Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии создания информационного повода
Приведем замечательный диалог Хлестакова с Бобчинским из гоголевского «Ревизора», который очень хорошо раскрывает суть информационного повода. Хлестаков:...Не имеете ли и вы чего-нибудь сказать мне? Бобчинский: Как же, имею очень нижайшую просьбу. Хлестаков: А что, о чем? Бобчинский: Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, 90 Глава 4. Практически е аспекты планирования и проведения пресс - конференци й ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчин-ский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков: Очень хорошо. Бобчинский: Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков: Очень хорошо. Приведенный выше диалог героев гоголевского «Ревизора» по динамике и аргументации своей до боли походит на беседу не слишком посвященного в секреты журналистской кухни заказчика и опытного, искушенного жизнью исполнителя. Ситуация исключительно проста: некто {заказчик, у Гоголя — Петр Иванович) очень хочет, чтобы о нем узнали. Не важно, кто — целевая аудитория определена крайне расплывчато: «вельможи разные». Лишь после первого хлестаковского «очень хорошо» Бобчинский набирается неслыханной смелости просить довести нужную информацию и «до государя»; так, при случае... ведь кто-то должен узнать, что он просто живет на свете и все у него хорошо. Заметим, что «информационный повод» такого сообщения определен неконкретно. Собственно, его нет вовсе! Оттого слова потенциального исполнителя Хлестакова походят скорее не на согласие оказать собеседнику «пустяшную» информационную услугу, а на стремление поскорее разговор завершить, избавившись от не вполне адекватного просителя... Справедливости ради следует заметить, что схема «человек — информационный повод» широко используется организаторами предвыборных кампаний в СМИ. Еще с 50-х гг. прошлого века известна «модель иерархии степеней воздействия» Роберта Дж. Левидноа и Гари Э. Стай-нера1, согласно которой поведение человека рассматривается как «серия шагов от представления о товаре (человеке) до окончательного принятия решения в пользу товара (человека)». В зависимости от количества и качества предоставляемой информации изменяется и отношение к товару (человеку).
Исходя из этого понятно, что менеджеру вполне достаточно провести несколько последовательных кампаний, которые не изменят общего стратегического направления, однако расставят нужные акценты. В этом случае на первом этапе работы дается общее представление о человеке; на втором — дополнительные знания, и, таким образом, 1 Lauridge R.J. and Steiner G.A. Journal of Marketing. 1961. October. P. 61. 4.2. Технологии создания информационного повода 91 процесс идет по нарастающей. Другими словами, человек (кандидат) выступает в роли ньюсмейкера, и все, что происходит с ним в рамках предвыборной кампании, рассматривается как информационный повод. Этот подход закреплен соответствующими федеральными законодательными актами. Правда, и в обычной, не связанной с выборами, жизни информационный повод, строящийся по принципу «живет такой парень», активно используется российскими СМИ. Другое дело, что выдавать такого рода продукцию за «чистую» журналистику становится все сложнее. Это приводит к тому, что те издания, которые хотят получить определенное вознаграждение за публикацию материалов о подобных «героях» и при этом сохранить собственную высокую репутацию, стараются «спрятаться» за специальные рубрики. Наиболее популярными из них можно считать «Мнение руководителя», «Пресс-релиз» и т. п. Раз уж речь зашла о рекламных текстах (а означенные выше публикации относятся именно к этой категории), то напомним, что, согласно теории рекламы, композиция рекламного текста включает в себя: ♦ слоган (девиз; заголовок); ♦ завязку (зачин; вводную часть; лид); ♦ информационный блок, выполняющий в том числе и функцию информационного повода; ♦ дополнительную информацию или справочные данные. Так что без информационного повода, как без воды, как пелось в популярной в свое время песенке, «и ни туды, и ни сюды»... Хотя приведенные выше примеры — это скорее «игра в журналистику». Если же работать «по-взрослому», формулируя тему и подбирая (моделируя) информационный повод, вариант «с Петром Ивановичем», описанный Гоголем в «Мертвых душах», скорее всего не пройдет. Если бы г-н Бобчинский знал о таком явлении, как информационный повод, диалог бы мог стать более конструктивным.
Сам термин «информационный повод» вошел в профессиональную лексику отечественных журналистов сравнительно недавно: где-то на рубеже 90-х гг. прошлого века, когда в стране стала появляться жестко выдержанная во временных рамках новостная журналистика, не допускавшая, например, ситуации, когда вернувшийся из командировки корреспондент задерживал репортаж на несколько дней. Надо отметить, что и раньше требовали актуальности и соответствия строгим временным рамкам, но тем не менее в абсолют этот критерий отбора материала никто, кажется, не возводил... 92 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций В «Литературной газете» образца 80-х гг. вторая тетрадка начиналась с полосы «Семь дней в...» («...в сентябре», «...в октябре» и т. д.), которую готовил отдел международной информации. Критерий отбора материалов — как заметок от зарубежных корреспондентов, так и собственных, в том числе и переводных, — был таков: а при чем тут «семь дней»?.. Другими словами, есть информационный повод, заставляющий обратиться к этому сюжету именно сейчас, на уходящей неделе, или нет. В начале 90-х гг., когда на рынке заявил о себе новым стилем в журналистике ежедневный «КоммерсантЪ», подход к информации стал постепенно меняться. Вышеозначенное издание строило свою информационную стратегию на двух фундаментальных принципах: наличии списка персон и организаций-ньюсмейкеров и перечне гарантированно востребованных читателем тем. Кроме того, газета пообещала аудитории, что в ней не будет слова «позавчера», т. е. каждая публикация будет иметь информационный повод того дня, когда она была «изготовлена» журналистом. Таким образом, два простейших (базовых, если угодно) элемента подбора информационного повода для материала можно представить следующим образом: ♦ ЧТО произошло (начало визита официальной делегации; подписание важного контракта; завершение фестиваля и т. д.; значимый факт, гарантированно привлекающий внимание аудитории); ♦ с КЕМ это приключилось (классический пример из британской репортерской школы: если человека укусила собака, это еще не новость, а вот если человек покусал пса...). Закон суров, но это закон, и журналистам пришлось многому научиться прежде, чем «информационный повод» стал нормой их профессиональной жизни. Дело доходило до курьезов: скажем, отдел бизнеса узнает о планах крупного торгового концерна из Словении открыть сеть в Москве и Петербурге. Размер инвестиций соответствует показателю, включенному в перечень гарантированных тематик (от миллиона долларов и выше). Но для появления в газете заметки этого недостаточно: не хватает информационного повода, к числу которых относятся, в частности, регистрация проспекта эмиссии, заключение крупной сделки, пуск объекта или... пресс-конференция организаторов-устроителей (сам факт встречи, обычное интервью, данное корреспонденту «Ъ», информационным поводом не считалось). Посему опытные журналисты, набрав достаточный материал, зачастую ставили собеседников в тупик такой оговоркой: «Только давайте договоримся, что это было не интервью, а пресс-конференция, и кроме меня на ней присутствовали, запишите...», — после чего корреспондент называл имена заранее предупрежденных коллег из «братских» СМИ. На случай, если кто-то поинтересуется, что это за пресс-конференция такая была и кто
4.2. Технологии создания информационного повода 93 на ней был (заметим, что люди, способные «поинтересоваться» во благо соблюдения одного из основополагающих принципов редакционной политики, в «Ъ» часто находились). Другая весьма распространенная проблема, возникавшая в то время с информационными поводами, касалась временных рамок: их было непросто соблюсти, не нарушив требования deadline'a, особенно если мероприятие проходило во второй половине дня. Это позже в газете станут допускать оговорки, вроде: «В понедельник поздно вечером...» (такое «оправдание» позднего обращения к событию может содержаться в номере, вышедшем в среду) и т. п. А до того повод, как и в первом случае, приходилось... моделировать. Моделирование ситуаций, направленных на создание информационного повода, — кратчайший путь к публикации. Требования самих СМИ постоянно меняются, причем в сторону ужесточения. Это касается в первую очередь качественных печатных изданий, сотрудничество с которыми не сводится к примитивному торгу, а предполагает соблюдение всех правил классического PR. Например, газета «Ведомости», появившаяся почти на десять лет позже «Коммерсанта», в своей «Догме» (так называется документ, в котором прописаны основные требования информационно-корпоративной политики этой российской «дочки» «Wall Street Journal» и «Financial Times») утверждает: «Тусовка ньюсмейкеров (конференция, выставка, парламентские слушания и т. д.) не может служить поводом для статьи сама по себе. Необходимо существенное событие (сделка, объявление о новом крупном проекте)». Другими словами, если на конференции, пресс-конференции или еще каком-нибудь мероприятии кто-то что-то озвучил, следовательно, это уже случилось, произошло. Соответственно писать об этой сделке, запуске проекта и т. п. нужно было в момент события, а не тогда, когда его участники или организаторы посчитали нужным об этом заявить...
Еще одно важное требование к информационному поводу из той же «Догмы»: «Намерение подавать иск или передать информацию в прокуратуру не является новостным поводом. Дождемся самого иска или -возбуждения дела». Логика ясна: новость нужно отделять от «ожидания новости», слова — от дел, намерения, которые на практике могут так и остаться намерениями, — от фактов... В этой связи вспомнилась такая шутка из «раннего» «Коммерсанта»: «Какой повод, какой повод... Я об этом впервые услышал — вот вам и повод!..» Искренне, но неубедительно... 94 Глава 4, Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций Дабы не уподобляться упомянутому в самом начале гоголевскому персонажу, обращаясь к СМИ с целью «быть замеченным» и, как следствие, оказаться «упомянутым», «стать героем материала» и т. д., необходимо знать и понимать профессиональные требования, предъявляемые журналистами к собственным материалам. И стараться требования эти учитывать, а еще лучше — соблюдать. В этой связи — несколько практических советов: ♦ Говоря об информационном поводе, необходимо учитывать фактор периодичности. Помните, ежедневное издание возьмется за сюжет, имеющий информационный повод «вчера» или «сегодня»; в некоторых случаях — «завтра», «на днях», «в ближайшее время». Еженедельник работает соответственно в недельном поле: что уже случилось за прошедшие семь дней и что может случиться до «нашей очередной встречи с читателем». ♦ Если ваше событие, ваша информация, как говорится, «с душком», не спешите опускать руки: возможно, ее получится реально «оживить», «обновить». Жизнь — она ведь не стоит на месте; что с того, что решение о выпуске облигационного займа было принято на прошлой неделе? А со списком банков, уполномоченных на его обслуживание, когда определятся? Словом, взглянем на ситуацию шире и выясним, какие из ожидаемых событий претендуют на роль нового информационного повода... ♦ У вас на руках — прекрасная фактура, но с информационным поводом придумать ничего не удается. Один из простейших вариантов — разместить информацию со ссылкой на «непроверенные источники» на каком-нибудь, пусть даже скандальном, сетевом ресурсе. После чего будет уместным и оправданным «подсказать» серьезным СМИ «проверить» появившиеся сведения (заметим, что «отслеживание»; ситуации по уже появившимся в СМИ публикациям — один из эле- ментов фирменного стиля вполне респектабельного немецкого еже- недельника «Der Spiegel»). ♦ Бывает так, что повод кажется вполне подходящим, но круг СМИ, готовых на него «клюнуть», непростительно узок. Как его расши- рить, как привлечь к событию дополнительное внимание? Можно использовать в качестве «приманки» человека с громким именем, сделав упор на его возможном участии в мероприятии... Рассмотрим такой пример: в мае 1996 г., во время приватизационных аукционов, одна компания никак не могла подать заявку на участие в конкур- 4.2. Технологии создания информационного повода ____________________ 95
се (ее недоброжелатели всякий раз находили формальные поводы отказать в принятии бумаг). Тогда решено было привлечь прессу. Обзвонить какое-то количество журналистов и призвать их на помощь-(пусть и в завуалированной форме) — задача, требующая сообразительности. Кто даст гарантию, что шестая попытка подать документы окажется решающей? Это цель всего медиа-мероприятия, но вовсе не факт, а пресса «клюет» на факты... Тогда был избран такой путь: в добрый десяток редакций позвонил сотрудник данной компании, знавший своих собеседников лично. И в каждом случае он произнес примерно один и тот же текст (тихо, почти шепотом): «Завтра мы подаем заявку на участие в приватизационном конкурсе по компании X, подаем в шестой раз и завтра мы ее подадим, это точно! Хотите стать единственным журналистом, который видел все это своими глазами? Тогда — только тихо, не рассказывайте всем подряд — приезжайте завтра» туда-то и во столько-то. Оказавшиеся в состоянии обведенного вокруг пальца, прибывшие в означенное время по одному адресу журналисты быстро сообразили, что ни о каком эксклюзиве речи не идет; сразу же стало понятно, чем эта... легкая ложь (говоря языком «разведенной» прессы) или «смоделированный информационный повод» (изъясняясь «а 1а работник пресс-службы»), продиктована... «производственной необходимостью». Но отступать было поздно и, в общем-то, некуда: само по себе мероприятие заслуживало внимания. Хотя бы потому, что «сюда нагнали столько прессы», которая из беспристрастного наблюдателя моментально превратилась в участника событий. А вот пример с успешным моделированием информационного повода: в одном московском университете ожидался визит первой леди Франции. Интерес со стороны французских журналистов, работающих в Москве, был гарантирован. Но возникал вопрос — как быть с прессой российской? Ведь за исключением не столь многочисленных почитателей Франции, для которых Бернадетт Ширак — персона, имеющая неоспоримый авторитет; использование термина newsmaker в данном случае неуместно, особенно если вспомнить «любовь» франкофилов ко всему англоязычному. Среди приглашенных (а критерием отбора являлся статус лица) значилась и Людмила Путина, но дать гарантии, что она будет, никто, естественно, не мог (в отличие от г-жи Ширак, с которой все было обговорено более чем за месяц). Тогда организаторы мероприятия с нее, с жены президента России, и решили начать, пригласив прессу на освещение встречи «первых леди России и Франции». Подкрепили приглашение хорошим бэкграундом об истории встречи двух дам и т. д. Интерес был обеспечен. Редкий журналист, узнавший уже по прибытии, что Людмилы Путиной не будет, развернулся и покинул мероприятие. Таким образом, «покупая» прессу на информационный повод, главное его грамотно и убедительно сформулировать. Для этого вполне подходит «не вся правда» о событии или «правда с элементами домысла, PR-фантазии». Если же этот элемент несколько перешагивает допустимые рамки (как в случае с подачей заявки на аукцион), макси- 96 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций мум, чем рискует дезинформировавший общественность пиарщик, — это попасться на глаза своим «жертвам-журналистам» либо непосредственно на мероприятии, либо в течение ближайшей недели после того. Но разве можно сравнить эти «издержки» с похвалой начальства (так эффективно и столь недорого!) и возросшей репутацией в глазах коллег по медиа-сообществу. Не исключая, к слову, и самих журналистов: умные люди признают и собственную доверчивость, и тем более профессионализм других... Другое дело, что второй раз на этот же крючок кто-нибудь вряд ли попадется. Но на то оно и искусство (создавать информационные поводы), что требует постоянной тренировки и воображения... Как еще можно смоделировать информационный повод? ♦ Используя громкое имя: приглашая прессу на мероприятие, сообщите о договоренности с кем-то из важных ньюсмейкеров, изъявивших желание принять в нем участие. ♦ Хотя внутренние инструкции некоторых СМИ запрещают использование в публикациях таких определений, как «уникальный», «не имеющий аналогов», «беспрецедентный» и т. п., сами журналисты на подпадающие под такие дефиниции события охотно «покупаются». Здесь, правда (как и во всем остальном), надо знать меру. Скажем, глупо сообщать СМИ, что «компания X пошла на беспрецедентный шаг, открыв офис по продажам услуг в универсаме ЦУМ». Но если сказать, что «предоставляемая услуга во многом уникальна для российского рынка» или «не будет преувеличением утверждать, что на сегодняшний день аналогов этой разработке не существует», на вас, скорее всего, обратят внимание. ♦ Помните, что, согласно той же «Догме» газеты «Ведомости», «журналист должен относиться ко всем событиям, компаниям и людям с одинаковым скептицизмом. Ценность для читателя — главный критерий при выборе тем для освещения», т. е. основной информационный повод. Медиа - брендинг Возрождение дореволюционных брендов; «размножение» новых, уже успевших стать успешными; приглашение на российский рынок западных торговых марок и попытка с их помощью создать собствен- 4.3. Медиа - брендинг 97 ный бренд — вот основные тенденции, определяющие маркетинговую политику крупных российских медиа-компаний. Многим из них она позволила закрепиться на рынке, причем возрожденные бренды уже не ассоциируются в первую очередь с их «прародителями», т. е. прочно связались в умах потребителей с новым товаром. Для одних СМИ этот шаг по продвижению себя стал путевкой в большую и счастливую жизнь, другим не помог выжить даже в течение года... Итак, брендинг и СМИ... Порядком подзабытое старое Когда на рубеже 80-90-х гг. прошлого века в России только начал формироваться рынок периодических изданий, наиболее эффективным способом заявить о себе стало возрождение позабытых, дореволюционных брендов.[9] Так, появившийся в 1990 г. тогда еще еженедельник «КоммерсантЪ» оповещал читателей, что «газета издается с 1909 г. С 1917 по 1990 г. не выходила по независящим от редакции обстоятельствам...» (собственно, оттого в названии газеты и присутствует буква «Ъ», написания которой требуют дореформенные правила русского языка). Для подтверждения тезиса о преемственности читателям даже рассылались репринтные издания «настоящего» дореволюционного «Коммерсанта». На самом же деле ничего общего с тем изданием новый продукт не имел ни исторически, ни юридически. Собственно, и бизнес-среда, возникшая благодаря глубоким экономическим преобразованиям в начале 90-х гг., лишь отчасти сравнима с бизнес-средой России начала XX в. Тем не менее ход был выбран верный: в массовом сознании попытка возрождения чего-то утраченного, но исконно свойственного нации, была ближе и понятнее, чем, ска- 98 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций жем, стремление навязать современному обществу какие-то западные образцы. Пользуясь типологией брендов1, можно утверждать, что за 14 лет существования «КомерсантЪ» преодолел путь от Brand-Identity, т. е. бренда, построенного на идентификации с потребителем, когда ценности потребителя и бренда совпадают, до Brand-Icon — бренда-иконы, бренда, которому удалось стать символом категории товаров, в которую он входит. Успех этого бренда, стартовавшего как «возрожденное издание», определяется при помощи двух ключевых параметров: Brand Awareness, т. е. известности марки, и Brand Loyalty, «лояльности бренду», определяемой по ответу на вопрос: какой бренд вы потребляете чаще или какой газете вы отдаете предпочтение? Заметим, что тираж газеты «КоммерсантЪ» в 2004 г. — 110,5 тыс. экземпляров, что делает его одним из самых массовых не только специализированных деловых, но и общественно-политических ежедневных изданий. Возвращаясь к приему «Коммерсанта», «реанимировавшего» дореволюционный, порядком подзабытый бренд, заметим: примеру «Ъ» последовали и другие издания, появившиеся с ним примерно в одно время. Так возникли (или «возродились») «Биржевые ведомости», а в столице стала издаваться городская газета «Московские ведомости». Вообще, слово это, исторически столь популярное среди российских издателей периодической продукции, получило в начале 90-х вторую жизнь. Позже, правда, многие издания, появившиеся в тот период с этим именем, по разным причинам с рынка ушли («Биржевые», в частности, из-за краха издававшего их Всероссийского биржевого банка), но в 1999 г. появилась ежедневная деловая газета «Ведомости», выпускаемая холдингом Independent Media. На сегодняшний день это едва ли ни единственный пример реинкарнации «ведомостного» бренда. Кстати здесь хотелось бы подчеркнуть, что официальный праздник российских журналистов, отмечаемый в день выхода первого номера еще петровских «Ведомостей», с полным на то основанием отмечают те самые, единственные на федеральном уровне «Ведомости», которые в настоящее время издаются голландским издателем и выходят совместно с «Wall Street Journal» И «Financial Times». Следует заметить, что «Ведомости» стали первой газетой в России, использовавшей западные бренды (до того лишь «Известия» совмести но с «Financial Times» запустили «Финансовые известия», которые _________________ 1 См.: DMB&B Brand Manual «Building Brand Leaders», 1998.
4.3. Медиа - брендинг 99 выходили в качестве составной части самих «Известий»). При этом «Wall Street Journal» и «Financial Times» выступили в роли «брендов-рычагов», призванных «воздействовать своими свойствами на основной сектор бизнеса компании, продвигая его экспертизу (знания, качество, особенности) целевым потребителям».[10] Помимо этого «Wall Street Journal» и «Financial Times» использовались как «бренды-звезды», цель которых заключалась в том, чтобы «положительно влиять на имидж другого бренда». Как следствие, до выхода первого номера «Ведомостей» в августе 1999 г. газета смогла «поднять» на еще не оправившемся от августовского кризиса рынке $1,5 млн «рекламных» денег, принеся уже через три года первую прибыль акционерам. За два года до «Ведомостей» на рынке появился еще один медиа-продукт, для раскручивания которого решили возродить очередной дореволюционный бренд. Речь идет о ежедневной газете «Русский Телеграф», издававшейся ИД «Консерватор», позже влившейся в сформированную холдингом «Интеррос» группу «Проф-медиа». Проект прожил всего год: после кризиса 1998 г. издатель слил «Русский Телеграф» с «Известиями», выбрав из двух брендов последний: не прерывавшие ни по каким причинам выхода «Известия» оказались для отечественного рынка брендом более привлекательным. Любопытно, что, даже несмотря на такую мимолетность — в возрожденном варианте бренд просуществовал какой-то год, — вскоре он оказался востребованным рынком. Не прошло и двух с половиной лет после внезапной «кончины» газеты, как вдруг стала распространяться информация о ее возможном... возвращении. «По слухам, полным ходом готовится реанимация газеты "Русский Телеграф", которая издавалась на деньги ОНЭКСИМбанка в 1997-1998 гг., — пишут в марте 2001 г. "Ведомости". — Газета просуществовала год, но за это время успела приучить к себе столичную бизнес- и политическую аудиторию. Стремительному росту популярности "РТ" способствовал журналистский коллектив, основу которого составили выходцы из "Коммерсанта", и вложенные в раскрутку "РТ" средства банка (опять же по слухам, за год существования проект "съел" около $10 млн. — Прим. ред.). После кризиса ОНЭКСИМ свернул дотационные проекты, в том числе и газету. Сейчас, по слухам, интерес к "РТ" проявил самарский губернатор Константин Титов. Он вроде бы собирается создавать 100 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций собственную партию социал-демократического толка, которой понадобится свой печатный орган. Но не партийный, а просто отражающий некоторый круг интересов и ценностей. Решение о реанимации "РТ" предполагается принять на первом съезде новой партии. В финансировании реанимируемой газеты могут принять участие тот же Потанин, а также Олег Дерипаска и Михаил Ходорковский. Осевшие в других изданиях журналисты "РТ" уже обсуждают будущее штатное расписание газеты».[11] Правда, дым, учуянный журналистами «Ведомостей», оказался из другого костра: возродили не «Русский Телеграф», а газету «Консерватор» (так «РТ» планировали назвать изначально, отчего этим же именем нарекли и издательский дом). И занялся этим проектом не Титов и не Дерипаска, а никому не известный на медиа-рынке питерский предприниматель, глава питерской компании «Феникс-Холдинг» Вячеслав Лейбман... Но это уже совсем другая история. Cool и Oops! (непереводимая игра слов) Заметим, что весьма «патриотический» брендовый ход «Коммерсанта» был «разбавлен» шагом, казалось бы, весьма спорным: запустив в 1992 г. проект ежедневной газеты, ИД ввел в оборот, вынеся в название своей ежедневной газеты и еженедельного журнала соответственно термины «Daily» и «Weekly». Ничего — прижились!.. Тогда же, в 1992 г., на московском, а позже и петербургском рынке, же — «Домашний очаг». Так, на отечественном медиа-рынке появился суббрендинг, представляющий собой «вариант архитектуры компании-бренда или "Branded House". Co временем суббренды приобретают значительную долю самостоятельности и индивидуальные свойства и характеристики, которые способствуют восприятию их потребителями как отдельных
4.3. Медиа - брендинг 101 брендов».[12] Кроме того, «построение мега-бренда, или системы "Branded House", становится возможным тогда, когда накопленного марочного капитала, воспринимаемых ценностей и конкурентного преимущества становится "много" для одного или нескольких товаров, и перенос частички этих свойств на новый продукт или суббренд оказывается безболезненным для материнского продукта и живительно полезным для нововведения компании».[13] Вслед за вышеназванными брендами компания Independent Media привела в Россию журнал «Playboy», позже «перебежавший» к другому западному бренду — Издательскому дому «Burda», выпускающему «Men's Health», «Yes!». Параллельно были запущены новые элементы «архитектуры "Branded House"»: «Бикини», «Кто», «Культ личностей». Потом уже очередь дошла до «Ведомостей»... Кстати, об ИД «Burda»: в области суббрендинга ему удался не менее рискованный эксперимент, связанный с запуском на российском рынке российских же журналов «Cool», «Cool Girl» и «Oops!» Казалось бы, иностранные слова, смысл которых до конца не понятен даже знакомым с английским обывателям старше тридцати! К слову, брендинговые проблемы есть и у «Harper's Bazaar»: это название трудно прочитать без страха допустить ошибку, отчего покупателю легче попросить у киоскера легко произносимое «Cosmo»... Однако необычность и первичная непонятность бренда были восприняты профильной аудиторией. Главное в этой связи то, что «каждый бренд обладает определенными атрибутами (Brand Attributes) — функциональными и эмоциональными ассоциациями, присвоенными бренду покупателями и потенциальными клиентами. Атрибуты бренда могут быть как позитивными, так и негативными, могут иметь различную силу и важность для разных сегментов рынка. Суть любого бренда определяет некая основная характеристика (Brand Essence). Все атрибуты бренда в совокупности составляют индивидуальность бренда (Brand Identity), которую создает и поддерживает специалист по бренду. Индивидуальность бренда выражает то, что должен означать бренд, и является неким долгосрочным обещанием потребителям от авторов бренда. Бренд обладает определенным имиджем (Brand Image) — уникальным набором ассоциаций, которые в настоящий момент находятся в умах потребителей. Эти ассоциации выражают то, что означает бренд
102 Глава 4, Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций именно сейчас, и являются сиюминутным обещанием потребителям от авторов бренда. В частности, имидж бренда может сформировать рекламная кампания. Важно отметить, что имидж бренда — это то, что в настоящий момент находится в умах потребителей. Имидж бренда неразрывно встраивается в общий имидж организации. Они являются двумя сторонами одной и той же медали».[14] Мы наш, мы новый бренд построим... Заметную роль в области практического создания брендов в современной России сыграл холдинг «Московские новости», запустивший еще в первой половине 90-х гг. прошлого века проект «Бизнес-МН». Вскоре в журналистской среде произошел раскол, и некоторое время на рынке параллельно существовали два продукта: «Бизнес-МН» и «МН-Бизнес». Забавно, но несколько лет спустя все в том же холдинге «Московские новости» случился очередной раскол, на сей раз — вокруг проекта ежедневной газеты «Время». Напомним, что ежедневная газета «Время МН» появилась летом 1998 г. Пережив кризис, оказавшийся непреодолимым для упоминавшегося выше «Русского Телеграфа», газета столкнулась с финансовыми проблемами ровно через год; вернее сказать, финансовые разногласия возникли у руководства «Московских новостей» с редакцией «Времени МН». Тогда, в самом начале 2000 г., трудовой коллектив газеты в полном составе уволился из «Московских новостей» и в марте «стартовал» на новой площадке: проект получил название «Время новостей», а его издателем выступил созданный к тому времени ИД «Время». Пару месяцев спустя «Московские новости» возродили «Время МН», и какое-то время на рынке существовали две «овечки Долли»: два продукта, имеющие близкие бренды, занимающие одну и ту же нишу, что, безусловно, путало читателей и рекламодателей. Дело в том, что, уходя из холдинга «МН», коллектив «Времени новостей» стремился сохранить своего читателя, для чего создали максимально повторявшие прежние макет, шрифты и цветовое исполнение; по тому же пути пошло и «возрожденное» «Время МН». Приведенный пример во многом повторил брендовые конфликты предыдущих лет. Так, например, раскол в трудовом коллективе «Известий», случившийся после покупки газеты холдингом «Проф-медиа», и запус-
4.3. Медиа - брендинг ___________________ 103 ком группой журналистов во главе с экс-главным редактором «Известий» Игорем Голембиовским проекта «Новые известия», две газеты на рынке так и называли: «Известия» черно-белые (традиционные) и «Известия» цветные («Новые известия»). Однако в силу совершенно разной тематической направленности, стилистики, жанрового, набора эти два проекта вскоре удалились друг от друга и путаница прошла... К слову, похожая ситуация возникла и в случае со «Временем новостей» и «Временем МН». Неоднократно возникали ситуации, когда трудовой коллектив уходил, и новые проекты запускались на стороне. После смены акционеров в холдинге «Мост-медиа» и входящей в него группе «Семь дней» в начале 2001 г. коллектив журналистов, делавших еженедельник «Итоги», ушел и на новой базе стал выпускать «Еженедельный журнал». В свою очередь «Итоги» стали выпускать журналисты, перешедшие в журнал из закрытой новыми собственниками «Моста» ежедневной газеты «Сегодня». Аналогичный сценарий был разыгран в середине 90-х гг. в издательском доме «Коммерсант», причем неоднократно. Сперва журналисты «КоммерсантЪ-Weekly» ушли и запустили еженедельник «Эксперт»; потом их примеру последовал коллектив «Автопилота», создавший себе «запасной аэродром» в виде журнала «Колесо». Журналисты вполне успешного еженедельника ИД «Деньги» перекочевали в «Профиль». И т. д... Заметим, что во всех вышеперечисленных случаях бренд оставался у издателя; журналисты уносили с собой собственные знания, наработки, контакты и запускали медиа-проекты, во многом конкурировавшие с их бывшими изданиями, но выходившими на рынок с новым брендом. Хотя иногда ассоциации были весьма прозрачными. Тот же «Эксперт» позаимствовал для названия, пожалуй, самую популярную в Резюме Тема пресс-конференции должна звучать привлекательно и интересно для СМИ, а приглашаемые журналисты — соответствовать задаче, которую хотели бы решить организаторы. Важную роль играет модератор 104 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс - конференций пресс-конференции, так как он задает тон и сглаживает возникающие острые моменты. Пресс-конференция начинается с информационного повода, который лучше оформлять в виде новости о состоянии рынка, а не информации о происходящих в компании изменениях. Вопросы 1. Выделите основные этапы в процессе подготовки пресс-конференции. 2. Что влияет на рассадку журналистов в зале проведения мероприятия? 3. Опишите различные технологии создания информационного повода. 4. Объясните значение понятия «медиа-брендинг». Дидактический тренинг В компании X произошла смена руководства. Чтобы донести информацию до широкой общественности, было решено провести пресс-конференцию. Каким образом вы сформулируете информационный повод? Опишите детально порядок проведения мероприятия. Литература 1. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. Часть 1. СПб.: Триз-шанс; М., 1995. 2. КохановЕ. Ф. Теоретические и методологические основны PR-деятельности. М.: ИД «РИП-холдинг», 2005. 3. Юдина Е. Н. Креативное мышление в PR. М.: ИД «РИП-холдинг», 2005. 4. Яковлев И. П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб.: Петрополис, 1995. Глава 5
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.1 с.) |