Чайковский. Апрель. «Подснежник» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чайковский. Апрель. «Подснежник»



Голубенький чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином...

(А. Майков)

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуй угадать, о ком?

Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

«Зелёная ножка»... Ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. А ты умеешь танцевать?

А сейчас послушаем, как рисует наступление весны в романсе С.С.Рахманинов.

· В «Весенних водах» Рахманинова - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!» Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

 

Тема 7. Жанры в музыке. Марши и понятие о маршевости.

Урок 24. Жанр марша.

Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Слово «марш» по–французски означает «шествие, движение вперед». Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:

1. четкий, часто пунктирный ритм;

2. четный размер (2\4, 4\4);

3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;

4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Виды марша:

1. Походные Сопровождают военные походы
2. Церемониальные Сопровождают торжественные церемонии - военные парады, различные праздники
3. Траурные Сопровождают траурные шествия
4. Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5. Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6. Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

Традиция сопровождать музыкой различные шествия возникла ещё в древности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.  В 14 – 17 веках в Западной Европе во время смотра войск стала обязательной ходьба в ногу. Возникла необходимость музыкально организовывать движение войска строевым шагом. Так появился походный  марш.

Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов. Музыка военного марша стала сопровождать торжественные шествия – парады, звучала при смене караула и во время похода. В России марш вошёл в репертуар военных оркестров в начале 18 века. Случилось это в эпоху Петра I. Царь старался модернизировать отечественную армию полностью по западному образцу. Поэтому были переняты не только форма и порядки, но и музыкальное сопровождение. Элитные петербургские полки сразу же получили по собственному маршу. Со временем эта традиция распространилась и на другие армейские формирования. До этого в России никто не знал о той пользе, которую несет с собой военная музыка.  

· Например, «Марш Преображенского полка». Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер музыки.

· Агапкин «Прощание славянки». В 1912 году это произведение было написано трубачом Василием Агапкиным. Вдохновением для него стала Первая Балканская война. «Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелодией, благодаря которой он стал едва ли не одним из национальных символов России. Известен он и за рубежом. «Марш славянки» получил свое название в знак той тяжелой судьбы, которая уготована всем женам и матерям, проводившим своих мужчин на фронт. Этим женщинам и посвящен марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная минорная мелодия. Но несмотря на лиричность, в этой музыке сохранены все черты походного марша. Вторая тема звучит у низких инструментов - баритонов, она более мужественная и волевая.

Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии. В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима "духоподъемная" музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш. 

Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей:

- более медленным темпом,

- более сложной мелодией,

- более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.

· Послушаем "Марш" Верди из оперы "Аида". Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям.

· Очень известен "Свадебный марш" немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Траурные марши отличают:

-медленный темп

-минорный лад

-печальный, скорбный характер музыки

Эти марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен.

· Музыка этого марша не была написана для траурных шествий - это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем.

Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности. Постепенно  марш превращается в самостоятельную концертную пьесу. Создаются марши для симфонических, духовых и народных оркестров. Они включаются в сюиты, сонаты, симфонии, оперы, балеты.

Урок 25. Сказочные марши.

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.

· М. Глинка. Марш Черномора. Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.


Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей...
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила...
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.


В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека. В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор - это целотонная гамма.

· Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Примером сказочного марша может так же служить следующий пример:

· Слонимский «Марш Бармалея» написана на основе созданной ранее музыки к кинофильму «Республика Шкид». В фильме о свирепых марсианах звучал жесткий злой марш, который играли две трубы под свист и барабанный бой. Фортепианная пьеса начинается отрывистыми жесткими аккорда- ми, представляющими собой параллельные квартовые созвучия. Затем вступает тема, взлетающая по квартам как трубный сигнал.

Комические марши.

· «Марш» Прокофьева из оперы на сюжет К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Образ придворного комика и затейника Труффальдино, на которого возложена задача во что бы то ни стало рассмешить принца, выражен Прокофьевым в этом марше со всей силой его гротескового юмора. В своем едином нарастании от начала до конца марш развертывается как увлекательно театральное, красочное шествие.

   

Детские (кукольные) марши. В жанре кукольного марша написаны пьесы из «Детского альбома» Чайковского. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.

· «Марш деревянных солдатиков»

· «Похороны куклы».

· Очень известен "Марш" П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик".  Балет Щелкунчик - это рождественская сказка в танце. В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.02 с.)