Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционная культура в современном мире.
Традиционная культура являет собой совокупность материальных и духовных ценностей всего человечества, а также практикуемых человеком основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Такая культура представляет собой совокупность как специфических производимых и потребляемых данным этносом культурных явлений, так и элементов общечеловеческой культуры. Традиционная культура выполняет роль интегратора человеческого общества, обеспечивая одно- временно и «нравственную оседлость» человека4. Культуру можно также рассматривать как развитие духовно- практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. У человека (работника), воспитанного средствами традиционной культуры, формируются способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к нравственной оценке своего поведения и своих действий. Сегодняшнее бытие традиционной культуры значительно осложнилось целым рядом социально-экономических и социокультурных трансформаций. К примеру, сегодня юноши и девушки получают информацию о народных традициях и обычаях, главным образом, через каналы массовых коммуникаций, а не от своих бабушек и дедушек, которые уже сами никаких традиций не знают, ничего не могут объяснить и тем более показать. Но тяга к «пережиткам прошлого» у молодых людей все равно наблюдается. Так, например, культурологи отмечают так называемый «инициационный голод» современной культуры. У молодежи он возник как следствие отказа от некоторых ритуально-обрядовых принципов культуры, обеспечивающих более органичный и гармоничный процесс социализации подрастающего поколения. Современная действительность даёт примеры сохранения и возрождения многих форм традиционной культуры и искусства.
М. Мафессоли пишет, например, о росте числа небольших групп экзистенциальной сети, своего рода трайбализме, который основывается одновременно на религиозном духе и на локализме (близости к центру, природе). Подобные специфические субкультуры, называемые «квазиэтносами», формируют устойчивый запрос на образцы традиционного искусства, этнической символики, мифосознания, чтобы как-то обозначить свое существование и отличие от других «племен». Т.А. Апинян назвала проявления традиционной культуры в современном мире «мифологическим ренессансом». В них мы имеем дело с целостной культурой, для которой характерны особое видение мира, свои способы знаково-символического воплощения разных формах фольклора и близких к фольклору направлений культурной практики. Традиционная (народная) культура в ее лучших образцах и традициях обладает иерархией ценностей, с четким преобладанием духовных над материальным, синкретизмом различных сфер человеческой деятельности; целостностью и структурностью. В этом и проявляется подлинная традиционная культура. А.В. Головнёв подчёркивает, что «сегодня в восприятии “культурного наследия” важно не столько его ценностное определение, сколько механизм актуализации в живой реальности»5. В этом плане традиционная культура, главными особенностями которой являются слияние духовной и материальной составляющей, человечность, традиционность, преемственность, жизнерадостность, экологичность, предстает одним из важнейших средств противостояния глобализационным кризисам. Рубеж веков и тысячелетий всегда имел особое значение для человека и культуры. Начало третьего тысячелетия особо показало, что современного человека времени различных революций (научно-технической, гендерной, сексуальной и др.) нельзя считать прежним классическим субъектом истории. Современный человек не ощущает себя творцом культуры, зачастую выступая как современный «номад с кейсом». Обнаружилась предельная или беспредельная пластичность и подвижность, изменчивость не каких-то атрибутов и акциденций, а самой природы, натуры человека. В связи с этим и представляется необходимым возвращение к историческому опыту эволюции человека, который теснейшим образом связан с формированием традиционной культуры. В традиционной культуре человек рассматривается как целостный биосоциальный организм, в формировании которого необходимо обеспечивать его физическое и психическое (психологическое) здоровье, соответствие национальному этическому и эстетическому идеалу.
Эти позиции особенное значение приобретают в процессе воплощения в жизнь Концепции духовно-нравственного воспитания граждан России, когда особенно следует учитывать, что культура выступает как некий глобальный социорегулятивный механизм адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения. Понятия «механизм» и «адаптация», естественно, мыслятся весьма широко и включают не только традиционно охранные, но и инновационно-преобразующие модели поведения, также обусловленные необходимостью адаптации. В современной России наблюдается, с одной стороны, разрушение деревни, сельской среды, истребление природы и исторической среды, сопровождающееся падением нравственности, истреблением понятия «духовные ценности» культуры, искусства, с другой, — вполне определенное формирование общественного национально-этнического самосознания народа в экологическом и нравственном содержании. Глобализация затронула не только континенты, государства, целые народы, но и отдельно взятую личность. Именно в противостоянии антропологическому кризису человек должен проявлять себя «как целостное единство природы и общества». Традиционная культура содержит народный идеал совершенного человека. Она включает такие черты личности, как трудолюбие, ответственность, инициативность, человечность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине, уверенность в себе, уважительность и др. Традиционная культура помогает человеку сохранять в себе человечность, развивать те черты и компоненты личности, отсутствие которых всерьёз беспокоит специалистов различных сфер научного знания. К таким компонентам относятся: творческое мышление, интуиция, уверенность в своих силах, самостоятельность в решениях и деятельности, умение работать в команде, пр. Без интуиции, например, невозможно формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание, его творческая деятельность. Проблема утраты интуиции связана с таким фактором, как восприятие. Использование видео- и компьютерной техники привело к нарушению равновесия звукового и визуального восприятия. Специалисты всё чаще говорят о новой болезни – «видеотизме». Человечество постепенно утрачивает выработанную веками специфическую культурную способность образного мышления. Именно образное мышление формировалось произведениями устного народного творчества, народной музыки, изделиями народного художественного ремесла. И как тут не вспомнить, что с прилавков магазинов практически исчезли произведения традиционного прикладного искусства, вместо которых мы наблюдаем китчевые и контрафактные изделия. Вместе с тем, нынешнюю экспансию визуальной культуры следует рассматривать в качестве возвращения древней традиции. Изображение вернулось в качестве исконного, но технологически обновленного языка, который предстает эффективным ресурсом в актуализации культурного наследия. Аудиовизуальность представляется важнейшей сферой гуманитарных технологий, позволяющей не только адекватно транслировать и наглядно представлять факты и их интерпретации, но и включать полученные знания в научный оборот и ин- формационный поток.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.007 с.) |