Тема 14. Эпоха великих реформ. Россия во Второй половине XIXв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Эпоха великих реформ. Россия во Второй половине XIXв.



 

План.

 

1. Великие реформы Александра II. Их общая направленность и характер. Подготовка, проведение и историческое значение крестьянской реформы

1861г.

 

2. Реформы 60-70-х гг. XIX века. Их социально-экономические, политические предпосылки, характер и содержание историческое значение.

 

3. Российское самодержавие в 1881-1904 гг. Александр III. Политика контрреформ.

 

Источники:

 

1. Манифест 19 февраля 1851 года. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – С. 94-98.

 

2. Высочайше утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждениях. Там же. – С.98-102.

 

Обязательная литература:

 

1. Платонов С. Учебник по русской истории. – М.: Прогресс, 1992. С. 350-377.

2. История России с начала XVIII в. до конца XIXв. / Под ред. А.Н. Сахарова.

 

М.: АСТ, 1996, гл.17, 18, 20, 21.

 

3. Орлов А.С. и др. Указ. соч. – С. 248-258.

 

4. История России (Россия в мировой цивилизации): Учебное пособие для

 

вузов/ Ред. А.А. Радугин. – М: Центр, 1998. – С 150-158.

 

5. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. – М.: Политиздат, 1994. Глава “Россия во второй половине XIX в.”


 

71


Рефераты.

 

1. Реформа 1861г. в современной исторической литературе.

 

2. Александр II – Царь - Освободитель: жизнь и деяния.

 

3. Конституция М.Т. Лорис-Меликова.

 

4. Земская реформа и развитие российской медицины и системы здравоохранения.

 

Дополнительная литература:

 

1. Федоров В.А. История России 1861-1917гг. – М.: Высшая школа. – С.97-125.

2. Российские самодержцы. – М.: Прогресс, 1994. – С. 158-214.

3. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). – Смоленск: Русич, 2001. – С. 326 - 357.

4. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. – М.: Книга, 1989. – С.78-158.

5. Яковлев А.И. Александр II: Роман-хроника. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 784с.

6. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. – М.: Вече, 2003. – С. 39-58, 58-64.

 

7. Подборка материала по земской медицине в кабинете гуманитарных наук.

 

Методические рекомендации.

 

По первому вопросу дайте краткую характеристику обстановки в странеко времени вступления Александра II на престол. Почему правительство Александра II в 60-70 гг. провело целую серию реформ, объективно способствующих утверждению капиталистических отношений в России? Каковы предпосылки этих реформ?

 

• почему отмена крепостного права в России стала самой значимой из них? В чем состояли конкретные предпосылки крестьянской реформы 1861г., ее историческая необходимость?

• кратко расскажите о подготовке и содержании крестьянской реформы. В чем состоят основные положения “Манифеста об отмене крепостного права” и от 19 февраля 1861г., а также “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. (Хрестоматия, с. 93) Кто такие “временно-обязанные крестьяне“? (см.: обяз. л-ра, п.3, 252-254).


 

72


В чем состоит историческое значение реформы 1861г., каковы, на ваш взгляд, ее негативные моменты? Чем можно объяснить их наличие?

 

При подготовке второго вопроса, прежде всего, разъясните, почему после освобождения крестьян возникла необходимость в радикальной перестройке всех сфер общественной жизни? Расскажите о содержании и значении земской

 

и городской, судебной и военной реформ, составьте для этого краткую таблицу «Буржуазные реформы 60-70-гг. XIX века».

Особое внимание обратите на земскую реформу (1864) и введение местного самоуправления – земств. Подумайте, почему эту реформу можно назвать второй по важности после крестьянской реформы 1861г.

Внимательно изучите первоисточник “Положения о губернских и уездных земских учреждениях” (Хрестоматия, с. 98-102). Что входило в задачи земских учреждений в губернии и уезде? Что представляли из себя выборные земские органы, каковы их функции? Покажите, что введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом, несмотря на создание правительством перевеса в земствах дворян, а также ограничение их компетенции (местные, преимущественно хозяйственные вопросы) а также незначительную финансовую их поддержку государством.

 

В выводы по вопросу включите ответы на такие моменты:

 

• Почему современные историки говорят о великих реформах как о “революции сверху”. В чем состояло их главное значение, и какой характер в целом они носили? Можно ли утверждать, что реформы 60-70-х гг. 19в. (в том числе крестьянская реформа) составляли единую систему?

 

• Как Вы думаете, реформы 60-70-х гг. отсрочили или ускорили падение самодержавия в России? Почему проект реформ М.Т. Лорис-Меликова назвали конституцией?

• В чем вы видите причины убийства революционерами Александра II?


 

 

73


При подготовке третьего вопроса ответьте, почему после эпохи великих реформ страна вступила в период “контрреформ”? Содействовало ли этому, по Вашему мнению, убийство царя-реформатора?

 

Что такое контрреформы? Каково содержание “Манифеста о незыблемости самодержавия”, его смысл (см.: обяз. л-ра, п.3, с. 257)? Перечислите мероприятия Александра III в области государственного устройства, местного самоуправления и просвещения? Сравните их с мерами Александра II. Как можно объяснить и оценить эти шаги (там же, с.257-258)?

 

Можно ли назвать контрреформы Александра III попыткой “остановить время”, законсервировать “патриархальность” крестьянства? Об Александре III говорили как о царе-миротворце, в правление которого Россия не вела войн и отличалась определенной внутренней стабильностью. Согласны ли Вы с такой оценкой? Почему же в обществе росла неприязнь к правительству? Постарайтесь выявить главное противоречие в деятельности правительства того времени (там же, с.258).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.01 с.)