Уровень и характер читательского развития ребенка – результат взаимодействия школы, библиотеки, семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень и характер читательского развития ребенка – результат взаимодействия школы, библиотеки, семьи.



Какие эффективные формы взаимодействия этой триады можно предложить? Какие возможности, и какие препятствия есть к подобному взаимодействию? Как их преодолеть? Что может сделать семья, школа, библиотека по отдельности? Что вместе?

 Объединив усилия, сможем добиться более высоких результатов в читательском развитии детей. Организационные формы связаны с содержанием технологий читательского развития. Одна из таких технологий – «Технология созидающего чтения».

Основное содержание технологии созидающего чтения

· Диагностика и самодиагностика читательского развития.

· Методики анализа учебных текстов

· Приемы психофизиологической коррекции восприятия текста.

· Способы смыслового свертывания текста.

· Методика развития смыслового прогнозирования.

· Рационализация запоминания.

· Активизация общеобразовательной и профессиональной лексики.

· Стратегия и тактика сплошного и выборочного чтения.

· Методика комплексного развития качеств личности в процессе чтения.

· Самоанализ и самооценка достигнутых результатов.

· Методика саморазвития читателя.

Технология созидающего чтения базируется на принципах востребованности, включенности, воспроизводимости, вариативности, валеологичности.

Для чего, что и как развивать в читателе?  

Чтение, работу с разными текстами можно организовать как психологический, литературоведческий и культурологический практикум. При этом используются самые разнообразные методические приемы, задания, упражнения.

Подходить к чтению литературы не только с точки зрения освоения предметного знания, но и как средству развития личностных качеств. Ставить во главу угла – развитие личности. Предложить варианты работы с текстами, которые вызовут интерес.

Как сделать, чтобы читательский труд стал творческим и радостным?

Вариант диалога-практикума в целях сравнения чтения текстов на одну и ту же тему «Радуга в природе и жизни». Один текст – поэтический, другой – научно-познавательный.

Задания, целиком и в различных сочетаниях могут включаться в классное и внеклассное чтение, дома и в библиотеке. Библиотекари и родители сами конструируют работу с текстами, выбирая и варианты общения. Как привлечь внимание, казалось бы, к уже известному и очевидному, даже для самых маленьких? Приглашать к диалогу можно по-разному.

Начинать лучше работу с текстом отраслевой тематики. Его название «Радуга». Работа с текстом осуществляется в логике: от мотивации к рефлексии.

Попробуйте все задания выполнить сами, «пропустить через себя в роли ученика». Это желательно сделать для дальнейшего обсуждения возможностей реализации технологии в читательский процесс и в самообразование (в условиях работы библиотек и дома).

       Задания

1. Прогноз по названию. О чем пойдет речь? Что представляет собой явление «радуга»? В какое время года оно чаще всего бывает? А зимой? Почему? Может ли быть радуга ночью?

2. Чтение текста.

Солнце и дождь встречаются редко. Когда идет дождь, солнца не видно. Оно прячется в тучах. Когда светит солнце, дождя нет. Но иногда солнце и дождь встречаются, и получается чудо. Солнечные лучи падают на завесу дождя. Они отражаются в каплях. Возникает радуга. Она светит всеми цветами. Радуга красива.

Вопрос: «Совпало ли предварительное представление о содержании текста? Если не совпало, то почему? Как думаете?

3. Лингвистический практикум.

Ассоциативная игра со словом «радуга». (Это и дуга, и радужность, и Ра – бог солнца. Случаен ли первый слог «ра»? Можно обратиться к этимологическим словарям). Какие чувства и смыслы оно вызывает? Как понимается фраза: «завеса дождя»?

Как понимать фразу «светит цветами»? Есть ли в ней что-то необычное?

4. Смысловое свертывание.

1) Передать главную мысль текста одним предложением.

2) Составить тезаурусную модель текста (словарь текста), отражающую его содержание. Варианты могут быть разные. Надо объяснить выбранный набор слов.

5. Вставить пропущенные слова в тексте по памяти.

Солнце и дождь встречаются ________. Когда идет дождь, солнца не _________. Оно прячется в _________. Когда светит солнце, дождя ________. Но иногда солнце и дождь ______________, и получается ______. Солнечные лучи падают на завесу _________. Они отражаются в _________. Возникает _________. Она светит всеми ___________. Радуга ___________.

Были ли трудности? Какие?

6. Распределить пропущенные слова по группам. Как это можно сделать? Какие могут быть варианты группировки. По окончанию работы обсудить: кто, что, как сделал и почему.

Пропущенные слова: редко, видно, тучах, нет, встречаются, чудо, дождя, каплях, радуга, цветами, красива.

7. Вспомнить цвета радуги. Согласны ли с утверждением автора текста, что радуга светит всеми цветами? Какими? Как запомнить последовательность расположения их?

Многие знают фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Есть другой аналог: «Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь». Такие приемы называется мнемотехническими. Мнемотехника – способы запоминания на основе разных подходов. Из каких двух слов состоит слово «мнемотехника»? – «мнемо» и «техника». Что же означает «мнемо»? Кто догадался? А кто знает, кто такая «Мнемозина»? Это богиня памяти – «мать муз всего причина». Мнемотехника – техника для запоминания.

Творческое задание: придумать рифмованную фразу для воспроизведения цветов радуги в обратной последовательности. Один из вариантов: «Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать».

8. Какое количество цветов в радуге? Часто ли встречается цифра «семь»? Какие пословицы, поговорки, афоризмы, стихи и т.д. знаете? Что заключено в числе «семь»? Это психологическая константа, лежащая в основе запоминания информации.

9. К какому виду литературы можно отнести этот текст? Почему?

10. Рефлексия по разным критериям и показателям инициируется взрослыми. Вначале предлагаются некоторые критерии и показатели, затем школьники самостоятельно формулируют критерии и определяют показатели к ним.

Далее работа со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Задания.

1. Выразительное чтение стихотворения вслух.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдёт всецело,

Чем ты и дышишь, и живёшь.

2. Чему посвящено стихотворение? Чем отличается оно от текста «Радуга», с которым уже работали?

3. Освоение поэтики стиха.

Обратить внимание на: рифмы, метафоры, эпитеты, ритмику, мелодику, энергетику стиха; красочность, образность; отдельные слова, словосочетания, фразы; звучание в целом (эвфонию).

Набор упражнений может быть любой. Он определяется задачами изучения стихотворения. Например:

1) Формировать чувство ритма с помощью пропуска окончаний в стихотворных строчках.

2) Развивать образность в восприятии, задавая вопросы: «Какие образы создают фразы из стихотворения: «на влажной неба синеве», «воздушная воздвиглась арка», «полнеба обхватила и в высоте изнемогла», «о, в этом радужном виденье какая нега для очей!», «как то уйдет всецело, чем ты и дышишь, и живешь»?

3) Воспитывать лингвистическое чутье в процессе восприятия стихотворения, обращая внимание на характер рифмующих слов.

4. Обоснование эстетики стихотворения. Что делает его красочным и образным?

5. Выявление эмоциональности стихотворения. Какие чувства вызывает оно?

6. Как передается динамика движения, с помощью каких слов?

(Как неожиданно, минутное торжество, мгновенье, минута, побледнело, ушло, уйдет всецело).

7. Выявление связи внимания и понимания: Стихотворная строчка: «Смотри – оно уж побледнело». Что побледнело? А вот другая: «воздушная воздвиглась арка». Это о радуге. Но радуга отражает семь цветов, а «воздушная» разве цветная? Как понять всю метафорическую фразу? Обратите внимание и на глагол «воздвиглась». Сама? Природой?

8. К какому жанру относится это стихотворение? Речь идет только о радуге как природном явлении или же здесь ещё что-то? Тогда что? Найти в тексте подтверждение своим суждениям, мыслям.

9. Почему Ф.И. Тютчев не давал названия многим стихотворениям? Вряд ли сразу ответишь на этот вопрос. Но можно самим придумать разные названия, сравнив их, выбрать лучшее.

10. Что совпадает в поэтическом и научно-познавательном текстах? Найти в стихотворении соответствие утверждению из научно-познавательного текста: «Но иногда солнце и дождь встречаются, и получается чудо». Какие стихотворные строки больше всего подходят?

11. Выучить наизусть стихотворение помогут специально подготовленные задания на восстановление пропущенных слов. Сделать это не так сложно. Один из многих вариантов – пропуск рифмующихся слов.

12. Рефлексия восприятия стихотворения, а также работы с обоими текстами. Например, оценить оба текста. Какие они? Научно-популярный текст: логичный, лаконичный, почти без эмоций, сухой в языковом воплощении, конкретный. Поэтический текст: торжественно-восторженный, образный, красочный, эмоциональный, дающий простор для субъективных ассоциаций.

Можно ли обогатить восприятие представленных текстов? Бесспорно. Перевести слово в образ мысленно или нарисовать. В научно-популярном тексте есть слова, которые способствуют развитию воображения применительно к описанному в тексте. Это: «чудо», «завеса дождя», «отражение в каплях», «светит всеми цветами», «радуга красива». Они создают основу для образно-художественного осмысления текста на основе включения ассоциаций. Содержание стихотворения может ассоциироваться с музыкой, светом и цветом.

Что дает такая работа с текстами? Она развивает многие психологические качества, стимулирует психическую деятельность читателя, способствует активизации мышления, воображения, эмоциональной сферы и лексического опыта. Они расширяет эрудицию читателя; способствуют литературному развитию; гармонизируют чтение; обогащают поэтическое чутье; влияют на жанровое, языковое и эстетическое сознание; воспитывают внимательное отношение к тексту; тренируют память; формируют прогностические умения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.017 с.)