Урок 18. Мир русских народных сказок в музыке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 18. Мир русских народных сказок в музыке.



Сказочником в живописи был русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Перед вами картины на сказочные сюжеты. К каким сказкам они относятся? Каких героев по характеру нарисовал художник (добрые и злые, отважные и мягкие, жестокие и нежные)? А чему они нас учат?

А.К.Лядов. 1900-е гг. были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры «Баба – Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора идеала в искусстве неземном. Сказка - вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту.

 «Сказочные картинки», как композитор назвал эти произведения, - одночастные симфонические пьесы. Яркая живописность, «картинность» замысла обусловили красочность всех выразительных средств.

«Кикимора» имеет программу: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Очень образно музыка миниатюры рисует и сумрачный край, где поначалу живёт Кикимора, Кота-баюна с его колыбельной песней, и призрачное звучание «хрустальчатой колыбельки».

Но какой злобной рисует музыка саму Кикимору! Она выражает не только её уродство, но и внутреннюю суть Кикиморы, готовой уничтожить всё живое. Завершается пьеса жалобным писком флейты пикколо, как будто кто-то шутя уничтожил, раздавил источник этого большого шума.

 

Близка «Кикиморе» по сюжету и «Баба Яга». Из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная» композитор выбрал самый динамичный эпизод: появление Яги, её полёт через дремучий лес на ступе и исчезновение. Музыка точно изображает детали этой программы: свист Яги, а потом стремительное движение, как будто Баба-Яга приближается к нам, а потом уносится прочь. Эту миниатюру тоже послушайте. Стремительность, полётность, юмористичность позволяют назвать её русским симфоническим скерцо.

Кстати, эта образная сфера - скерцозная, юмористическая - была близка А. К. Лядову. Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов. Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре, сочинить небольшой каламбур, эпиграмму, поздравление. Его письма к друзьям почти всегда содержали стихотворения. Например, живя на даче, в одном письме он жаловался на жару в четверостишии:

 

Ах, зачем я не скелет!
Ветер в рёбрах бы играл,
Я б жары совсем не знал
И стыда, что не одет.

· Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба-яга» из цикла «Детский альбом». Как рассказывает музыка о Бабе-яге? Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе.  Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу.

Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится.

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю.  Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала...

· А у Модеста Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга".

В пьесе Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана (друга композитора) был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги. С первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.

    Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится - грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества!

В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится... И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале.

Урок 19-29. Музыкальная сказка в опере. Сказочный мир Римского-Корсакова. Тембры вокальной музыки (голос человека).

  Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

  Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленным» (сценическая речь, пение профессионального певца). Каждый человек обладает голосом, многие умеют петь, ноне каждый человек, даже поющий, может назваться вокалистом. Так называют певца, который прошёл специальную школу пения, серьёзный длительный путь вокального обучения.

  Что же отличает человеческий голос? Прежде всего, объём, диапазон. Есть люди, диапазон голоса у которых достигает нескольких октав. Во-вторых – высота голоса, которая зависит от голосовых связок - от числа их колебания в секунду, а также их длины и толщины. В-третьих – сила голоса. И четвёртое качество – тембр или окраска голоса, присущая только этому человеку. Благодаря тембру мы различаем голоса знакомых людей.

В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

Голос Мужской Женский
Высокий Тенор Сопрано
Средний Баритон Альт
Низкий Бас Контр-альто

 

Бас – самый низкий из всех голосов. Различают бас профундо (низкий) и бас кантате (высокий). В этом голосе заключены богатые возможности.

Имя знаменитого Федора Шаляпина знает весь мир. У него был высокий бас исключительной красоты и мягкости. Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.

«Гениальный сын земли русской» - эти слова начертаны по-французски на могиле величайшего певца, когда-либо появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.

Композитор Римский-Корсаков в опере «Садко» использует особенности звучания каждого мужского голоса для характеристики заморских гостей.

· «Песня Варяжского гостя» – бас.

· «Песня Индийского гостя» – тенор.

· «Песня Венецианского гостя» – баритон.

Тенор – голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким тембром. Многие композиторы именно тенору поручают главные партии в своих операх.

Самый высокий из теноров – тенор-альтино. Для него Римский-Корсаков написал партию Звездочёта в опере «Золотой петушок». Это крайне редкий голос.

· Послушаем ариозо Звездочета  

Теперь перейдём к женским певческим голосам. Сопрано – самый высокий голос.

Нередко в сказочных операх Римского-Корсакова сказочных героинь исполняет высокий голос – колоратурное сопрано.

· Послушаем Колыбельную Волховы из оперы «Садко».

Меццо-сопрано - низкий, грудной, бархатистый голос. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин.

· Например, партия Кармен в опере Бизе. Послушаем «Сегидилью» Кармен.

Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда этому голосу поручают партии юношей и мальчиков-подростков: Вани в опере «Иван Сусанин» Глинки, Леля в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова.

· Послушаем песню Леля «Туча со громом сговаривалась».

 

                                   

     «Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова.

 

Русский писатель Александр Николаевич Островский сочинил замечательную сказку «Снегурочка». Эта сказка так понравилась Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, что он сразу приступил к созданию оперы.

Музыка оперы «Снегурочка» полна весенней радости и света. Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам.

· Вступление к опере «Снегурочка». Темой Деда Мороза и начинается оркестровое вступление к опере (впоследствии она станет его лейтмотивом – неоднократно повторяющейся в опере темой). Зимний волшебник показан здесь в образе сурового, унылого и властного существа, по определению самого автора, лейтмотив Мороза «суровый и сковывающий». В музыке нескольких тактов оркестрового вступления композитор показал медленные, словно спотыкающиеся шаги Мороза. Тембр низких струнных (виолончелей и контрабасов) помогает созданию ощущения зимней скованности природы. Во вступлении Дед Мороз вовсе не страшный и не злой – просто олицетворяет безмолвие, зимнее оцепенение природы.

«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник. Налево сплошной частый лес больших сосен и елей. В глубине, под горой, река… За рекой берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой…


 

 

  Полная луна серебрит открытую поверхность. Вдали кричат петухи.

 

Леший сидит на сухом пне» - так описывает Николай Андреевич Римский-Корсаков вступление к опере «Снегурочка». Леший возвещает о приходе Весны-Красны. Прилетает Весна с журавлями, но не уходит зима. Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как родилась у неё и Деда-Мороза дочь Снегурочка, и рассердилось Ярило-


Солнце. Мифологическая сущность Весны-Красны и Деда Мороза под­черкнута тем, что они неизменно появляются в окружении своих природных спутников: птиц и цветов, метели и падающего снега. Эти действующие лица — единственные во всей опере — харак­теризуются средствами художественной символики.



· Песни и пляски птиц. Жмутся к Весне птицы и, чтобы согреться, затевают пляски. С большим художественным мастерством Римский-Корсаков воспроизводит голоса птиц. В музыке ясно слышатся крик, кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканье других птиц. А на фоне этого гомона звучит чудесная мелодия народного склада «Сбирались птицы, сбирались певчи».



· Песня Деда Мороза. Образ зимнего волшебника наиболее полно раскрывается в его сольном номере – Песне. Партия Мороза поручена в опере низкому мужскому голосу – басу, который звучит густо, важно и сурово. Мороз рассказывает в Песне о своем могуществе и веселых проказах. С помощью размашистых ходов в мелодии, которые интонационно родственны лейтмотиву Мороза, энергичным восклицаниям «Любо мне!», ритмически четкому оркестровому сопровождению создается несколько другой образ Деда Мороза. Здесь он приобретает удалой, сказочно-богатырский характер, становится буйно-озорным. Вместе с тем, в музыке Песни ясно выражены и черты фантастики, сказочности. Это ясно ощущается в гармонии. Здесь часто встречаются увеличенные трезвучия (иногда они проникают в мелодию – «Разольюсь я, Мороз, в девяносто полос»). Тянущиеся у смычковых инструментов диссонирующие аккорды создают картину лютой стужи, холодной снежной зимы. Когда Дед Мороз поет слова «И только столбы спираются», он представляется настоящим Зимним Волшебником, появляющемся в прекрасном волшебном лесу, переливающемся волшебными красками под лучами зимнего солнца.



 Снегурочка единственная героиня, которая проходит сложный путь развития в этой опере. В начале «прелестная, но холодная» и не знающая чувства любви; в конце оперы Снегурочка узнает это чувство благодаря своей матери, и это-то и приводит ее к гибели. Эти изменения в образе Снегурочки происходят, потому что с самого начала она представлена как натура поэтическая, т.е. наделенная богатым внутренним миром.

 


Снегурочка – героиня полуреальная – полумифическая, дитя природы, фантастическое существо. Она сказочна, но поэтична, как и все люди, и уходит жить с людьми, поэтому относится и к реальному миру. Она связывает мир фантастический и мир реальный.

· Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» характеризует Снегурочку как фантастическое существо. Легко, бездумно живётся Снегурочке в лесу. Правда, скучно немножко, хочется и мир посмотреть и себя показать. Но очень скучать и грустить Снегурочка пока не умеет. Ей просто нужно уговорить отца, Деда Мороза, подластиться к нему - пусть он разрешит ей пойти к людям. Дочка уговаривает, упрашивает Деда Мороза, чисто и прозрачно звенит её голосок, и Мороз сдаётся. Как откажешь единственной дочке? Снегурочку решают отдать в Берендееву слободку. Строго приказывает Мороз мохнатому Лешему беречь Снегурочку - пуще всего от лучей Ярилы-солнца, - а сам уходит из леса. Кончилась его власть, наступило время Весны.


·  Сцена встречи Снегурочки и Весны. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять.

· Сцена таяния Снегурочки. До самой последней минуты она говорит, как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.029 с.)