Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Средневековье как часть аграрной культуры.
Средневековье является одной из основных частей аграрной культуры. Оно охватывает период с V в. н.э. до 1-ой половины XVIII в. В основном, средневековье совпадает с периодом зарождения, становления и развития
19 феодализма как общественно-экономической формации. Хотя это совпадение не является полным, из-за неравномерности развития отдельных стран и регионов. Феодализм существовал во многих европейских странах вплоть до середины XIX и начала XX в. В современной историографии ведется дискуссия по ключевым проблемам развития средневекового европейского общества (см. список дополнительной литературы). Она затрагивает вопросы формирования ленно-вассальных отношений, различия в развитии Европейской и Азиатской цивилизаций, научной периодизации европейского средневековья.
Наиболее распространенная периодизация средневековья включает три основных этапа: 1. Раннее средневековье с V по X вв., – период генезиса феодализма и его утверждения.
капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к новому времени, Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.
План.
1. Средневековье: периодизация, сущность, характерные особенности.
2. Место религии и церкви в средневековом обществе. Мировые религии.
3. Социальная структура и политическое развитие средневековья. Роль средневекового города и формирование третьего сословия. 4. Византия в период средневековья.
Источники:
1. Диктат папы. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М. - В-Д:
Издатель, 2003. – С. 32-35.
20 2. Салическая правда. (Lex Salica). /Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. М.: ИКД Зерцало-М, 2001. – С. 253-278.
Обязательная литература:
1. Островский А.В. Указ. соч. – С. 36-76.
2. История Европы. Средневековая Европа. Т.2 – М.: Наука, 1992, – С. 5-14.
3. История и культурология. – М.: Логос, 2000. – С. 110-124.
4. История средних веков. В 2-х томах. Т.1./ Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ, Изд. дом. ИИФРА-М, 1998. – С. 7-18.
Рефераты.
1. Роль христианства в развитии западноевропейской средневековой цивилизации. 2. Крестовые походы и их значение.
3. Технические открытия и изобретения средневековья.
4. Алхимия – феномен средневековья.
5. Варварские государства и «варварские правды».
6. Европейское средневековье: проблемы периодизации в современной историографии. 7. Человек средневековья.
8. Рождение Университета.
Дополнительная литература.
1. Бугромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,1999. – С. 31-39, 85-93.
2. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – 432 с. 3. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – 360с.
4. Кобылкин Р.А. Высшее образование в социальной парадигме средневековья. //Вестник ВолГМУ. – №8: Сб. научных трудов. Т.58. Волгоград: Гос. Учреждение Издатель, 2002. – С.191-194. 5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 376 с. 6. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. – М.: Московский лицей, 1997. – 328с. 7. Нефедов С.А. История средних веков. – М.: ВЛАДОС, 1996. –363 с.: илл.
21 8. Религии человечества /Пер.с фр.; Под ред. А.Я. Гуревича/ – М. - СПб.: РУДОМИНО; Университетская книга, 1997. – 599с. 9. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI-XV вв. Т.3. – М.: Мысль, 1997. – 829с. 10. Хвостова К.В. Византийская цивилизация.// Вопросы истории. – 1995. – № 9 – С.32-49. 11. Черняк Е.Б. Времен минувших заговоры. (О Жанне Д ‘Арк).– М.: Междунар. отношения, 1994. – С.11-69.
12. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. Когда оживают легенды. – М.: Алтейна, 1999. – С. 271-302. 13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 28-54.
Методические рекомендации.
Начать подготовку к семинарскому занятию необходимо с ознакомления с литературой, указанной в списке обязательной литературы. Разобраться в первом вопросе поможет,прежде всего,материал лекций,но не только посредневековью. Советуем вернуться к таблице «Периодизация истории», рассматриваемой во второй теме курса, и выделить отличия периодизации мировой истории в разных методологических подходах. После этого рекомендуется прочитать “Предисловие к русскому изданию” указанной работы Жака Ле Гоффа (5-6 стр.) и сравнить данную периодизацию с материалами лекции и периодизацией, данной в кн. История Европы (указ.стр.). Какая, из рассмотренных Вами периодизаций, представляется Вам наиболее точной. Обоснуйте свою точку зрения. Особо необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты этого вопроса:
• сущность понятия «средневековье»;
• докажите, что средневековье является одним из важнейших этапов аграрной цивилизации;.
• назовите другие этапы аграрной цивилизации в истории человечества;
место средних веков в социально-экономической, политической и
духовной эволюции человечества, а также в формировании европейских
народов и государств;
Выяснив ключевые моменты по данной теме (хронологические рамки
Средневековья, его периодизацию, специфику каждого этапа), крайне важно
22 определиться с пониманием места и роли религии и церкви в эпоху Средних веков. Подготовка второго вопроса семинарского занятия предполагает изучение следующих аспектов:
• когда возникают мировые религии?
• какую роль в истории человечества сыграли и играют мировые религии?
• какую роль в истории христианства сыграли крестовые походы?
• какова роль церковной и монастырской культуры в истории средневековья?
Чтобы разобраться в этих вопросах, надо обратиться к материалам лекции
и прочитать дополнительный материал из книги Ле Гоффа (с.58-70, 80-88), или из книги “История Европы” (с.560-581). После проработки этого материала попытайтесь проследить взаимоотношения церкви и светской власти в средневековых государствах. В этом Вам поможет знакомство с документом “Диктат папы”. Прочитав его, ответьте на два основных вопроса:
• Какое место стремилась занять католическая церковь в структуре средневекового государства?
• Какие политические функции выполняла церковь в это время. Как Вы считаете, совместимы ли эти функции с верой в бога?
После проделанной работы можно перейти к третьему вопросу. Учитывая многогранность данного вопроса, каждую его часть стоит рассматривать отдельно. Формирование ленно-вассальных отношений легче проследить на примере государства франков. Поэтому в список обязательных источников включена одна из наиболее известных “варварских правд” – “Салическая правда”. В тексте этого документа найдите положения, свидетельствующие о частичном сохранении норм обычного права. Какие занятия были основными у франков? Есть ли в Салической правде статьи, свидетельствующие о наличии крестьянской общины? А о частной собственности на землю? Какие статьи документа свидетельствуют о переходе от родовой общины к «соседской общине? Учтите, что внимательная работа с документом, позволит Вам хорошо подготовиться не только к данному семинару, но и к последующим темам (при
23 изучении «Русской правды», а также изучении вопросов об особенностях развития России). Теперь можно перейти к изучению периода правления Карла Великого, выделив вопрос о становлении феодализма в его империи. Интересный материал Вы найдете в книге А.В. Островского (с. 134-142). В материалах лекции проработайте схему ленно-вассальных отношений. Обратите внимание на сословие рыцарей и ответьте на вопросы::из кого оно формировалось, какой образ жизни вели рыцари? Отметьте двойственность их положения.
Далее по материалам лекции и учебника А.В. Островского выделите место феодальной раздробленности в социально-экономическом развитии европейских государств.
Прояснив для себя основные параметры социального развития общества в период Средневековья, особое внимание необходимо уделить развитию и изменению роли городов в жизни общества:
• рост городов как экономических центров и их роль в формировании товарно-денежных отношений;
• развитие ремесла в средневековом городе; роль ремесленного цеха в социально-экономическом развитии средневековой Европы.
• развитие торговли и торговых путей, торговые союзы;
• «коммунальное движение» городов Х – ХIII веков;
• складывание системы городского самоуправления (города – коммуны);
В заключение попробуйте доказать, что объективные причины делали городских жителей союзниками королевской власти в борьбе с феодальной раздробленностью. Сделайте вывод о причинах образования единых национальных государств. Проследите процесс образования средневековых народов и развития монархической формы правления в XIII-XV веках. Какая форма монархии была преобладающей в это время? Продолжите работу с учебником Островского А.В. (с.153-162), а также с историческими картами (подборку которых можно найти в кабинете гуманитарных наук, а также в приложении ко 2-му тому “Истории Европы”). Сформулируйте вывод по
24 вопросу, выделив в нем этапы развития феодализма и социальной структуре феодального общества.
При переходе к четвёртому вопросу важно помнить, что Византия длительное время (с IV по XII века) являлась мировым лидером. Она выполняла роль связующего звена между Западной Европой и Восточными странами, единственной хранительницей античного наследия. Этот вопрос требует особой подготовки, так как этот материал имеет важную роль при изучении тем по истории средневековой Руси, поскольку Киевская Русь и Византия были географическими соседями (их соединял торговый путь «из варяг в греки»). Византия оказала большое влияние на ранние этапы отечественной истории. Ответ на четвертый вопрос требует знания следующих аспектов: образование Византии, территория, общественный строй, социальный и этнический состав;
• Подумайте можно ли считать Византию мировым лидером VI – ХIIвеков?
• Сформулируйте основные признаки восточно-православного христианства и его отличия от католицизма;
• Какова была роль православия в идеологической и духовной жизни
византийского общества?
Подводя итоги своей самостоятельной работы, постарайтесь определить наиболее важные и интересные моменты средневековой истории, которые не нашли отражения в плане семинара. Может быть, имеет смысл подготовить коротенькое выступление по одному из возникших вопросов. Просмотрите список дополнительной литературы к семинару, выберите из него наиболее интересную книгу, или отдельную главу книги.
Тема 5. Киевская Русь. Образование и развитие
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.037 с.) |