Славянская (автохтонная) теория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянская (автохтонная) теория



Известные украинские историки «старой школы» – Н. Костомаров, В. Антонович, М. Грушевский, Д. Багалий – придерживались славянской теории происхождения Руси и прочно стояли на позициях антинорманнизма. Родоначальником славянской (или автохтонной, антинорманнской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. Ломоносов (1711 – 1762). В варяжской версии он усмотрел кощунственный намек на «ущербность» славян, на их неспособность самостоятельно организовать на своих землях государство.

 

Главные аргументы антинорманнистов таковы:

1. Название «Русь» этимологически связано не с Великим Новгородом или Ладогой на севере, а с Украиной (Средним Поднепровьем). Топонимическим доказательством этого утверждения является наличие в этом районе рек с названиями Рось, Руса, Роставица. Кроме того, в сирийской «Церковной истории» Псевдо-Захарии Ритора (555 г.) задолго до прихода норманнов в Восточную Европу упоминается народ Hros или «Русь», обитавший южнее Киева.

2. В Скандинавии не обитали племена или народ с названием «Русь»; о них нет упоминаний в скандинавских сагах.

3. Норманнские имена византийских послов к императору франков (839) и русских послов в Византию (911) вовсе не доказывают, что русы были шведами. Норманны-дипломаты всего лишь представляли славяно-русских князей.

4. Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший между 840 и 880 гг., однозначно называет русов славянским племенем.

5. Археологический материал из Восточной Европы дает очень мало вещей варяжского происхождения.

6. Норманны не могли «экспортировать» идею государственности и государственные структуры в Восточную Европу, так как в самой Скандинавии в ту эпоху еще не завершился процесс разложения первобытнообщинных отношений и отсутствовали более совершенные политические институты, чем у восточных славян.

По мнению академика Б. Рыбакова, норманнизм возник тогда, «когда и немецкая и русская наука находились еще в младенческом состоянии, когда у историков были весьма туманные представления о сложном многовековом процессе рождения государственности. Ни система славянского хозяйства, ни длительная эволюция социальных отношений не были известны ученым. «Экспорт» государственности из другой страны, осуществленный двумя-тремя воинственными отрядами, казался тогда естественной формой рождения государства».

В «Повести временных лет» процесс рождения государства сжат до нескольких десятилетий IX в., а тысячелетие создания предпосылок такого рождения уместилось в срок жизни одного героя – основателя державы. Объясняется это мифологическим мышлением H было подменено символической личностью князя Олега.

Теория «единой колыбели» – зарождение и развитие трех славянских народов из единой древнерусской народности;

Древнерусская народность - согласно взглядам, разделяемым большинством исследователей истории Древней Руси, это восточнославянская этническая общность (этнос), сформировавшаяся в X-XIII вв. в результате слияния 12 восточнославянских племенных союзов – словен (ильменских), кривичей (включая полочан), вятичей, радимичей, дреговичей, северян, полян, древлян, волынян, тиверцев, уличей и белых хорватов – и являвшаяся общим предком сформировавшихся в XIV – XVI вв. трех современных восточнославянских этносов – русских, украинцев и белорусов.

Рассматривая быт восточных славян, необходимо отметить некоторые характерные черты. Из летописей мы узнаем, что славяне – народ оседлый. Главное их занятие – земледелие. При этом следует отметить, что оседлость древних славян была относительной. Примитивный способ земледелия, приводивший к быстрому оскудению почвы, вынуждал земледельцев переходить на новые, неистощенные земли. Довольно высоко было развито домашнее скотоводство. Об этом можно судить по тому, что слово «скот» имело в языке славян второе значение – «деньги». В пантеоне языческих богов, которым поклонялись славяне, не последнее место занимал «скотий» бог Велес, или Волос. Наличие лесов способствовало развитию охоты, бортничества, лесных промыслов. Воск, мед и шкуры были, как и зерно, предметами торговли. Торговля, по мнению многих историков, являлась уже в VII веке и позднее важной частью хозяйственной жизни славян. Наличие большого количества речных путей — основных торговых артерий в то время, удобное положение славянских земель на средоточии торговых путей между Западом и Востоком способствовали активному включению славян в международный обмен. О широком развитии торговли говорят обильные клады арабских монет, найденных на территории нынешней России.

К моменту появления славян на территории современных России, Украины, Белоруссии их отличает родоплеменной строй. С течением времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, ослабевала связь между родами, они распадались на отдельные семьи. Каждая семья обрабатывала свою пашню, имела свои луга, обособленно занималась лесными промыслами. Общая родовая собственность постепенно заменялась собственностью семейной. Обособлению семьи, выделению ее из рода, замене родовой общности соседской общиной способствовало и совершенствование орудий производства, увеличение производительности общественного труда, рост прибавочного продукта.

Интересно, что летописи отразили процесс разложения родоплеменного строя, перечисляя племенные группы славян. Так, в «Повести временных лет» упоминаются поляне, жившие на Днепре возле Киева («в Полях»); древляне (столица — город Искоростень); словене, или ильменские славяне, населявшие земли у озера Ильмень; дреговичи, жившие между Припятью и Западной Двиной; кривичи (Смоленск); полочане, жившие по берегам реки Полоты; северяне и др. Примечательно, что сохраненные для нас летописцем названия крупных племенных союзов связаны, как правило, не с единством происхождения, а с районами расселения. Так, поляне живут «в Полях», северяне занимают территории, расположенные к северу от Киева – столицы полян, к географическим названиям привязаны полочане (река Полота), ильменские славяне (озеро Ильмень). Это говорит о том, что родовые связи уступили место связям территориальным.

Разложение родовых общин, разрушение старых племенных структур вело к усилению роли и влияния племенных старейшин.

Этому способствовали и многочисленные войны, которые славяне вели, отражая натиск кочевников, совершая военные походы на Балканы, Византию. Постепенно усиливается власть военачальника — князя. Вокруг князя, власть которого из выборной превращается в наследственную, формируется особое сословие — дружина. Члены дружины (от слова «друг») выходят из подчинения прежним властным структурам (народное вече) и по отношению к князю находятся в положении личной зависимости. Со временем из среды дружины формируется военно-дружинная знать, которая, объединяясь с родоплеменной знатью, постепенно сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, подчиняя себе свободное земледельческое население. Таким образом, к VIII—IX векам восточные славяне вступают в период феодальных отношений, в основе которых лежит собственность феодала на землю как источник извлечения нетрудовых доходов. Сравнительно однородное прежде общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Образование классов вплотную привело восточных славян к образованию государства. Феодальные отношения в хозяйственной сфере стали экономической основой государственности, политическая надстройка (органы власти) формировалась из числа военно-дружинной знати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.006 с.)