Раздел 1. История социально-культурной деятельности в эпоху Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. История социально-культурной деятельности в эпоху Средневековья



Учебно-методическое пособие

 

для самостоятельной работы студентов

 

       

Санкт-Петербург

2021

 

 

УДК 379.8

 ББК 77

К12

 

Учебно-методическое пособиедля самостоятельной работы студентов для изучения дисциплины «История социально-культурной деятельности»

 

Разработано: кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социально-культурной деятельности Н.Д.Каминской

 

Рецензенты:

 

 

Эртман Е.В.

доцент кафедры социально-культурной деятельности СПб ГИК,

кандидат педагогических наук

 

 

  

 

 Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата).

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи изучения дисциплины «История социально-культурной деятельности»; содержание программы дисциплины и принципы ее построения; основная и дополнительная литература необходимые для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных стандартом по данному направлению подготовки; рекомендации к их овладению в процессе самостоятельной работы студентов, а также задания для самоконтроля.

 

История социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие для студентов СПбГИК/ Сост. Н.Д.Каминская. – СПб.: СПбГИК, 2021. – 44 с.

                                                                                Санкт-Петербургский государственный

                                                                                Институт культуры, 2021

                                                          Каминская Н.Д., сост., 2021

Содержание

Специфика организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «История социально-культурной деятельности» ….....3

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. История социально-культурной деятельности в эпоху Средневековья……………………………………………....................................11

Раздел 2.  История социально-культурной деятельности в Петровскую эпоху……………………………………………………………………………...14

Раздел 3. История социально-культурной деятельности в эпоху «дворцовых переворотов» ………………………………………………………………….....16

Раздел 4. История социально-культурной деятельности в

екатерининскую эпоху..........................................................................................19

Раздел 5. История социально-культурной деятельности первой половины XIXв.……………………………………………………………………………...21

Раздел 6. История социально-культурной деятельности во второй половине XIX в………………………………………………….…………………………..23

Раздел 7. История социально-культурной деятельности последней

трети XIX- начала XXв………………………………………………………….25

Тестовые задания для итогового контроля успеваемости…………………….29

Вопросы для итогового контроля успеваемости…...……………………..…...34

Примерные темы для докладов…………………………………………………36

Темы рефератов. ………………………………………………………………...37

Методические рекомендации по написанию реферата……………………….39

Словарь основных терминов……………………...……………………….........41

 

 

Специфика организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «История социально-культурной деятельности»

   Дисциплина «История социально-культурной деятельности» ориентирована на раскрытие научных основ становления и развития науки данного направления в России. В результате изучения данного курса студенты получают знания и умения, овладевают навыками, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. Информационно-пояснительный, проблемно-поисковый, иллюстративный, дискуссионный являются основными методами, используемые в ходе изучения дисциплины «История социально-культурной деятельности». Для включения студентов в процесс самостоятельной работы в рамках данной дисциплины используются разные виды, формы занятий, интерактивные методы обучения.

  Задачи самостоятельной работы студентов: овладение знаниями - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, т.д.; закрепление и систематизация знаний - работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка контрольных работ, докладов; составление библиографии; тестирование; использование аудио и видеозаписей, т.д.; формирования умений, профессиональных и общих компетенций- поиск информации в сети (использование Web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами); организация диалога в сети (использование электронной почты, чатов, форумов, телеконференций); создание тематических Web-страниц и Web-квестов и др.;  решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием современных средств;  развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации: выполнение творческих заданий, написание эссе, самооценка деятельности, анализ ошибок и способов их устранения. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины/ междисциплинарного курса, индивидуальные особенности студента. Задания для самостоятельной работы студентов могут определяться на одном или нескольких уровнях: ознакомительный (конспектирование литературы);   репродуктивный (предполагающий алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации и также с использование накопленных знаний и способов действия и частично измененной ситуации) продуктивный (заключается в накоплении нового опыта деятельности и применение его в нестандартной ситуации, направлен на развитие способностей учащихся к исследовательской и творческой деятельности).

  Цель изучения дисциплины «История социально-культурной деятельности»- обеспечение эффективного усвоения студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании по данному направлению. Задачами самостоятельной работы являются приобретение студентами теоретических и практических знаний и умений области празднично-обрядовой культуры России, способствовать формированию и развитию их художественной культуры.

  Цель самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социально-культурной деятельности» – обеспечение эффективного усвоения студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.       

  Задачами самостоятельной работы являются: формирование знаний о сущности, структуре понятий истории социально-культурной деятельности, ее месте в пространстве современной культуры; представлений о методологических основах дисциплины, в процессе освоения комплексного подхода ее исторической динамики; формирование и развитие знаний и навыков в области понимания традиционных художественных текстов, овладение методами их анализа и интерпретации в сфере социально-культурной деятельности; и выявления значимых событий, требующих художественного осмысления и анализа моделирования современных культурных событий, праздников, опираясь на знание основных морфологических единиц; формирование знаний и навыков в области изучения и сохранения традиций культурно-досуговой деятельности, анализа на основе полученных знаний, умения давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современной социально-культурной деятельности, обосновывать и выражать свою позицию к историческому прошлому социально-культурной деятельности учреждений культуры, образования и т.п.

  Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования общих и профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений.

  Внеаудиторные самостоятельные работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы: воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;  реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации; эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации; творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.

Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к

Семинарским занятиям

  Целью семинарского занятия является развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов. Задачами семинарского занятия являются: закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей теме дисциплине; формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем; совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений; демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Функциями семинарского занятия являются: познавательная, воспитательная, развивающая, контрольная. Особенностями семинара являются: постоянное присутствие на нем элементов дискуссии, живого диалога преподавателя со студентами и между ними; учебные вопросы, выносимые для обсуждения на семинаре, не должны дублировать материал лекции, но должны сохранять тесную связь с ее принципиальными положениями. В начале курса проводятся собственно семинарские занятия, тематически прочно связанные с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем. После прослушивания лекции и самостоятельного изучения литературы по заданной теме, обучаемые начинают подготовку к семинару в соответствии с его планом. Работа студентов по подготовке к семинару осуществляется в следующей последовательности: определяется тема и содержание учебных вопросов; студенты подбирают, просматривают и изучают литературу; перед просмотром литературы на каждый вопрос подготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на которой записываются относящиеся к нему источники информации. Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение по данному вопросу, определить структуру и содержание ответов, так в зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студента результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана ответа, тезисов ответа или полного текста доклада. При недостаточном опыте выступлений на семинарах, студентам полезно перед занятием воспроизвести свое выступление в устной форме. Критериями оценки работы студентов на семинарском занятии: соответствие содержания ответа поставленному вопросу; качество плана выступления; рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, культуры; степень полноты раскрытия темы, детальность рассмотрения отдельных вопросов, степень студента рассуждать, дискутировать, степень сформированности студента приемов и методов самостоятельной работы с литературой.

   Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы, предусмотренных в рамках дисциплины «История социально-культурной деятельности». Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов, возникающей между ними дискуссии, а также обобщений преподавателя, решить задачи познавательного и воспитательного характера. Семинарские и практические занятия: стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию. Семинарские занятия формируют у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами. В круг задач семинарских занятий входит формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Семинарские занятия строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем пособии, а также время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления. Семинарские занятия предусмотрены для глубокой проработки теоретического материала, таким образом, в рамках данной дисциплины занятия носят исследовательский характер, направлены на углубленную разработку частных случаев анализа теории и истории празднично-обрядовой культуры на разных этапах ее развития. Семинарские занятия сочетают черты занятия, проводимого для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении аспектов раздела учебной дисциплины, а также исследовательского типа, направленного на углубленную разработку отдельных частных проблем, связанных с предложенными разделами учебной дисциплины. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара, позволяя оценить глубину проработки выбранной темы самим докладчиком, а также степень знакомства с темой другими студентами, участвующих в семинарском, практическом занятии. Важно помнить, что вопросы к докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель: необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них. На практике слабая сторона методики проведения семинарских занятий, построенной на системе докладов, заключается в том, что зачастую, кроме докладчиков, к семинару никто всерьез не готовится; выступающие с докладами студенты изучают лишь тему собственного доклада. Именно поэтому семинарские занятия, предусмотренные в рамках изучения данного раздела учебной дисциплины, должны включать элементы развернутой беседы по каждому из докладов. Проведение семинарского занятия с элементами развернутой беседы предполагает подготовку всех студентов, участвующих в занятии, по каждой из выносимых на обсуждение тем, именно поэтому необходимо заранее ознакомить студентов с темами докладов, которые станут предметом обсуждения, списком основной и дополнительной литературы по данным темам. Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность: выступление с докладом; вопросы к выступающему; развернутая беседа по теме доклада; обсуждение достоинств и недостатков доклада; заключительное слово докладчика; заключение преподавателя.

  Семинары с элементами дискуссии. Выступление на семинаре – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. Преподаватель оценивает не только совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся, но и умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности. Таким образом, выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного студентом продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы. Подготовка к любому выступлению начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо преподаватель, либо студент совместно с преподавателем. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей. Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Выступающий может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким-либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Публичное выступление для многих становится обязательной частью их работы. Хороший оратор знает, насколько важна подготовка к таким выступлениям. Понадеявшись только на свой опыт, можно испортить не только само выступление, но и отношение к себе слушателей. Хорошо подготовленное публичное выступление может представить выступающего не только как высококлассного специалиста, но и отличного оратора.

  В целях формирования умений и навыков работы в коллективе возможно организовать работу по подготовке проектов и проведению презентаций в рабочих группах по 2-5 человек. Оценку подготовленных проектов и их презентаций, включая определение количества баллов для каждой из представляющих свои проекты рабочих групп, возможно доверить студентам семинарской группы, так в этом случае важно заблаговременно довести критерии такой оценки до сведения студентов.

  Подготовка материалов для семинарского занятия предполагает самостоятельный анализ целостного корпуса текстов исследовательских работ, фольклорных материалов, монографий и т.д. Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию отдельных кадров или целых фрагментов анализируемых праздников, обрядов, произведений народного искусства, художественных произведений профессионального искусства, служащих для иллюстрации тех или иных положений доклада. К формальным требованиям, которые предъявляются к докладам относятся: доклад должен иметь четкую структуру, именно с целью выявления этой структуры всякое выступление на семинаре должно начинаться с изложения его плана. Изложение выводов, полученных студентом в результате анализа ого или иного художественного текста, например, кинематографического текста, должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация должна быть полной и непротиворечивой. Выступление должно исключать неоправданные отступления от темы, в то же время тема доклада должна быть раскрыта. Необходимо обратить внимание на то, что анализ, являющийся содержанием выступления на семинарском занятии, должен быть выполнен студентом самостоятельно, который безусловно использует различные источники: основной и дополнительно литературы по разделу учебной дисциплины, критической литературы - приветствуется. Все источники, которыми студент пользовался при подготовке доклада, должны быть указаны в конце выступления на семинарском занятии. Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента: продолжительность выступления не может превышать 15 минут; необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада с листа снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке. Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме; именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре. Содержание и характер проведения семинарского, практического занятия зависит от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы. В то же время важно подчеркнуть, что ориентироваться при проведении семинарских занятий необходимо на самых сильных студентовиз группы. Высокие уровни сложности заданий и требований к качеству их выполнения позволят и менее подготовленным студентам повысить уровень своих знаний, сформировать необходимые умения и навыки.

  В основе построения учебного процесса в рамках данной учебной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему и глубоко усвоен студентом может быть только тот материал, что пережит студентом и стал его личным опытом, так ведущими в рамках данной учебной дисциплины являются интерактивные формы обучения, которые способствуют углублению знаний у студентов, полученных в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, способствуют трансформации знаний в умения и навыки.

  Интерактивные компоненты обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены также и на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации. Одной из задач курса является формирование умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, так активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений. Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах: в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с разработкой и презентацией, в том числе, проектов. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Интерактивные компоненты обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, предполагают высокую самостоятельность студентов в процессе обучения. Преподаватель выступает в качестве организатора проблемной ситуации, для которой необходимо найти варианты решения в ходе занятий в группе.

  Критерии оценки результатов самостоятельной работы. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: уровень освоения учебного материала; уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общеучебных умений; уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения материала; оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия; уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий; уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

 

Содержание учебной дисциплины

Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

Семинар 1.

Семинар 1.

Семинар 1.

Вопросы для итогового контроля успеваемости(экзамен)

1. Основные черты и ценности культуры русского Средневековья

2. Благотворительно-просветительская деятельность древнерусских подвижников

3. Художественная деятельность в период расцвета культуры Средневековой Руси

4. Смеховая культура русского Средневековья

5. Придворный театр царя Алексея Михайловича

6. Просветительская деятельность традиционалистов и первых русских западников второй половины XVII в.

7. Принятие христианства как государственной религии. Социально-культурная деятельность православной церкви

8. Становление государственно-просветительской и европеизированной модели культуры в петровскую эпоху

9. Преобразования Петра I в сфере образования и просвещения

10. Европеизация досуга русского дворянства в петровскую эпоху

11. Викториальные праздники Петровской эпохи

12. Первый публичный и любительские театры Петровской эпохи

13.  «Всешутейший собор» в системе европеизации русской культуры

14. Европеизированные россияне – новая историческая общность в эпоху Петра I

15. Досуг как составная часть государственной политики Петра I.

16. Просветительная деятельность в эпоху «дворцовых переворотов»

17. Инфраструктура учреждений культуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов» при правлении Анны Иоанновны.

18. Инфраструктура учреждений культуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов» при правлении Елизаветы Петровны

19. Инфраструктура учреждений культуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов» при правлении Екатерины 1

20. Любительские и первый профессиональный театр в эпоху «дворцовых переворотов»

21. Деятельность Екатерины II в сфере образования, воспитания и просвещения

22. Воспитательный Дом благородных девиц как синтез образования, воспитания и досуга

23. Основные формы досуга русского дворянства екатерининской эпохи

24. Зарождение в эпоху Екатерины II нового социального слоя – первых граждан России

25. Кодекс нравственности дворянина в эпоху Екатерины II.

26. Опыт выведения «новой породы людей» в эпоху Екатерины II.

27. Система учебных заведений в эпоху Екатерины II Воспитательные дома. Женское образование

28. Английский клуб

29. Салоны – школы светского воспитания

30. Воплощение идей декабристов в образовательной, журналистской, литературной и театральной деятельности 

31. Салоны, кружки и общества как формы досуга первой половины XIX в.

32. «Зеленая лампа» и «Арзамас» как художественные центры неформального общения и творчества

33. Социально-культурная ситуация в пореформенной России.

34. Частная жизнь как ценность. Дворянские усадьбы

35. Просветительская деятельность декабристов

36. Социально-культурная деятельность западников и славянофилов.

37. Хождение в народ как социально-культурное явление

38. Теория «разумного эгоизма» – программа формирования новых людей.

39. Светские развлечения в эпоху Александра II. Балы. Маскарады. Музыка вокзалов

40. Направления и формы культурно-досуговой и просветительской деятельности второй половины XIX в.

41. Просветительская деятельность Товарищества передвижных художественных выставок

42. Народные традиции в деятельности музыкального объединения «Могучая кучка»

43. Культурно-просветительная деятельность Народных домов

44. Направления молодежного движения конца XIX –нач. XX вв.

45. Полиция и церковь как субъекты организации социально-культурной деятельности в начале XX в.

46. Общекультурное значение деятельности объединения «Мир искусства»

47. Деятельность творческих объединений («Бродячая собака», «Привал комедианта», «Бубновый валет»)

48. Становление и развитие внешкольного образования и культурно-просветительной работы в начале ХХ в.

49. Кабаре жизни Серебряного века. Культивирование богемного образа жизни

50. Топ-менеджер Серебряного века С.П.Дягилев

51. Салоны Серебряного века. «Башня» на Таврической В.И.Иванова

52. Массовая культурно-просветительская деятельность Пролеткульта

53. Массовые формы воспитания народа в первые годы советской власти. Синяя блуза

54. Развитие самодеятельного движения в 20-30-е гг..

55. Массовые формы организации пропагандистского досуга в 20-30-е гг.

56. Критический анализ ленинских взглядов на социально-культурное переустройство России.

57. Культурная революция как составная часть социалистической революции        

58. Социально-культурные взгляды А. В. Луначарского

59. «Основы политпросветработы» Н. К. Крупской

60. Народные дома. Просветительная деятельность С. В. Паниной

 

Примерные темы докладов

1. Социально-культурная деятельность православной церкви.

2. Новая историческая общность – Святая Русь.

3. Досуговые социально-культурные институты в эпоху Петра I.

4. Масонство и русская культура.

5. Кодекс нравственности дворянина в эпоху Екатерины великой.

6. Дворянская усадебная культура.

7. Вольное экономическое общество.

8. Английский клуб.

9. Императорская публичная библиотека.

10. Воспитательное общество благородных девиц.

11. Салонная культура.

12. Эрмитаж как просветительный институт.

13. Социально-культурная деятельность декабристов.

14. Социально-культурная деятельность западников и славянофилов.

15. Разночинцы на исторической арене.

16. Хождение в народ как социально-культурный феномен.

17. Грезы о коммунальном жизнеустройстве Н. Г. Чернышевского.

18. Отмена крепостного права и возникновение новой исторической общности – свободного народа.

19. Социально-культурная деятельность земств.

20. Рабочий класс как новый субъект социально-культурной деятельности.

21. Синтез христианских и языческих ценностей в праздничной культуре Средневековой Руси

22. Кунсткамера – первый музей России.

23. Петровский мир смеховой культуры.

24. Новые формы досуга русского дворянства в эпоху Петра 1

25. Просветители петровской эпохи

26. Развлечения по обязанностям в эпоху Петра I.

27. Просветительная деятельность в эпоху Екатерины II

28. Развитие культуры и просвещения в России первой половины XIX в.

29. Агитбригады "синеблузников" как новое революционное массовое искусство.

30. Понятие «Серебряный век».

31. Социально-психологический портрет общности, выражающей понятие «Серебряный век».

32. Мечта-утопия элиты Серебряного века о революции-избавлении. Ответственность художника за судьбу отечества.

33. Роль и место культуры в осуществлении социально-культурных преобразований в трактовке Ленина и его оппонентов.

34. Правовое оформление статуса русского дворянина и развитие принципов дворянской идеологии и ценностей в эпоху Екатерины II

35. Рабочий клуб мятежного священника Г.А.Гапона.

36. Партийно-государственная самодеятельность.

37. Художник жизнеустройства Б. К. Пронин и его ночные клубы.

38. Основные направления революционного народничества.

 

Примерные темы для рефератов

1. Становление и развитие внешкольного образования и культурно-просветительной работы после революции; 20-30 годы.

2. Массовая культурно-просветительская деятельность Пролеткульта

3. Развитие самодеятельного движения в 20-30-е годы.

4. Массовые формы организации пропагандистского досуга в 20-30-е годы.

5. Структура и содержание деятельности Домов народного творчества.

6. Деятельность П.А.Столыпина по формированию российского фермерства

7. Социально-культурная деятельность и развитие самодеятельного движения в 1920-30 гг..

8. Театральная и просветительская деятельность Пролеткульта.

9. Литературная и просветительская деятельность Пролеткульта.

10. Агитбригады "синеблузников" как новое революционное массовое искусство.

11. Формирование рабочих клубов и Дворцов культуры в 1920-30 –е гг.

12. Информационно-просветительские и художественно-зрелищные формы пропагандистского досуга.

13. Основные направления и виды самодеятельного творчества.

14. Положительные и отрицательные аспекты социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в после революционный период.

15. Внешкольное образование в России на рубеже XIX- XX вв.

16. Деятельность большевиков по пропаганде марксизма в учреждениях культуры.

17. Культурно-просветительные организации большевиков как канал проведения марксизма.

18. Социально-культурные институты Серебряного века.

19. Новое религиозное сознание. Религиозно-философские собрания.

20. Собрание русских фабрично-заводских рабочих. Санкт-Петербургский рабочий клуб мятежного священника Г. А. Гапона.

21. Отражение в творчестве Н. К. Крупской противоречия между самодеятельной природой культурно-просветительной работы и административно-командными способами ее регулирования.

22. Роль и место социально-культурных институтов в социальных преобразованиях общества.

23. Партийно-государственная самодеятельность.

24. Теория и практика Пролеткульта.

25. Теоретики социально-культурной деятельности первых лет советской власти.

26. Формирование протестного потенциала общества во второй половине XIX в..

27. Просветительская и пропагандистская деятельность марксистских кружков.

28. Творческие искания, установки, религиозно-философские и художественные направления деятельности русской интеллигенции рубежа XIX - начала XX столетия.

29. Государственный характер культурно-просветительной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.197 с.)