Большой мажорный и малый минорный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большой мажорный и малый минорный



 

Эти два септаккорда наиболее легко строить с помощью Кварто-Квинтового круга.

Большой

До-мажорный септакорд

построенный по интервалам:

большая терция (С – Еm) + малая терция (Em – G) +

большая  терция (G – Bm)

 

Малый До-минорный септакорд

построенный по интервалам

малая терция (Cm - E♭) +

большая терция (E♭- Gm) +

малая терция (Gm - B♭)

 

Большой минорный и малый мажорный

В большом минорном септаккорде увеличиваем на полтона септиму.

                                                     

большой До-минор-септаккорд

 

В малом мажорном септаккорде понижаем септиму на полтона.

малый До-минор-септаккорд

 

Большой увеличенный и малый уменьшенный

Большой увеличенный.

Предлагаю следующий нехитрый трюк:

Построим сначала большой мажорный септаккорд, а затем третий тон повысим на полтона:

 

Малый уменьшенный.

Аналогичный трюк можно совершить и для этого вида аккорда.

Построим малый минорный и понизим третий тон (видите, как всё складывается в простую очень систему):

Уменьшенный

…а если мы у малого уменьшенного септаккорда понизим и четвертый тон, то получим

Уменьшенный:

Аккорды нетерцовой структуры

Sus2

Аккорд Sus2 можно построить двумя способами. Первый: в обычном трезвучии понизить второй тон до секунды:

Второй, который нашел я и хочу вам предложить, более оригинальный и наглядный, и, что для нас очень важно, легко запоминающийся. Аккорд Sus2 в сути два интервала – секунда и квинта:

На кварто-квинтовом круге он очень легко находится. Причем, что на внешнем, что на внутреннем. Взгляните:

 

 

Потренируйтесь:  CDG;  ABE;  DEA: B♭CF;  F#A♭C#   и т.д.

Sus4

Первый способ построить  Sus4 – повысить до кварты средний тон трезвучия:

 

Способ нахождения на кварто-квинтовом круге следующий:

                                                    

 

 

                         

Потренируемся: GCD; ADE; E♭A♭B♭; CFG и т.д.

Ещё совет: чтобы легче запомнить, в Sus2 «двойка» - интервал равный секунде. В Sus4 «четверка» - кварта.

Лады

Предлагаю вашему вниманию оригинальную систему визуального нахождения натуральных ладов (или ладов народной музыки) на кварто-квинтовом круге. С помощью шаблонов, которые мы с вами сделаем, можно будет мгновенно построить любой лад от любой ноты. Да, со временем навык станет автоматическим, и вы легко будете строить лады в уме. Но на первых порах данные шаблоны помогут очень быстро работать с ладами.

Будем отталкиваться от следующего положения, что диатонически натуральные лады построены от:

Фригийский лад от ноты E;

Лидийский лад от ноты F;

Дорийский лад от ноты D;

Ионийский лад от ноты C;

Миксолидийский от ноты G;

Эолийский от ноты A;

Локрийский от ноты  B

Если внимательно посмотреть на круг, то можно обнаружить следующую закономерность. Как на внутреннем, так и на внешнем круге есть диатонически чередование тонов – F C G D A  E B. То есть по квинтам расположены все семь нот диатонического звукоряда. Собственно, так по квинтам и была построена всем знакома гамма До Ре Ми Фа Соль Ля Си, просто затем все тона перенесли в пределы одной октавы.

или

 

…и трюк заключается в том, что кварто-квинтовый круг так загадочно устроен, что если взять тон, от которого построен лад (например, Фригийский от ноты Е), в этой последовательности (F C G D A  E B), и сместить дугу (транспонировать) таким образом, чтобы на месте опорного тона Е был иной тон (например В), то удивительным образом порядок интервалов внутри лада сохранится. Фригийский лад от ноты В будет такой  B C D E F# G A В

          

 

Данная закономерной присуща всем ладам, не только народной музыке, которые имеют свободу транспонирования, и можно сказать, «кварто-квинтовую связь»

Для удобства мы возьмём в шаблонах опорный тон лада в противоположном круге:

…так выглядеть будет наш шаблон Фригийского лада. Ячейку на внешнем круге, изначально которая на ноте Е, необходимо совместить с любой другой нотой, чтобы она стала опорной.

Пример, Фригийский лад от ноты А♭ даст следующую последовательность:  

A♭  A   B  C#   E♭ E   F# G#              

 

 

                    

Ионийский

 

                                                                                                                          шаблон

Дорийский

 

                                                                                             шаблон

Фригийский

                                                                                                                     шаблон

Лидийский

 

шаблон

Миксолидийский

                                                                                                               шаблон

Эолийский

                      

                                                                                                                шаблон

 

Локрийский

                                                                                                                     шаблон

 

Пентатоника

Как вы знаете, Пентатоника – самый древний лад в музыке, где пять тонов расположены друг от друга на расстоянии квинт. FCGDA

В современной музыке много разновидностей пентатоник. Теоретические споры не входят в цель данной книги о том, можно ли разделять пентатонику на минорную и мажорную. Оставим этот вопрос на рассмотрении теоретиков. Мы же будем отталкиваться от практики музыкантов, которые часто употребляют в терминах «пентатоника мажорного наклонения» и «минорного наклонения»

Первую очень легко найти на нашем волшебном круге, в нем уже заложен интервал этого древнего лада:

Мажорного наклонения

Пентатоника, построенная от опорного тона Фа.

 

Пентатоника, построенная от опорного тона До.

шаблон

Минорного наклонения

Часто для упрощенного понимания приводят следующую формулу:

то есть в минорной пентатоники условно считают, что 3-я и 6-я ступень пониженная. Также если условно считать 1-ой ступенью ноту До, то наличие Ми-бемоль (третьей пониженной)  даст некое подобие До-минорной тональности (в дальнейшем мы посвятим тональностям отдельный раздел). И поэтому для нахождения «минорной» пентатоники, будем работать как с минорной тональностью. Хотя еще раз оговоримся, что это всё условные понятия, «чисто технические», потому что «Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитоновый пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями», как рассматривают её музыковеды.

Итак, разложим на интервалы: у нас получится две малых терции и две квинты. Если строить до-минорную пентатонику, то малыми терциями будут интервалы Сm - Е♭ и Gm - B♭,   квинтами же Fm –Cm и Cm – Gm.

Запоминать не нужно. Круг так устроен, что вы сами сейчас убедитесь, как наглядно просто находить:

…не правда ли, как просто?!

 

 

                                                                                                         шаблон

Тональности

Хочу предложить вам очень простую систему работы с тональностями по Кварто-квинтовому кругу, которую условно назовём «Тональный сегмент двух центров». В этой оригинальной системе вы убедитесь, как легко и быстро ориентироваться.  Нет необходимости заучивать знаки альтерации каждой тональности. Немного тренировки, и спустя немного времени можно обходится и без шаблона, который мы с вами построим. Достаточно будет одного взгляда на тонический центр, чтобы мгновенно увидеть, какие ступени его окружают, сколько альтерированных знаков (диезов или бемолей) содержит тональность.

Итак, чтобы построить тональный сегмент на Кварто-квинтовом круге, возьмем две параллельных тональностей До-мажор и Ля-минор.

И от каждого тонального центра построим интервалы его ступеней. (см. Интервалы)

Для До-мажора:

I ступень – С – прима,

II ступень – D – большая секунда,

III ступень - E  - большая терция,

IV ступень – F – кварта

V ступень – G – квинта,

VI ступень – A  - большая секста,

VII ступень – В - большая септима.

У нас получится следующая диаграмма:

 

Для Ля-минора:

I ступень – А - прима,

II ступень – В – большая секунда,

III ступень  - C – малая терция,

IV ступень – D  - кварта,

V ступень – E – квинта,

VI ступень – F   - малая секта,

VII ступень – G -  малая септима.

У нас получится следующая диаграмма:

 

…как видно из диаграмм обе параллельные тональности занимают один и тот же сегмент:

                 

                                шаблон

 

Для примера работы с шаблоном, давайте  найдём следующие параллельные тональности: Ре-мажор и Си-минор, Ре-бемоль-мажор и Си-бемоль-минор.

 

 

Ре-мажор и Си-минор

 

 

 

 

Си-бемоль-минор и Ре-бемоль-мажор




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.041 с.)