Структура программы учебного предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура программы учебного предмета



ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Возраст учащихся – 6 лет 6 месяцев - 8 лет

Срок реализации предмета – 3 года

с. Красное

2018 г.

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета                                          

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся                      

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок                                

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Средства обучения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса         

VI. Список литературы и средств обучения

- Список методической литературы;

- Список учебной литературы.

 

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Прикладное творчество» выполняет значимую роль в образовательном процессе и является одним из предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, на приобретение знаний, умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ, ориентирована на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к художественной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических умений.

За основу данной программы взяты федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

 

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Прикладное творчество» реализуется при 8(9)-летнем сроке обучения в 1-3 классах (3 года).

При реализации программы «Прикладное творчество» аудиторные занятия в 1-3 классах - 2 часа в неделю; самостоятельная работа в 1-3 классах - 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

 

Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 8(9)-летнем сроке обучения составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 – самостоятельная работа.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

График промежуточной аттестации

Всего часов
КЛАССЫ

1

2

3

 
ПОЛУГОДИЯ 1 2 3 4 5 6  
Аудиторные занятия (в часах) 32 32 33 33 33 33 196
Самостоятельная работа (в часах) 16 16 16,5 16,5 16,5 16,5 98
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 48 48 49,5 49,5 49,5 49,5 294
Вид промежуточной аттестации     Зачет     Зачет     Экзамен  

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

 

II. Содержание учебного предмета

 

Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

Содержание программы включает следующие основные разделы:

Раздел 1. Работа с бумагой.

Раздел 2. Традиционные виды росписи.

Раздел 3. Текстиль.

Раздел 4. Игрушка в различных техниках и материалах.

Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.

 

Учебно-тематический план

Год обучения

№ п/п. Название разделов и тем Вид учебного занятия Макси-мальная учебная нагрузка Самостоя-тельная работа Аудиторные занятия

Год обучения

№ п/п. Название разделов и тем Вид учебного занятия Макси-мальная учебная нагрузка Самостоя-тельная работа Аудиторные занятия

Год обучения

№ п/п. Название разделов и тем Вид учебного занятия Макси-мальная учебная нагрузка Самостоя-тельная работа Аудиторные занятия

Раздел 1.

Раздел 2.

Раздел 3.

Текстиль. Ткачество

Тема 3.1. История ткацкого ремесла. Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества.

Тема 3.2. Основные технические приемы ткачества. Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение. Познакомиться с понятиями зев, уток, долевая нить. Используется картон, хлопковая и шерстяная нить, пластиковая иголка.

Самостоятельная работа: вклеить в альбом домашних заданий картинки с изображением тканых изделий.

Тема 3.3. Копирование гобелена. Используя возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества. Используется формат А4, гуашь, акварель, фломастеры.

Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий выполнить копию гобелена с его изображения на фотографии.

Тема 3.4. Значение колорита в работе над гобеленом. Выполнить ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело, тепло-холодно и т. д.). Возможно использование фактуры для достижения большей эмоциональной выразительности. Материалы: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: выполнить колористическую композицию на заданную тему.

Тема 3.5. Выполнение эскиза гобелена. Симметрия и асимметрия в декоративной композиции. Выполнить эскиз гобелена в цвете, используя технику работы мазком, направленном только вертикально или только горизонтально. Используется гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз гобелена на заданную тему.

Тема 3.6. Пояс в технике дерганье (плоский). Познакомиться с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Используются толстые нити разных цветов.

Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.

Тема 3.7. Пояс в технике дерганье (квадратный). Познакомиться с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Выполнить небольшое изделие (шнурок, брелок). Используются толстые нити разных цветов.

Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.

Раздел 4.

Год обучения

Раздел 1.

Работа с бумагой. Коллаж

Тема 1.1. Мир, в котором я живу. На бумагу, согласно задумке, наклеить вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему рисунка, нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовывать фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо соблюдение единого с рисунком ткани стиля (тот же колорит, характер рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4.

Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.

Тема 1.2. Натюрморт. Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа, бумага, фурнитура, клей ПВА, ножницы.

Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и бумагу.

Тема 1.3. Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины).

Самостоятельная работа: выполнить композицию «Дерево» из пуговиц.

Тема 1.4. Город. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона, дырокола и др.

Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции.

Раздел 2.

Раздел 3.

Текстиль. Кружево и вышивка

Тема 3.1. Вышивка и кружево в русском костюме. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта наших предков, уклад их жизни. Народный костюм - философия жизни русского народа, использование орнамента и цвета в костюме.

Самостоятельная работа: прочитать литературу о женских ремеслах.

Тема 3.2. История кружевоплетения на коклюшках в России, оборудование. Познакомиться с историческими центрами кружевоплетения в России, технологией плетения кружева и оборудованием. Зарисовать характерные мотивы сцепного кружева. Тонированная бумага, белая гелевая ручка, белая гуашь.

Самостоятельная работа: посмотреть изделия различных кружевных центров России.

Тема 3.3. Орнамент сцепного кружева, полотнянка, ажурные решетки. Работа с образцами коклюшечного кружева в сцепной технике плетения. Зарисовать наиболее распространенные образцы ажурных решеток в нем. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой.

Самостоятельная работа: посмотреть орнаментальное разнообразие кружева в разных информационных источниках.

Тема 3.4. Копирование образцов. Обратить особое внимание на использование ажурных решеток в традиционном сцепном кружеве Липецкого края (Елецкое кружевоплетение). Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой.

Самостоятельная работа: выполнить копию образца.

Тема 3.5. Творческая работа. Создание композиции «Дерево». Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза по мотивам кружева сцепной техники плетения. Тонированная бумага, гуашь, гелевая белая ручка.

Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения композиции.

Тема 3.6. Искусство вышивки. Познакомиться с традиционной русской вышивкой, узнать особенности основных центров вышивания (русский Север, юг России, Ивановская, Владимирская области др.). Работая с образцами, зарисовать геометрические и зооморфные мотивы вышивки. Использование бумаги в клетку, фломастеров, гуаши.

Самостоятельная работа: вышивка в быту, посмотреть образцы вышивки

Тема 3.7. Традиционная вышивка Липецкого края. Познакомиться с традиционной вышивкой Липецкого края, с понятиями симметрия и асимметрия относительно вертикальной оси на примере орнаментальных особенностей липецкого тамбура.  Работая с образцами, зарисовать основные мотивы вышивки. Используются фломастеры красный и черный, формат А4.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз вышивки по мотивам липецкой вышивки тамбуром.

Тема 3.8. Орнаментальная композиция по мотивам липецкой вышивки. Беседа. Симметрия и уравновешенность в трехчастной композиции. Декоративное заполнение плоскости орнамента. Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Особенности растительного орнамента в традиционных липецких вышивках. Работа ведется на бумаге гуашью или фломастерами.

Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения композиции.

Раздел 4.

Год обучения

Раздел 1.

Раздел 2.

Раздел 3.

Раздел 4.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

 “3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

Средства обучения

На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:

• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;

• образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;

• устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;

• электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи;

• материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручками, материалами для изготовления кукол и др.

 

VI. Список литературы

Список учебной литературы

1. Бабушкины тряпичные куклы / Сост. В.А. Живанович. – Управление культуры и искусства Липецкой области. Областной дом народного творчества. – Липецк, 2009. – 32 с.

2. Вечная музыка жизни / Сост. Н.М. Карпий. – Управление культуры и искусства Липецкой области. Областной дом народного творчества. – Липецк, 2009. – 16 с.

3. Волшебная лоза / Сост. В.А. Живанович. – Управление культуры и искусства Липецкой области. Областной дом народного творчества. – Липецк, 2009. – 20 с.

4. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007.

5. Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007.

6. И дивный видится узор. О народной вышивке Липецкого края / Сост. Н.М. Карпий. – Управление культуры и искусства Липецкой области. Областной дом народного творчества. – Липецк, 2009. – 29 с.

7. И оживает ткацкий стан. О мастерах ручного ткачества Липецкого края / Сост. В.А. Живанович. – Управление культуры и искусства Липецкой области. Областной дом народного творчества. – Липецк, 2009. – 40 с.

8. Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010.

9. Купцов И.И. Родина жар-птицы / И.И. Купцов – М.: «Советская Россия», 1983. - 176 с.

10. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010.

11. Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003.

12. Народный костюм Липецкого края / Сост. Н.М. Карпий. – Управление культуры и искусства Липецкой области. Областной дом народного творчества. – Липецк, 2009. – 32 с.

13. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003.

14. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия / Сост. Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998.

ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Возраст учащихся – 6 лет 6 месяцев - 8 лет

Срок реализации предмета – 3 года

с. Красное

2018 г.

Структура программы учебного предмета



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.053 с.)