Малая секунда и большая септима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малая секунда и большая септима



К читателю

Дорогой читатель,

перед Вами книга, которую бы я очень хотел иметь вначале своего пути композитора. Да, мне было бы намного проще и быстро войти в профессию, зная все те закономерности, которые я нашел самостоятельно, благодаря, конечно, большой доли случайности, везения.

Дело в том, что я не встречал такого глубокого анализа Кварто-квинтового круга. Большинство музыкантов и композиторов знают о нём то, что он построен по квинтовому интервалу, что можно найти доминантовую и субдоминантовую функцию, и… в общем всё. Для очень многих это некий красивый символ музыки. Я же смею утверждать, и вы сами убедитесь в этом, что это «таблица Менделеева» гармонии. Да, как когда-то Д.И. Менделеев открыл «Закон Всего», обнаружив, как комбинации атомов строят всевозможные во Вселенной вещества, так и Кварто-квинтовый круг содержит всю информацию о гармонии, начиная с атомов – интервалов, заканчивая мирами – ладовыми системами.

Для того, чтобы раскрыть, почему я стал так глубоко изучать этот инструмент, мне необходимо рассказать о себе.

С детства я мечтал заниматься музыкой, но в силу того, что при рождении, получив травму, я приобрел неизлечимое заболевание – детский церебральный паралич. Моё физическое состояние таково, что я не способен освоить ни один инструмент. Пробовал в детстве освоить баян и гитару, но больные руки не позволили. И вокалом не могу я заниматься по тем же причинам.

Казалось, фраза «все мечты когда-нибудь сбываются» не про меня. Моей мечте не суждено… Но я рад, что ошибался в этом. В 40 лет мечта сбылась!

Года четыре или чуть больше назад мой любимый и дорогой мне друг подарил мне… необычный, редкий, и для меня тогда незнакомый инструмент – варган. И я не могу передать, с каким я рвением стал осваивать. Я учился у всех, я знаю теперь всех варганистов. Я буквально сутками не выпускал из рук его. Резал губы, дёсны – мы братались кровью с ним. И смог! Оказалось, и с моими больными руками можно – создавать музыку, пусть такую простенькую ритмическую, перкуссионную музыку!

А года три назад я обратил внимание на губную гармонику. Досконально изучил, выбрал гармошку. Стал учиться как все по табулатуре, вначале не думая о нотной грамоте или музыкальной теории…

Как-то импровизируя на гармонике я «нечаянно» сочинил мелодию, записал её «табы» на листочке. К мелодии пришли слова. Песню я назвал «Колыбельная «Спать пора». И задумался, а вот бы здорово записать её нотами. Я «загорелся», стал изучать, есть ли программы, чтобы записывать ноты. И нашел удивительно классный, очень простой в обращении нотный редактор.

Да, он очень простенький, в нем только ноты. Нет того визуального функционала, как в дорогих редакторах, где есть возможность использовать библиотеки готовых шаблонов, и где можно и не знать нотную грамоту. Но мне моя программа за эти года очень полюбилась. Для меня начинать с чистого нотного листа и самому создавать шаг за шагом – высшее наслаждение. Чувствуешь себе композитором прошлых лет, когда записывали ноты от руки.

…кое-как записав первую мелодию (целыми долями, сам сейчас улыбаюсь) я показал другу-музыканту. И очень много получил полезных советов. А дальше меня затянуло – я прочитал много книг по музыкальной теории, среди которых такие авторы как Юрий Николаевич Холопов, Майкл Пиркофер, Евгений Иосифович  Месснер, Виктор Павлович Фраёнов и многие другие. Пересмотрел много видеокурсов. И мне повезло найти сайт музыканта Дениса Чуфарова. Он создал первый онлайн-колледж. У него я прошел большие курсы по гармонии, полифонии, ритмики, композиции… с жадностью впитывая знания.

И стал писать музыку!

Сначала мне очень тяжело давалась гармония. Столкнувшись с тем, что необходимо запомнить хотя бы добрую сотню аккордов; выучить интервалы, да и не просто, а знать, как построить от любого тона; лады, которых так много!... я чуть не спасовал от страха, нет, без преувеличения, от ужаса!

Но желание создавать ни просто мелодии, а полноценную многоголосную музыку, было сильнее страха. Я «изобрел» хитрость великую. В программе я создал несколько файлов (подсказок). Кстати, для новичка очень хорошее решение. В одном – я кропотливо записал несколько сотен аккордов с наименованием, чтобы при работе копировать оттуда нужный. В другом поступил так с ладами народной музыки и гамами от всех нот. В третьем записал нестандартные лады, типа «цыганского», «японских», «целотона».

Сейчас я об этом вспоминаю с улыбкой, но это работало!

Кварто-квинтовый круг мне сразу понравился. Он словно магический атрибут, очень похожий на круг алхимика. Я его распечатал себе и положил на стол, чтобы когда я пишу музыку, он был рядом. Я долго искал информацию, как им пользоваться. И нашел скудную, о которой уже упоминал.

А как-то работая над композицией и «перетаскивая» очередной аккорд из «аккордницы» (так я назвал файл с таблицей аккордов), я заметил, что легко можно «увидеть» этот аккорд на кварто-квинтовом круге. Сначала я счет это случайностью, но когда сравнил все-все аккорды, понял, что это – закономерность.

Затем пришла мысль, что в сущности я «вижу» два интервала – малую и большую терцию. Помните, «терцовые кубики», как о них пишет Ю.Н. Холопов, можно сказать, «основа» классической гармонии. И работа закипела, - если есть терции, значит, и другие интервалы. И все нашлись, оформившись в систему.

Из книг Ю.Н. Холопова я почерпнул мысль, что аккорд – это комплекс интервалов. И теперь могу сказать, что мгновенно строю любой аккорд, любой тональности, от любого тона – только взглянув на круг.

Подобное произошло и с ладами. Все вы знаете, как сложно запомнить формулы, как сложно научится сразу просчитывать от тона всю гамму, пусть даже с помощью ключевых знаков. А с народными ладами тем более. Вначале мне они показались вовсе бессистемными. И мне встречалось мнение, что это – просто нужно выучить, иного пути нет!

Нет, есть! И вы увидите, как круг элегантно демонстрирует все лады, построенные в пределах его «закона» - «квинтовой связи».

Для себя я сделал шаблоны для всех ладов народной музыки, для тональной гармонии, которыми и хочу поделится в этой книге. С практикой надобность в шаблонам отпадет, наш мозг так устроен – вернее, настроен на гармонию – а как вы знаете, одно из определений слова «гармония» приводить в систему, в порядок, соединять в целое, в гештальт, по выражению психологов.

В этой книге вы не найдёте теории музыки, в ней нет также философии, семантики, оценочных суждений, исторических сведений… Эта книга – «ящик инструментов». Она полностью посвящена раскрытию закономерностей Кварто-квинтового круга. Цель её – максимально быстро начинающему композитору войти в профессию. Не отвлекаясь на то, как построить тот или иной элемент музыкальной ткани, выражать свои мысли в музыки.

Но и философия и семантика важны, как и не возможно преувеличить значимость музыкальной теории. И зная то, что в мире литературы о музыке можно потеряться и очень долго блуждать в поисках «того, что надо», я хочу посоветовать книги, которые мне очень помогли, и которым очень доверяю:

1. Майкл Пилхофер. Теория музыки для чайников. – с этой книги я начал, и очень советую для базы.

2. Фраёнов В. П. Учебник полифонии. – эта книга мне приоткрыла дверь в святая святых – в искусство фуги, после неё мне стало казаться, что Моцарт и Бах очень просто писали музыку.

3. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. – это особенно важная книга, многие недопонимания в теории я разъяснил. Книги Юрия Николаевича все клад, но эта моя любимая.

4. Банщиков Г.И.  Законы аранжировки.

5. Симакова Н.А.  Контрапункт строгого стиля и фуга.

6. Месснер Е.И. Основы композиции.

Я с большой уверенностью могу сказать, что раскрыл далеко не все закономерности Кварто-квинтового круга. И впереди много исследовательской работы. И мне хочется, чтобы в Вас зародилось зерно желания познавать этот великий инструмент, подойти к нему с творчеством и любовью, и оно прорастёт и вырастит в могучее древо знаний!

Сейчас, когда я пишу эту книгу, состоялись релизы 14 музыкальных альбомов. Моя музыка доступна слушателю по всему миру. Её можно послушать на таких площадках как Яндекс.Музыка, Ютуб.Музыка, МузыкаВконтакте и многих-многих других. Мне будет приятно осознавать, что Вы, мой добрый читатель, послушаете и, быть может, она станет частью и Вашей жизни. Я Вам желаю очень скорых успехов, быстрого вхождения в профессию, бесстрашно экспериментировать и создавать свои прогрессии, свою гармонию, свой стиль!

Ваш, Вячеслав Камедин.

  

 

 

Интервалы

Большая терция Малая секста

На диаграмме способ нахождение интервалов Большой терции и Малой сексты.

Для нахождение большой терции, совмещаем выделенную ячейку внешнего круга (на примере С) с опорным тоном. Выделенная ячейка на внутреннем круге (на примере Em) покажет искомый тон интервала.

 

Для нахождение малой сексты, совмещаем выделенную ячейку внутреннего круга (на примере Em) с опорным тоном. Выделенная ячейка на внешнем круге (на примере С) покажет искомый тон интервала.

Шаблон для нахождения нахождение интервалов

Большой терции и Малой сексты.

 

 

Малая терция Большая секста

Визуальный способ нахождение Малой терции и Большой сексты

Для нахождение малой терции, совмещаем выделенную ячейку внутреннего круга (на примере Сm) с опорным тоном. Выделенная ячейка на внешнем круге (на примере Е♭) покажет искомый тон интервала.

Для нахождение большой сексты, совмещаем выделенную ячейку внешнего круга (на примере Е♭) с опорным тоном. Выделенная ячейка на внутреннем круге (на примере Сm) покажет искомый тон интервала.

Шаблон для нахождения нахождение интервалов Малой терции и Большой сексты

 

 

Кварта и Квинта

Интервал в Кварту находится как по внешнему, так и по внутреннему кругу против часовой стрелки. На примере: искомый тон интервала С, опорный G.

Аналогично: искомый тон интервала Сm, опорный Gm

Интервал в Квинту находится как по внешнему, так и по внутреннему кругу по часовой стрелки. На примере: опорный тон интервала С, искомый G.

 

Аналогично: опорный тон интервала Сm, искомый Gm

 

 Шаблон для нахождения нахождение интервалов Кварта и Квинта

 

 

Тритон

Тритон на Кварто-квинтовом кругу находится следующим образом. По часовой стрелке отсчитываете 3 ячейки-тона (C – G – D), затем по диагонали, против 4 тона (F#)

 

 

 

Шаблон нахождения Тритона

 

 

Аккорды

Как вам известно, одно из определений аккорда – «комплекс интервалов». Предыдущий раздел уже даёт инструмент для строительства любого комплекса. Но давайте разработаем универсальную схему на основе кварто-квинтового круга, чтобы достаточно было беглого взгляда, чтобы построить любой аккорд в любой тональности.

Здесь будут рассмотрены далее аккорды терцовой структуры.

Трезвучие

Данная схема показывает интервалы больших и малых терций. Эта схема будет для нас основой в строительстве аккордов.

 

Как известно, каждое трезвучие содержит в сжатом расположении две терции (нижнюю и верхнюю) и одну квинту в итоге. В зависимости от качества этих интервалов трезвучия делятся по своей структуре на четыре типа: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное

. Так в мажорном аккорде заложен основной интервал большой терции, в минорном напротив – малой.

Чтобы построить мажорное трезвучие по Кварто-квинтовому кругу, опорным тоном аккорда выбираем тон на внешнем круге (например тон С). Затем движемся от него по стрелке, строя большую терцию (искомый тон Em). Далее, к построенному первому интервалу добавляем, двигаясь также по стрелки, малую терцию, что будет одновременно и квинта к основному тону  (тон G)

               У нас получился До-мажорный аккорд

 

 

Чтобы построить минорное трезвучие по Кварто-квинтовому кругу, опорным тоном аккорда выбираем тон на внутреннем круге (например тон Am). Затем движемся от него по стрелке, строя малую терцию (искомый тон С). Далее, к построенному первому интервалу добавляем, двигаясь также по стрелки, большую терцию, что будет одновременно и квинта к основному тону (тон Em)

                                

У нас получился Ля-минорный аккорд

 

Попрактикуемся еще. Построим два аккорда Ля-мажор и Си-бемоль-минор

Ля-мажор

 

Си-бемоль-минор

 

 

Построить увеличенное и уменьшенное трезвучие не составит труда, добавляя к квинте полтона (увеличенное) или понижая квинтовый тон на полтона (уменьшенное):

 

 

Септаккорд

 

Уменьшенный

…а если мы у малого уменьшенного септаккорда понизим и четвертый тон, то получим

Уменьшенный:

Sus2

Аккорд Sus2 можно построить двумя способами. Первый: в обычном трезвучии понизить второй тон до секунды:

Второй, который нашел я и хочу вам предложить, более оригинальный и наглядный, и, что для нас очень важно, легко запоминающийся. Аккорд Sus2 в сути два интервала – секунда и квинта:

На кварто-квинтовом круге он очень легко находится. Причем, что на внешнем, что на внутреннем. Взгляните:

 

 

Потренируйтесь:  CDG;  ABE;  DEA: B♭CF;  F#A♭C#   и т.д.

Sus4

Первый способ построить  Sus4 – повысить до кварты средний тон трезвучия:

 

Способ нахождения на кварто-квинтовом круге следующий:

                                                    

 

 

                         

Потренируемся: GCD; ADE; E♭A♭B♭; CFG и т.д.

Лады

Предлагаю вашему вниманию оригинальную систему визуального нахождения натуральных ладов (или ладов народной музыки) на кварто-квинтовом круге. С помощью шаблонов, которые мы с вами сделаем, можно будет мгновенно построить любой лад от любой ноты. Да, со временем навык станет автоматическим, и вы легко будете строить лады в уме. Но на первых порах данные шаблоны помогут очень быстро работать с ладами.

Будем отталкиваться от следующего положения, что диатонически натуральные лады построены от:

Фригийский лад от ноты E;

Лидийский лад от ноты F;

Дорийский лад от ноты D;

Ионийский лад от ноты C;

Миксолидийский от ноты G;

Эолийский от ноты A;

Локрийский от ноты  B

Если внимательно посмотреть на круг, то можно обнаружить следующую закономерность. Как на внутреннем, так и на внешнем круге есть диатонически чередование тонов – F C G D A  E B. То есть по квинтам расположены все семь нот диатонического звукоряда. Собственно, так по квинтам и была построена всем знакома гамма До Ре Ми Фа Соль Ля Си, просто затем все тона перенесли в пределы одной октавы.

или

 

…и трюк заключается в том, что кварто-квинтовый круг так загадочно устроен, что если взять тон, от которого построен лад (например, Фригийский от ноты Е), в этой последовательности (F C G D A  E B), и сместить дугу (транспонировать) таким образом, чтобы на месте опорного тона Е был иной тон (например В), то удивительным образом порядок интервалов внутри лада сохранится. Фригийский лад от ноты В будет такой  B C D E F# G A В

          

 

Данная закономерной присуща всем ладам, не только народной музыке, которые имеют свободу транспонирования, и можно сказать, «кварто-квинтовую связь»

Для удобства мы возьмём в шаблонах опорный тон лада в противоположном круге:

…так выглядеть будет наш шаблон Фригийского лада. Ячейку на внешнем круге, изначально которая на ноте Е, необходимо совместить с любой другой нотой, чтобы она стала опорной.

Пример, Фригийский лад от ноты А♭ даст следующую последовательность:  

A♭  A   B  C#   E♭ E   F# G#              

 

 

                    

Ионийский

 

                                                                                                                          шаблон

Дорийский

 

                                                                                             шаблон

Фригийский

                                                                                                                     шаблон

Лидийский

 

шаблон

Миксолидийский

                                                                                                               шаблон

Эолийский

                      

                                                                                                                шаблон

 

Локрийский

                                                                                                                     шаблон

 

Пентатоника

Как вы знаете, Пентатоника – самый древний лад в музыке, где пять тонов расположены друг от друга на расстоянии квинт. FCGDA

В современной музыке много разновидностей пентатоник. Теоретические споры не входят в цель данной книги о том, можно ли разделять пентатонику на минорную и мажорную. Оставим этот вопрос на рассмотрении теоретиков. Мы же будем отталкиваться от практики музыкантов, которые часто употребляют в терминах «пентатоника мажорного наклонения» и «минорного наклонения»

Первую очень легко найти на нашем волшебном круге, в нем уже заложен интервал этого древнего лада:

Мажорного наклонения

Пентатоника, построенная от опорного тона Фа.

 

Пентатоника, построенная от опорного тона До.

шаблон

Минорного наклонения

Часто для упрощенного понимания приводят следующую формулу:

то есть в минорной пентатоники условно считают, что 3-я и 6-я ступень пониженная. Также если условно считать 1-ой ступенью ноту До, то наличие Ми-бемоль (третьей пониженной)  даст некое подобие До-минорной тональности (в дальнейшем мы посвятим тональностям отдельный раздел). И поэтому для нахождения «минорной» пентатоники, будем работать как с минорной тональностью. Хотя еще раз оговоримся, что это всё условные понятия, «чисто технические», потому что «Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитоновый пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями», как рассматривают её музыковеды.

Итак, разложим на интервалы: у нас получится две малых терции и две квинты. Если строить до-минорную пентатонику, то малыми терциями будут интервалы Сm - Е♭ и Gm - B♭,   квинтами же Fm –Cm и Cm – Gm.

Запоминать не нужно. Круг так устроен, что вы сами сейчас убедитесь, как наглядно просто находить:

…не правда ли, как просто?!

 

 

                                                                                                         шаблон

Тональности

Хочу предложить вам очень простую систему работы с тональностями по Кварто-квинтовому кругу, которую условно назовём «Тональный сегмент двух центров». В этой оригинальной системе вы убедитесь, как легко и быстро ориентироваться.  Нет необходимости заучивать знаки альтерации каждой тональности. Немного тренировки, и спустя немного времени можно обходится и без шаблона, который мы с вами построим. Достаточно будет одного взгляда на тонический центр, чтобы мгновенно увидеть, какие ступени его окружают, сколько альтерированных знаков (диезов или бемолей) содержит тональность.

Итак, чтобы построить тональный сегмент на Кварто-квинтовом круге, возьмем две параллельных тональностей До-мажор и Ля-минор.

И от каждого тонального центра построим интервалы его ступеней. (см. Интервалы)

Для До-мажора:

I ступень – С – прима,

II ступень – D – большая секунда,

III ступень - E  - большая терция,

IV ступень – F – кварта

V ступень – G – квинта,

VI ступень – A  - большая секста,

VII ступень – В - большая септима.

У нас получится следующая диаграмма:

 

Для Ля-минора:

I ступень – А - прима,

II ступень – В – большая секунда,

III ступень  - C – малая терция,

IV ступень – D  - кварта,

V ступень – E – квинта,

VI ступень – F   - малая секта,

VII ступень – G -  малая септима.

У нас получится следующая диаграмма:

 

…как видно из диаграмм обе параллельные тональности занимают один и тот же сегмент:

                 

                                шаблон

 

Для примера работы с шаблоном, давайте  найдём следующие параллельные тональности: Ре-мажор и Си-минор, Ре-бемоль-мажор и Си-бемоль-минор.

 

 

Ре-мажор и Си-минор

 

 

 

 

Си-бемоль-минор и Ре-бемоль-мажор


I. II. III. IV. V. VI #. VII

а в мелодическом минорном ладу повышаются и VI и VII ступени

I. II. III. IV. V. VI #. VII #

зная расположение ступеней мажора и минора в нашем тональном сегменте, мы можем сделать для себя шаблон «подсказку», чтобы быстро ориентироваться при создании композиции.

«Усовершенствованный» шаблон для работы с гармоническим и мелодическим ладом.

Функции и модуляция

Модуляция - смена тональности со смещением тоники (тонального центра). Как видно из шаблона «Тонального сегмента двух центров» легко перейти в смежную тональность, просто сдвинув сектор влево или вправо. «Новая» тональность «обретает» «новые» тона. И чтобы «новые» тональные центры закрепились, необходимо смена и функций ступеней. Обратимся к следующей диаграмме:

которая показывает  какие ступени какую выполняют определённую ладовую функцию.

Зная расстановку ступеней и мажорного и минорного лада в нашем сегменте (см. здесь и здесь), мы можем построить следующую схему:

 

где T – тоника (тональный центр), S  - субдоминанта, D – доминанта.

из теории:

· Тоническая функция - утверждение ладового центра. Получение устойчивого состояния

· Субдоминантовая функция - отдаление от ладового центра. Выход из устойчивого состояния для развития композиции

· Доминантовая функция - притяжение к ладовому центру. Создание большого напряжения для получения кульминации в гармоническом обороте с последующим разрешением в тонику

 

 

Приложение

 

 

 

                                                               

 

Малая секунда и большая септима

 

Большая секунда и малая септима

 

Большая терция и малая секста

 

                      

 

 

Малая терция и большая секста

 

                                 

 

 

Кварта и квинта

 

Тритон

 

 

 

Аккорды терцовой структуры (схема)

 

 

Аккорда нетерцовой структуры

 

 

                                      

 

 

Ионийский лад

 

Дорийский лад

 

 

 

Фригийский лад

 

Лидийский лад

 

Миксолидийский

 

Эолийский лад

 

                                  

 

Локрийский лад

 

 

                                             

 

 

Пентатоника мажорного наклонения

 

                                  

 

Пентатоника минорного наклонения

 

 

 

                           

 

Тональности

 

 

Гармонический и мелодический лад

 

                              

 

Тонические функции

 

 

                                       

К читателю

Дорогой читатель,

перед Вами книга, которую бы я очень хотел иметь вначале своего пути композитора. Да, мне было бы намного проще и быстро войти в профессию, зная все те закономерности, которые я нашел самостоятельно, благодаря, конечно, большой доли случайности, везения.

Дело в том, что я не встречал такого глубокого анализа Кварто-квинтового круга. Большинство музыкантов и композиторов знают о нём то, что он построен по квинтовому интервалу, что можно найти доминантовую и субдоминантовую функцию, и… в общем всё. Для очень многих это некий красивый символ музыки. Я же смею утверждать, и вы сами убедитесь в этом, что это «таблица Менделеева» гармонии. Да, как когда-то Д.И. Менделеев открыл «Закон Всего», обнаружив, как комбинации атомов строят всевозможные во Вселенной вещества, так и Кварто-квинтовый круг содержит всю информацию о гармонии, начиная с атомов – интервалов, заканчивая мирами – ладовыми системами.

Для того, чтобы раскрыть, почему я стал так глубоко изучать этот инструмент, мне необходимо рассказать о себе.

С детства я мечтал заниматься музыкой, но в силу того, что при рождении, получив травму, я приобрел неизлечимое заболевание – детский церебральный паралич. Моё физическое состояние таково, что я не способен освоить ни один инструмент. Пробовал в детстве освоить баян и гитару, но больные руки не позволили. И вокалом не могу я заниматься по тем же причинам.

Казалось, фраза «все мечты когда-нибудь сбываются» не про меня. Моей мечте не суждено… Но я рад, что ошибался в этом. В 40 лет мечта сбылась!

Года четыре или чуть больше назад мой любимый и дорогой мне друг подарил мне… необычный, редкий, и для меня тогда незнакомый инструмент – варган. И я не могу передать, с каким я рвением стал осваивать. Я учился у всех, я знаю теперь всех варганистов. Я буквально сутками не выпускал из рук его. Резал губы, дёсны – мы братались кровью с ним. И смог! Оказалось, и с моими больными руками можно – создавать музыку, пусть такую простенькую ритмическую, перкуссионную музыку!

А года три назад я обратил внимание на губную гармонику. Досконально изучил, выбрал гармошку. Стал учиться как все по табулатуре, вначале не думая о нотной грамоте или музыкальной теории…

Как-то импровизируя на гармонике я «нечаянно» сочинил мелодию, записал её «табы» на листочке. К мелодии пришли слова. Песню я назвал «Колыбельная «Спать пора». И задумался, а вот бы здорово записать её нотами. Я «загорелся», стал изучать, есть ли программы, чтобы записывать ноты. И нашел удивительно классный, очень простой в обращении нотный редактор.

Да, он очень простенький, в нем только ноты. Нет того визуального функционала, как в дорогих редакторах, где есть возможность использовать библиотеки готовых шаблонов, и где можно и не знать нотную грамоту. Но мне моя программа за эти года очень полюбилась. Для меня начинать с чистого нотного листа и самому создавать шаг за шагом – высшее наслаждение. Чувствуешь себе композитором прошлых лет, когда записывали ноты от руки.

…кое-как записав первую мелодию (целыми долями, сам сейчас улыбаюсь) я показал другу-музыканту. И очень много получил полезных советов. А дальше меня затянуло – я прочитал много книг по музыкальной теории, среди которых такие авторы как Юрий Николаевич Холопов, Майкл Пиркофер, Евгений Иосифович  Месснер, Виктор Павлович Фраёнов и многие другие. Пересмотрел много видеокурсов. И мне повезло найти сайт музыканта Дениса Чуфарова. Он создал первый онлайн-колледж. У него я прошел большие курсы по гармонии, полифонии, ритмики, композиции… с жадностью впитывая знания.

И стал писать музыку!

Сначала мне очень тяжело давалась гармония. Столкнувшись с тем, что необходимо запомнить хотя бы добрую сотню аккордов; выучить интервалы, да и не просто, а знать, как построить от любого тона; лады, которых так много!... я чуть не спасовал от страха, нет, без преувеличения, от ужаса!

Но желание создавать ни просто мелодии, а полноценную многоголосную музыку, было сильнее страха. Я «изобрел» хитрость великую. В программе я создал несколько файлов (подсказок). Кстати, для новичка очень хорошее решение. В одном – я кропотливо записал несколько сотен аккордов с наименованием, чтобы при работе копировать оттуда нужный. В другом поступил так с ладами народной музыки и гамами от всех нот. В третьем записал нестандартные лады, типа «цыганского», «японских», «целотона».

Сейчас я об этом вспоминаю с улыбкой, но это работало!

Кварто-квинтовый круг мне сразу понравился. Он словно магический атрибут, очень похожий на круг алхимика. Я его распечатал себе и положил на стол, чтобы когда я пишу музыку, он был рядом. Я долго искал информацию, как им пользоваться. И нашел скудную, о которой уже упоминал.

А как-то работая над композицией и «перетаскивая» очередной аккорд из «аккордницы» (так я назвал файл с таблицей аккордов), я заметил, что легко можно «увидеть» этот аккорд на кварто-квинтовом круге. Сначала я счет это случайностью, но когда сравнил все-все аккорды, понял, что это – закономерность.

Затем пришла мысль, что в сущности я «вижу» два интервала – малую и большую терцию. Помните, «терцовые кубики», как о них пишет Ю.Н. Холопов, можно сказать, «основа» классической гармонии. И работа закипела, - если есть терции, значит, и другие интервалы. И все нашлись, оформившись в систему.

Из книг Ю.Н. Холопова я почерпнул мысль, что аккорд – это комплекс интервалов. И теперь могу сказать, что мгновенно строю любой аккорд, любой тональности, от любого тона – только взглянув на круг.

Подобное произошло и с ладами. Все вы знаете, как сложно запомнить формулы, как сложно научится сразу просчитывать от тона всю гамму, пусть даже с помощью ключевых знаков. А с народными ладами тем более. Вначале мне они показались вовсе бессистемными. И мне встречалось мнение, что это – просто нужно выучить, иного пути нет!

Нет, есть! И вы увидите, как круг элегантно демонстрирует все лады, построенные в пределах его «закона» - «квинтовой связи».

Для себя я сделал шаблоны для всех ладов народной музыки, для тональной гармонии, которыми и хочу поделится в этой книге. С практикой надобность в шаблонам отпадет, наш мозг так устроен – вернее, настроен на гармонию – а как вы знаете, одно из определений слова «гармония» приводить в систему, в порядок, соединять в целое, в гештальт, по выражению психологов.

В этой книге вы не найдёте теории музыки, в ней нет также философии, семантики, оценочных суждений, исторических сведений… Эта книга – «ящик инструментов». Она полностью посвящена раскрытию закономерностей Кварто-квинтового круга. Цель её – максимально быстро начинающему композитору войти в профессию. Не отвлекаясь на то, как построить тот или иной элемент музыкальной ткани, выражать свои мысли в музыки.

Но и философия и семантика важны, как и не возможно преувеличить значимость музыкальной теории. И зная то, что в мире литературы о музыке можно потеряться и очень долго блуждать в поисках «того, что надо», я хочу посоветовать книги, которые мне очень помогли, и которым очень доверяю:

1. Майкл Пилхофер. Теория музыки для чайников. – с этой книги я начал, и очень советую для базы.

2. Фраёнов В. П. Учебник полифонии. – эта книга мне приоткрыла дверь в святая святых – в искусство фуги, после неё мне стало казаться, что Моцарт и Бах очень просто писали музыку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.289 с.)