Фактура — это способ обработки музыкального материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактура — это способ обработки музыкального материала.



Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества, сочетая в себе линии, рисунки, нотную графику, она получила множество образных определений, пожалуй, больше, чем все другие средства музыкальной выразительности.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - этот ряд метафор обнаруживает присущее фактуре зрительное, живописное, пространственное начало.

Фактура бывает очень разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре или фактуре прозрачной, состоящей из двух - трех мелодических линий или мелодий и легкого аккомпанемента; о фактуре полифонической, которая может быть и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в нее голосов, и фактуре гомофонно-гармонической, то есть включающей в себя самые различные элементы в любых нужных для композитора сочетаниях. Существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией». Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.

Таким образом, фактура - это действительно «устройство» музыкального произведения, но устройство не «по горизонтали», а «по вертикали». Фактура - это словно бы «вертикальный разрез» звучащего пласта. Вся музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда» образует фактуру.

Фактура неразрывно связана с жанром произведения, его характером, стилем.

Как и любое другое художественное явление, фактура необычайно многообразна. Ее характер определяется художественным содержанием музыки, обстоятельствами ее исполнения, жанровой принадлежностью, тембровым своеобразием. Естественно предположить, что музыка, предназначенная для звучания в храме, например музыка полифоническая, требует и соответствующего фактурного диапазона, выражающего идею храмового пространства. Лирическое музыкальное высказывание, связанное с передачей личных чувств, как правило, одноголосно. Его звучание - это своеобразное сжатие фактуры до одного единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты или своеобразия тембра:

· так, пастуший рожок солирует во вступлении к   Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки через звучание неповторимо своеобразного народного инструмента. Это унисонная фактура.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Ведь любое одноголосие – своеобразный рельеф, подчеркивание определенных свойств или состояний, поэтому вводится оно, как правило, по контрасту с предшествующим или последующим, более сложным фактурным развитием. Мир музыки, подобно миру человеческой фантазии, безгранично богат, так что в любом срезе музыкального произведения присутствует обычно сопоставление или взаимодействие различных образных начал.

Так, один из распространенных типов фактуры – гомофонно-гармоническая.                                                                            Здесь в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами.

Она имеет несколько разновидностей:

1) мелодия с аккордовым сопровождением - песни, танцы, марши.

· Пример: Шопен. Прелюдия Ля- мажор №7.

2) аккордовая (хоральная) фактура, где верхний звук аккордов складывается в мелодию.

· Пример: Шопен. Прелюдия до-минор №20.

· Чайковский «В церкви» из «Детского альбома».

3) обращённая фактура – когда мелодия звучит в нижнем голосе, а аккорды – в верхнем.

· Пример: Чайковский «Сладкая грёза» (средняя часть)  из «Детского альбома».

4) арпеджированная фактура - предполагает поочерёдное исполнение звуков аккордов.

· Пример: Бах. Прелюдия До-мажор №1

Другой важнейший вид фактуры – полифоническая (означает «многоголосная»). Каждый голос полифонической фактуры является самостоятельной мелодией. Такая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы и долгое время (до 17-ого века) господствовала в ней. Великим полифонистом был немецкий композитор И.С.Бах. Почти все его произведения полифоничны. 

Прежде всего, отметим, что полифония - особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», - советовал Бах своим ученикам.

В словах великого композитора заключен глубокий смысл. В них подчеркивается коренной характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей. Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.

В полифонии тоже существуют несколько разновидностей:

1) контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Например, танцы из старинных сюит.

· Бах. Куранта (Французская сюита до – минор).

Такое соединение называется контрапунктом. Встречаются шуточные соединения – например, песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера».

2) имитационная полифония. Имитация означает подражание.   Имитация - это повторение мелодии в другом голосе, вступающем с некоторым опозданием. Этот прием лежит в основе многих полифонических жанров – фуги, инвенции, канона.

· Бах. Инвенция ре – минор.

3) подголосочная полифония – встречается в народных песнях, где 2-й голос «вторит» первому, т.е. повторяет его рисунок, но отступает от него на терцию или сексту.

· Например, Хор «Сватушка» из оперы Даргомыжского «Русалка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.009 с.)