Тема 17. Россия в начале XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Россия в начале XX века.



 

Первая русская революция и формирование трех политических лагерей.

 

На рубеже ХIХ и ХХ вв. мир вступил в новую эпоху. Обострились противоречия между великими державами, между колониями и метрополиями, внутри государств развитых и колониально зависимых.

 

В России этого времени противоречиво совмещались основные особенности развития стран как Запада, так и Востока. Прежде всего, это выражалось в неодинаковости развития капитализма по районам и отраслям, в сохранении значительных остатков докапиталистических укладов, прямых пережитков феодализма.

Серьезным тормозом развития являлось самодержавие, действовавшее не столько в интересах российской буржуазии, сколько в интересах помещиков, военщины и бюрократии.

 

Вот почему на первый план в России выдвинулись задачи буржуазно-демократической революции, которые оставались в силе и после поражения революции 1905 – 1907 годов.


 

83


План.

 

1. Основные этапы развития России в начале XX века.

 

2. Правительственный лагерь и модернизация страны. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

3. Первая русская революция 1905-1907гг. Формирование трех политических лагерей и создание партий.

 

Источники:

 

1. Из Манифеста 17 октября 1905 г. /Россия в мировой цивилизации: Хрестоматия. – С.120.

2. Программа монархистов - конституционалистов. Там же. – С.121-122.

 

3. Из программы конституционно-демократической партии. Там же. – С.123-126.

4. Программа партии социалистов-революционеров. Там же. – С. 126-134.

 

5. Программа РСДРП. Там же. – С.135-141

 

6. «Союз русского народа» (1906 г.). Хрестоматия по истории России ХIХ – начала ХХ столетий. Учебное пособие. /И.А.Небыков, Г.Б.Щеглова, И.А. Петрова, Ю.Е. Скворцов, Г.П. Кибасова. – В-д.: РПК «Политехник» ВолГТУ, 2000. – С.91-93.

 

Обязательная литература:

 

1. Века А.В. История России. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2003. – С. 651-692.

 

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций /под ред. Радугина А.А. Учебное пособие. – М.: Центр, 1998. – С. 187-206.

3. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. Под

 

ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 244-278.

 

4. Наше Отечество: Опыт политической истории. Ч.I. / Кулешов С.В.,

 

Волобуев О.В. – М.: ТЕРРА, 1991. – С. 201-204, 260-286, 298-328.

 

5. Орлов А.С., Гергиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Л.В.

Рожников, 2001. – С. 284-309.


 

84


Рефераты.

 

1. Царствование императора Николая II. На пути к личной и национальной трагедии.

2. Кризис власти в России в начале ХХ века.

 

3. Место России в мире накануне I мировой войны.

 

4. Особенности российского империализма.

 

5. Зарождение и развитие социал-демократии в России.

 

6. Милюков П.Н.: человек, ученый и политик.

 

7. Террор в истории России: истоки, практика, результаты.

 

Дополнительная литература:

 

1. Анфимов А.М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. //Отечественная история. – 1994. – №3 – С. 58-76.

 

2. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. – 1993, №3, с. 87-110.

3. Кирьянов В.И. Численность состава крайних правых партий в России (1905-1917). Тенденции и причины изменений //Отечественная история. – 1999. – №5 – С. 29-42.

4. Петрова И.А., Кибасова Г.П., Небыков И.А. Становление Царицына в начале XX века – как экономического центра юга России. //Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика П.К. Анохина. Т.I. – Волгоград, 1998. – С. 27-28.

 

5. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II // Вопросы истории. – 1993. – № 2. – С. 58-57.

 

Методические рекомендации.

 

Начало XX века занимает особое, ключевое место в мировой истории и в истории России особенно. Это время богато важнейшими событиями и отмечено глубинными сдвигами в истории страны, многоцветьем политической палитры общественных взглядов и движений, искавших ответ на извечные российские вопросы: “Что делать?” и “Кто виноват?” Без глубинного осмысления этого периода трудно вообще понять выбор дальнейшего пути дальнейшего развития России в XX веке. Подготовку по первому вопросу плана семинарских занятий следует начать с определения понятия “мировой экономический кризис” и выявления хронологических рамок кризиса начала XX века, его сущности и влияния на ход мирового развития и России в


 

85


частности. Далее необходимо определиться в вопросе о русско-японской войне, выявив ее причины, цели и влияние на внутриполитическую жизнь России. Важнейший момент подготовки - общая характеристика первой русской революции: ее периодизация, историческая закономерность и место в истории российского общества начала XX века.

 

Следующий аспект подготовки – особая полоса развития России, отличающаяся от пореформенной эпохи и от революционной поры 1905-1907 гг., характеризующаяся существованием третьеиюньской политической системы. Необходимо выявить особенности этого периода, общие тенденции социально-экономического и политического развития страны и роль П.А. Столыпина. В завершении подготовки по первому вопросу необходимо определиться в вопросе о I мировой войне: ее объективная закономерность, хронология, место в истории XX века и, особенно, в жизни России;

Подготовку второго пункта плана семинарского занятия необходимо начать с анализа мирового экономического кризиса и его влияния на социально-экономические процессы в России;

 

• развития российского капитализма «вширь»;

 

• качественных изменений в системе капиталистического хозяйствования, которые знаменовали переход к монополистическому капитализму, а также особенностей монополизации российской промышленности;

• особенностей развития аграрного капитализма в российской деревне;

 

На основании результатов анализа следует обосновать вывод об объективной необходимости экономической модернизации страны. В связи с данным выводом далее следует рассмотреть экономическую политику самодержавного государства в рассматриваемый период, ответив на ряд вопросов:

 

• в чем заключалась особая роль российского государства в экономической жизни страны?


 

86


• что собой представляла попытка форсирования индустриализации «сверху» под руководством С.Ю. Витте; ее положительные и отрицательные последствия?

• Сущность аграрной реформы П.А.Столыпина как коренного поворота в аграрной политике самодержавия (цели, содержание и итоги реформы).

 

• Наконец, сравнив показатели социально-экономического развития России с уровнем развития европейских стран в начале XX века, ответьте на следующие вопросы:

• Была ли в России осуществлена последовательная и полная экономическая модернизация в начале ХХ века?

 

• Какое место в мире занимала Россия по уровню экономического развития к началу I мировой войны?

 

Подготовку по третьему вопросу темы следует начать с анализа

 

изменений, которые происходили в социально-классовой структуре российского общества и положения основных социальных групп российского общества в условиях капиталистической эволюции:

 

• Как изменялось положение дворянства?

 

• Тенденции развития крестьянства в пореформенную эпоху.

 

• Формирование буржуазии и рабочего класса и отличия процессов их формирования от европейских стран.

Итогом анализа должно стать обоснование вывода о глубоком расколе

 

российского общества и наличии двух типов обостряющихся социальных противоречий, требовавших своего скорейшего разрешения.

В связи с этим следует найти ответы на следующие вопросы:

 

• Каковы были главные причины обострения социальных противоречий?

 

• Решение, каких социально-политических задач могло бы обеспечить стабильность российского общества?

 

• Была ли готова самодержавная власть их решить?

 

• Какое влияние на развитие ситуации в стране оказала русско-японская война?


 

87


Ответы на поставленные вопросы дают возможность разобраться в проблемах, связанных с изучением истории первой русской революции:

 

• причины революции;

 

• движущие силы революции;

 

• характер революции и ее особенности.

 

Далее необходимо проанализировать ход революции: ее хронологические рамки, основные этапы и наиболее значимые события. Особое внимание следует обратить на образование Советов, царский Манифест 17 октября 1905 года и создание Государственной Думы.

 

Рассматривая вопрос о Манифесте 17 октября, необходимо разобраться с причинами его появления и целями, которые преследовало самодержавие этим шагом. Далее, на основе анализа текста манифеста необходимо уяснить следующие моменты: что было обещано народу и в каком направлении становилось возможным дальнейшее развитие политического строя России.

 

При рассмотрении вопроса о Государственной Думе следует уяснить ее характер и значение в политической системе страны и, в частности, какое влияние оказал созыв Думы на процесс формирования политических партий? Рассмотрение вопроса о Советах предполагает поиск ответов на вопросы

 

• По чьей инициативе возникли Советы?

 

• Какое значение в русской истории сыграло появление в ходе первой революции Советов. Чем Советы отличались от Думы?

 

Подготовку по третьему вопрос у темы следует продолжить с целью поиска ответов на вопросы:

 

• Чем было обусловлено формирование трех политических лагерей в российском обществе?

 

• Какие социальные силы, и с какими целями входили в каждый из них? Используя материалы программ политических партий, содержащихся в

 

хрестоматии, необходимо определиться в вопросе о сущности политических партий России, выражавших интересы трех лагерей:


 

 

88


• партии монархистов-конституционалистов, «Союза русского народа» - массовой опоры правительственного лагеря;

 

• кадетской партии и Союза 17 октября – крупнейших партий либерально-буржуазного лагеря;

 

• социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров (эсеров) как ведущих представителей революционно-демократического лагеря.

 

С этой целью необходимо составить таблицу, в которой применительно к каждой партии необходимо отметить:

• цели партии;

 

• каким виделось каждой партии будущее государственное устройство России;

 

• предполагаемые пути решения аграрного вопроса;

 

• пути и средства достижения поставленных целей и задач.

 

Посредством сравнения полученных данных следует также выявить сходство и различия между партиями внутри каждого лагеря.

В ходе дальнейшей работы необходимо рассмотреть позиции, занимаемые партиями в годы революции 1905-1907г.г., и определить, насколько им удалось реализовать свои программы.

 

Наконец, необходимо рассмотреть итоги развития России в начале ХХ века и найти ответ на вопрос:

 

• Удалось ли в России последовательно и до конца осуществить модернизацию всех сторон жизни российского общества в соответствии с объективными требованиями ХХ века?

В соответствии с полученным ответом, в заключение подготовки, необходимо выявить перспективы дальнейшего развития России в начале века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.048 с.)