Информационные правоотношения . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные правоотношения .



    Информационные правоотношения являются разновидностью административно-правовых отношений.

    Информационно-правовые отношения – это урегулированные информационно-правовыми нормами информационные общественные отношения, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно – правовой нормой.

    Субъектами информационных правоотношений являются как создатели, так и потребители информации, а также посредники – провайдеры, владельцы сайтов, журналисты, информационщики и прочее. Их правовой статус регулируется как гражданским законодательством РФ, так и рядом иных нормативных актов, в том числе и актами, регулирующими правовой статус СМИ, Интернета, связи и прочее.

    Условия при которых субъект информационного права может стать субъектом общественных отношений в информационной сфере- это:

    - предусматривающие права и обязанности субъекта необходимые информационно- правовые нормы;

    - основания возникновения, изменения, прекращения общественных отношений в информационной сфере;

    -правоспособность и дееспособность в информационном праве.

    Понятие правоспособности в информационном праве несколько отличается от общепринятого.

    Правоспособность – это установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в общественные отношения в информационной сфере, иметь юридические права, и  нести, соответствующие обязанности.

    На сегодняшний день остро стоят проблемы взаимодействия субъектов в информационной сфере, поскольку существует необходимость установления не только юридических, но также моральных, этических и иных прав и обязанностей.

    Дееспособность в информационном праве – способность субъекта действиями осуществлять принадлежащие ему права, создавать для себя обязанности (в том числе морально – этические) и реализовать их в рамках конкретных информационных отношений.

    Возраст, с которого наступает полная дееспособность у физического лица практически во всех отраслях права, составляет 18 лет.

    Однако существует и дееспособность малолетних, которая наступает поэтапно, по мере достижения ребенком определенного возраста. Так, если гражданин обращается за информацией, необходимо иметь ввиду, что различные категории граждан имеют неодинаковый объем дееспособности:

    - от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), действуют родители или опекуны, поскольку малолетние могут самостоятельно совершать очень ограниченный круг сделок (ст. 28 ГК);

    - несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут совершать любые юридические действия, но с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя, однако некоторые сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут осуществлять самостоятельно (ст. 26 ГК).

    -полная гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия -18 лет (п.1 ст.21 ГК РФ).

    Субъекты информационного права классифицируется:

    - индивидуальные субъекты (физические лица) – гражданин, индивид, человек, личность, лицо;

    - коллективные субъекты – органы госвласти, организации и учреждения, предприятия.

    Информационные правомочия можно определить как право:

    - создавать информацию;

    - знать содержание информации (владение информацией);

    - применять информацию в собственной деятельности (пользование информацией);

    - тиражировать и распространять информацию (распоряжение информацией).

    Из сказанного можно выделить три субъекта информации:

    - производитель информации – обладает всеми информационными полномочиями по факту создания информации; т.е. имеет исключительные права на произведенную информацию: продать, подарить, передать, сдать в аренду и т.п.

    - обладатель информации – (пользователь по авторскому праву) – приобретает информационные правомочия (например, по авторскому договору); т.е. неисключительные права на тиражирование и распространение приобретенной информации: имеет право лишь применять в своей деятельности приобретенную информацию, но не имеют право включать ее в гражданский оборот, но может включать ее в состав своего имущества;

    - потребитель информации – имеет только право знать содержание информации и применять в личной деятельности, ему запрещается распространять информацию.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что собственники информационных объектов могут быть двух видов:

    - производитель или обладатель информации, определяется информационным объектом;

    - потребитель информации, содержащейся в приобретенном им информационном объекте.

 

                           2.2.1.Информационные правоотношения

 

    Информационные правоотношения - эторегулируемые нормами информационного права общественные отношения складывающиеся (возникают, изменяются и прекращаются)в информационной сфере. Являясь разновидностью правовых отношений, они   соответствуют всем основным признакам правового отношения, практически все общественно – производственные отношения имеют информационную составляющую, поэтому информационно-правовой характер носят многие нормы различных отраслей права (например, нормы Налогового кодекса РФ о декларировании отчетности, нормы Земельного кодекса о мониторинге земли и информировании, нормы УПК РФ о процессуальных действиях со свидетелями и др. лицами и др.).

    Однако можно выделить информационные отношения, которые представляют одновременно и средство для достижения определенных действий и определенный результат именно информационной деятельности. Например, отношения, возникающие при производстве и распространении средств массовой информации, при применении механизмов информационной безопасности, при создании и функционировании ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие» и др. 

Признаки информационных отношений:

1) являясь общественным отношением,  оно представляет собой двустороннию связь между социальными объектами;

2) возникают на основе норм права (общие требования правовых норм, индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3) осуществляет связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) для возникновения информационных отношений необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5) информационные отношения по поводу реального блага, ценности в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6) охрана информационных правоотношений обеспечивается государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

    Т.о. информационное отношение – это урегулированное правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно – правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

1) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных прцессов;

2) поведение (действие и бездействия) объектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача, имущественных прав, купли – продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и др. аналогичные действия);

3)объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

4) правообязанность и ответственность участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

    Информационные отношения в зависимости от их назначения можно разделить на:

    - целевые, являющиеся средством достижения конкретных целей и одновременно результатом определенной информационной деятельности, это информационные отношения в информационной сфере;

    -обеспечивающие – средство достижения определенных целей, урегулированные информационно-правовыми нормами, т.е. общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действия (бездействия) в отношении ее: передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др., т.е. информационные правоотношения возникают в иных сферах:

    *социального обеспечения и страхования;

    * образования и культуры;

    *охраны здоровья;

    *экологической, брачно – семейной, трудовой, нравственной и др.

 

              2.2.3. Содержание информационного правоотношения

    Содержанием информационного правоотношения являются:

    - связывающие его участников взаимные позитивные  субъективные юридические права (определяющие защищенную законом возможность того или иного поведения) и обязанности (определяющие должное поведение)– юридические связи (юридическое содержание);

    -совокупность реальных действий по использованию и осуществлению прав и обязанностей (фактическое содержание).

    Субъективные права имеют общую внутреннюю структуру:

    -правомочие на собственные действия, заключающиеся в возможности совершения фактических прав и юридически значимых действий;

    -правомочия на чужие действия, заключающиеся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

    -правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно – принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

    Юридическая обязанность характеризуется наличием следующих элементов:

    -необходимостью совершать определенные действия или воздержаться от них;

    -необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

    -необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

    Информационно-правовой режим (правовое обеспечение или правовой режим информации) – это комплекс правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих запретов, дозволений, обязываний, управомочиваний, стимулов и санкций (включая наказания).

    Например, по критерию доступности к содержанию информации можно выделить четыре основные группы информационно-правовых режимов:

    1.Правовые режимы информации неограниченного доступа: литература (нормативная, учебная, научная, справочная, общественно-политическая и др.), произведения искусства (имеющие информационный художественно-познавательный характер), сообщения и материалы масс-медиа (массовая информация), таблоиды, реклама, судебные решения и др.

    2.Правовые режимы информации ограниченного доступа: тайны, секреты, ноу – хау и др.

    3.Правовые режимы информации, которая обязана (в соответствии с федеральными законами или с заключенными соглашениями) быть представлена (предложена) для доступа: декларации (налоговые и др.), объявления (о банкротстве, об экологической обстановке и др.), авизо, обвинительные заключения и др.

    4.Правовые режимы информации, ограничивать доступ к которой запрещено: отчеты (кредитные, финансово-хозяйственные, бухгалтерские о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и др.), комплекты документов (учредительных, платежно-расчетных и др.), свидетельства (о паве, включая патенты), кадастры (лесной и др.) и др.

 

                  

    А) Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

    Реализация права на поиск, получение и передачу информации ( право на доступ к информации или право знать ) является важнейшим, по

сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые  нормы Конституции РФ (гл.3):

    Ст. 29 п.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

    Ст.44 п.2 Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.п.3 Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

    Ст. 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, др. структуры за плучением необходимой информации; право обращаться в учреждение культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также др. информацию, распространяемую в т.ч. в коммерческих целях.

    Субъекты - потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и форм, за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителем информации – авторами произведений или собственниками информационных объектов.

    При этом потребители информации несут гражданско – правовую, административно-правовую и уголовную ответственность.

 

    Б) Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и услуг.  

    Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.

    1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, созданная в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

    Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно- правового плана в части осуществления органами гос. власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.

    2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям).

    В) Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов.

    Основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителем информации и ее производителем при обращении документированной информации является ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Глава 3 Закона посвящена урегулированию отношений по предоставлению информации из информационных ресурсов.

    Пользователями или потребителями информации (лица, запрашивающие информацию) являются граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации, общественные объединения, иные лица, обладающие правами юр.лица.

    Они обладают равными правами на доступ к государственной информационным ресурсам и обязаны обоснованность их владельцам необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация ограниченного доступа).

    Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля органов за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и др.сфер общественной жизни.

    Информация, полученная гражданами и организациями на законных основаниях из государственных ресурсов, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

    Перечень информационных услуг, представленных пользователям из государственных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ.

    Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством РФ или собственником тех информационных ресурсов в соответствии с законодательством.

    Устанавливаются основные принципы обеспечения права на доступ к информации органов государственной власти и местного самоуправления (производители документированной информации):

    - презумпция доступности и открытости информации;

    -достоверность и полнота информации;

    -своевременность предоставления информации;

    -защита права на доступ к информации, в т.ч. в судебном порядке;

    -установление ограничения права на доступ к информации только федеральным законом и только в той мере в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, авторитета и беспристрастности правосудия; нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц, соблюдение при предоставлении информации прав и законных интересов третьих лиц.

 

                   2.3. Доступ к информации. Запрос.

    Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

    Доступ к информации может осуществляться в порядке:       

-ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

-получение копии соответствующего документа или выдержки из него;

-получение справки, содержащей запрашиваемую информацию;

-получение устного изложения содержания запрашиваемой информации;

-получение сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

    Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу может осуществляться в устной или письменной форме либо с использованием электронных технологий.

    В запросе должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчества лица, которому следует направить ответ, его адрес и номер телефона для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемая форма и вид ответа.    

    Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее 30 дней после дня получения запроса.

    Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок лицу, обратившемуся за ее получением, направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны срок и причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации.

    Если орган, получивший запрос не обладает запрашиваемой информацией, он не позднее чем в 7-дневный срок обязан известить об этом заинтересованное лицо, а также по возможности сообщить ему наименование и адрес органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать наименование организации, в которую направлен указанный запрос.

    Ответ на запрос должен содержать наименование организации, фамилию исполнителя запроса и его телефон. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат регистрации по месту получения этих запросов.

    Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

    За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая накладные расходы, понесенные в связи с ее предоставлением, в порядке, установленном правилами предоставления информации.             

 

              2.4. Защита права на информацию. Ответственность за нарушение права на доступ к информации.

    Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течении установленного срока, а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворение запроса, предусмотренного законом, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган (организацию). Если решение вышестоящего органа или организации не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена в суд.

    Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

    Должностные лица органов и организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, не предоставление информации в установленном порядке, предоставление недостоверной информации, допустившие иные нарушения права на доступ к информации, привлекаются к уголовной, административной и гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ.

    Информационные организации, в т.ч. Интернет разрабатывают различные кодексы чести, в которых добровольно устанавливают обязательства нормы этического поведения, в т.ч. по предоставлению информации.

    Торгово-промышленная палата также провозгласила Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций. Он распространяется на все виды деятельности юридических и физических лиц на все виды деятельности в области информатики и телекоммуникаций.

    Согласно Кодекса юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие обязательства:

- не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства информатики и телекоммуникаций без разрешения (лицензии собственника) изготовители или правовладельцы и не приобретенные на законных основаниях;

- не нарушать законодательства об охране интеллектуальной собственности и признание нормы авторского права на программные средства и базы данных;

- не нарушать тайны передачи сообщения, не представлять вскрытие информационных систем и сетей передачи данных;

- не использовать наименования и аббревиатуры других фирм, компаний и организаций без их согласия;

- не извлекать прибыль от использования товарного знака или символа, принадлежащего др. фирме без их согласия.

Вопросы информационной собственности.

    Конституция РФ закрепляет ряд прав и свобод граждан на получение и распространение информации, а также на тайну личной жизни и прочее. Эти права и свободы нашли свое раскрытие в законодательных и подзаконных актах РФ.

    Гражданин имеет право на свободный доступ к информации, в том числе и информации о государственном управлении и общественной жизни государства. Исключение составляет государственная тайна и иная тайна, охраняемая законом (усыновление, коммерческая тайна, тайна вкладов и пр.). Гражданин имеет право на распространение и создание информации, при этом он приобретает статус создателя информации (авторское право) или распространителя информации (журналиста, владельца информационного агентства, информатора и прочее.) Кроме того, существует третий круг информационных прав - это право на получение объективной, своевременной и точной информации.

    При этом законодательство регулирует круг прав и обязанностей всех сторон информационных отношений. Наиболее проблематичным является регулирование вопросов оборота информации в Интернете и вопросов ответственности пользователей трансграничной сети.

    Наиболее актуальными в период вхождения России в информационное сообщество являются вопросы защиты авторских прав, что связано, в том числе и с государственным регулированием данного вопроса, гражданскими правами авторов и вопросами защиты информации от незаконного ее использования и получения от нее прибыли.

    Государственная политика по вопросам авторского права в информационном праве.

    Средства массовой информации являются основным источником получения информации для большинства населения земного шара, в том числе и россиян. Вопросы взаимодействия СМИ и государственных органов довольно актуальны, основные вопросы взаимодействия нашли отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации». Определен правовой статус СМИ.

    Начиная с 2000 года, в России довольно активно развивается законодательная база по отдельным аспектам информационного обеспечения. Так были приняты Закон «О связи», Закон «Об информатизации», Закон «Об электронной подписи», ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации», ФЗ «О рекламе», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который в настоящее время утратил свою силу в связи с введением ч.4 ГК РФ, включением норм в ГК, и др. Кроме того, принято значительное количество Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ и т.д. Разработаны отдельные государственные программы и концепции, основными из которых являются: Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры; Государственная программа формирования и развития единого информационного пространства РФ.; Государственная программа по обеспечению информационной безопасности РФ. Кроме того, по вопросам информационной безопасности и информатизации, в том числе и в военной сфере РФ заключены ряд соглашении и договоров. Но нет акта регулирующего вопросы обеспечения внутренней информационной безопасности, то есть безопасности личности и юридических лиц (за исключением коммерческой тайны), государственных органов и общества в целом.

    Однако, необходимо констатировать тот факт, что нормативно-правовая база находится лишь на стадии формирования. Все принятые акты, каждый в пределах своего предназначения, регулируют отдельные вопросы информационной политики. Но все они принимались по мере необходимости, то есть бессистемно. Необходимо систематизировать действующее законодательство.

    Бессистемность привела к наличию «белых пятен» в законодательстве РФ об информации. Частично выход из сложившейся ситуации решен после принятия Закона РФ «Об информации и защите информации». В котором интересы информационной защищенности должны быть совмещены с конституционными правами граждан на свободу получения информации, реализации их права «знать».

        

 

ЗАНЯТИЕ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.056 с.)