Лекция 6. Летние календарные праздники и обряды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Летние календарные праздники и обряды



Зелёные святки – период между Троицей и Петровым днём – рубеж весны и лета. Обряды, направленные на аграрную магию, сохранность скота (обряд венчания скота – праздник пастухов). Обрядность, связанная с летним солнцеворотом.

Семик. Входит в цикл праздников Масленица – Семик – Троица. Отмечается на 7-ой неделе (в четверг) после Пасхи. Окончание весны, начало лета – культ берёзки, украшение зеленью домов, палисадников, завивание берёзки. Поминовение усопших (от язычества), начиная от вторника – четверг – суббота. Поминовение заложных покойников.

Время, посвящённое богине весны (Живы) чествовались игрищами в честь весны, позже приурочились к Вознесению и Троице.Троицкая кукла – богиня Весна. Кумление – по А.Н. Веселовскому – «эротизм древнего обычая» - пережиток сезонных любовно-брачных связей, символическое родство с растительным миром, осуществляемое через символическое родство с подругами. Хождение девушек с берёзкой, потопление, сожжение берёзки. Репей – собирали на Троицу, украшали, наряжали бумажными лентами, цветами (с. Ижбердино, Башкирия). Пик девичей зрелости. При переходе девочка – девушка принимается в девичий хоровод. (с появлением циклов просят у берёзки плодородной силы). Хороводы, изображающие процесс ткачества (подготовки кудели, ткачество нити) символизируют процесс миротворения. Тряпьё из старого переходит в новое.

«Похороны кукушки» проводились в местностях с лесным ландшафтом. (закидывали вверх, как заложного покойника). Кукушка связана с культом богини Живы – богини весны, своим приходом «животворит» умирающую на зиму природу, даёт земле плодородие. Жива – живот, жизнь, животина (скот), жито, жир (жировик – домовой), живность, жильё, зажиточный, пажити (пастбища) – слова одного корня. В начале года источник всего у др. славян – весна. Кукушка – предвестница неба и благодатного лета

Ссыпчина – общая трапеза.

Родительская суббота – Корни троицких поминовений в язычестве, когда только в этот день года (семик) хоронили людей, умерших на улицах, от пьянки или рук злодеев, и трупы были не востребованы родственниками. Их весь год собирали в специальные убогие дома (божедомки), а в семик предавали земле. Когда эти дома были упразднены, трупы захоранивать стали сразу, а поминовенать – в семик. Устраивалась общая трапеза. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных лепёшек (пресных), блинов, булок, крашенных зеленью берёзы яиц, киселя. Проводились игры, хороводы, пение.

Троица (воскресенье) -гуляния, развивание берёзки, обряд «Венчания скота», гадания на венках, Тематика обрядов любовная и имитативная (имитация трудовых процессов – «хождение в жито», обработка льна, «а мы просо сеяли»Венок – главный атрибут Троицы. Венок – символ брачного союза. (вено – брод – жизнь – завить жизнь). Земля – невеста, убранная в зелёный наряд цветения трав, вступает в брак с Небом. Гадания на венках о будущем браке. Похороны Костромы – переходный обряд весны – лета, промежуток между троицко-семицким обрядом и купалой. Изготовление чучела, ритуальные похороны, уничтожение (закапывание в землю, растерзание). Умирание для возрождения. Ряжение и чучело – семантика одного порядка: создание – игра – уничтожение; ряжение – игра – смывание в крещенской проруби. Кострома – после посевной. Жертвоприношение языческое – кукла в виде женщины.

       Духов день – земля «беременна» урожаем, её нельзя копать, трогать.(объединение религиозного праздника и культа Матери-Земли). Завершаются обряды с берёзкой. В этот день «русалки (души умерших) выходят на сушу». Поминовение усопших, как и в родительскую субботу.

Русальная неделя (Духовская, Троицкая, Всесвятская) Русалки представляют мир «нежити». Захоронение «заложных» покойников, чтобы не губили посевы перед началом цветения. (уберечь посевы от заморозков). Русальная неделя совпадала с языческим праздником Костромы и Ярилы (Ярилина неделя)Встреча пика солнечной активности и проводы весны. Начало лета. Рубежный период (конец весны – начало лета) – обряды связаны с идеей умирания и воскресения.Шествие с чучелом Ярилы и Ярилихи (Кстромы), разбрасывание по полям (на плодородие). Среди молодёжи было принято кидать яйца друг в друга. Вербальная и контактная магия по обряду Костромы.В обряде Костромы чучело в виде и форме человека – антропоморфизм.

Петровское заговенье.(Всесвятское, Русальное, Ярилино заговенье) праздник проводов весны, отмечавшийся на следующее воскресенье после Троицы. Продолжение ритуалов, связанных с темой умирания и воскресения. (похороны русалок, Костромы, Ярилы), а также с темой изгнания. Изгнание (Кострома) чучела из ржаного поля – символизирует изгнание смерти из пространства живых, из культурного пространства человека в «дикое» пространство. В это время зажигали костры, прыгали, хлестали крапивой для оздоровления и от бесплодия. Тема эротики в обряде проводы – похороны Ярилы связана с языческими ритуалами солнцу, рождающему жизнь.

Ивана Купала, Иванов день, Иван Цветной 24 июня / 7 июля. –. Апогей летнего солнцеворота.– у др. славян день, посвящ. Богу-громовнику. В купальских обрядах благодарность огню, воде и земле и единение с природой. Дохристианский праздник – Купалье, символизирующий полную силу природы перед поворотом солнца на зиму, праздник "огня и воды", любви, полноты жизненной силы и плодородия. Ярило отдает свою плодоносную силу Земле-Влаге, тризна по Яриле, соединение Земли-Матери и Небесного Огня-Сварога, умножение жизни. Природа и человек готовы заложить плод. Когда это произошло, старое семя не нужно, выйдя из земли, оно уходит в землю (сжигание чучела).Момент перехода: старое уходит, новое ещё не наступило – размываются границы «того» и «этого» света – время чудес и действия «нечисти». Время сбора трав и магии на них. Поиски цветка папоротника и кладов. «Черпанье росы» чистой скатертью, последний обряд года, когда «заряжаются» от росы (начало на Егорьев день)Существовал обычай обрызгивания водой и грязью с последующим омовением. Всю ночь жгли костры, пляски, хороводы, гуляния, прыгания через костёр парней и девушек (обряд очищения огнём и защиты от зол и болезней человека и природы, оживление природы). Костёр,(в древности зажигали «живым» огнём – от трения) символ полноты солнца, соединяет день с ночью. Матери сжигают на этом костре сорочки больных детей. (обновление жизни). С костром и водой связана и брачно-эротическая семантика. Огонь и вода символизируют мужчину и женщину, вступающих в брак.. Остатеи древних групповых брачных отношений.Эротическая направленность всего праздника, любовная магия и гадания. В некоторых местностях - чучело Купалы (Ярилы) ряженное в женскую одежду. Утром его сжигали или топили в реке. Тема – умирание – воскресение, приурочивается ко времени, когда решается судьба урожая Спускали с гор горящее колесо – символ солнца. (перекатившегося через свою вершину к зиме) к реке (просьба дождя как защитаы от жары) и отправляли его на плоту. Утром этого дня обязательным было купание. Купало – кипеть, вскипать, страстно желать. Купало = Ярило – плодотворящее божество лета. Бог-громовник «кипятит» воду, давая ей силу плодородия. Куп – белый, яркий Купяр-буй (буйный рост). Ярилово гулянье – хороводы во вторник перед петровым постом..

Пётр и Феврония 25 июня / 8 июля. – день считался счастливым для любви. Православный симвлол верной, сильной, преданной любви. Пронеся свою любовь сквозь испытания и козни окружающих, они умерли в одно и то же время, и, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

Петры и Павлы, Петров день, Петровки 29 июня / 12 июля – окончание зелёных святок. В ночь на этот день «караулили солнце» - жгли костры, варили кашу, веселились, качались на качелях. Песни, игры – любовно-брачного характера, продолжение культа солнца. Игрища «до необузданности» (ритуальное воровство) носили ритуальный характер – изгнание нечистой силы. Праздник перекликается с троицкой и купальской обрядностью, в древности в этот день – самый разгар летней жары, язычники чествовали небесный (Сварожий) огонь и солнце.

Начинается летний мясоед – обильное разговление. В некоторых местностя приводили к церкви быка, кололи его, варили в котлах и разговлялись всем селом. (созвездие быка «сжиралось солнцем», а люди быка приносили в жертву – в язычестве. Остаток древнего обряда) Устраивались братчины. Начало сенокоса.

Петров день продолжает и завершает праздники поклонения солнцу. В язычестве это был единый праздник, после введения христианства Петровым постом он разбился на части.

"Пётр и Павел жару прибавил", "Пётр и Павел день убавил", "К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)"

Жатва – могла быть в разное время. Начало жатвы – обряд первого снопа-именинника.(его наряжали, стоял всю жатву, с него начинали осенью молотьбу, потом соломой его кормили хворую скотину, а зёрна освящали в церкви вместе с первыми плодами и смешивали с посевным зерном). Жатва – роды земли – жали только женщины. Обряд вождения колоска. Окончание жатвы – благодарение земле (обряд «коза»). Обряд «женитьбы серпа». «вождение колоска». Оставляли на поле недожатую «велесову бородку», которую украшали лентами. Эта «бородка» (+ заклинание) - душа нивы – козлообразное существо (А.А. Потебня) прятался в «бородку» или последний сноп. Пережиток древних жертвоприношений ниве. Последний сноп – молчанушка, жали молча. Называли его «хозяин, дед» ставили под образа. Он использовался в доме как оберег, и сжигали его на Масленицу (им наполняет куклу Масленицы).

После окончания работ жнеи катались по ниве: «Жнивка, жнивка! отдай мою силку на пест, на колотило, да на молотило и на криво веретено». Помочи по жатве, из последних колосьев – венок передавали хозяевам, хранился в переднем углу избы. Его зёрна хранились до посева. Толока – угощение помощницам-жницам, одна из них – толока в венке из колосьев приносила сноп хозяину. Венок окачивают водой – пожелание дождей на будущий год«вождение колоска», «Толоки» ряженного в женское платье снопа - знаменуют шествие богини земного плодородия. Жнивными песнями оканчивается летний цикл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.008 с.)