Анализ современного состояния системы назначения пособий в связи с инвалидностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ современного состояния системы назначения пособий в связи с инвалидностью



 

Несмотря на большую работу, проделанную государством по улучшению жизни инвалидов, реальное положение в этой сфере противоречиво.

В течение последних двух десятилетий число инвалидов в России снижается – в среднем ежегодно на 2-3%, что, несомненно, является позитивным явлением (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика численности инвалидов в России

 

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 31 декабря 2020 года в Российской Федерации насчитывается 10,93 млн инвалидов, в том числе 6,79 млн чел. (62,17%) старше 60 лет, 15,87 тыс. чел. (12,93%) – инвалиды с детства.[9] Более половины инвалидов – женщины (рис. 2)

Рисунок 2 – Структура инвалидности по полу

 

Причины инвалидности можно включают как глобальные, так и национальные, среди которых можно выделить:

- экологические (некачественные продукты питания, загрязнение воды и атмосферы), социально-экономические (высокий уровень производственного и бытового травматизма, низкий уровень доступности качественных медицинских услуг, высокая стоимость лечения, недоступность рекреационных мероприятий и т.д.);

- социальные болезни, высокий уровень преступности, алкоголизация населения, недостаточные меры по борьбе с табакокурением и др.  

- отсутствие у населения стимулов и навыков заботы о здоровье и т.д.

До 2016 года основной причиной инвалидности взрослых были болезни системы кровообращения, с 2017 года – злокачественные новообразования, а первичной детской инвалидности – психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии.

Более 90% инвалидов имеют доходы, сравнимые с прожиточным минимумом, не учитывающим их специфические потребности (таблица 1).

 

Таблица 1 – Средняя величин пенсии по инвалидности и прожиточного минимума за 2016-2020 гг.

рублей

Показатель

2016г. 2017г.* 2018г. 2019г. 2020г.

Средняя пенсия инвалидов

11972,9 17388,7 13306,6 14093,1 14817,3

Среднегодовой прожиточный минимум

9828

10088

10286,5

10889,75

12130

* без учета Республики Крым и г. Севастополь

Данное обстоятельство свидетельствует о неудовлетворительном социально-экономическом положении большинства инвалидов, о низкой эффективности государственной политики в отношении инвалидов и не выполнении соответствующих положений норм Конституции РФ и международных правовых актов.

Россия путем ратификации Конвенции о правах инвалидов взяла на себя обязательства создать условия для полной интеграции этой категории граждан в общество. Одним из приоритетов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является вовлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями и внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан[10]. Однако в настоящее время предпринимаемые государством законотворческие меры, административные решения в сфере занятости и социального обеспечения инвалидов не имеют системного характера.

Уровень занятости инвалидов, по данным Росстата за 2018 г., составляет всего 12,6% по сравнению с 68,2% по населению в целом.

Таким образом, даже официальная статистика указывает на более уязвимое положении инвалидов на рынке труда в России, что проявляется в высоком уровне безработицы, распространенной занятости в неформальном секторе и низкоквалифицированных занятиях, а также более частой, чем у неинвалидов, работе не по полученной специальности.

Основные меры государственной политики в этой сфере направлены на устранение барьеров, существующих для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставление им более индивидуализированной помощи, а не на формирование системы поддержки инвалидов на рынке труда. Принимаемые государством меры в отношении работодателей не содержат достаточно стимулов для найма ими инвалидов, действующая система квотирования имеет существенные ограничения (небольшой размер квоты и охват организаций, невысокие штрафы за нарушения и непрозрачность исполнения квот и т.д.), не способствует активности инвалидов в поисках работы.

Поэтому основным источником доходов инвалидов в основном являются государственные пособия и пенсии, другие выплаты, что вызывает дестимулирующее влияние пенсий и неденежных льгот по инвалидности на занятость инвалидов.

Итак, общество и государство зачастую воспринимает инвалидов как обузу, хотя и прилагает усилия по улучшению их жизни. Основной способ такого улучшения – материальная поддержка в виде пособий, льгот и других видов выплат и компенсаций. Однако цивилизация достигла такого уровня, на котором инвалиды должны признаваться (и в некоторых странах уже признаются) как важнейший резерв развития общества, еще недостаточно понятый и оцененный.

Инвалидность можно рассматривать с позиции медицинской и социальной. С медицинской точки зрения инвалидность связана с возникновением различный ограничений по состоянию здоровья, например, в образе жизни, способности к самообслуживанию, необходимости постоянной медицинской помощи и т.д. И здесь в последние годы идут процессы поиска путей устранения этих ограничений: совершенствование методов и способов лечения болезней, возможностей реабилитации, расширение спектра технических средств помощи инвалидам.

Выводы по 1 главе

Инвалидность как социальное явление само является актуальной проблемой современности. Оно обуславливает появление такой категории населения как инвалиды – люди с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способностей и возможностей к нормальному функционированию. Социальная защита инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. [11]

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности. Традиционная («медицинская») модель определяет инвалидность как нарушение здоровья. К сожалению, данная практика определения инвалидности (и соответствующего отношения к инвалидам, как к пассивным и нетребовательным потребителям предлагаемых со стороны «здорового» общества льгот) до сих пор широко распространена в России. Инвалидность при таком отношении общества приводит к социальной изоляции инвалидов. Следствием этого становится распространение бедности среди представителей данной категории граждан, закрепление их уязвимого положения. В масштабах всего общества распространение инвалидности означает увеличение доли населения, нуждающегося в особой поддержке государства, а, следовательно, рост контингента получателей социальных пособий. Можно условно выделить два ключевых воздействия инвалидизации населения на экономическое развитие общества. Первое — увеличение государственных социальных расходов. Второе — сокращение трудового потенциала населения.

В социальном понимании инвалидность связана с наличием определенных социальных и технических барьеров, не позволяющих инвалидам полноценно участвовать в жизни общества, с ограничением возможностей получения дохода от трудовой деятельности, обучения некоторым профессиям и т.д. Однако если окружающая среда обеспечивает человека всем необходимым для достижения намеченных им целей или другой активной жизнедеятельности, то инвалидность для него уже не воспринимается как проблема. Так, все ускоряющиеся процессы автоматизации, компьютеризации производства, расширение возможностей для удаленной работы, научно-технический прогресс позволяют инвалидам все более активно адаптироваться в обществе.

Главным вектором социальной политики государства в отношении инвалидов в России является материальная поддержка, но, несмотря на огромные средства, затрачиваемые на эти цели, данная политика не эффективна, он порождает не только иждивенческие настроения у инвалидов, но и злоупотребления в этой сфере как со стороны чиновников, так и со стороны граждан.

Для улучшения положения инвалидов государственные меры должны быть направлены на реабилитация инвалидов и подключение их к экономически активному населению, назначение и размеры пособия по инвалидности должны стимулировать инвалидов к максимальной адаптации к общественной жизни, а работодателей – к стремлению помогать инвалидам, создавать для них рабочие места, условия для работы – в этом должна быть одна из целей социального контракта бизнеса и государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.007 с.)