Гармонический и мелодический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармонический и мелодический



Как вы знаете, существуют три вида тональных ладов: натуральный, гармонический и мелодический.

«Строгий» натуральный лад содержит 7 ступеней и совпадает полностью с построением на кварто-квинтовом круге (в пределах обозначенного нами сегмента): I. II. III. IV. V. VI. VII ступени.

В гармоническом мажорном ладу VI ступень понижается

I. II. III. IV. V. VI ♭. VII

В мелодическом мажорном ладу понижаются и VI и VII ступени

I. II. III. IV. V. VI ♭. VII ♭

В минорном гармоническом ладу напротив VI ступень повышается

I. II. III. IV. V. VI #. VII

а в мелодическом минорном ладу повышаются и VI и VII ступени

I. II. III. IV. V. VI #. VII #

зная расположение ступеней мажора и минора в нашем тональном сегменте, мы можем сделать для себя шаблон «подсказку», чтобы быстро ориентироваться при создании композиции.

«Усовершенствованный» шаблон для работы с гармоническим и мелодическим ладом.

Диезы повышают VI и VII ступени минора

Бемоли понижают VI и VII ступени мажора

Не лишнем будет напомнить правило работы с мелодическим ладом:

В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении вниз - натуральный минор.
      В мелодическом мажоре при движении вниз понижена шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении вниз - натуральный минор.

 

Функции и модуляция

Модуляция - смена тональности со смещением тоники (тонального центра). Как видно из шаблона «Тонального сегмента двух центров» легко перейти в смежную тональность, просто сдвинув сектор влево или вправо. «Новая» тональность «обретает» «новые» тона. И чтобы «новые» тональные центры закрепились, необходимо смена и функций ступеней. Обратимся к следующей диаграмме:

которая показывает  какие ступени какую выполняют определённую ладовую функцию.

Зная расстановку ступеней и мажорного и минорного лада в нашем сегменте (см. здесь и здесь), мы можем построить следующую схему:

 

где T – тоника (тональный центр), S  - субдоминанта, D – доминанта.

из теории:

· Тоническая функция - утверждение ладового центра. Получение устойчивого состояния

· Субдоминантовая функция - отдаление от ладового центра. Выход из устойчивого состояния для развития композиции

· Доминантовая функция - притяжение к ладовому центру. Создание большого напряжения для получения кульминации в гармоническом обороте с последующим разрешением в тонику

 

 

Приложение

 

 

 

                                                               

 

Малая секунда и большая септима

 

Большая секунда и малая септима

 

Большая терция и малая секста

 

                      

 

 

Малая терция и большая секста

 

                                 

 

 

Кварта и квинта

 

Тритон

 

 

 

Аккорды терцовой структуры (схема)

 

 

Аккорда нетерцовой структуры

 

 

                                      

 

 

Ионийский лад

 

Дорийский лад

 

 

 

Фригийский лад

 

Лидийский лад

 

Миксолидийский

 

Эолийский лад

 

                                  

 

Локрийский лад

 

 

                                             

 

 

Пентатоника мажорного наклонения

 

                                  

 

Пентатоника минорного наклонения

 

 

 

                           

 

Тональности

 

 

Гармонический и мелодический лад

 

                              

 

Тонические функции

 

 

                                       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.017 с.)