Отзыв – как элемент технологии чтения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отзыв – как элемент технологии чтения.



Отзыв – это личное и эмоциональное мнение автора отзыва о прочитанном произведении и аргументация этого мнения.

Отзыв пишется с целью поделиться впечатлениями о прочитанном, привлечь внимание к произведению, принять участие в обсуждении.

В отзыве преобладает автор отзыва.

Он объясняет свой интерес, личное пристрастие или свое понимание общественного значения поднятой в книге проблемы, ее актуальность.

Все аргументы в отзыве основаны только на личном читательском опыте и персональных вкусах и предпочтениях. Хотя привлекать мнение кого-то еще не возбраняется.

Герои художественного произведения рассматриваются как литературные типы или человеческие характеры. Дается оценка их взаимоотношениям, поведению с морально-этической, нравственной, психологической и прочих позиций.

Ярко выраженная субъективность отзыва обеспечивает возможность свободной композиции при соблюдении логики высказывания. Наличие же какого-либо трафарета, каких-либо требований к отзыву ведет к стандартизации высказываний, а это влечет за собой возвращение к термину – технология и значительную потерю индивидуальной привлекательности. 

В вопросе о том, соблюдать или не соблюдать классическую технологию всяческого текста: вступление, основная часть, заключение -  клонируется тот же вопрос о соотношении стандарта и импровизации, технологии и творчества и, в конечном итоге, решается самим автором отзыва.

Все-таки несколько советов о том, как можно выстроить отзыв.

Во вступлении представляется тема произведения, отмечается степень ее актуальности. Затем тезисно говорится о содержании текста (время, место, конфликт), формулируется общая оценка прочитанного.

  Основная часть представляет собой рассуждение, в котором дается личная, но аргументированная оценка всего произведения, отдельных эпизодов, характеров и поведения персонажей. Высказываются мысли и чувства автора отзыва, навеянные произведением.

В заключении дается обобщенная оценка данного произведения в сопоставлении его с другими произведениями того же автора, или по той же тематике. Содержится призыв к читателю с рекомендациями к прочтению или наоборот пожелание воздержаться от чтения.

Данная композиция не является обязательной, однако она может стать отправной точкой для создания собственного отзыва. При составлении отзыва практически о любом произведении можно порекомендовать включать в основную часть обсуждение тех параметров, которые делают произведение литературы качественным во всех ношениях.

Об этом говорит И. И. Тихомирова в своей работе «Психология детского чтения от А до Я». Отвергая необходимость придерживаться строгой структуры, она систематизирует этот способ выражения читательского восприятия (отзыв) следующим образом:

- отзыв-отклик (ярко выражена восторженная эмоциональность впечатлений);

- отзыв-исповедь (прочитанное становится поводом рассказать о себе, о жизненных решениях на которые натолкнула книга);

- отзыв-вопрос (автор, размышляя, задает вопросы: аналитические, риторические, подводящие к различным взглядам на проблему);

- отзыв-рефлексия (осознание самого себя в контексте прочитанной книги, «я» на месте героя, в предложенной в книге ситуации);

- отзыв-рекомендация (автор пытается заинтересовать книгой, конкретизирует потенциального читателя);

- отзыв-деталь (внимание автора приковано к какой-либо художественной детали книги или эпизоду, которые помогают ему понять что-то в собственной жизни);

- отзыв-ассоциация (поразившая воображение книга вдохновляет на собственное творчество, вызывает собственные образы);

- отзыв-воспоминание. Впечатления при первом или давнем прочтении

Тем не менее, вслед за Ириной Ивановной хочется подчеркнуть: привсем многообразиивидов отзывов обязательными его жанровыми чертами являются:

1. Субъективность, эмоциональность в оценке произведения (запрет на подробный пересказ сюжета).

2. Обязательная личностная аргументация той или иной оценки (тезис и доказательство).

Мозговой штурм

Предлагаю коллегам проанализировать ранее написанные отзывы: свои или читателей. По окончании анализа написать второй вариант с использованием данной рефлексии.

Виды отзывов К какому виду относится ваш отзыв? (напишите название книги в графе соответствующего отзыва) Аргументы: за и против. Почему Вы решили, что Ваш отзыв относится к этому виду? Что в Вашем отзыве не соответствует этому виду отзыва?
Отзыв-Отклик    
О-Исповедь    
О-Вопрос    
О-Рефлексия    
О-Рекомендация    
О-Деталь    
О-Ассоциация    
О-Воспоминание    

ü Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. — 248 с.

ü Тихомирова И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009. - № 10. - С. 25-26.

ü Тихомирова, И. И. (доцент). Детское чтение: тенденции и противоречия [Текст] / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - N 3. - С. 62-66



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.021 с.)