Лекция 5. Обрядность весеннего календарного цикла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Обрядность весеннего календарного цикла



Обрядность весеннего календарного цикла

Сретение 2 / 15 февраля. В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы.. «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур», подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу» выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

Сретение Господне – праздник посвящённый 40-му дню жизни Христа. В этот день Мария и Иосиф принесли Младенца в храм, где их встретили праведник Симеон и пророчица Анна. Симеон не мог умереть, пока не встретит Мессию. В их встрече – символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. Праздник широко отмечался только в тех сёлах, где

       Никола Студёный 4 / 17 февраля ("На Студёного Николу снегу навалит гору") - время "звериных свадеб"

Агафья Коровятница 5 / 18 февраля ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях делали обереги на скот.

ВуколаТелятник 6 / 19 февраля – начало весеннего отёла коров/ «На Вукола телятся жуколы». Совершали магические действа с первым молоком для прибыли в хозяйстве и здоровья скота.

Власьев день 11 / 24 февраля. Велесов день, Велес сивый (зимний)- Восходит корнями к языческому богу Велесу. С принятием христианства его функции перешли на св. Власия, (а также на св. Николая и Георгия). Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий Праздник (Власий – покровитель скота и древний Велес – «Скотий Бог»), делают обереги на скот и двор, просят у Власия (Велеса) покровительства и защиты, а скоту и добру всякому - приплоду. «У Власия и борода в масле». Св. Власию молились о защите домашнего скота, особенно коров. Обрядовые блюда праздника частично скармливали животным. При падеже скота совершался обряд опахивания, который является остатком древнего языческого культа. Обряд совершают женщины. На Власия были последние в зиме «Власьевские морозы». Начинаются скотские торги – базары.

Касьянов день 29 февраля. Касьян немилостливый, Касьян завистник, Кривой Касьян. Самый плохой день, отмнчался раз в 4 года. Неблагополучие связано с переходом зимы на весну и с високосным годом. Древние язычники считали, что в этот день.Кощный бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. "Касьян Немилостивый", "Касьян Злопамятный", а также "Скупой", "Завистник", "Корыстник", "Косоглазый", "Остудный" и проч. В народе говорили: "На что Касьян взглянет - всё вянет", "Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет". "Касьяновым глазом" называли дурной глаз колдуна.

Масленица. Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемногопервопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощениеВелеса, открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклиськомы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой,чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение.(просили блинка) Кулачные бои, братчины(дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с гор – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть. Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами.Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса – очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Праздник, имеющий языческие корни, и проходящий на 8-ой неделе перед пасхой. Эта неделя была последней перед Великим постом, и называлась сырной или мясопустной. Неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Заканчивалась неделя Прощённым воскресеньем (последний день масленицы). Готовясь к посту, верующие готовили себя к воздержанию, очищению души и покаянию. Во второй половине дня они просили друг у друга прощения за все грехи и обиды. Во время поста запрещались приёмы гостей, общие гуляния, развлечения, свадьбы. Помин усопших и прошение у них прощения.

Авдотья Плющиха. 1 / 14 марта. (Авдотья Весновка, Авдотья Каплюжница, Авдотья подмочи порог, Авдотья Свистунья) «Авдотья Весновка весну снаряжает» - у неё «ключи от всех вешних вод». Подготовка сельхоз. инвентаря, высадка рассады, ткачество и беление холстов Плюшниха, плюшками называли ледяные талые коржики и сосульки под крышами. Плющать – капать, течь. С этого дня оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние.

Герасим-грачевник 4 / 17 марта. Прилетают грачи. Из теста выпекают грачей. Изгоняют заговорами из дома кикимору.

Сороки. Сорок сороков – 9 / 22 марта - весеннее равноденствие.

Комоедица. (древняя масленица) 40 морозных утренников с 9 марта. Задабривание мороза хлебными колобками. Выпекание «жаворонков» и обрядовые действия с ними. Пробуждение природы, прилёт птиц. Магия по охране скота 40-ка шариками в память о 40-ка мучениках. Рукоделие: 49 дней готовились к Пасхе. Молодухи посещали родителей, создавали праздничные пасхальные костюмы. Сороки – Вторые заклички весны. Согласно славянским верованиям, в этот день из ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

       Благовещение – 25 марта / 7 апреля

Птичий день. Выпускали на волю из клеток птиц. крестьяне обходят крестом поля, колодцы обходят кругами, освящение зернаиконой Богородицы и молитвой ей в христианстве, (а также просушить, провеять), показать солнцу – по язычески. «Гукание» весны – третьи заклички. Бог благославляет землю «на сеянье», земля «открывается». Угощение весны пирогами. Обряды охранительного и очистительного характера: в кострах сжигали старую солому из постелей, старую одежду, прыгали через костёр. Переход молодых членов семьи в холодные помещения. В тёплых домах оставались старики и дети. Пережигание «лечебной» соли. В Православии – запрет на работу "На Благовещенье Весна Зиму поборола", "Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт", "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье".

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в память события, связанном с зачатием Христа. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил, что Ей предстоит зачать от Святого Духа – Благая весть.

Вербная неделя Вербица. Верба символизирует плодородие. Сбор и поедание вербных почек, обход домов с ветками и благожелательными песнями, кормление вербой скотины (вербохлёст – бьёт до слёз). Вербу сжигали в поле и крошили в семена, игрушки из вербы продавали на вербных базарах Верба – защита от нечистой силы, от всяких зол и несчастий.

Неделя, предшествующая Страстной неделе. В субботу этой недели церковь праздновала Воскресение Лазаря Христом.. В воскресенье – вход Господень в Иерусалим. Жители города встречали его с радостными песнями и размахивали при этом пальмовыми ветвями. На Руси пальму заменила верба.

Страстная неделя

Имеет языческие корни. После весеннего равноденствия начинались обряды, посвящённые приходу весны. Длились неделю, которая называлась Перуновой.

Чистый четверг – обряды очистительного профилактического и предупредительного характера. (чистка). Границы периода покоя и возрождения природы. Оберег скота. Пение особых песен, похожих на взвывания. (воет волк – отмечает территорию). Песни – обереги (женский музыкальный инструмент из тростника воздействует на плодородие земли) исполнялись на высоком месте, возле воды. Очищение водой, умывание, баня перед началом полевых работ.

Окуривание и беление жилища, хозпостроек, создание четверговой соли, хлеба (его клали на соль).

Соль – смывание информации (перепекание) и очищение её. Приготовление праздничных блюд, крашение и роспись яиц.

Страшная неделя – последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресеньем и установленная в память о страданиях и мученической смерти Христа. В церковных службах каждый день вспоминается о событиях этой недели. В Великий понедельник – чудо иссохшей смоковницы, в Великий вторник – последние беседы с учениками, В Великую среду – предательство в доме Симона прокажённого, В Великий четверг – Тайную вечерю, в Великую пятницу – страдания Христовы.

Пасха (Воскресение Христово) – главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Христа. Празднуется по лунному календарю, в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Воскресение Христа после Его погребения символизирует обретение спасения, т.е. жизни вечной. Христос Своей смертью и последующим Воскресением победил смерть, Он есть Жизнь.

Всё гуляние на улице: качели, игровые хороводы, шествия с песней, танцевальными фигурами, забавы с яйцами. Сюжеты на аграрно-любовную тематику. (у нагайбаков – качули), волочебники (волочатся из дома в дом с песнями о воскресении Христа и расцвете природы. (волочебники волочилися…). За исполнение песен просят яйца. Кукольники – разновидность волочебников. Возжигание огней – лучин, смоляных бочек, костров = зажжённым свечам во время праздничной службы в церкви. Солнце «играет, пляшет», люди забирались на колокольни, на пригорки смотреть на восходящее солнце. В это день «отворяется светлый рай» на всю неделю.

Светлая седмица, Великая, Красная неделя – праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, и заканчивалась в Фомино воскресенье. Православные представляли, что в день воскресения Христа, солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. Царские врата алтаря всё это время оставались открытыми.

Фомино воскресенье(Красная горка) – первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели. Своё название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который не верил в чудо Воскресения Христова, пока не вложил персты в Его раны. В церковной традиции это день называется Антипасха, т.к. он также радостен и весел, но после литургии по пасхальному чину закрываются царские врата. Красная горка – первое воскресенье после Великого дня. Чтили родовые угодья, где обитали души предков, сытно ели – на столегорячие пироги (пар – дух предков).. В язычестве – неделя поминовения предков, когда навии (души умерших) посещают живых, дают благословение посевной. Припадали к земле с просьбой забеременеть. Огонь – жизнь, дым – дух предков. Празднование начала весны с разжиганием костров на холмах. (совпадает с языческим праздником солнца) Общение с предками благословительное на посев зерна, на урожай. Праздник молодёжи – гуляния, хороводы, свадьбы. Смотрины невест. Обряд окликания молодожёнов – вьюины. Вьюничные обходы дворов, пение парам, поженившимся в этом году на плодородие..Вьюн – хмель – спираль – жизнь – зачатие – завить плод. Сочетание аграрной и свадебной обрядности. Завершение весеннего чествования молодых на деторождение. Чествователи получали вознаграждение. С этого дня семейная новая пара переходит в статус общинных семейных людей. Время свадеб.

Родительский вторник – день, в который воскресший Христос спустился в ад и освободил из него всех грешников. Кроме того, покойники радуются Воскресению Христову и той заботе, которую потомки проявляют по отношению к ним.

Радоница вторник Фоминой недели (кореньрад – блестящий, просветлённый, по А.А. Потебне – род, родовые связи) – радость, радение, забота, старание от всей души, праздник поминовения усопших. Считалось, что во время всеобщего пробуждения природы пробуждаются от сна и мёртвые.Перед началом весенних работ нужно было заручиться поддержкой усопших предков. Угощение нищих и прохожих на помин души. Одаривание покойных яйцами. Диалоги живых и умерших через причеты, плачи как часть древнего похоронного обряда, преодоление смерти и продолжение (утверждение) жизни. Приготовление кутьи, где семя – растение – семя есть круговорот жизни. Мёд в кутье – отношение к образу пчелы, трудолюбивой и непорочной, и символ сладкой жизни в мире ином. В это время достают пчёл для летней пасеки.

Четверг Фоминой недели – навий день, опасный, т.к. умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета.

Суббота Фоминой недели – изгнание смерти, можно ругаться, но не зло, а ритуально. Брань (не современная) – язык огня, имела защитную функцию.

День памяти св. Георгия Победоносца, который в православной традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи воином императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что был обезглавлен. Главное чудо, совершённое святым – освобождение от огромного змея жителей Бейрута, которые отдавали змею на съедение своих детей. Георгий – змееборец. Егорий Вешний 23 апреля / 6 мая – Егорий Храбрый, Юрий Зелёный, - выгон скота на первую зелень. Магия вербы и яйца – катание по хребту (чтобы не блуждала корова), катание по земле, угощение,окликание. (на Егория пели песни схожие с колядками), одаривание пастухов яйцами,лепёшками, салом. Обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек. Обереговая магия для защиты скота от опасности. Освящение хлевов, скота вербой. Совершение молебна над скотиной, окропление св. водой. Через воздействие на скотину – воздействие на плодородие земли. Начало полевых работ, Егорий «открывал землю» (Ярило оплодотворял Мать Сыру-Землю и выпускал росу, отчего начинается бурный рост трав.). Праздник пастухов и земледельцев. Вождение зелёного Юрия вокруг поля. С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки работ. Работники нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». В народном сознании образ святого слился с образом языческого солнечного бога, имеющего власть над природой. Св. Георгий – был олицетворением созидающих сил природы. На Юрия запахивали пашню, говорили: "С Егорья -начало сева яровых". Все предшествующие календарные обряды были приуготовлением к реальному действию – пашне. По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов. С Егория открывался сезон хороводов. Хороводная песня = праздничный заклинательный обряд на благополучный урожай, отражение весенних и летних работ. Хоровод – брачная тематика. (с Дмитрия 8 ноября– сезон посиделок).

Вознесение - Поминальный день, почитание умерших. Выпекание блинов-онуч. В этот день особо внимательное отношение к нищим, (т.к. Христос 40 дней ходил в образе нищего) выпекание «лесенок», гадание на «лесенках», аграрная магия, свадебные сговоры на осенний мясоед. С этого дня переставали петь весенние песни. Конец весны. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья", "Дошла весна до Вознесенья - тут ей и конец", "Весна на Вознесение на Небо возносится - на отдых в Ирий Светлый просится", "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам (предкам), и внукам (живым их потомкам)". Начало обрядов «Похороны кукушки». Отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Согласно Библии, после Воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на земле, совершая чудеса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.023 с.)