Художник не старался выписывать детали 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художник не старался выписывать детали



 

Верно: он работал в манере, которая может показаться грубой, накладывая краски пятнами, мазками, видными невооруженным глазом. Движения его кисти торопливы, как бегство перепуганных людей. Медлить нельзя, раздумывать некогда. Нервозность живописи передает уязвимость людей. Они безымянны, это безликая толпа, их судьбы мы никогда не узнаем. Что касается великана, то он, как и тучи вокруг, написан еще более крупными мазками. Мощные движения кисти соответствуют его гигантским размерам.

 

Не хотел ли Гойя изобразить какое-то конкретное событие?

 

Возможно, Гойя имел в виду вторжение Наполеона в Испанию (1 808). Правда, неясно, что именно олицетворяет в картине великан: угрозу испанскому народу со стороны Франции или патриотический порыв самих испанцев, вставших на защиту страны… Но даже если он и отразил конкретные события, то сделал он это без какой-либо привязки к историческим фактам. В картине Гойи заключена обобщенная правда о всякой войне, о любой грозящей людям катастрофе, где бы и в какую бы эпоху она ни происходила.

 

Почему в сюжете картины так сложно разобраться?

 

Если бы Гойя хотел написать абсолютно понятную картину, он сделал бы это без труда. Неясность сюжета отнюдь не говорит о слабости художника: напротив, это одна из самых сильных его сторон. Гойя рисует действительность как нечто непостижимое. Любой человек в какой-то момент может оказаться в ситуации, с которой он не в силах справиться. И персонажи Гойи, охваченные смятением, повинуются не разуму, а инстинкту самосохранения. Чувство побеждает рассудок. И они, и мы сами одинаково не в состоянии понять, кто этот великан — друг или враг. Вне сомнений только одно: страх.

 

Гойя знаменит именно такими «страшилками»?

 

В молодости Гойя не раз выполнял картоны (полномасштабные подготовительные рисунки) для шпалер по заказу королевской семьи, и это были как правило жизнерадостные, беззаботные сцены из повседневной жизни. Кроме того, он прославился как портретист. Но одна из главных движущих сил его творчества — тот драматизм, который мы видим в «Колоссе». Гойя одним из первых воплотил на полотне нечто абстрактное, лишенное формы — например, страх. Конечно, и до него художники вводили в свои картины тех, кого нельзя увидеть — богов, ангелов или демонов, — и следовали сложившимся традициям их изображения. Но такое существо, как колосс, — единственное в своем роде. Это олицетворенный страх, который не поддается описанию. Образы Гойи рождаются из тайных глубин человеческой души; их смысл не укладывается в рамки реальной действительности. Гойя изображал то, что словами передать нельзя.

 

— 17-

Бедный поэт

 

 

 

 

Бедный поэт

1838. Холст, масло. 36,2 х 44,6 см

Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Карл Шпицвег

1808, Мюнхен — 1885, там же

 

Он лежит в постели одетый!

 

Да, он лег не раздеваясь, потому что в комнате очень холодно. За окном зима — на крышах лежит снег. Этот господин надел еще и ночной колпак. В наши дни их уже не носят, но в то время они были очень кстати, поскольку дома плохо отапливались.

 

Почему он лег днем?

 

В его жилище не на чем сидеть: нет ни кресел, ни стульев, ни табуреток. Поэтому, если он не хочет сидеть на полу или стоять, то остается только лечь. А коли уж он прилег, то лучше накинуть на себя одеяло, чтобы не дрожать от холода.

 

В комнате покатый потолок

 

Этот человек живет под самой крышей, в мансарде. Жилье у него тесное и неудобное. Справа мы видим входную дверь, с другой стороны чугунную печку с трубой, на заднем плане окно. На печке стоит таз для умывания, а полотенце сушится на веревке. Пальто он вешает на гвоздь.

 

Над постелью висит зонтик

 

Крыша протекает, и раскрытый зонтик защищает его от сырости. Конечно, лучше было бы починить крышу, но это ему не по средствам, и он вынужден обходиться тем, что есть. Зонтик он подвесил на веревках так, чтобы не задевать за ручку головой.

 

Зонтик рваный!

 

Старый, залатанный зонтик многое повидал на своем веку: с одного края он порван, из другого торчит спица… Но он еще послужит хозяину! Должно быть, этот человек давно ничего нового не покупал: одеяло на постели протерто, рукав продран на локте…

 

Почему он не затопит печку?

 

Чтобы развести огонь, нужны дрова, а купить их не на что. Он уже и так сжег все, что можно было сжечь, — вот почему у него нет ни стульев, ни стола, ни настоящей кровати (матрас лежит прямо на полу). Все улетело в трубу, никакой мебели не осталось.

 

Что он делает?

 

Возможно, обдумывает свои будущие сочинения. Из названия картины ясно, что это поэт; на коленях у него листок бумаги, в зубах зажато гусиное перо, на коробке рядом с постелью полупустая чернильница. Загибая пальцы, поэт, по всей вероятности, подсчитывает число слогов в строке. А может, просто поймал блоху…

 

Почему он так беден?

 

Он литератор, вольный художник, у него нет постоянного заработка. Он нигде не состоит на службе. После того, как он что-то напишет, нужно найти издателя, который согласится напечатать его стихи. А удается это нечасто, да и платят за стихи мало: хорошо, если хватит на кусок хлеба.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.007 с.)