Теоретические основы правового регулирования выплат в связи с инвалидностью в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы правового регулирования выплат в связи с инвалидностью в России



Содержание

 

Введение...........................................................................................................3

1. Теоретические основы правового регулирования выплат в связи с инвалидностью в России...............................6

1.1 Понятие инвалидности, структура и виды выплат в связи с инвалидностью в России.....................................................................................6

1.2 Лица, имеющие право на назначение выплат в связи с

инвалидностью............................................................................................8

1.3 Анализ современного состояния системы назначения пособий

в связи с инвалидностью...........................................................................12

2 Анализ и перспективы правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов........................................18

2.1 Анализ оснований и условий пенсионного обеспечения

инвалидов...................................................................................................18

2.2. Анализ правового регулирования расчетов, перерасчетов и

индексации выплат инвалидам.................................................................23

3 Общая характеристика отдельных видов выплат по инвалидности..............................................................................................32

3.1 Характеристика страховой пенсии по инвалидности.......................32

3.2 Характеристика социальной пенсии по инвалидности....................34

3.3 Характеристика пенсии по государственному пенсионному

обеспечению по инвалидности.................................................................36

Заключение....................................................................................................42

Список использованных источников...........................................50

 

Введение

 

Россия является социальным государством, это положение закреплено в статье 7 Конституции РФ. Эта статья, наряду с другими положениями, отражает основы государственного устройства и основы нашей жизни.

Вплоть до 1990-х годов под социальным государством понималось такое государство, которое кормит своих граждан, учит их, дает им жилье, выплачивает им пенсии и пособия. Переход к рыночной экономике означает, изменился подход к понятию государства: государство – это его граждане, это налогоплательщики. Поэтому те блага, в которых нуждаются пожилые граждане, дети-сироты, граждане с ограниченными физическими возможностями и другие категории людей – это блага, которые формируются из общего достатка. Более чем за 25 лет, прошедших с момента принятия Конституции РФ, социальная политика России перешла на качественно новый уровень. Парадигма социального обеспечения как патерналистской опеки фактически уступила место парадигме государственной социальной помощи. В сфере защиты от социальных рисков возникли принципиально новые субъекты – социальные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), действующие на страховых принципах солидарной самозащиты, организованной взаимопомощи и самоуправления. Хотя они являются государственными, они автономны и отделены от государственного бюджета. Часть пособий, выплат, реализуемая в настоящее время из внебюджетных социальных фондов, государственной социальной помощью считаться не может. Средства этих фондов имеют страховую природу, поэтому и формируются по-иному, и выплаты из этих средств подчиняются иным правилам.

Существует также государственная социальная помощь, рассматриваемая как целенаправленная деятельность государства, которая обеспечивает предоставление гарантированных государством социальных пособий, субсидий, компенсаций, льгот, выплат, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг, которые предоставляются гражданам из бюджетных средств, в случае наступления обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от их участия в фондах страхования.

Статья 39 Конституции России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение – одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения. Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия.

Люди с инвалидностью являются одними из наименее социально защищенных категорий населения. Инвалидность – это не только проблема отдельного человека, но и государства и общества в целом. И хотя в России люди, имеющие инвалидность, являются объектами забо­ты, но чаще всего они воспринимаются обществом и государством как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие­ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем возможен и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно­сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции активной самостоятельной жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном преодолении испытаний, вы­званными инвалидностью. В данной концепции пособия по инвалидности – это не благотворительная помощь государства на содержание немощных, а реальная помощь инвалидам в их стремлении жить полноценной жизнью, участвовать в общественно-полезной деятельности, несмотря на более сложные условия реализации данных устремлений. Представления о сложной природе инвалидности легли в основу Конвенции о правах инвалидов. В документе указано, что помимо медицинского фактора к формированию инвалидности приводит наличие средовых и отношенческих барьеров.

Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы – исследование вопроса пособия по инвалидности в России.

Задачи исследования:

– изучить сущность понятий «инвалидность», «пособие по инвалидности»;

– определить условия и порядок назначения пособия по инвалидности;

– выявить проблемы, стоящие перед государством и обществом в отношении к инвалидам, обозначить пути их решения.

Предметом исследования являются социально-экономические и правовые отношения в сфере назначения и выплаты пособий по инвалидности.

Объектом исследования является система назначения и выплаты пособия по инвалидности.

Нормативно-правовой базой работы является действующее законодательство России. Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых.

Используемые методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы.

 

 

Выводы по 1 главе

Инвалидность как социальное явление само является актуальной проблемой современности. Оно обуславливает появление такой категории населения как инвалиды – люди с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способностей и возможностей к нормальному функционированию. Социальная защита инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. [11]

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности. Традиционная («медицинская») модель определяет инвалидность как нарушение здоровья. К сожалению, данная практика определения инвалидности (и соответствующего отношения к инвалидам, как к пассивным и нетребовательным потребителям предлагаемых со стороны «здорового» общества льгот) до сих пор широко распространена в России. Инвалидность при таком отношении общества приводит к социальной изоляции инвалидов. Следствием этого становится распространение бедности среди представителей данной категории граждан, закрепление их уязвимого положения. В масштабах всего общества распространение инвалидности означает увеличение доли населения, нуждающегося в особой поддержке государства, а, следовательно, рост контингента получателей социальных пособий. Можно условно выделить два ключевых воздействия инвалидизации населения на экономическое развитие общества. Первое — увеличение государственных социальных расходов. Второе — сокращение трудового потенциала населения.

В социальном понимании инвалидность связана с наличием определенных социальных и технических барьеров, не позволяющих инвалидам полноценно участвовать в жизни общества, с ограничением возможностей получения дохода от трудовой деятельности, обучения некоторым профессиям и т.д. Однако если окружающая среда обеспечивает человека всем необходимым для достижения намеченных им целей или другой активной жизнедеятельности, то инвалидность для него уже не воспринимается как проблема. Так, все ускоряющиеся процессы автоматизации, компьютеризации производства, расширение возможностей для удаленной работы, научно-технический прогресс позволяют инвалидам все более активно адаптироваться в обществе.

Главным вектором социальной политики государства в отношении инвалидов в России является материальная поддержка, но, несмотря на огромные средства, затрачиваемые на эти цели, данная политика не эффективна, он порождает не только иждивенческие настроения у инвалидов, но и злоупотребления в этой сфере как со стороны чиновников, так и со стороны граждан.

Для улучшения положения инвалидов государственные меры должны быть направлены на реабилитация инвалидов и подключение их к экономически активному населению, назначение и размеры пособия по инвалидности должны стимулировать инвалидов к максимальной адаптации к общественной жизни, а работодателей – к стремлению помогать инвалидам, создавать для них рабочие места, условия для работы – в этом должна быть одна из целей социального контракта бизнеса и государства.

 

Выводы по 2 главе

Основания пенсионного обеспечения – это такие закрепленные в законе фактические жизненные обстоятельства (юридические факты), которые не только порождают субъективное право граждан на пенсию, но и одновременно обусловливают их право на определенный вид пенсионного обеспечения.

При установлении оснований пенсионного обеспечения инвалидов закон исходит из физиологической неспособности лица к самообеспечению вследствие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Данная способность может быть утрачена или не была и не может быть приобретена. Условия же пенсионного обеспечения инвалидов разрабатываются, главным образом, зависят от выполняемой гражданином «социальной нагрузке» и его личному вкладу в обеспечении собственного будущего в качестве инвалида.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

С решением задач в области медико-социальной экспертизы тесно связаны проблемы проведения реабилитационных мероприятий инвалидов с целью восстановления их социального статуса. Однако в настоящее время законодательно закреплено создание лишь социальных институтов «службы медико-социальной экспертизы», что затормозило развитие социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, которые являются основой для восстановления работоспособности организма и навыков самостоятельной бытовой деятельности, обеспечение предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретение относительной независимости, восстановления способности к адекватному взаимодействию с обществом.

С 2020 года обновились классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека, классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии для установления инвалидности, применяемые бюро МСЭ. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10% до 100%, с шагом в 10%. Такая степень выраженности нарушений устанавливается в соответствии со специальной таблицей, всего предусмотрено 4 степени.

С 1 января 2016 года предусмотрено установление различных по тяжести групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид» в зависимости от степени выраженности нарушенных функций организма, введено понятия «абилитация» (ИПРА), а также формирование и ведение федерального реестра инвалидов (ФГИС ФРИ) с 1 января 2017 года.

При успешной реализации ИПРА инвалидность снимается или снижается ее степень, в противном случае – устанавливается бессрочно.

На размер страховой пенсии по инвалидности влияют, в частности, следующие факторы:

- группа инвалидности;

- факт осуществления инвалидом работы;

- период ухода за детьми до полутора лет;

- сумма страховых взносов в ПФР, зависящая, соответственно, от размера «белой» зарплаты;

- нормативная продолжительность страхового стажа инвалида;

- наличие иждивенцев;

- проживание и работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Существует также единовременная денежная выплата, закрепленная за инвалидами законодательством. На ЕДВ может претендовать любой человек вне зависимости от группы, она также не зависит от размера других выплат, от стажа его работы и статуса малообеспеченного.

Однако ЕДВ предоставляется не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Сам льготник выбирает вид своей компенсации. В состав единовременной выплаты входят социальный пакет, бесплатная поездка в санаторий, бесплатное пользование городским телефоном, а также протезирование зубов раз в год.

Кроме того, существует ДЕМО – дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое доступно определенному кругу лиц. К ним относятся инвалиды и участники ВОВ, инвалиды вследствие военной травмы, вдовы погибших в годы войны военнослужащих, бывшие узники нацистских концлагерей и т. д. Размер выплат разнится от 500 до 1000 рублей в зависимости от того, к какой категории относится гражданин. Если величина назначенной пенсии и дополнительных социальных выплат (ЕДВ, ДЕМО и т.д.) окажется ниже федерального или регионального ПМП, то обратившемуся лицу будет установлена социальная доплата

Проблема подсчета стажа для назначения пенсий по инвалидности кроется в сложностях формирования пенсионного законодательства, поскольку подсчет страхового стажа производится в соответствии с большим количеством нормативных документов: инструкций и рекомендаций, а также правил подсчета стажа для каждого вида пенсий. Поэтому часто ее решение часто возможно только в судебном порядке.

 

Вывод по главе 3

Законодательство России в сфере пенсионного обеспечения инвалидов выделяет несколько видов инвалидов в зависимости от стажа их трудовой деятельности, статуса, степени и причин утраты здоровья, а также принадлежности к различным категориям.

В зависимости от вида пособие по инвалидности выплачивается за счет Пенсионного фонда или из государственного бюджета.

 Страховая пенсия по инвалидности призвана компенсировать инвалиду потерянный заработок. Страховая пенсия по инвалидности назначается при выполнении следующих условий:

1) Гражданин является нетрудоспособным инвалидом. Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, которые по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) признаны нетрудоспособными инвалидами 1, 2, 3 группы. Основанием для назначения пенсии является акт МСЭ.

2) Инвалид не достиг общеустановленного пенсионного возраста. В 2021 году оформить страховую пенсию по инвалидности могут нетрудоспособные граждане 1, 2, 3 группы инвалидности при условии, что они не достигли 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины).

3) Инвалид имеет минимальный страховой (трудовой) стаж. Согласно ст. 9 ФЗ-400 страховая пенсия по инвалидности назначается лицам, чей трудовой стаж составляет от 1-го рабочего дня.

Страховое пособие по инвалидности устанавливается на ограниченный период времени:

- до окончания периода признания гражданина соответствующим статусом;

- на период действия медицинского акта;

- до достижения пенсионного возраста.

Установление социальных пенсий не требует подтверждения большого числа юридических фактов и иных обстоятельств, так как правоотношения по поводу социальных пенсий возникают на основе простых фактических составов. В случае полного отсутствия стажа назначается социальная пенсия по инвалидности. Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учетом стажа работы. Условия назначения социальной пенсии:

- постоянное проживание на территории Российской Федерации;

- принадлежность к категории «нетрудоспособные граждане».

Социальные пенсии по инвалидности не нуждаются в расчетах. Они зафиксированы.

Государственное пенсионное обеспечение по инвалидности подразделяется:

- пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 166-ФЗ, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, участникам ВОВ, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (государственная пенсия по инвалидности);

- пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 4468-1, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (военная пенсия).

 

 

\

 

 

Заключение

 

По итогам работы над темой курсовой работы можно сделать основные выводы.

Основания пенсионного обеспечения – это такие закрепленные в законе фактические жизненные обстоятельства (юридические факты), которые не только порождают субъективное право граждан на пенсию, но и одновременно обусловливают их право на определенный вид пенсионного обеспечения.

При установлении оснований пенсионного обеспечения инвалидов закон исходит из физиологической неспособности лица к самообеспечению вследствие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Данная способность может быть утрачена или не была и не может быть приобретена. Условия же пенсионного обеспечения инвалидов разрабатываются, главным образом, зависят от выполняемой гражданином «социальной нагрузке» и его личному вкладу в обеспечении собственного будущего в качестве инвалида.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

С решением задач в области медико-социальной экспертизы тесно связаны проблемы проведения реабилитационных мероприятий инвалидов с целью восстановления их социального статуса. Однако в настоящее время законодательно закреплено создание лишь социальных институтов «службы медико-социальной экспертизы», что затормозило развитие социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, которые являются основой для восстановления работоспособности организма и навыков самостоятельной бытовой деятельности, обеспечение предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретение относительной независимости, восстановления способности к адекватному взаимодействию с обществом.

С 2020 года обновились классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека, классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии для установления инвалидности, применяемые бюро МСЭ. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10% до 100%, с шагом в 10%. Такая степень выраженности нарушений устанавливается в соответствии со специальной таблицей, всего предусмотрено 4 степени.

С 1 января 2016 года предусмотрено установление различных по тяжести групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид» в зависимости от степени выраженности нарушенных функций организма, введено понятия «абилитация» (ИПРА), а также формирование и ведение федерального реестра инвалидов (ФГИС ФРИ) с 1 января 2017 года.

При успешной реализации ИПРА инвалидность снимается или снижается ее степень, в противном случае – устанавливается бессрочно.

При этом вопросы результативности ИПРА и эффективности расходов на реализацию ИПРА требуют дополнительного изучения. Так, при признании гражданина инвалидом разрабатывается ИПРА, цель которой – максимальное восстановление жизненных функций организма инвалида. При успешной реализации ИПРА инвалидность снимается или снижается ее степень, в противном случае – устанавливается бессрочно. То есть ИПРА обязательна для исполнения органами власти и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, тогда как для инвалида носит рекомендательный характер. Обязательность исполнения ИПРА предусмотрена только для пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания – в случае уклонения (отказа) пострадавшего от реализации ИПРА вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

На размер страховой пенсии по инвалидности влияют, в частности, следующие факторы:

- группа инвалидности;

- факт осуществления инвалидом работы;

- период ухода за детьми до полутора лет;

- сумма страховых взносов в ПФР, зависящая, соответственно, от размера «белой» зарплаты;

- нормативная продолжительность страхового стажа инвалида;

- наличие иждивенцев;

- проживание и работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Существует также единовременная денежная выплата, закрепленная за инвалидами законодательством. На ЕДВ может претендовать любой человек вне зависимости от группы, она также не зависит от размера других выплат, от стажа его работы и статуса малообеспеченного.

Однако ЕДВ предоставляется не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Сам льготник выбирает вид своей компенсации. В состав единовременной выплаты входят социальный пакет, бесплатная поездка в санаторий, бесплатное пользование городским телефоном, а также протезирование зубов раз в год.

Кроме того, существует ДЕМО – дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое доступно определенному кругу лиц. К ним относятся инвалиды и участники ВОВ, инвалиды вследствие военной травмы, вдовы погибших в годы войны военнослужащих, бывшие узники нацистских концлагерей и т. д. Размер выплат разнится от 500 до 1000 рублей в зависимости от того, к какой категории относится гражданин. Если величина назначенной пенсии и дополнительных социальных выплат (ЕДВ, ДЕМО и т.д.) окажется ниже федерального или регионального ПМП, то обратившемуся лицу будет установлена социальная доплата

Законодательство России в сфере пенсионного обеспечения инвалидов выделяет несколько видов инвалидов в зависимости от стажа их трудовой деятельности, статуса, степени и причин утраты здоровья, а также принадлежности к различным категориям.

В зависимости от вида пособие по инвалидности выплачивается за счет Пенсионного фонда или из государственного бюджета.

 Страховая пенсия по инвалидности призвана компенсировать инвалиду потерянный заработок. Страховая пенсия по инвалидности назначается при выполнении следующих условий:

1) Гражданин является нетрудоспособным инвалидом. Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, которые по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) признаны нетрудоспособными инвалидами 1, 2, 3 группы. Основанием для назначения пенсии является акт МСЭ.

2) Инвалид не достиг общеустановленного пенсионного возраста. В 2021 году оформить страховую пенсию по инвалидности могут нетрудоспособные граждане 1, 2, 3 группы инвалидности при условии, что они не достигли 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины).

3) Инвалид имеет минимальный страховой (трудовой) стаж. Согласно ст. 9 ФЗ-400 страховая пенсия по инвалидности назначается лицам, чей трудовой стаж составляет от 1-го рабочего дня.

Страховое пособие по инвалидности устанавливается на ограниченный период времени:

- до окончания периода признания гражданина соответствующим статусом;

- на период действия медицинского акта;

- до достижения пенсионного возраста.

Установление социальных пенсий не требует подтверждения большого числа юридических фактов и иных обстоятельств, так как правоотношения по поводу социальных пенсий возникают на основе простых фактических составов. В случае полного отсутствия стажа назначается социальная пенсия по инвалидности. Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учетом стажа работы. Условия назначения социальной пенсии:

- постоянное проживание на территории Российской Федерации;

- принадлежность к категории «нетрудоспособные граждане».

Социальные пенсии по инвалидности не нуждаются в расчетах. Они зафиксированы.

Государственное пенсионное обеспечение по инвалидности подразделяется:

- пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 166-ФЗ, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, участникам ВОВ, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (государственная пенсия по инвалидности);

- пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 4468-1, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (военная пенсия).

Проблема подсчета стажа для назначения пенсий по инвалидности кроется в сложностях формирования пенсионного законодательства, поскольку подсчет страхового стажа производится в соответствии с большим количеством нормативных документов: инструкций и рекомендаций, а также правил подсчета стажа для каждого вида пенсий. Поэтому часто ее решение часто возможно только в судебном порядке.

В силу сложившегося подхода законодателя к лекарственному обеспечению населения, часть граждан, имеющих заболевания (особенно хронические), вынуждена прибегать к получению инвалидности и последующему поддержанию статуса инвалида с целью получения бесплатных лекарственных препаратов. В период ремиссии, компенсируя функции организма, при повторном освидетельствовании инвалидность снимается, и бесплатные препараты. Вследствие отмены лекарственных препаратов у указанных выше граждан наступает обострение, и больной снова становится инвалидом, но в более тяжелой степени. Повторное назначение лечения оказывается менее эффективным. Решение этой проблемы позволит сохранять ремиссию здоровья граждан, находящихся в группе риска по заболеваниям, приводящим к инвалидности, что будет способствовать снижению числа инвалидов и нагрузки на МСЭ, а также реальной экономии бюджетных средств.

Также необходимо отметит, что Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению МСЭ16, Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н не учитывают изменений законодательства Российской Федерации в части осуществления учреждениями МСЭ с 2016 года функции по разработке не только индивидуальных программ по реабилитации, но и по абилитации инвалидов (ИПРА), в связи с чем не соответствуют статье 8 Федерального закона № 181‑ФЗ. Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 181‑ФЗ на учреждения МСЭ возложено в том числе определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. При этом пункт 7 Порядка № 310н не предусматривает осуществление ФБ МСЭ указанной функции.

Для решения указанных проблем необходим тщательный анализ пенсионного законодательства с дальнейшим приведением всех нормативно-правовых актов к единообразию, а также к формированию специальной отрасли права – пенсионного с объединением и гармонизацией всех правовых актов в соответствии с Конституцией и ратифицированными Россией международными конвенциями в области социального обеспечения.

Общество и государство зачастую воспринимает инвалидов как обузу, хотя и прилагает усилия по улучшению их жизни. Основной способ такого улучшения – материальная поддержка в виде пособий, льгот и других видов выплат и компенсаций. Однако цивилизация достигла такого уровня, на котором инвалиды должны признаваться (и в некоторых странах уже признаются) как важнейший резерв развития общества, еще недостаточно понятый и оцененный. В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности. Традиционная («медицинская») модель определяет инвалидность как нарушение здоровья. К сожалению, данная практика определения инвалидности (и соответствующего отношения к инвалидам, как к пассивным и нетребовательным потребителям предлагаемых со стороны «здорового» общества льгот) до сих пор широко распространена в России. Инвалидность при таком отношении общества приводит к социальной изоляции инвалидов. Следствием этого становится распространение бедности среди представителей данной категории граждан, закрепление их уязвимого положения. В масштабах всего общества распространение инвалидности означает увеличение доли населения, нуждающегося в особой поддержке государства, а, следовательно, рост контингента получателей социальных пособий. Можно условно выделить два ключевых воздействия инвалидизации населения на экономическое развитие общества. Первое — увеличение государственных социальных расходов. Второе — сокращение трудового потенциала населения.

Главным вектором социальной политики государства в отношении инвалидов в России является материальная поддержка, но, несмотря на огромные средства, затрачиваемые на эти цели, данная политика не эффективна, он порождает не только иждивенческие настроения у инвалидов, но и злоупотребления в этой сфере как со стороны чиновников, так и со стороны граждан.

Для улучшения положения инвалидов государственные меры должны быть направлены на реабилитация инвалидов и подключение их к экономически активному населению, назначение и размеры пособия по инвалидности должны стимулировать инвалидов к максимальной адаптации к общественной жизни, а работодателей – к стремлению помогать инвалидам, создавать для них рабочие места, условия для работы – в этом должна быть одна из целей социального контракта бизнеса и государства.

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................3

1. Теоретические основы правового регулирования выплат в связи с инвалидностью в России...............................6

1.1 Понятие инвалидности, структура и виды выплат в связи с инвалидностью в России.....................................................................................6

1.2 Лица, имеющие право на назначение выплат в связи с

инвалидностью............................................................................................8

1.3 Анализ современного состояния системы назначения пособий

в связи с инвалидностью...........................................................................12

2 Анализ и перспективы правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов........................................18

2.1 Анализ оснований и условий пенсионного обеспечения

инвалидов...................................................................................................18

2.2. Анализ правового регулирования расчетов, перерасчетов и

индексации выплат инвалидам.................................................................23

3 Общая характеристика отдельных видов выплат по инвалидности..............................................................................................32

3.1 Характеристика страховой пенсии по инвалидности.......................32

3.2 Характеристика социальной пенсии по инвалидности....................34

3.3 Характеристика пенсии по государственному пенсионному

обеспечению по инвалидности.................................................................36

Заключение....................................................................................................42

Список использованных источников...........................................50

 

Введение

 

Россия является социальным государством, это положение закреплено в статье 7 Конституции РФ. Эта статья, наряду с другими положениями, отражает основы государственного устройства и основы нашей жизни.

Вплоть до 1990-х годов под социальным государством понималось такое государство, которое кормит своих граждан, учит их, дает им жилье, выплачивает им пенсии и пособия. Переход к рыночной экономике означает, изменился подход к понятию государства: государство – это его граждане, это налогоплательщики. Поэтому те блага, в которых нуждаются пожилые граждане, дети-сироты, граждане с ограниченными физическими возможностями и другие категории людей – это блага, которые формируются из общего достатка. Более чем за 25 лет, прошедших с момента принятия Конституции РФ, социальная политика России перешла на качественно новый уровень. Парадигма социального обеспечения как патерналистской опеки фактически уступила место парадигме государственной социальной помощи. В сфере защиты от социальных рисков возникли принципиально новые субъекты – социальные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), действующие на страховых принципах солидарной самозащиты, организованной взаимопомощи и самоуправления. Хотя они являются государственными, они автономны и отделены от государственного бюджета. Часть пособий, выплат, реализуемая в настоящее время из внебюджетных социальных фондов, государственной социальной помощью считаться не может. Средства этих фондов имеют страховую природу, поэтому и формируются по-иному, и выплаты из этих средств подчиняются иным правилам.

Существует также государственная социальная помощь, рассматриваемая как целенаправленная деятельность государства, которая обеспечивает предоставление гарантированных государством социальных пособий, субсидий, компенсаций, льгот, выплат, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг, которые предоставляются гражданам из бюджетных средств, в случае наступления обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от их участия в фондах страхования.

Статья 39 Конституции России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.103 с.)