Тема: формирование у детей представлений о величине предметов и способах ее измерения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: формирование у детей представлений о величине предметов и способах ее измерения



1. Тезисно ответить на вопросы для самостоятельного изучения

2. Подготовить реферативные на выбор:

«Роль чувственного восприятия для формирования у дошкольников представлений о величине»

«Величина – это важная характеристика или пространственный признак предметов, масса – это один из параметров величины, который проявляется не в пространстве, а в субъективном ощущении. Изучение детьми пространственного признака – величины и массы, как её проявления, способствует развитию у детей сенсорной чуткости».
Величина представляется такими понятиями, как длина, ширина, высота, толщина, объём, площадь, температура, масса. Основные свойства величины: сравнимость, изменчивость и относительность, главное из которых – сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена характеристика любой величины. Изменчивость величины позволяет понять, что это нестабильная характеристика. Однако при изменении величины, часто, не изменяется свойство предмета. Например, если у стула обрезать ножки, он станет ниже, но не перестанет быть стулом. Третье свойство величины – относительность. Оно перекликается с первым свойством. Величина любого предмета относительна, так как «всё познаётся в сравнении». Один предмет может быть определён нами как больший только до тех пор, пока не будет сравним с ещё большим предметом.
По мнению Р.К. Расцветаевой, восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей. В раннем детстве в результате действий с разными игрушками у ребёнка формируются опыт восприятия и оценка величины. Однако складывающийся опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом, который хорошо знаком ребёнку, например: «Моя кукла – большая! Нет, это моя собака большая! – спорят дети». Малыши с трудом овладевают относительностью оценки величины, а также не соотносят величину предметов между собой: стараются уложить большую куклу на маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул или сами садятся в кукольную коляску.
Для детей трёх лет величина ещё не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения. «Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение».
По исследованиям Е.И. Щербаковой, для детей трёх лет понятие величины предметов носит глобальный, недифференцированный характер, то есть они ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Любой признак величины они определяют как «большой» или «маленький». Четырёхлетние дети более правильно выбирают различные по высоте, длине и ширине предметы, но эти различия воспринимаются ими при условии, если они ярко выражены, то есть выделяемый признак должен превосходить по своим размерам остальные.
Благодаря целенаправленному обучению, в младшей группе дети могут выделить признак величины наряду с другими (цветом, формой), пользуясь специальными приёмами обследования: приложением и наложением, а массу – приёмом «на руку». Практически сравнивая попарно предметы по длине, ширине, высоте и объёму в целом, а также по массе, дети учатся устанавливать отношения «равенства – неравенства» и результаты сравнения отражать в речи с помощью прилагательных «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»; «шире», «уже», «одинаковые по ширине», и так далее. В отношении массы предмета дети 3-4 лет способны лишь определить его как «тяжёлый» или «лёгкий».
А.М. Леушина и Л.С. Метлина  предлагают уже в средней группе учить детей сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по величине. При этом к концу учебного года следует постепенно уменьшать разницу в размерах сравниваемых предметов от 5 до 2 сантиметров. Так, дети овладевают сравнительной оценкой величины, начинают понимать и употреблять в речи слова «самая длинная», «длинная», «короче», «короткая», «самая короткая». Сначала детей учат раскладывать предметы в ряд по образцу, а затем по правилу, каждый раз выбирая наибольший (или наименьший) предмет из оставшихся. Положив предметы в ряд, дети сравнивают их парами по величине: сначала с тем, который лежит слева (снизу), а потом с тем, который лежит справа (сверху). После этого дети делают вывод, что предмет больше (выше, шире, длиннее) того, который слева (снизу), или меньше (ниже, уже, короче) того, который справа (сверху). Вывод «синяя лента длиннее красной, но короче голубой...» даёт детям возможность осознать, что величина предмета – понятие относительное.
Также в этом возрасте дети становятся способными сравнивать одни и те же предметы по длине и ширине одновременно (например, ленты равной длины, но разной ширины).
Кроме этого, по мнению Е.И. Щербаковой, в 4-5 лет дети способны сравнивать три предмета по массе, создавая элементарный сериационный ряд.
В старшей группе дети, сравнивая предметы различного объёма, приходят к заключению, что большими или меньшими их называют в зависимости от величины всех трёх измерений. Также в этом возрасте дети учатся выстраивать сериационный ряд по величине (длине, ширине, высоте) до 10 предметов, а разница размеров между ними уменьшается от 3 до 1 сантиметра, и по массе – до 6 предметов.
В данном возрасте дети осваивают понятие «толщина», которое употребляется ими в двух значениях: первое при выделении толщину предметов, имеющих форму цилиндра (толщина палки, ствола дерева, карандаша), второе – при замене данным понятием высоты объёмных предметов, если она контрастно меньше других измерений (толщина книги, тетради).
В 6-7 лет дети дифференцированно воспринимают величину предметов, понимают её свойства, однако, как отмечает Е.И. Щербакова, нуждаются в развитии глазомера и сенсорной чуткости, а также смекалки и сообразительности. Педагогом подчёркивается, что всё это можно достичь с помощью измерения.
Измерение – это одна из древнейших операций, используемых человечеством в практической жизни. Кроме практической значимости измерение оказывает сильное влияние на развитие ребёнка, оно «придаёт адекватность процессу сравнения предметов по величине и массе». По мнению А.М. Леушиной, обучение дошкольников измерению обладает рядом преимуществ.
 • У детей развивается умение более точно дифференцировать длину, ширину, высоту, объём и массу предметов. Пользуясь условными мерками (предметами, с помощью которых производится измерение), они определяют и осознают некоторые свойства жидких и сыпучих веществ. При выборе мерки у ребёнка совершенствуется умение ориентироваться в качественных особенностях вещей (например, невозможно измерить длину ковра стаканом или количество воды счётной палочкой).
 • У детей совершенствуется глазомер, потому что измерение даёт возможность более точно определять параметры величины.
 • Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение отвечает требованиям развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника. Особенно активизируется причинное мышление: дети «по представлению способны предположить, что произойдёт с числом мерок в определённых условиях, в каком направлении будет осуществляться изменение результата измерения в зависимости от величины самих мерок. Дошкольникам задают вопрос: «Что произойдёт с числом мерок, если длину дорожки измерить разными мерками: длинной и короткой?».
 • В процессе измерения взаимодействуют непрерывное и дискретное множества: непрерывное множество выражается дискретным – числом мерок. Число мерок – это результат измерения, который является количественной характеристикой измеряемой величины; это отношение целого к его части.
 • Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель деятельности, осваивать способы её достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи в единстве. Измерение при выполнении заданий вырабатывает такие качества деятельности, как точность и аккуратность.
• Измерение успешно используется для уточнения геометрических представлений. С помощью измерения условной меркой дети осознают основные свойства сторон квадрата, прямоугольника.
• Работа по измерению подготавливает ребёнка к пониманию арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления.
• На основе измерения дошкольники знакомятся с отношением части и целого, равенства и неравенства, простейшими видами функциональной зависимости.
При этом в измерениях, которые производят дети, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: на простых и доступных примерах раскрываются соответствие, взаимосвязь, изменение одной величины в зависимости от другой. Дети опытным путём приходят к следующим выводам: чем длиннее мерка, тем меньше мерок потребуется для измерения, и наоборот, чем короче мерка, тем больше мерок потребуются для измерения.


3. Подобрать или разработать 2 дидактические игры для овладения измерением с помощью палочек Кьюизенера (возрастная группа на выбор)

Младшая группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.004 с.)