Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Эпоха петровских реформ. Особенности Российской модернизации в XVIII веке.
План.
1. Петр I: человек и политик. Борьба за власть в конце XVII веке. Юность Петра. «Великое посольство».
58 2. Северная война и ее значение для развития России. Объективная необходимость реформ, их цели, характер, содержание. 3. Итоги, противоречия и значение петровских реформ.
Источники:
1. Указ о единонаследии 23 марта 1714 г. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия; Указ. соч. – С.54-55. 2. Указ о покупке к заводам деревень 18 января 1721 г. Там же. – С.55-56.
3. Юности честное зерцало. Там же. – С.56-63.
Обязательная литература:
1. Платонов С.Ф. Учебник по русской истории. – М.: Прогресс, 1992. – С. 211-246. 2. История России с начала XVIII века до конца XIX века. /Отв. редактор член-корр. РАН А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 1996. – С. 9-80. 3. Орлов А.С., Георгиев В.В. и др. Указ. соч. – С.128-145.
Рефераты.
1. Петр I – человек и исторический деятель.
2. «Великое посольство» и его роль в реформаторской деятельности Петра I.
3. «Птенцы гнезда Петрова» (по кн. Павленко Н.И. См.: дополнит. литературу). 4. Социально-экономические преобразования Петра Великого.
5. Государственные и административные реформы Петра.
6. Петровская «революция» в области культуры и быта.
7. Цена петровской модернизации. Свет и тени петровских реформ.
Дополнительная литература:
1. История России (Россия в мировой цивилизации): Уч. пособие для вузов.
/Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – С. 117-124. 2. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Ч.I. Под ред. А. Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1994. Тема 20. Преобразования Петра I. С. 190-198. 3. Анисимов. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, – 496с., ил. 4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: Правда, 1991. – С.139-228.
59 5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей – М.: Мысль, 1991. – 616с. 6. Павленко Н. Вокруг трона. – М.: Мысль, 1999. – 864с. (Всемирная история в лицах).
7. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. (Чтения и рассказы по истории России). – М.: Политиздат, 1990. – 350с. 8. Мезин С. Стереотипы России в европейской общественной мысли 18 в. //Вопросы истории. – № 10. – С. 148-157.
9. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. – М.: Книга, 1989. – С. 48-54. 10. Лютых А.А., Скобелкин О.В., Тонких В.А. История России. Курс лекций. –
Воронеж, 1993. – С. 176-182. 11. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. – М.: Вече, 2003. – С.443-462.
Методические рекомендации.
При подготовке ответа на первый вопрос, прежде всего, следует показать, что в XVIII веке Россия, как и другие страны Европы, встала на путь масштабной модернизации страны. Что означает это понятие (п. 4, с. 144-145),
и почему реальное начало этому процессу положили реформы Петра I Великого, которые неотделимы от его личности? Дайте характеристику личности Петра Великого. В чем проявилась противоречивость этого человека, насколько, по вашему мнению, она связана со сложностью его эпохи (п.3,с.128)? По материалам лекции и рекомендуемой учебной литературы выясните, чем была вызвана борьба за престол в конце XVII века? Как и почему она закончилась воцарением Петра? Особо остановитесь на вопросе о том, в чем состояла цель поездки Великого посольства? Какое влияние она оказала на Петра, его последующую реформаторскую деятельность (см.: п.4,с. 190, 193-194)?
По второму вопросу разъясните, почему Северная война со Швецией явилась «толчком», важнейшим стимулом для реформ Петра Великого? Почему России был нужен выход к Балтийскому морю?
Используя лекцию и рекомендуемую обязательную литературу, подумайте над следующими вопросами:
60 • чем были вызваны социально-экономические реформы, каково их влияние на жизнь страны? В чем состояла политика протекционизма и меркантилизма? • охарактеризуйте реформы государственного управления и местных органов власти. Каковы их результаты? Чем отличались Сенат от Боярской думы, коллегии от приказов? Функции Синода, фискалов и прокуроров? • покажите как взаимосвязаны реформы государственного управления и экономические реформы;
• каково содержание, значение и последствия для государства Указа о престолонаследии (1722г.).
• есть ли связь между вышеуказанными реформами и сословными изменениями в стране?
• как вы думаете, почему «Указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721г». (См.: Хрестоматия, с 55-56) явился важнейшим элементом экономических реформ Петра, направленных на дальнейший рост мануфактурного производства? Чем была вызвана необходимость указа, в чем состояла его отрицательная сторона?
• почему была создана «Табель о рангах», какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований? (п.2 обяз. л-ры, с. 62-63, п.4, с. 175-176);
• объясните, почему «Указ о единонаследии 23 марта 1714г». (См.: Хрестоматия, с54) стал важным приобретением для дворянства? Что давало дворянству окончательное слияние поместий – условных владений и вотчин в одну недвижимую собственность (п.4 обяз. л-ры, с. 175)?
• каково содержание и значение реформирования армии и флота?
• в чем состояла главная направленность реформ в области образования и просвещения? Как повлияло руководство о правилах хорошего тона – «Юности честное зерцало» на быт и нравы тогдашнего общества? Насколько приемлемо оно, на Ваш взгляд, сегодня? (Хрестоматия, с. 56-61).
61 При подготовке третьего вопроса дайте характеристику главных результатов и историческую оценку петровских реформ. • Можно ли однозначно ответить на данный вопрос?
• Почему реформы привели к утверждению абсолютной монархии и стали началом становления Российской империи?
• Как изменилось место России среди европейских государств?
• Как Вы понимаете знаменитую оценку А. Герцена реформаторской деятельности Петра: «К азиатскому телу страны Петр приделал европейские руки». В чем, по вашему мнению, состоит противоречивость петровских реформ по европеизации страны (см. также обяз. л-ру, п.4,
с.197-198)?
В заключении выделите политические, экономические социальные и культурные факторы, определяющие значение реформ Петра I для развития России.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.009 с.) |