймали. 3. Проснулся. 4. Привязали. 5. Засмеялся. 6. Перегрызла.

       Задание 8. Вставьте пропущенные слова:

       Муравей _________ к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не ____________. Голубка _________ ветку; она увидала – муравей тонет, и __________ ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и __________.

       Муравей спустился к ручью: захотел _________. Волна __________ его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она _______ – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей ____ на ветку и спасся.

 

       Потом охотник __________ сеть на голубку и захотел ___________. Муравей подполз к охотнику и ___________ его за ногу; охотник охнул и ___________ сеть. Голубка вспорхнула и ___________.

Потом охотник расставил сеть на голубку и ____________ захлопнуть. Муравей _________ к охотнику и укусил его за ногу; охотник _______ и уронил сеть. Голубка __________ и улетела.

Какие слова пропущены? Если дети встретят трудности по восстановлению пропущенных слов по памяти, надо дать в конверте в перемешанном виде слова, которые надо вставить. При этом можно подсчитать, сколько сумели вставить слов по памяти.

Вопрос: «На какое количество частей можно разделить текст? Почему?» (В первой части голубка помогала муравью, а во второй – муравей спас голубку от плена).

Что значат слова «захлестнул» и «вспорхнула»? Что из себя представляет слово «охнул»? (Помнишь? «Охотник охнул». Что в этих двух словах показалось интересным и почему?).

Задание 9. Восстановить разрушенные пословицы. Начало пословиц слева, а окончание – справа. (Если для детей покажется сложным это задание, надо вначале один раз прочитать все поговорки, а затем выполнять его).

1. Добра желаешь –                    красен                               (1)

2. Как аукнется,                                      будешь сам без беды       (2)

3. Долг платежом                                   добро и делай                  (3)

4. Делай другим добро -            так и откликнется (4)

Ответить можно, записав цифры соответствующих частей пословицы, или же соединив их линиями.

Задание 10. Какие выводы из басни можно сделать? А ты, лично для себя, что-то вынес? Помогаешь ли ты другому? А как на твое добро отвечают те, кому ты сделал добро?

Задание 11. Оценка басни на основе прилагательных: «поучительная, добрая, нравоучительная, злая, убеждающая, познавательная, страшная, красивая, скучная, веселая, грустная». Этот ряд могут продолжить сами читатели.

Общая оценка работы.

Уважаемые библиотекари! Ознакомившись с разработкой, представленной ниже, попробуйте сами определить, какое задание, что развивает.

Жила-была буква Ё

Ребята! К нам в гости пришёл проказник Кляксич. Но он спрятался среди букв. Найдите его.

МПЮАБВГДЮЧЕРЛКЛЯКСИЧЛЧЮГБВЖОЦМПЪЭ

Такое задание на поиск слов называется «Шифрограмма».

Кляксич сказал, что буква «ё» нам не нужна. А Вы, как думаете, ребята? Нужна нам буква Ё?

Кляксич принёс нам подарки в виде проказ, хитрых заданий, которые он проделал с буквой «ё».

Первый подарок. В некоторых словах Кляксич поменял букву ё на букву е. Вначале прочитайте эти слова с буквой «е».

КОЗЕЛ                                        ЗВЕЗДЫ

ОРЕЛ                               ЕРШ

МЕД                                 ЕЖ

ЛЕД                                             ЕЛКА

Нелепо звучат? Есть ли такие слова в словарях? Проверьте! А теперь верните букву «ё», и всё станет, как надо.

Второй подарок. Таня Королёва в недоумении. В её фамилии проказник Кляксич поменял букву «ё» на «е». В кого превратилась Таня? Вместо «Королёва» она стала «Королева».

Третий подарок. Есть такие слова, которые обозначают разные понятия, но пишутся одинаково. Подберитеих.

Название праздника (…) Название дерева

Название рыбы (…) Приспособление для чистки

На какую букву они начинаются? Ну, конечно, на букву «ё».

Четвертый подарок. Кляксич решил проверить, как Вы знаете алфавит. Он предлагает Вам расставить слова в алфавитном порядке. Вот они:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.092 с.)