Концепция Воспитательной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция Воспитательной системы



Концепция Воспитательной системы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

/ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ /

Оренбург, 2012.

 

 

Утверждено научно - методическим советом ООДТДМ им. В.П. Поляничко

протокол № от

 

Автор-составитель:

 

Хисаметдинова Л.Х., методист научно-практической лаборатории «Поиск» ООДТДМ им. В.П. Поляничко

 

 

Рекомендации адресованы методистам, заместителям директоров  образовательных учреждений.

Вниманию читателя предлагаются общие сведения о понятиях «Воспитательная система» и «Концепция воспитательной системы», их содержании и структуре, компонентах и этапах, алгоритме проектирования. Приложение содержит примерную программу самоанализа состояния воспитательной системы образовательного учреждения, мониторингэффективности воспитательных систем. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы    В.А. Караковского,     Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной и др.

 

Содержание:

1. Введение 4 - 5
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 Характеристика воспитательной системы Основные компоненты системы воспитания Управление воспитательной системой Структура воспитательной системы Этапы становления воспитательной системы 5 - 6 6 - 8 9 9 - 10 10 - 13
3. Методика создания концепции воспитательной системы 14 - 15
4. Заключение 20
5. Литература 21
6. Приложения 1. Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы образовательного учреждения 2. Критерии эффективности воспитательных систем. 3. Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы 4. Концепции воспитательных систем - победителей областного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений (на диске): I. Воспитательная система «МБОУДОД ЦРТДЮ                     г. Кувандыка Кувандыкского района» II. Воспитательная система «МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» III. МБОУ «Ефимовская СОШ» (Курманаевский район) IV.   МБОУ «Богдановская СОШ» (Тоцкий р-н) V.   МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №190» (г. Оренбург) VI. МБДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников» (Асекеевский район) 21 - 23

Введение

 

Воспитательная система - широко известное в педагогической среде явление. Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. В теории и практике воспитательных систем также можно говорить о таких научно-практических результатах, как, Е. Н. Степанова и Л.М. Лузиной и др.

По мнению В.А. Караковского, эта система отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем.

Что такое воспитательная система? Зачем нужна воспитательная система?

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.

Под воспитательной системой следует понимать комплекс, в котором гармонично взаимосвязаны цели, содержание деятельности, формы, методы. Как педагогическая категория понятие «воспитательная система» включает в себя функции реально существующей воспитательной системы закономерностей ее становления и развития, пути и условия ее совершенствования. Главным в создании воспитательной системы становится разработка концепции как совокупности основных педагогических идей. Концептуальным ядром данного процесса является система взглядов, ведущий замысел всего коллектива ОУ, отражающий его представления о принципах, содержании и способах организации воспитательного процесса, о роли в нем педагогов, воспитанников, родителей и окружающего социума.

Современная воспитательная система - упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоение среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у школы или ее структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога. Ученые рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Заключение

Любая воспитательная система специфична для каждого ОУ с данным составом педагогов и воспитанников, окружающей его средой. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается.

Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Целью воспитательной системы ОУ является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.

Механизм реализации концепции развития воспитательной системы образовательного учреждения определяет место и роль всех субъектов воспитательной системы в рамках образовательной программы, внеучебной деятельности, а также определяет ресурсы, необходимые для функционирования учебного заведения нового уровня. Внеучебная деятельность интегрируется с учебной, воспитание происходит при целенаправленной, логически выстроенной системе дел и отношений в них.

Смыслом управления развитием воспитательной системы является развитие личности человека, включенного в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

5 Литература:

 

1. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И Новикова, Н.Л. Селиванова / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

2. Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой / М: Сентябрь 2000 - 112 с.

4. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

5. Мониторинг качества воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / А.Н. Иванов, О.А. Лепнева, Л.Е. Омельченко, Е.А. Тимошко. - Великий Новгород: НРЦРО, 2003. - 64 с.

6. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие / Под ред. Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2005. - 152с.

7. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост.п.В. Степанов. Изд.2-е, доп. и перераб. - М., 2002.

8. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

9. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256с.

11. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

12. Степанов Е. Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения. Ярославль, 2000, 319 c.

13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983-840 с. Издание 1989.

14. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Издательство «Азъ», 1992.

Приложения

1. Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы образовательного учреждения

I. Общие данные

1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).

2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

3. Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).

4. Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).

5. Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.

Концепция Воспитательной системы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

/ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ /

Оренбург, 2012.

 

 

Утверждено научно - методическим советом ООДТДМ им. В.П. Поляничко

протокол № от

 

Автор-составитель:

 

Хисаметдинова Л.Х., методист научно-практической лаборатории «Поиск» ООДТДМ им. В.П. Поляничко

 

 

Рекомендации адресованы методистам, заместителям директоров  образовательных учреждений.

Вниманию читателя предлагаются общие сведения о понятиях «Воспитательная система» и «Концепция воспитательной системы», их содержании и структуре, компонентах и этапах, алгоритме проектирования. Приложение содержит примерную программу самоанализа состояния воспитательной системы образовательного учреждения, мониторингэффективности воспитательных систем. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы    В.А. Караковского,     Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной и др.

 

Содержание:

1. Введение 4 - 5
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 Характеристика воспитательной системы Основные компоненты системы воспитания Управление воспитательной системой Структура воспитательной системы Этапы становления воспитательной системы 5 - 6 6 - 8 9 9 - 10 10 - 13
3. Методика создания концепции воспитательной системы 14 - 15
4. Заключение 20
5. Литература 21
6. Приложения 1. Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы образовательного учреждения 2. Критерии эффективности воспитательных систем. 3. Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы 4. Концепции воспитательных систем - победителей областного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений (на диске): I. Воспитательная система «МБОУДОД ЦРТДЮ                     г. Кувандыка Кувандыкского района» II. Воспитательная система «МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» III. МБОУ «Ефимовская СОШ» (Курманаевский район) IV.   МБОУ «Богдановская СОШ» (Тоцкий р-н) V.   МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №190» (г. Оренбург) VI. МБДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников» (Асекеевский район) 21 - 23

Введение

 

Воспитательная система - широко известное в педагогической среде явление. Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. В теории и практике воспитательных систем также можно говорить о таких научно-практических результатах, как, Е. Н. Степанова и Л.М. Лузиной и др.

По мнению В.А. Караковского, эта система отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем.

Что такое воспитательная система? Зачем нужна воспитательная система?

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.

Под воспитательной системой следует понимать комплекс, в котором гармонично взаимосвязаны цели, содержание деятельности, формы, методы. Как педагогическая категория понятие «воспитательная система» включает в себя функции реально существующей воспитательной системы закономерностей ее становления и развития, пути и условия ее совершенствования. Главным в создании воспитательной системы становится разработка концепции как совокупности основных педагогических идей. Концептуальным ядром данного процесса является система взглядов, ведущий замысел всего коллектива ОУ, отражающий его представления о принципах, содержании и способах организации воспитательного процесса, о роли в нем педагогов, воспитанников, родителей и окружающего социума.

Современная воспитательная система - упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоение среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у школы или ее структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога. Ученые рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.032 с.)