II. Проектируемое состояние воспитательной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.



1. Теоретико - методологические основы системы.

2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

3. Механизм функционирования системы:

ü функции воспитательной системы;

ü системообразующие виды деятельности и системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса;

ü педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений;

ü управление и самоуправление системой;

ü внутренние и внешние связи системы;

ü кадровое, организационно - нормативное, научно - методическое, психологическое и финансово - материальное обеспечение функционирования системы.

4. Этапы построения системы.

5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Модель дает представление, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач. (Схема 1.)

     
 

 

 

 


Схема 1.

При построении описательной модели не следует чрезмерно детализировать саму модель. Важно получить целостную картину, каркас. Сама воспитательная система будет более многообразной и многоаспектной. Почему не следует излишне детализировать модель? Для того, чтобы она - воспитательная система - была управляема. Но модель должна предусматривать возможные пути развития воспитательной системы с учетом возникающих обстоятельств или тех, которые могут возникнуть, т.е. модель должна отвечать на вопрос: «А что будет, если?».

Пути развития воспитательной системы определяются внутренними свойствами самой системы, т.к. навязывать что-либо системе извне очень сложно. Поэтому очень тщательно и разносторонне должны изучаться условия ее функционирования.

- Могут ли изменяться воспитательные системы, основанные на одной и той же концепции? Да, могут. Это происходит с изменением системообразующего вида деятельности, с изменением идеологии.

- Может ли изменяться концепция воспитательной системы? Да, если меняется главная цель.

Реализация модели напрямую связана с управлением системой.

Разработка концепции образовательного учреждения связана с педагогическим прогнозированием, моделированием, умением соединять реальность с перспективами развития образовательного учреждения.

На базе исходной концепции и образа учреждения формируется модель воспитательной системы. Реализация модели предполагает разработку программы реализации системы. Необходима экспертиза модели и программы реализации. Процесс моделирования воспитательной системы является непрерывным.

Таким образом, содержание воспитания на теоретическом уровне представляется в виде концепции развития воспитательной системы ОУ. Разработка концепции развития ОУ связана с педагогическим прогнозированием, моделированием, умением соединять реальность с перспективами развития школы.

Заключение

Любая воспитательная система специфична для каждого ОУ с данным составом педагогов и воспитанников, окружающей его средой. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается.

Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Целью воспитательной системы ОУ является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.

Механизм реализации концепции развития воспитательной системы образовательного учреждения определяет место и роль всех субъектов воспитательной системы в рамках образовательной программы, внеучебной деятельности, а также определяет ресурсы, необходимые для функционирования учебного заведения нового уровня. Внеучебная деятельность интегрируется с учебной, воспитание происходит при целенаправленной, логически выстроенной системе дел и отношений в них.

Смыслом управления развитием воспитательной системы является развитие личности человека, включенного в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

5 Литература:

 

1. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И Новикова, Н.Л. Селиванова / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

2. Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой / М: Сентябрь 2000 - 112 с.

4. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

5. Мониторинг качества воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / А.Н. Иванов, О.А. Лепнева, Л.Е. Омельченко, Е.А. Тимошко. - Великий Новгород: НРЦРО, 2003. - 64 с.

6. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие / Под ред. Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2005. - 152с.

7. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост.п.В. Степанов. Изд.2-е, доп. и перераб. - М., 2002.

8. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

9. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256с.

11. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

12. Степанов Е. Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения. Ярославль, 2000, 319 c.

13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983-840 с. Издание 1989.

14. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Издательство «Азъ», 1992.

Приложения

1. Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы образовательного учреждения

I. Общие данные

1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).

2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

3. Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).

4. Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).

5. Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.013 с.)