Урок 1-2. О к р у жающий мир и музыка. Что такое музыка? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1-2. О к р у жающий мир и музыка. Что такое музыка?



Введение.  

Урок 5. Динамика Штрихи.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие.

    Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты -

· например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

    Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков.

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся:

· р - piano (пиано) - тихо; pp - pianissimo (пианиссимо) - очень тихо;

    mp - mezzo piano (меццо пиано) - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

· f - forte (форте) - громко; ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко.

   mf - mezzo forte (меццо форте) - умеренно громко, громче, чем меццо пиано. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.

Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова:

· dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука.

· Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение.

Громкие звуки применяются в музыке военной, спортивной, маршевой, танцевальной. Тихие - часто в песенных лирических мелодиях: колыбельных, протяжных песнях.

· Послушайте "Полонез Ля мажор" Ф.Шопена - танец мужественный рыцарский. Здесь преобладают звуки громкие, яркие. Острые ритмы.

· А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности.   

Динамика - это громкость звучания. Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

    И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе.

    Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания.

А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»?

Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.


    Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

· Например, вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.

    Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.        

Иногда динамика развивается волнообразно - то громче, то тише. А иногда вся пьеса строится на усилении звука - от pp до ff.

· Такой приём применилГриг в пьесе «В пещере горного короля». В этой пьесе изменялся не только темп при повторении одной и той же темы, но и динамика ( громкость исполнения). Вначале «шаги» звучали тихо, осторожно, таинственно (p - пиано), постепенное усиление звука («крещендо») привело к громкому, «злому», агрессивному звучанию (f - форте). При этом звучала одна и та же мелодия у разных инструментов.

 

Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato.

· Шуман «Смелый наездник»- здесь приёмом staccatoкомпозитор передаёт скачку лошади.

Более связное, плавное извлечение звука в музыке называется legato. Этот приём характерен для музыки песенной, лирической.       

· такой пример - Рахманинов. «Вокализ». Музыка плавная, певучая, мелодия льётся «бесконечно» и печально.

Вопросы и задания:
1. Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря (продолжи этот ряд сам)?
2. Есть ли, по-твоему, динамические оттенки у незвучащих явлений или предметов? С чем ты их связываешь (какие качества, с какими оттенками)?

   Тема 2. Урок 6. Лад. Гармония.

 

  Лад - это согласованность музыкальных звуков, разных по высоте. Они объединяются вокруг главного звука – тоники (1ступени). Все остальные ступени ей подчиняются.

Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др.

В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный и минорный  лады.

Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело. Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно.         

· Пример: Свиридов «Весна и осень». Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер.

Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова.

    «Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.

    В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие (благозвучный – приятный на слух). Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония.

    Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре - так звук в музыке есть её ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии.     Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков.

Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.

    Великий русский композитор М. И. Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушателям те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными Словами - гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом.

          Гармония - одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией не только одно гармоническое целое, но поддерживают, дополняют и украшают её звучание. Аккорд - это созвучие из трёх и более звуков. Существуют аккорды, строящиеся по терциям (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) и другие – нетерцовые аккорды, называемые в современной музыке кластерами.

Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску

· Например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова)

·  Или - печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия. Например – Прелюдия до минор Шопена.

Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов - у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия.

· Одно из таких произведений - Прелюдия До мажор. Хорошо темперированный клавир, том 1, BWV 846 И. С. Баха. Бах тонко использовал в прелюдии приёмы, идущие от лютневой музыки XVIII века (для щипковых инструментов характерна фактура из разложенных аккордов), ставшие уже традиционными в клавирной музыке.

Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой? Прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, ни темп... Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь.

       Гармония значительно обогащает музыку.

Вопросы и задания:

1. Что мы называем музыкальной гармонией?

2. Где, помимо музыки, проявляет себя гармония?

3. Почему гармонию, как и мелодию, считают главным средством музыкальной выразительности?

4. Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?

5. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? Попробуйте объяснить, в чём проявляется эта созвучность?

Тема 3. Мелодия, её виды.

Урок 7 - 8. Мелодический рисунок, его выразительные свойства,         фразировка. Разные типы мелодического движения.

Урок 9. Контрольный.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

  Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?

2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык? Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.

3. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?

4. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?

5. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?

6. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?

7. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

 

 Урок 15. Контрольный.

 

Урок 16. Гномы и чудовища.

Дети, все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас....
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.

А знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.

Эдвард Григ - композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа. Норвегия - это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов-фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок.

  Норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр Эдвард Григ очень любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать. Однажды, когда он был ещё маленьким ребёнком, они вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:

- А где же гномы? Где они могут прятаться?

Отец подумал: сын растёт большим фантазёром и, посмотрев на него внимательно, сказал:

- Ты спрашиваешь, где живут гномы? В сказках, мой милый, в старых норвежских сказках.

Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что гномы живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых сосен.

Для мальчика природа действительно была живой. И сам он жил в мире сказки не только, когда был ребёнком, но и тогда, когда стал взрослым.

· Вспомним  оркестровую пьесу Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

Это музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей - фантастических злых существ. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.

Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

 

· А вот ещё один персонаж - «Гном» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю. Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков с длинными, замирающими. Все это похоже на движения перебегающего с места на место испугавшегося, скрывающегося человека. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ.

· А теперь послушаем пьесу Свиридова «Колдун».


Колдун

Он угрюм и нелюдим!

Борода, как синий дым!

Говорят, что он колдун.

Вот я раз за ним иду,

Вот я раз за ним крадусь...

И спросить хочу: «Дедусь,

Очень хочется мне знать,

Правда можешь колдовать?»

А старик - непрост он был,

Мысли он мои ловил!-

Оглянулся: «Эй, шалун!

Ну какой же я колдун?

Ха - ха - ха! А хочешь знать,

 

 

В гости как ко мне попасть? –

Есть Свиридова альбом,

Я живу в «Альбоме» том.

 

За морями, за горами

Чёрный жил колдун – злодей.

Не любил злодей людей.

Он жил на острове широком,

Он жил на острове далёком.

Он гостей не принимал,

Детей от дома отгонял.

Никого не уважал,

Всех в округе обижал!

Т. Саксон


 

Подобно Бабе-Яге, он то бормочет свои страшные заклинания, то взмывает ввысь, несясь над лесами и полями. Куда несётся? На какие злые дела?

 

Урок 22. Контрольный урок.

Урок 23. Весна в музыке.

Урок 24. Жанр марша.

Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Слово «марш» по–французски означает «шествие, движение вперед». Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:

1. четкий, часто пунктирный ритм;

2. четный размер (2\4, 4\4);

3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;

4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Виды марша:

1. Походные Сопровождают военные походы
2. Церемониальные Сопровождают торжественные церемонии - военные парады, различные праздники
3. Траурные Сопровождают траурные шествия
4. Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5. Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6. Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

Традиция сопровождать музыкой различные шествия возникла ещё в древности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.  В 14 – 17 веках в Западной Европе во время смотра войск стала обязательной ходьба в ногу. Возникла необходимость музыкально организовывать движение войска строевым шагом. Так появился походный  марш.

Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов. Музыка военного марша стала сопровождать торжественные шествия – парады, звучала при смене караула и во время похода. В России марш вошёл в репертуар военных оркестров в начале 18 века. Случилось это в эпоху Петра I. Царь старался модернизировать отечественную армию полностью по западному образцу. Поэтому были переняты не только форма и порядки, но и музыкальное сопровождение. Элитные петербургские полки сразу же получили по собственному маршу. Со временем эта традиция распространилась и на другие армейские формирования. До этого в России никто не знал о той пользе, которую несет с собой военная музыка.  

· Например, «Марш Преображенского полка». Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер музыки.

· Агапкин «Прощание славянки». В 1912 году это произведение было написано трубачом Василием Агапкиным. Вдохновением для него стала Первая Балканская война. «Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелодией, благодаря которой он стал едва ли не одним из национальных символов России. Известен он и за рубежом. «Марш славянки» получил свое название в знак той тяжелой судьбы, которая уготована всем женам и матерям, проводившим своих мужчин на фронт. Этим женщинам и посвящен марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная минорная мелодия. Но несмотря на лиричность, в этой музыке сохранены все черты походного марша. Вторая тема звучит у низких инструментов - баритонов, она более мужественная и волевая.

Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии. В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима "духоподъемная" музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш. 

Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей:

- более медленным темпом,

- более сложной мелодией,

- более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.

· Послушаем "Марш" Верди из оперы "Аида". Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям.

· Очень известен "Свадебный марш" немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Траурные марши отличают:

-медленный темп

-минорный лад

-печальный, скорбный характер музыки

Эти марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен.

· Музыка этого марша не была написана для траурных шествий - это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем.

Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности. Постепенно  марш превращается в самостоятельную концертную пьесу. Создаются марши для симфонических, духовых и народных оркестров. Они включаются в сюиты, сонаты, симфонии, оперы, балеты.

Урок 25. Сказочные марши.

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.

· М. Глинка. Марш Черномора. Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.


Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей...
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила...
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.


В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека. В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор - это целотонная гамма.

· Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Примером сказочного марша может так же служить следующий пример:

· Слонимский «Марш Бармалея» написана на основе созданной ранее музыки к кинофильму «Республика Шкид». В фильме о свирепых марсианах звучал жесткий злой марш, который играли две трубы под свист и барабанный бой. Фортепианная пьеса начинается отрывистыми жесткими аккорда- ми, представляющими собой параллельные квартовые созвучия. Затем вступает тема, взлетающая по квартам как трубный сигнал.

Комические марши.

· «Марш» Прокофьева из оперы на сюжет К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Образ придворного комика и затейника Труффальдино, на которого возложена задача во что бы то ни стало рассмешить принца, выражен Прокофьевым в этом марше со всей силой его гротескового юмора. В своем едином нарастании от начала до конца марш развертывается как увлекательно театральное, красочное шествие.

   

Детские (кукольные) марши. В жанре кукольного марша написаны пьесы из «Детского альбома» Чайковского. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.

· «Марш деревянных солдатиков»

· «Похороны куклы».

· Очень известен "Марш" П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик".  Балет Щелкунчик - это рождественская сказка в танце. В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки.

 

Древние ритуальные танцы

Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью древних обрядов, их движения имели ритуальный смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Обряд-действия, установленные обычаем. В обряд могли входить песни, танцы, заклинания, теарализованные карнавальные представления. Ритуал - порядок обрядовых действий, который строго соблюдался в каждом обряде. Близко по значению к ритуалу понятие «церемония». Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы - медленые круговые танцы. Их главный признак - движение по кругу. Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг - символ солнца. Хороводы часто сопровождаются песнями. Песнями иногда сопровождаются и другие танцы. У каждого народа - свои танцы. В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка, итальянская тарантелла или венгерский чардаш («Венгер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.165 с.)