Раздел 1. Что такое функционирования ребенка? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Что такое функционирования ребенка?



Раздел 1. Что такое функционирования ребенка?

Для того, чтобы эффективно помогать детям и их семьям в улучшении их ежедневной жизни, важно понимать, из чего эта жизнь состоит, а также как функционирует человек каждый день. Для этого была создана Международная Классификация Функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (или МКФ), в которой представлена подробная классификация всех сфер жизни человека, включая ЕЖС.

МКФ представляет комплексный взгляд на функционирование человека в виде следующей схемы.

 

Функционирование ребенка согласно МКФ – это «положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях».

Активность – это выполнение задачи или действия ребенком.

Участие – это вовлечение ребенка в жизненную ситуацию.

МКФ описывает активность человека в 9 доменах:

d1 – Обучение (научение) и применение знаний
d2 – Общие задачи и требования
d3 – Коммуникация
d4 – Мобильность
d5 – Забота о себе
d6 – Бытовая жизнь
d7 – Межличностное взаимодействие
d8 – Основные жизненные сферы (игра)
d9 – Участие в общественной жизни

Все компоненты жизни человека: а именно состояние здоровья, личностные факторы, факторы окружающей среды, состояние функций и структур у человека равноценно влияют на его уровень собственной активности, и соответственно на степень его участия.

Если у ребенка имеются трудности в повседневной жизни и ограничения жизнедеятельности, то причины могут быть разными.

Сложности или проблемы в активности и участии могут появиться в тех случаях, когда у ребенка имеются нарушения здоровья и/или нарушения функций, и/или структур организма. Также проблемы в активности могут возникать из-за социального окружения.

Для улучшения ежедневной жизни ребенка необходимо учитывать и изменять все компоненты, включая факторы окружающей среды и его индивидуальные особенности.

Под факторами окружающей среды понимаются: предметы, которые окружают ребенка, люди, с которыми он живет, их действия и установки. На ребенка раннего возраста влияют все взрослые люди из его окружения: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

Ограничение активности – это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.

Понятие «участие» ребенка в ЕЖС:

Важнейшим условием развития ребенка в ЕЖС является его активное участие в ЕЖС.

Участие определяется, как вовлеченность и чувство принадлежности. То, насколько ребенок вовлечен в ЕЖС, насколько он чувствует себя причастным к выполнению ЕЖС, определяет его будущую способность быть самостоятельным в этой ЕЖС. Например, если мама одевает ребенка без его участия и включения, словно куклу, это не поможет ребенку освоить навыки одевания и раздевания. Если мама будет обращать внимание на то, что ребенок во время каждого одевания и раздевания подает маме ручку или ножку, или стремится сам снять с себя шапочку или носочки, это поможет ребенку развивать и совершенствовать свои навыки.

Раздел 2. Что такое ЕЖС?

Естественные жизненные ситуации (ЕЖС) — это события в жизни, которые происходят регулярно в естественной среде, где дети обычно проводят время.

Ряд ученых определяет ЕЖС, как «рутину, которая регулярно происходит, включает в себя последовательность действий, может требовать решения ряда задач и является целенаправленной и значимой для ребенка, происходит в естественной среде ребенка. (Coster & Khetani, 2007; Jette, et al., 2003; Meisels & Atkins-Burnett,2000).

Естественные жизненные ситуации (ЕЖС) – это время в кровати, чтение книг, поход в кино или театр, мытье рук, домашние дела, уроки музыки, выращивание растений, время для игр, приготовление еды, забота о себе, мытье посуды и другие.

Каждая ЕЖС включает в себя последовательность действий. Одевание, например, включает в себя необходимость выбрать подходящую одежду, дотянуться, взять, держать, надеть, застегнуть кнопку, посмотреть в зеркало. Игровое время может включать такие действия, как выбор игрушки, приглашение играть вместе, принятие решения, решение проблемы, движения.

Действия внутри ЕЖС могут быть разной степени сложности, специфичности и возможности влияния на развитие и функционирование ребенка.

Виды и компоненты ЕЖС

Жизнь семьи с ребенком раннего возраста похожа на день сурка – каждый день повторяются одни и те же обязательные дела, в которых ребенок приобретает новые навыки и с каждым днем становится все самостоятельнее и независимее.

Именно по этим навыкам мама определяет – развивается ли ее ребенок.

Список ЕЖС, которыми наполнена жизнь ребенка раннего возраста:

· просыпание/засыпание/сон

· смена подгузника/туалет

· одевание/раздевание

· еда/питье

· прогулка

· игра одиночная/совместная

· свободное время

· перемещение по квартире/улице

· выход из дома/возвращение

· умывание/купание

· чтение книжки/слушать истории

· беседы

· домашние дела

Компоненты ЕЖС, обеспечивающие полный взгляд на естественную жизненную ситуацию и ее качество:

Первый компонент: ход ЕЖС

Каждая ЕЖС имеет свой определенный алгоритм и порядок выполнения. Всегда одинаковое начало и конец, предсказуемый и ожидаемый порядок действий всех участников.

Например, мытье рук всегда проходит одинаково, имеет начало и конец и тд

Каждый этап в ЕЖС требует от всех участников разных навыков из разных областей функционирования, не только навыков самообслуживания. Это навыки из областей научения и применения знаний, коммуникации, социального взаимодействия, мобильности.

Возвращаясь к мытью рук, для успешного выполнения необходимо: и уметь удерживать равновесие (область крупной моторики), и двигать руками, манипулируя пальцами с предметами (область мелкой моторики), а также знать и следовать порядку действий (область познания).

Раздел 1. Что такое функционирования ребенка?

Для того, чтобы эффективно помогать детям и их семьям в улучшении их ежедневной жизни, важно понимать, из чего эта жизнь состоит, а также как функционирует человек каждый день. Для этого была создана Международная Классификация Функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (или МКФ), в которой представлена подробная классификация всех сфер жизни человека, включая ЕЖС.

МКФ представляет комплексный взгляд на функционирование человека в виде следующей схемы.

 

Функционирование ребенка согласно МКФ – это «положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях».

Активность – это выполнение задачи или действия ребенком.

Участие – это вовлечение ребенка в жизненную ситуацию.

МКФ описывает активность человека в 9 доменах:

d1 – Обучение (научение) и применение знаний
d2 – Общие задачи и требования
d3 – Коммуникация
d4 – Мобильность
d5 – Забота о себе
d6 – Бытовая жизнь
d7 – Межличностное взаимодействие
d8 – Основные жизненные сферы (игра)
d9 – Участие в общественной жизни

Все компоненты жизни человека: а именно состояние здоровья, личностные факторы, факторы окружающей среды, состояние функций и структур у человека равноценно влияют на его уровень собственной активности, и соответственно на степень его участия.

Если у ребенка имеются трудности в повседневной жизни и ограничения жизнедеятельности, то причины могут быть разными.

Сложности или проблемы в активности и участии могут появиться в тех случаях, когда у ребенка имеются нарушения здоровья и/или нарушения функций, и/или структур организма. Также проблемы в активности могут возникать из-за социального окружения.

Для улучшения ежедневной жизни ребенка необходимо учитывать и изменять все компоненты, включая факторы окружающей среды и его индивидуальные особенности.

Под факторами окружающей среды понимаются: предметы, которые окружают ребенка, люди, с которыми он живет, их действия и установки. На ребенка раннего возраста влияют все взрослые люди из его окружения: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

Ограничение активности – это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.

Понятие «участие» ребенка в ЕЖС:

Важнейшим условием развития ребенка в ЕЖС является его активное участие в ЕЖС.

Участие определяется, как вовлеченность и чувство принадлежности. То, насколько ребенок вовлечен в ЕЖС, насколько он чувствует себя причастным к выполнению ЕЖС, определяет его будущую способность быть самостоятельным в этой ЕЖС. Например, если мама одевает ребенка без его участия и включения, словно куклу, это не поможет ребенку освоить навыки одевания и раздевания. Если мама будет обращать внимание на то, что ребенок во время каждого одевания и раздевания подает маме ручку или ножку, или стремится сам снять с себя шапочку или носочки, это поможет ребенку развивать и совершенствовать свои навыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.185.138 (0.017 с.)