Традиционная культура в современном мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная культура в современном мире.



Традиционная культура являет собой совокупность материальных и духовных ценностей всего человечества, а также практикуемых человеком основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Такая культура представляет собой совокупность как специфических производимых и потребляемых данным этносом культурных явлений, так и элементов общечеловеческой культуры. Традиционная культура выполняет роль интегратора человеческого общества, обеспечивая одно- временно и «нравственную оседлость» человека4. Культуру можно также рассматривать как развитие духовно- практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей.

У человека (работника), воспитанного средствами традиционной культуры, формируются способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к нравственной оценке своего поведения и своих действий.

Сегодняшнее бытие традиционной культуры значительно осложнилось целым рядом социально-экономических и социокультурных трансформаций. К примеру, сегодня юноши и девушки получают информацию о народных традициях и обычаях, главным образом, через каналы массовых коммуникаций, а не от своих бабушек и дедушек, которые уже сами никаких традиций не знают, ничего не могут объяснить и тем более показать. Но тяга к «пережиткам прошлого» у молодых людей все равно наблюдается. Так, например, культурологи отмечают так называемый «инициационный голод» современной культуры. У молодежи он возник как следствие отказа от некоторых ритуально-обрядовых принципов культуры, обеспечивающих более органичный и гармоничный процесс социализации подрастающего поколения. Современная действительность даёт примеры сохранения и возрождения многих форм традиционной культуры и искусства.

М. Мафессоли пишет, например, о росте числа небольших групп экзистенциальной сети, своего рода трайбализме, который основывается одновременно на религиозном духе и на локализме (близости к центру, природе). Подобные специфические субкультуры, называемые «квазиэтносами», формируют устойчивый запрос на образцы традиционного искусства, этнической символики, мифосознания, чтобы как-то обозначить свое существование и отличие от других «племен». Т.А. Апинян назвала проявления традиционной культуры в современном мире «мифологическим ренессансом». В них мы имеем дело с целостной культурой, для которой характерны особое видение мира, свои способы знаково-символического воплощения разных формах фольклора и близких к фольклору направлений культурной практики. Традиционная (народная) культура в ее лучших образцах и традициях обладает иерархией ценностей, с четким преобладанием духовных над материальным, синкретизмом различных сфер человеческой деятельности; целостностью и структурностью.

В этом и проявляется подлинная традиционная культура. А.В. Головнёв подчёркивает, что «сегодня в восприятии “культурного наследия” важно не столько его ценностное определение, сколько механизм актуализации в живой реальности»5. В этом плане традиционная культура, главными особенностями которой являются слияние духовной и материальной составляющей, человечность, традиционность, преемственность, жизнерадостность, экологичность, предстает одним из важнейших средств противостояния глобализационным кризисам. Рубеж веков и тысячелетий всегда имел особое значение для человека и культуры. Начало третьего тысячелетия особо показало, что современного человека времени различных революций (научно-технической, гендерной, сексуальной и др.) нельзя считать прежним классическим субъектом истории. Современный человек не ощущает себя творцом культуры, зачастую выступая как современный «номад с кейсом». Обнаружилась предельная или беспредельная пластичность и подвижность, изменчивость не каких-то атрибутов и акциденций, а самой природы, натуры человека. В связи с этим и представляется необходимым возвращение к историческому опыту эволюции человека, который теснейшим образом связан с формированием традиционной культуры. В традиционной культуре человек рассматривается как целостный биосоциальный организм, в формировании которого необходимо обеспечивать его физическое и психическое (психологическое) здоровье, соответствие национальному этическому и эстетическому идеалу.

Эти позиции особенное значение приобретают в процессе воплощения в жизнь Концепции духовно-нравственного воспитания граждан России, когда особенно следует учитывать, что культура выступает как некий глобальный социорегулятивный механизм адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения. Понятия «механизм» и «адаптация», естественно, мыслятся весьма широко и включают не только традиционно охранные, но и инновационно-преобразующие модели поведения, также обусловленные необходимостью адаптации. В современной России наблюдается, с одной стороны, разрушение деревни, сельской среды, истребление природы и исторической среды, сопровождающееся падением нравственности, истреблением понятия «духовные ценности» культуры, искусства, с другой, — вполне определенное формирование общественного национально-этнического самосознания народа в экологическом и нравственном содержании. Глобализация затронула не только континенты, государства, целые народы, но и отдельно взятую личность. Именно в противостоянии антропологическому кризису человек должен проявлять себя «как целостное единство природы и общества». Традиционная культура содержит народный идеал совершенного человека. Она включает такие черты личности, как трудолюбие, ответственность, инициативность, человечность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине, уверенность в себе, уважительность и др.

Традиционная культура помогает человеку сохранять в себе человечность, развивать те черты и компоненты личности, отсутствие которых всерьёз беспокоит специалистов различных сфер научного знания. К таким компонентам относятся: творческое мышление, интуиция, уверенность в своих силах, самостоятельность в решениях и деятельности, умение работать в команде, пр. Без интуиции, например, невозможно формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание, его творческая деятельность. Проблема утраты интуиции связана с таким фактором, как восприятие. Использование видео- и компьютерной техники привело к нарушению равновесия звукового и визуального восприятия. Специалисты всё чаще говорят о новой болезни – «видеотизме». Человечество постепенно утрачивает выработанную веками специфическую культурную способность образного мышления. Именно образное мышление формировалось произведениями устного народного творчества, народной музыки, изделиями народного художественного ремесла. И как тут не вспомнить, что с прилавков магазинов практически исчезли произведения традиционного прикладного искусства, вместо которых мы наблюдаем китчевые и контрафактные изделия. Вместе с тем, нынешнюю экспансию визуальной культуры следует рассматривать в качестве возвращения древней традиции. Изображение вернулось в качестве исконного, но технологически обновленного языка, который предстает эффективным ресурсом в актуализации культурного наследия. Аудиовизуальность представляется важнейшей сферой гуманитарных технологий, позволяющей не только адекватно транслировать и наглядно представлять факты и их интерпретации, но и включать полученные знания в научный оборот и ин- формационный поток.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.007 с.)