Судоходная характеристика реки Свирь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судоходная характеристика реки Свирь



 

Река Свирь, являясь составной частью Волго-Балтийского водного пути, соединяет Онежское и Ладожское озера. Она является единственной рекой, вытекающей из Онежского озера и имеет длину 220 км. Ее исток располагается в юго-западной части Онежского озера у поселка Вознесенье, а устье – в юго-восточной части Ладожского озера (Свирской губе).

Сток реки Свирь зарегулирован двумя гидроузлами: Верхнесвирским и Нижнесвирским. Они делят реку Свирь на три характерных по русловому и водному режимам участка: Верхнюю Свирь, протяженностью 95 км; Среднюю Свирь, протяженностью 45 км; Нижнюю Свирь, протяженностью 80 км. На Свири имеются два моста: один в районе г. Лодейное Поле, второй – в нижнем бьефе Верхнесвирского гидроузла.

Русло реки, за исключением нижнего устьевого участка, устойчивое и извилистое практически на всем ее протяжении. Грунт дна преимущественно глина и камень, местами встречается ил и песок. Во многих местах имеются каменистые гряды (луды) и огрудки, перекаты отсутствуют. На Верхней Свири на ряде участков располагаются отдельные крупные камни одинцы. Все это вызывает опасность для судовождения.

Ширина русла реки, в связи со строительством гидроузлов, стала неоднородной и изменяется в значительных пределах – от 100 м в районе города Подпорожье до 10–12 км – в районе Ивеинского разлива, расположенного на Верхней Свири.

Берега реки Свирь холмистые, почти на всем протяжении покрыты густым лесом. Поэтому обнаружение береговых навигационных знаков (створ) затруднено, а на изгибах русла обнаружение встречных судов происходит на коротких дистанциях.

На реке Свирь, имеется более 30 островов, которые преимущественно низкие, покрытые лесом, кустарником и луговой растительностью. У островов, расположенных вблизи берега, растительный покров совпадает с береговым, и поэтому их приверхи и ухвостья со стороны судового хода трудно различимы на фоне берега.

В реку впадает более 30 притоков, наиболее значительными из которых являются Паша, Оять, Яндеба, Важинка и Ивина. Реки Паша и Оять в нижнем течении судоходны.

По условиям ветро-волнового режима река Свирь не относится к числу затруднительных, так как береговая растительность создает ветровую тень, значительно снижая воздействие ветра на движущееся судно.

Преобладающими в течение года являются ветры юго-западной четверти, суммарная повторяемость которых составляет 40–65%. В навигационный период с апреля по август дуют северо-восточные ветры, повторяемость которых составляет 20–25%. Скорость ветра, как правило, небольшая и в течение года 60–80% составляет до 5,0 м/с, а около 20% – 6–10 м/с.

Туманы наиболее часто бывают осенью, которые наблюдаются чаще всего в устьевых участках впадающих в Свирь притоков.

В устьевой части Свири и ее истоке наблюдаются колебания уровней воды от сгонно-нагонных явлений (ветров) Ладожского и Онежского озер. Для нижних бьефов Верхнесвирского и Нижнесвирского гидроузлов характерны значительные суточные колебания уровней воды, связанные с режимом работы ГЭС.

В течение суток уровень воды в нижних бьефах может изменяться до 3,0 м. Самые низкие уровни воды наблюдаются здесь в выходные дни, а в будние дни – ночью. Влияние суточных колебаний уровня распространяется на 40 км вниз по течению от Нижнесвирского шлюза и на 20–25 км от Верхнесвирского шлюза. Это необходимо учитывать при плавании и стоянке в этих районах.

Скорость течения на Свири зависит от расхода воды через створ гидроузла и колебания уровня. В среднем скорость течения реки изменяется от 0,5 до 3,2 км/ч. Наибольшая скорость течения наблюдается у Подпорожского моста, расположенного на 1048 км, которая, в зависимости от расхода воды, может достигать 10–15 км/ч.

На изгибах русла реки действуют свальные течения, иногда достигающие значительной величины.

В зависимости от метеорологических условий река Свирь замерзает на срок от 3 до 6 месяцев. Процессы вскрытия и замерзания на отдельных ее участках, вследствие особенностей водного режима, протекают весьма разнообразно. Замерзает река обычно в конце ноября – начале декабря, а полностью очищается ото льда в конце апреля – начале мая. В некоторые годы в местах с большой скоростью течения сплошной ледяной покров не образуется. Теплая вода, поступающая в реку из Онежского озера, способствует разъеданию установившегося ледяного покрова в верхней части реки. В нижнем течении Свири образуются зажоры (скопление шуги, донного льда и других видов внутриводного льда в русле реки в период осеннего шугохода и в начале ледостава), которые сопровождаются подъемом уровня воды в пределах 0,8–3,3 м. В устье реки Свирь часто в течение всей зимы имеются полыньи. В период осеннего ледообразования судоходство наиболее затруднительно в устьевой части Свири и на участках 1073-й – 1063-й км и 966-й – 961-й км.

Весенний ледоход на Верхней Свири возникает дважды. Сначала река освобождается от собственного льда, а затем по ней идет лед с Онежского озера. Как правило, озерный лед проходит спустя одну-две декады после речного. Бывают годы, когда второго ледохода не наблюдается.

Длительность весеннего ледохода на реке Свирь в среднем 4–5 суток; продолжительность осеннего ледохода значительно больше.

Участок Нижней Свири

Нижняя Свирь располагается между устьем реки Свирь и Нижнесвирским гидроузлом и имеет протяженность 80 км. Условия судоходства на всем его протяжении не одинаковы и включают в себя как сравнительно благоприятные, так и затруднительные участки.

Одним из числа затруднительных является устьевой участок Свири – Свирский бар, расположенный между приемным буем «Свирский» и портом Свирица (1171-й – 1167-й км).

Свирский бар располагается в расширенной устьевой части реки Свирь, фарватер для движения судов по нему представляет со-бой подводную судоходную прорезь шириной 100 м. Грунт дна – в основном глина.

Заход судов на Свирский бар с Ладожского озера осуществляется по своей полосе системы разделения движения.

Движение судов по Свирскому бару регулируется диспетчером движения порта Свирица. С 2003 года на участке Свирского бара 1172й – 1163й км введена система управления движением судов (СУДС) с использованием радиолакационных методов контроля за движением судна и его скоростью.

В связи со сложностью судоходства на Свирском баре запрещается:

– движение судов и составов при ограниченной видимости менее 1,0 км (в т.ч. и с использованием РЛС);

– выход всех судов (составов) в озеро без прогноза погоды и соответствующего разрешения;

– расхождение и обгон, кроме одиночных судов длиной 50 м и менее и скоростных, всех составов, сухогрузных судов грузоподъемностью 5000 т и более, танкеров грузоподъемность 2000 т и более, а также четырехдечных пассажирских судов между собой и другими судами;

– при ветрах северных направлений со скоростью свыше 11 м/с движение всех судов (составов), кроме скоростных, а также одиночных длиной 50 м и менее.

Самым сложным на Нижней Свири является участок от г. Лодейное Поле до Нижнесвирского гидроузла, его протяженность 15 км. Русло реки на данном участке неустойчивое, извилистое, узкое, уменьшающееся по мере приближения к гидроузлу до 200 м. Грунт дна – камень, глина, местами песок.

Излучины, расположенные на участке, ограничивают просматриваемость судового хода, вследствие чего обнаружение судов при встречном движении происходит на короткой дистанции, что требует особой осторожности и точных действий при расхождении. Судовой ход во многих местах сужен каменистыми лудами, в некоторых местах наблюдаются свальные течения.

На этом участке наблюдаются резкие колебания уровня воды (обусловлены суточным регулированием стока ГЭС), которые в течение суток могут изменяться на 2,5–3,0 м. Скорость течения изменяется в пределах от 1,0 до 5,0 км/ч.

В верхней части города Лодейное поле на 1098,4-м км расположен Лодейнопольский мост. Мост имеет три пролета, из которых судоходными являются два. Правобережный пролет – для судов, идущих сверху, а средний – для судов, идущих снизу. Ширина пролетов: 70 м и 50 м соответственно. Средний пролет является разводным – для крупнотоннажных судов. Высота пролетов в наведенном состоянии – 17,55 м от проектного уровня и 14,5 м – от расчетного.

В связи с особой сложностью судоходства практически на всей Нижней Свири движение судов и составов разрешается со скоростью не более 12 км/ч.

Участок Нижней Свири заканчивается у Нижнесвирского гидроузла, в составе которого имеется однокамерный однониточный шлюз. Шлюз расположен у левого берега и имеет следующие самые малые размеры на всем Волго-Балтийском водном пути: длину – 198 м; ширину – 21,5 м; глубину на нижнем пороге – 5,7 м, а на верхнем – 6,3 м.

Участок Средней Свири

Средняя Свирь располагается между Нижнесвирским и Верхнесвирским гидроузлами и имеет протяженность 45 км.

Этот участок находится в зоне подпора Нижнесвирского гидроузла. Поэтому в некоторых местах ближе к плотине берега подтоплены, образуя широкую пойму. Глубина русла в приплотинной части достигает 12 м, уменьшаясь постепенно вверх по течению до 5–6 м. Грунт дна в основном – глина, гравий и камень.

Берега на всем протяжении сравнительно невысокие, покрытые лесом. Русло реки извилистое, местами имеет крутые повороты.

Условия судоходства достаточно сложные. Имеется целый ряд затруднительных для судоходства участков. У подтопленных берегов наблюдаются небольшие глубины, каменистые гряды и остатки леса. Поэтому выход судов за кромку судового хода чрезвычайно опасен.

Самым сложным для судоходства на средней Свири является участок от селения Валдома до г. Подпорожье (Верхнесвирскийшлюз) протяженностью 6,0 км. На этом участке судовой ход узкий, извилистый, его габариты не превышают гарантированные. Берега достаточно высокие, покрыты лесом и кустарником. На участке наблюдаются резкие колебания уровня воды и повышенные скорости течения, зависящие от режима работы Верхнесвирской ГЭС.

На этом участке в районе 1047,4го км располагается Подпорожский мост. Это самое узкое место на реке Свирь,где ширина русла составляет100м.Непосредственно подмостом ширина фарватера составляет всего 70 м. Скорость течения в районе моста и несколько выше его, при повышенных расходах воды через створ гидроузла, может достигать до 15,0 км/ч, что является максимальной для всей Свири.

Подпорожский мост имеет один судоходный пролет, который является разводным. При разводке ферма пролета моста поднимается вверх. Ширина пролета 90 м, а судоходной полосы в пролете – 70 м, высота пролета в наведенном состоянии 15,74 м от проектного уровня и 13,37 м от расчетного.

Разводка моста осуществляется по предварительной заявке, которую подают диспетчеру движения Подпорожского порта за сутки до подхода к мосту.

Судоходный шлюз Верхнесвирского гидроузла имеет следующие размеры: длина камеры – 281,0 м; ширина – 21,5 м; глубина на нижнем пороге шлюза – 4,5 м, на верхнем пороге – 4,0 м. Ширина нижнего подходного канала – 46 м, верхнего – 54 м.

Верхняя Свирь располагается между Верхнесвирским гидроузлом и поселком Вознесенье (исток реки Свирь). Он имеет протяженность 95 км и находится в зоне подпора гидроузла.

Берега на всем протяжении участка от Верхнесвирского гидроузла почти до урочища Кереже высокие, обрывистые, покрыты густым лесом. Ширина русла реки увеличивается от 400 м в районе г. Подпорожья до 900 м в районе урочища Кереже.

Судовой ход почти на всем протяжении этого участка (46 км) проходит срединой русла. Его габариты больше гарантированных и лишь в районе колена Медведец близки к гарантированным, а в районе Воронской луды (1016,3 км) ширина судового хода не превышает гарантированную (85 м).

В качестве основных ориентиров, показывающих положение судового хода на этом участке, являются осевые створные знаки, которые, как правило, установлены в просеке леса. Плавучие навигационные знаки (буи) выставлены редко и установлены лишь в местах расположения каменистых луд, огрудков и других каменистых образований.

Участок реки Свирь от урочища Кереже до селения Прокино протяженностью 12 км, носит название Ивинский разлив. Он располагается в 35 км от истока Свири и образован в результате затопления поймы устьевого участка реки Ивина (правобережный приток Свири) подпором Верхнесвирского гидроузла. Ширина разлива местами достигает 12 км. На протяжении всего Ивинского разлива на затопленной пойме имеется затопленный лес и его вырубки, что необходимо учитывать при движении судов по этому участку. Судоходство по данному участку является достаточно сложным. Особую опасность представляет участок от урочища Кереже (995-й км) до 991,0-го км, где судовой ход делает очень крутой поворот. При этом в районе урочища Кереже, при большой ширине русла, равной около 1,5 км, ширина судового хода резко сужается до гарантированной (85 м) и начинает осуществлять крутой поворот. На протяжении 2,5 км он изменяет свое направление на 120⁰.

В 2-х км выше местности Нимпелда (969-й км) начинается самый сложный участок Верхней Свири. Его особенностью является то, что на всем протяжении от ухвостья о. Иванькоострова до истока Свири (18 км) русло реки узкое, извилистое, дно каменистое, вдоль кромок судового хода располагаются каменистые гряды, глубины на отдельных участках не превышают гарантированных.

На участке от селения Богачево до истока Свири (952,0й – 949,0й км) расхождение и обгон судов и составов, кроме одиночных длиной до50м,запрещены. Кроме того,на всем протяжении участка с 948,0го по 985,0й км запрещено движение судов и составов в условиях ограниченной видимости, в том числе с использованием РЛС.

Всем судам категорически запрещается выход в Онежскоеозеро из реки Свирь без рейсового прогноза погоды и без разрешения диспетчера движения пос. Вознесенье ГБУ «Волго-Балт». При подходе к реке Свирь с Онежского озера или при подходе к местности Нимпелда снизу необходимо установить УКВ-связь с диспетчером движения и получить от него информацию о движении судов и составов на всем участке Нимпелда – Онежское озеро.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 2555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.016 с.)