Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 6. Летние календарные праздники и обряды
Зелёные святки – период между Троицей и Петровым днём – рубеж весны и лета. Обряды, направленные на аграрную магию, сохранность скота (обряд венчания скота – праздник пастухов). Обрядность, связанная с летним солнцеворотом. Семик. Входит в цикл праздников Масленица – Семик – Троица. Отмечается на 7-ой неделе (в четверг) после Пасхи. Окончание весны, начало лета – культ берёзки, украшение зеленью домов, палисадников, завивание берёзки. Поминовение усопших (от язычества), начиная от вторника – четверг – суббота. Поминовение заложных покойников. Время, посвящённое богине весны (Живы) чествовались игрищами в честь весны, позже приурочились к Вознесению и Троице.Троицкая кукла – богиня Весна. Кумление – по А.Н. Веселовскому – «эротизм древнего обычая» - пережиток сезонных любовно-брачных связей, символическое родство с растительным миром, осуществляемое через символическое родство с подругами. Хождение девушек с берёзкой, потопление, сожжение берёзки. Репей – собирали на Троицу, украшали, наряжали бумажными лентами, цветами (с. Ижбердино, Башкирия). Пик девичей зрелости. При переходе девочка – девушка принимается в девичий хоровод. (с появлением циклов просят у берёзки плодородной силы). Хороводы, изображающие процесс ткачества (подготовки кудели, ткачество нити) символизируют процесс миротворения. Тряпьё из старого переходит в новое. «Похороны кукушки» проводились в местностях с лесным ландшафтом. (закидывали вверх, как заложного покойника). Кукушка связана с культом богини Живы – богини весны, своим приходом «животворит» умирающую на зиму природу, даёт земле плодородие. Жива – живот, жизнь, животина (скот), жито, жир (жировик – домовой), живность, жильё, зажиточный, пажити (пастбища) – слова одного корня. В начале года источник всего у др. славян – весна. Кукушка – предвестница неба и благодатного лета Ссыпчина – общая трапеза. Родительская суббота – Корни троицких поминовений в язычестве, когда только в этот день года (семик) хоронили людей, умерших на улицах, от пьянки или рук злодеев, и трупы были не востребованы родственниками. Их весь год собирали в специальные убогие дома (божедомки), а в семик предавали земле. Когда эти дома были упразднены, трупы захоранивать стали сразу, а поминовенать – в семик. Устраивалась общая трапеза. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных лепёшек (пресных), блинов, булок, крашенных зеленью берёзы яиц, киселя. Проводились игры, хороводы, пение.
Троица (воскресенье) -гуляния, развивание берёзки, обряд «Венчания скота», гадания на венках, Тематика обрядов любовная и имитативная (имитация трудовых процессов – «хождение в жито», обработка льна, «а мы просо сеяли»Венок – главный атрибут Троицы. Венок – символ брачного союза. (вено – брод – жизнь – завить жизнь). Земля – невеста, убранная в зелёный наряд цветения трав, вступает в брак с Небом. Гадания на венках о будущем браке. Похороны Костромы – переходный обряд весны – лета, промежуток между троицко-семицким обрядом и купалой. Изготовление чучела, ритуальные похороны, уничтожение (закапывание в землю, растерзание). Умирание для возрождения. Ряжение и чучело – семантика одного порядка: создание – игра – уничтожение; ряжение – игра – смывание в крещенской проруби. Кострома – после посевной. Жертвоприношение языческое – кукла в виде женщины. Духов день – земля «беременна» урожаем, её нельзя копать, трогать.(объединение религиозного праздника и культа Матери-Земли). Завершаются обряды с берёзкой. В этот день «русалки (души умерших) выходят на сушу». Поминовение усопших, как и в родительскую субботу. Русальная неделя (Духовская, Троицкая, Всесвятская) Русалки представляют мир «нежити». Захоронение «заложных» покойников, чтобы не губили посевы перед началом цветения. (уберечь посевы от заморозков). Русальная неделя совпадала с языческим праздником Костромы и Ярилы (Ярилина неделя)Встреча пика солнечной активности и проводы весны. Начало лета. Рубежный период (конец весны – начало лета) – обряды связаны с идеей умирания и воскресения.Шествие с чучелом Ярилы и Ярилихи (Кстромы), разбрасывание по полям (на плодородие). Среди молодёжи было принято кидать яйца друг в друга. Вербальная и контактная магия по обряду Костромы.В обряде Костромы чучело в виде и форме человека – антропоморфизм. Петровское заговенье.(Всесвятское, Русальное, Ярилино заговенье) праздник проводов весны, отмечавшийся на следующее воскресенье после Троицы. Продолжение ритуалов, связанных с темой умирания и воскресения. (похороны русалок, Костромы, Ярилы), а также с темой изгнания. Изгнание (Кострома) чучела из ржаного поля – символизирует изгнание смерти из пространства живых, из культурного пространства человека в «дикое» пространство. В это время зажигали костры, прыгали, хлестали крапивой для оздоровления и от бесплодия. Тема эротики в обряде проводы – похороны Ярилы связана с языческими ритуалами солнцу, рождающему жизнь.
Ивана Купала, Иванов день, Иван Цветной 24 июня / 7 июля. –. Апогей летнего солнцеворота.– у др. славян день, посвящ. Богу-громовнику. В купальских обрядах благодарность огню, воде и земле и единение с природой. Дохристианский праздник – Купалье, символизирующий полную силу природы перед поворотом солнца на зиму, праздник "огня и воды", любви, полноты жизненной силы и плодородия. Ярило отдает свою плодоносную силу Земле-Влаге, тризна по Яриле, соединение Земли-Матери и Небесного Огня-Сварога, умножение жизни. Природа и человек готовы заложить плод. Когда это произошло, старое семя не нужно, выйдя из земли, оно уходит в землю (сжигание чучела).Момент перехода: старое уходит, новое ещё не наступило – размываются границы «того» и «этого» света – время чудес и действия «нечисти». Время сбора трав и магии на них. Поиски цветка папоротника и кладов. «Черпанье росы» чистой скатертью, последний обряд года, когда «заряжаются» от росы (начало на Егорьев день)Существовал обычай обрызгивания водой и грязью с последующим омовением. Всю ночь жгли костры, пляски, хороводы, гуляния, прыгания через костёр парней и девушек (обряд очищения огнём и защиты от зол и болезней человека и природы, оживление природы). Костёр,(в древности зажигали «живым» огнём – от трения) символ полноты солнца, соединяет день с ночью. Матери сжигают на этом костре сорочки больных детей. (обновление жизни). С костром и водой связана и брачно-эротическая семантика. Огонь и вода символизируют мужчину и женщину, вступающих в брак.. Остатеи древних групповых брачных отношений.Эротическая направленность всего праздника, любовная магия и гадания. В некоторых местностях - чучело Купалы (Ярилы) ряженное в женскую одежду. Утром его сжигали или топили в реке. Тема – умирание – воскресение, приурочивается ко времени, когда решается судьба урожая Спускали с гор горящее колесо – символ солнца. (перекатившегося через свою вершину к зиме) к реке (просьба дождя как защитаы от жары) и отправляли его на плоту. Утром этого дня обязательным было купание. Купало – кипеть, вскипать, страстно желать. Купало = Ярило – плодотворящее божество лета. Бог-громовник «кипятит» воду, давая ей силу плодородия. Куп – белый, яркий Купяр-буй (буйный рост). Ярилово гулянье – хороводы во вторник перед петровым постом.. Пётр и Феврония 25 июня / 8 июля. – день считался счастливым для любви. Православный симвлол верной, сильной, преданной любви. Пронеся свою любовь сквозь испытания и козни окружающих, они умерли в одно и то же время, и, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу. Петры и Павлы, Петров день, Петровки 29 июня / 12 июля – окончание зелёных святок. В ночь на этот день «караулили солнце» - жгли костры, варили кашу, веселились, качались на качелях. Песни, игры – любовно-брачного характера, продолжение культа солнца. Игрища «до необузданности» (ритуальное воровство) носили ритуальный характер – изгнание нечистой силы. Праздник перекликается с троицкой и купальской обрядностью, в древности в этот день – самый разгар летней жары, язычники чествовали небесный (Сварожий) огонь и солнце.
Начинается летний мясоед – обильное разговление. В некоторых местностя приводили к церкви быка, кололи его, варили в котлах и разговлялись всем селом. (созвездие быка «сжиралось солнцем», а люди быка приносили в жертву – в язычестве. Остаток древнего обряда) Устраивались братчины. Начало сенокоса. Петров день продолжает и завершает праздники поклонения солнцу. В язычестве это был единый праздник, после введения христианства Петровым постом он разбился на части. "Пётр и Павел жару прибавил", "Пётр и Павел день убавил", "К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)" Жатва – могла быть в разное время. Начало жатвы – обряд первого снопа-именинника.(его наряжали, стоял всю жатву, с него начинали осенью молотьбу, потом соломой его кормили хворую скотину, а зёрна освящали в церкви вместе с первыми плодами и смешивали с посевным зерном). Жатва – роды земли – жали только женщины. Обряд вождения колоска. Окончание жатвы – благодарение земле (обряд «коза»). Обряд «женитьбы серпа». «вождение колоска». Оставляли на поле недожатую «велесову бородку», которую украшали лентами. Эта «бородка» (+ заклинание) - душа нивы – козлообразное существо (А.А. Потебня) прятался в «бородку» или последний сноп. Пережиток древних жертвоприношений ниве. Последний сноп – молчанушка, жали молча. Называли его «хозяин, дед» ставили под образа. Он использовался в доме как оберег, и сжигали его на Масленицу (им наполняет куклу Масленицы). После окончания работ жнеи катались по ниве: «Жнивка, жнивка! отдай мою силку на пест, на колотило, да на молотило и на криво веретено». Помочи по жатве, из последних колосьев – венок передавали хозяевам, хранился в переднем углу избы. Его зёрна хранились до посева. Толока – угощение помощницам-жницам, одна из них – толока в венке из колосьев приносила сноп хозяину. Венок окачивают водой – пожелание дождей на будущий год«вождение колоска», «Толоки» ряженного в женское платье снопа - знаменуют шествие богини земного плодородия. Жнивными песнями оканчивается летний цикл.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.008 с.) |