Методика создания концепции воспитательной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика создания концепции воспитательной системы



 

Создание педагогически целесообразной и эффективной воспитательной системы невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее моделированию и построению, где отражены цели, задачи, направления работы, методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса.

Под моделированием понимается метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем, возможностях и условиях построения, функционирования и развития.

В рамках воспитательной системы изменяется состав детей и взрослых, корректируются межличностные и межгрупповые отношения, появляются новые направления, формы и методы совместной деятельности, укрепляются связи с окружающей социальной и природной средой. Непрерывность процесса моделирования обусловливается и тем, что практически невозможно получить абсолютно полную и достоверную информацию о моделируемом объекте и составить максимально точный прогноз его развития. А следовательно, внесение коррективов в модельные представления - неизбежно.

Управление процессом создания воспитательной системы той или иной школы начинается с разработки ее модели. Само созда­ние воспитательной системы есть реализация этой модели.

Модель воспитательной системы ОУ строится с учетом его типа, материальной базы, состава учащихся и педагогов, социального заказа, который дают ро­дители и учреждения, заинтересованные в ее выпускниках. Модель нельзя выразить математической формулой, чертежом, хотя и то и другое может быть использовано при ее построении. Модель воспитательной системы - это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, школьники и их родители. Поэтапное ее создание - это разработка исходной концепции, то есть сово­купности тех идей, которые будут лежать в основе ее построения.

Моделируя воспитательную систему, закладывая в модель раз­нообразие элементов, их связей, альтернативные пути ее разви­тия, важно выбрать главное: что будет определять лицо системы, что послужит основанием для ее самоорганизации. Это прежде всего и должно быть выражено в исходной концепции. В ней же должны быть сформулированы цели, во имя которых создается воспитательная система. Важную особенность целеполагания при моделировании воспитательной системы составляет ее нацеленность в субъекте а не только в продукте.

При построении исходной концепции важно уметь критически оценить разно­образные педагогические идеи, например, такие, как развитие духовных, нравственных начал в личности ребенка, ориентация его на определенные об­щественные ценности, развитие творческих начал в его лично­сти, повышение интереса учащихся к знаниям, воспитание способности жить в коллективе, развитие субъективно­сти и т.п.

Образ будущего учреждения - это, по сути, уже модель, но модель образная, выраженная не столько на рациональном, сколько на эмоциональном уровне с помощью сочинений, рисунков, обсуж­дений.

Итак, на базе исходной концепции и образа учреждения формиру­ется модель ее воспитательной системы. Реализация разработан­ной модели воспитательной системы предполагает разработку и программы ее реализации. После этого может последовать внут­ренняя и внешняя экспертиза как модели воспитательной систе­мы, так и ее программы.

 

Этапы создания модели воспитательной системы:

Ø Разработка исходной концепции;

Ø Создание образа ОУ, в рамках которого будет строится система (прогнозирование условий);

Ø Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов); оформляется как определенный документ.

1. Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в ОУ: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Используются методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации, создание специальных ситуаций и др.

2. Разрабатывается концепция воспитательной системы ОУ, т.е. моделирование «конечного продукта» - личности выпускника. Проводятся продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей; определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данного образовательного учреждения.

3. Содержание воспитания на теоретическом уровне может быть представлено в виде концепций, моделей содержания и программ воспитания.

Конструирование модели воспитательной системы направлено на воплощение сформированного образа учебного заведения в одну из форм воспитательной системы образовательного учреждения. Чаще всего это концепция (концептуальная модель).

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из этого концепция воспитания - система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс - его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Концепция - это отражение прошлого, настоящего и будущего образовательного учреждения в их взаимосвязи на уровне научного анализа разнообразных сторон педагогической реальности.

Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности учрежденческого коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский). В этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.

Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и учебное занятие. Включение занятия в воспитательную систему имеет большое значение. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью занятия становится не знания сами по себе, а человек, личность воспитанника, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе.

Познавательная деятельность - основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в ОУ. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе ОУ.

Включать занятие в воспитательную систему ОУ можно:

- усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через методы организации на занятии, через личность педагога);

- обогащая занятие элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людей на занятие, использование нетрадиционных форм уроков.

Таким образом, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса, а сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность - важнейший признак любой системы.

Стадии технологического процесса:

1. Создание инициативной группы.

2. Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего образовательного учреждения, его воспитательной системы.

3. Поиск сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей.

4. Установление контактов с научно-методическими центрами района и области или отдельными учеными и методистами.

5. Ознакомление педагогов с воспитательными системами, основами проектирования образа выпускника.

6. Разработка программы построения модели воспитательной системы.

7. Диагностика учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды.

8. Актуализация и стимулирование деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения.

9. Интеграция индивидуальных и групповых представлений членов школьного сообщества в коллективный образ учебного заведения.

10. Создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей образа школы.

11. Конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения.

12. Мысленный эксперимент, связанный с реализацией модельных представлений, и апробация отдельных элементов воспитательной системы.

13. Обсуждение в школьном сообществе моделей и программы построения воспитательной системы.

14. Научно-методическая и управленческая экспертиза модели воспитательной системы и программы ее построения, утверждение документов на педсовете и общешкольной конференции.

15. Целеполагание и планирование работы школы.

16. Организация жизнедеятельности школы.

17. Анализ и контроль.

Концепция должна:

- исходить из социального заказа общества образовательному учреждению;

- учитывать степень реализации образовательным учреждением его ведущих функций;

- опираться на внешние и внутренние возможности образовательного учреждения в решении стоящих перед ним проблем;

-  отражать особенности и возможности воспитанников (социальный статус семей).

Приступая к разработке концепции воспитания, необходимо ответить на следующие основные вопросы:

1. С какими концепциями воспитания вы знакомы?

2. Зачем нужна новая концепция?

3. Какие проблемы в сфере воспитания остаются не решенными в вашем учреждении?

4. Какие внутренние и внешние противоречия мешают конструктивно решать эти проблемы?

5. Какие из них могут быть сняты или решены педагогическими средствами?

6. Какой позитивный опыт организации воспитания существует в практике работы вашего учреждения? Что из него необходимо сохранить?

7. Что нового хотелось бы внести в существующую практику воспитания (идеи, подходы, принципы, содержание, формы, методы и др.)?

8. Где вы и ваши коллеги могли бы обеспечить преобразование системы воспитания?

9. Какие именно ресурсы (научные, организационные, административные, кадровые, методические, финансовые) вами могут быть привлечены для изменения ситуации воспитания?

Только после обстоятельных ответов на перечисленные вопросы имеет смысл приступать к концептуальным разработкам.

В учебных заведениях концепции состоят из нескольких разделов:

I. Исходное состояние воспитательной системы.

1. Основные параметры образовательного учреждения.

2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.016 с.)