Понятие, функции и система цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, функции и система цен



 

Экономический механизм хозяйствования представляет собой совокупность методов, приемов и средств экономического влияния на рост и повышение эффективности производства, важным элементом которого являются цены, ценообразование и ценовая стратегия.

Цена – основное орудие обмена – сыграла важнейшую роль в развитии экономики и преображении хозяйственных систем. Механизму цен отводится главная роль в регулировании хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. На формирование и изменение цен в условиях рыночной экономики оказывают влияние закон стоимости, закон предложения и спроса и законы денежного обращения.

С точки зрения либеральных экономистов-классиков, цена, равнодействующая индивидуальных выступлений на рынке, своим стихийным движением автоматически обеспечивает оптимальное равновесие предложения и спроса. Действительно конкуренция ведет к устранению нерентабельных производств и выравниванию цены по отношению к издержкам производства (предельным и средним) в соответствии с процессом, совмещающим интересы фирм и потребителей.

Согласно закону стоимости, установленному Марксом, средняя цена производства товара стремится к равенству по формуле:

С + У + а/к,

где С – часть стоимости постоянного капитала, израсходованная на это производство (промежуточное потребление и амортизация оборудования);

У – переменный капитал, то есть заработная плата;

а/к – средняя норма прибыли по отношению к вложенному капиталу.

В социалистической экономике этот закон мог действовать лишь частично, временно и как вспомогательный: на рынке товаров потребления, а в производственной сфере – необобществленные секторы (например, в сельском хозяйстве). Допускалось, что, поскольку в социалистическом обществе сохранялось использование денег, система цен могла способствовать плановой организации экономики.

Факторами установления закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были: зональные издержки производства; почвенно-климатическое и экономическое зонирование страны; качество продукции; сезонность реализации; план государственных закупок сельскохозяйственной продукции; неизменность закупочных цен в течение пятилетки.

Практика ценообразования, сводившаяся к поддержанию низких оптовых цен на оборудование и сырье, приводила к тому, что убыточные предприятия, в частности в базовых отраслях, не заботились о результатах своей деятельности, рассчитывая на дотации государства. Такая система цен способствовала росту бесхозяйственности в промышленности. Она не позволяла с достаточной гибкостью уравновесить спрос и предложение на предметы потребления.

Переход к свободному рыночному ценообразованию обусловил необходимость переосмысления экономической сущности цен, исходя из выполняемых ими функциях.

Цена выполняет следующие функции:

1. Учетно-измерительная функция – цена выступает экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет самых различных хозяйственных процессов и измерение их результатов.

2. Функция распределения и перераспределения – цены выступают инструментом перераспределения дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, предприятиями и внутрихозяйственными подразделениями, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

3. Стимулирующая функция цены – воздействие на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли и способствует росту выпуска и потребления разных товаров.

4. Функция размещения производства – с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те отрасли агропромышленного сектора, в развитие тех производств (ресурсообеспечивающих, перерабатывающих и др.), где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием спроса и предложения.

5. Стабилизирующая – через цены осуществляется связь производства и потребления, спроса и предложения. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. Она обязана поощрять производителя к повышению качества и расширению ассортимента товаров, снижению затрат. Данная функция цены имеет доминирующую роль при ценообразовании.

Система цен в экономике. В агропромышленном производстве в условиях плановой экономики применялись два вида цен реализации: государственные закупочные, на долю которых приходилось 85-88%, и цены колхозного рынка. С развитием рыночных отношений сформировались свободные и фиксированные.

Свободные (рыночные) цены, или тарифы, складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения.

Регулируемые цены – цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими органами управления на продукты, товары и тарифы повышенного социального назначения: государственная закупочная цена, целевая, паритетная и эквивалентная.

Государственная закупочная цена – это цена, по которой государство закупает сельскохозяйственную продукцию и другие товары у производителей для федеральных и региональных нужд в целях поддержания сельхозтоваропроизводителей.

Целевая цена (нормативный индикатор) устанавливается для обеспечения паритетных соотношений цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по другим отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства, и является базой для установления гарантированных закупочных и залоговых цен.

Эквивалентная цена (расчетная) позволяет сельскому хозяйству осуществлять расширенное воспроизводство в условиях конкретного года. Она рассчитывается с учетом ценового паритета, включает в себя рентабельность на уровне базисного года, отражает конкретный уровень хозяйствования (объемы приобретения ресурсов, выпуска продукции).

По характеру обслуживаемого оборота выделяется следующая классификация цен (табл. 1):

1. Отпускные (оптовые) цены – цены на товары и услуги, которые устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции.

2. Закупочные цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют свою продукцию государству, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

3. Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению.

По способу установления цены подразделяются на твердые, текущие, подвижные и скользящие.

С учетом фактора времени цены подразделяются на постоянные, сезонные и ступенчатые.

По способу получения информации об уровне цены – справочные, прейскурантные, расчетные.

По условиям поставок и продаж различают цену-нетто, цену-брутто, цену-«франко», мировые цены.

Таблица 4.1

Структура цены

Цены

Структура цены

Себестоимость Налоги Прибыль Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Отпускная (оптовая) цена + + +    
Закупочная цена + + + +  
Розничная цена + + + + +

 

Таким образом, цены являются одним из наиболее сложных экономических методов управления производством и оказывают прямое воздействие на качественные показатели деятельности предприятий: структуру производства, спрос на различные виды продукции, объем реализации продукции, конкурентоспособность, товарно-денежные отношения.

 

2. Методы ценообразования

 

Ценообразование определяется как процесс формирования цен на товары и услуги. В механизме ценообразования существовало два основных подхода: затратный и ценностный.

В основе затратного подхода к ценообразованию лежат затраты предприятия на производство и сбыт товара. По затратной теории стоимость товара определяется количеством труда, необходимым для его производства. Последнее же измеряется рабочим временем, требующимся для изготовления конкретного товара. При этом рыночная цена формируется из средних затрат производителей, выпускающих указанный товар. А. Смит отмечал, действительная цена всякого предмета есть труд и усилия, нужные для приобретения этого предмета, что труд является единственным точным мерилом стоимости или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимости различных товаров во все времена и во всех местах.

В качестве фактора ценообразования А. Смит рассматривал переменные затраты, формируя товарную цену за счет ренты, заработной платы и прибыли. Кроме того, А. Смит сформировал понятие о естественной и рыночной цене товара. Он отмечал: «Если цена какого-либо товара не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с их естественными нормами земельной ренты, заработной платы и прибыли на капитал, затраченный при добыче, обработке и доставке его на рынок, товар этот продается... по его естественной цене». Рыночную цену товара А. Смит определял как отношение между количеством его, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену или полную стоимость ренты, заработной платы и прибыли, которую следует оплатить для того, чтобы товар доставлялся на рынок».

Д. Рикардо значительно более последовательно, чем его непосредственный предшественник А. Смит, разработал положение о труде как единственном источнике стоимости. Он в основу цены ставит сумму затрат труда, определяемых по принципу добавленной стоимости в рамках вертикально интегрированного производства товаров, поскольку в теории трудовой стоимости капитал рассматривается как ранее затраченный труд, а земельная рента как результат ценообразования. Рикардо первым конкретизирует такую постановку проблемы как перенесенные стоимости израсходованных средств производства на производимый товар: «На стоимость товаров влияет не только труд, применяемый непосредственно к ним, но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду».

К. Маркс ввел понятие «общественно необходимые затраты труда», понимая под ними затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. По Марксу, в стоимость товара входит стоимость потребленных средств производства.

Подобная модель ценообразования, называемая пассивной, связана с выявлением общественной потребности в различных товарах, установлением пропорциональности в общественном производстве посредством централизации товарного предложения, калькуляции цены товара на основе фактических затрат труда (рис. 4.1).

Продукт
Покупатели
Ценность
Цена
Затраты
Технология

 

 


Рис. 4.1. Затратный подход к ценообразованию

 

Однако данный подход не учитывает условия формирования спроса и экономической ценности товара (цена определяется исходя из заданного объема продаж, хотя этот объем в силу закона спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а не на экономические (полные) затраты; использует как основу определения цен средние переменные, а не предельные затраты.

Затратная модель ценообразования продолжает использоваться по ряду причин:

- всю информацию, необходимую для установления цен по такой методике, можно получить на фирме по бухгалтерской отчетности. Не нужны никакие исследования рынка, опросы покупателей;

- не всегда у фирмы есть специалисты и менеджеры, владеющие более совершенными методами ценообразования;

- затратное ценообразование может быть общепринятым в данной отрасли, и не нужно осваивать иные методы обоснования цен;

- затратное ценообразование часто воспринимается менеджерами фирм как наиболее обоснованное и справедливое, по принципу – «честный производитель».

Ценностное ценообразование – это установление цен, обеспечивающее получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения «ценность/затраты». Базой цены являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность. Отсюда определение цены как денежного выражения ценности товара, услуги.

Одним из сторонников «теории полезности» выступал Жан Батист Сэй. Согласно этой теории производство создает полезность, а «полезность» сообщает предметам «ценность», что и «есть мерило полезности» предмета. Таким образом, Ж.-Б. Сэй отождествлял стоимость товара с его потребительной стоимостью.

Критикуя концепцию Ж.-Б. Сэя о полезности товаров как регуляторе их стоимости, Д. Рикардо писал: «Это было бы верно, если бы стоимость товаров регулировалась только покупателями». Д. Рикардо отмечал, что полезность товаров, то есть их потребительная стоимость, необходима для того, чтобы товар обладал стоимостью, однако она не является источником стоимости. «Полезность вещей, – писал он, – представляет, бесспорно, основу стоимости, но степень полезности не может быть мерой стоимости. Товар, производимый с большей трудностью, будет всегда дороже, чем товар, производимый с большей легкостью, даже если бы все люди единодушно считали, что последний более полезен, чем первый». Еще более рельефно данная мысль представлена в его главном труде: «...полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она существенно необходима для этой последней».

Количественным измерителем предельной полезности товара в концепции, выдвинутой П. Самуэльсоном, выступает индивидуальный выбор потребителя, то есть спрос. Согласно этой теории величина ценности каждого товара или услуги определяется величиной их пользы для конкретного потребителя. Характерной особенностью их исследований является рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов; необходимость достижения равновесия на рынке; учет и анализ соотношения спроса и предложения. Результат, к которому стремится фирма, используя ценностный подход ценообразования, – максимальная разница между ценностью товара для покупателей, которую они готовы платить, и затратами, необходимыми фирме, чтобы изготовить данный товар.

Покупатели
Продукт
Технология
Цена
Затраты
Ценность

 

 


Рис. 4.2. Ценностный подход к ценообразованию

 

В современной концепции ценообразования предпринимаются попытки преодолеть антагонизм между затратным и ценностными подходами. Соединение двух, казалось бы, несовместимых теорий произошло на рубеже ХIХ-ХХ вв., в науке возникло неоклассическое направление, составляющее теоретический фундамент современных исследований рынка. А. Маршалл переосмыслил, переработал теорию трудовой и теорию предельной полезности в теорию взаимных связей спроса и предложения.

На вышеизложенных методологических подходах к ценообразованию базируются соответствующие методы установления цен на продукцию (услуги).

Методы, основанные на издержках производства:

1. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».

2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Здесь необходимо рассчитать различные варианты цены с тем, чтобы определить, какая цена позволит достичь объема продаж, покрывающего валовые издержки и в дальнейшем позволяющего выйти на запланированную прибыль, и многое будет зависеть от эластичности спроса и поведения конкурентов.

Рыночные методы определения цен:

1. Установление цен на основе ощущаемой ценности товара. Основным же фактором ценообразования является покупательское восприятие, а затраты остаются на втором плане, хотя и определяют минимум цены.

2. Установление цены на основе уровня текущих цен: основные товаропроизводители могут ориентироваться в своих ценах на цены лидера, устанавливая их чуть ниже или чуть выше, изменение цен может происходить не в зависимости от изменения спроса, а в соответствии с колебаниями цены лидера.

3. Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль.

4. Метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

Цели ценообразования.

1. Ориентированные на сбыт. Предприятие добивается высокого объема реализации или увеличения доли продаж в сравнении с конкурентами. Здесь используется ценовая стратегия проникновения, связанная с низкой ценой, предназначенной для захвата массового рынка. Экономия от масштаба производства, связанная с уменьшением издержек на единицу продукции, позволяет использовать цену проникновения.

2. Ориентированные на прибыль. Предприятие стремится достичь высокого уровня прибыли до уплаты налогов вместо того, чтобы максимизировать прибыль в течение года, используя престижные цены. Они предназначены для привлечения рыночного сегмента, который более обеспокоен качеством товара, его уникальностью или статусом, чем ценой.

3. Ориентированные на существующее положение. Предприятия заинтересованы в стабильности в рамках своей деятельности. Стратегия ценообразования рассматривается для того, чтобы избежать спада в сбыте и свести к минимуму действия таких факторов, как правительство, конкуренты и участники каналов сбыта.

 

3. Факторы ценообразования

 

На механизм ценообразования в аграрном секторе АПК влияет система факторов, которые подразделяются на факторы внутренней (микросреды) и внешней (макросреды) среды.

Среди факторов внутренней среды предприятия выделяются: издержки производства и качество продукции.

Факторы внешней среды – это потребительский спрос, платежеспособность населения, уровень конкуренции, инфляция, государственная политика в области ценообразования и др.

Издержки производства зависят от изменения объема производства, цен на ресурсы, нормы расхода ресурсов на производство единицы продукции, ассортимента выпускаемой продукции. Для оптимизации издержек производства уменьшают расход материалов и понижают затраты, применяют более дешевые материалы-заменители, проводят организационные изменения, совершенствуют систему ведения отраслей, применяют методы автоматизации и рационализации, разрабатывают программы улучшения качества и др.

Однако в сложившихся условиях вышеперечисленные мероприятия по снижению уровня затрат в сельскохозяйственном производстве не дают ощутимого эффекта, который подавляется высокими ценами на материальные ресурсы, используемые в производстве. Значительные темпы роста цен на средства производства вызывают рост себестоимости сельскохозяйственной продукции и, в конечном итоге, приводят к убыточности сельскохозяйственных предприятий. Для характеристики особенностей данных процессов, развивающихся после либерализации цен, многими учеными стал широко применяться термин «инфляция издержек», связанный так или иначе со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Суть его состоит в том, что в результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях становится возможным длительное и существенное завышение цен на их продукцию, например, рост цен на топливные и сырьевые ресурсы. Инфляция издержек приводит к тому, что цены поднимаются по цепочке от производства, первичной обработки сырья до конечного потребителя.

Взаимосвязь между ценой и покупками потребителей объясняется экономическими принципами:

- законом спроса,

- ценовой эластичностью,

- сегментацией рынков.

Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой.

Для выражения зависимости между ценой товара и спросом на него используется коэффициент эластичности спроса по цене, показывающий, как может измениться спрос при изменении цены товара на 1%. Если спрос изменяется меньше, чем цена товара, такой спрос называется неэластичным.

Необходимо также понимать важность цен для различных сегментов рынка, поскольку не все потребители одинаково воспринимают их. Покупатель прежде всего ориентируется на свою потребность в товаре и на свою платежную способность.

Важным фактором внешней среды, влияющим на систему цен, является государство. Опыт стран с развитыми экономическими отношениями показывает, что наряду с рыночным ценообразованием действует отлаженный механизм государственно-правового регулирования экономики (дотации, субсидии, налогообложение, кредитование и др.).

В условиях рынка государственно-правовое регулирование имеет такие черты. Во-первых, речь идет о преимущественно экономических методах регулирования, а не административных. Во-вторых, имеется в виду переход на индикативные методы регулирования, дающие право выбора предлагаемых условий и программ. В-третьих, требуется переход на демократические принципы управления.

В нормативно-правовых документах установлены методы государственного регулирования цен: прямые и косвенные.

Прямое регулирование цен – административное вмешательство государства в действующие цены, участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования. Основными формами являются следующие: общее замораживание цен и замораживание цен на отдельные товары; установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального); установление предельного норматива рентабельности; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции; установление паритетных цен. В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последнее время существенно сокращен. Наибольшее распространение среди прямых методов получил метод, основанный на установлении предельных норм рентабельности (при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов и государственных унитарных предприятий).

Косвенное регулирование цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них, осуществляемое с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортной политики и квот.

С учетом содержания изданных нормативно-правовых материалов, а также на основе анализа реального экономического состояния в АПК и в связи с общеэкономической ситуацией в стране можно сформулировать принципы проводимой государственной стратегии в сфере ценовых отношений: сочетание свободного ценообразования (саморегулирования товаропроизводителей) и государственного регулирования цен как общей системы рыночного ценообразования; обеспечение паритетности экономических взаимоотношений и эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства; создание равных экономических условий всем товаропроизводителям независимо от форм собственности и хозяйствования; взаимодействие ценовых и финансово-кредитных рычагов в обеспечении паритетности цен и других условий расширенного воспроизводства в аграрном секторе экономики; создание единой взаимоувязанной системы поддержки и протекционизма интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей продукции в связи с необходимостью обеспечения продовольственной независимости страны; развитие конкуренции и др.

Важным фактором макросреды выступает конкуренция, которая проверяет предпринимателя на соответствие его действий требованиям рынка. В то же время конкуренция стимулирует совершенствование производства, которое призвано быстро, в меру появления новых потребностей, перестраиваться на их удовлетворение, что требует обычно его перестройки. Многообразие форм собственности выступает той основой, на которой появляются и развиваются рыночные отношения. Предприятию крайне необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Изучая их продукцию и ценовые возможности, интервьюируя покупателей, предприниматель обязан объективно оценить позиции своего товара по отношению к товарам конкурентов. Знаниями о ценах и товарах других предприятий фирма пользуется в качестве отправной точки для формирования собственного ценообразования.

На систему ценообразования существенное влияние оказывают участники каналов товародвижения. Каждый из них стремится играть определенную роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной прибыли, создания подходящего образа, обеспечения повторных покупок и достижения других экономических и социальных целей. Однако они находятся в едином воспроизводственном процессе, работают на единый конечный результат, а следовательно, их интересы должны быть гармоничными.

Изучение факторов ценообразования является важным условием принятия правильного решения в области цен. Причем нельзя недооценивать влияние внешней среды на ценовую политику предприятия, поскольку в отдельных случаях она в значительной мере определяет эффективность производства продукции.

Таким образом, общая стратегия ценообразования определяется совокупностью целей, методов, факторов, которые взаимосвязаны между собой и взаимоопределяют друг друга, а потому должны гармонично сочетаться. В связи с этим порядок ценообразования на предприятии можно представить следующим образом:

1. Выбор цели: обеспечение сбыта (выживаемость); максимизация прибыли; удержание рынка.

2. Определение спроса: различия в подходах к определению спроса обуславливаются типом рынка, чувствительностью покупателей к уровню цены.

3. Анализ факторов производства: микросреды (издержки производства, качество продукции, выбор каналов сбыта и т.д.); макросреды (государственная политика, уровень конкуренции, взаимоотношения с партнерами по сбыту и материально-техническому обеспечению и др.).

4. Выбор методы ценообразования: три уровня цены – минимальный, максимальный и оптимально возможный; методики: средние издержки плюс прибыль, ощущаемая ценность товара и др.

5. Установление окончательной цены: на основе изучения всех факторов цена должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее цены ценовой политике

 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский Кодекс ДНР, принят Постановлением Народного Совета 13.02.2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/grazhdanskij-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/

2. Закон ДНР «О налоговой системе» № 99-IHC от 25.12.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-nalogovoj-sisteme-donetskoj-narodnoj-respubliki/

3. Закон ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» № 18-IHC от 27.02.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-litsenzirovanii/

4. Закон ДНР «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» № 76-IHC от 21.08.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-gosudarstvennom-nadzore-v-sfere-hozyajstvennoj-deyatelnosti/

5. Закон ДНР «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 174-IIHC от 07.08.2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-unitarnyh-predpriyatiyah/

6. Закон ДНР «О государственно-частном и муниципальном партнерстве» № 188-IHC от 11.08.2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-gosudarstvenno-chastnom-i-munitsipalno-chastnom-partnerstve/

7. Закон ДНР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 191-IIНС от 11.09.2020, вступит в силу 01.01.2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://dnrsovet.su/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-krestyanskom-fermerskom-hozyajstve/

8. Закон ДНР «О развитии сельского хозяйства» № 190-IIНС от 11.09.2020, вступит в силу 13.11.2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-razvitii-selskogo-hozyajstva/

9. Закон ДНР «О личном крестьянском хозяйстве» № 109-IHC от 27.02.2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-lichnom-krestyanskom-hozyajstve-donetskoj-narodnoj-respubliki/

 

Основная литература

1. Баймишева Т.А. Организация производства: учебное пособие / Т. А. Баймишева, И.С. Курмаева. – Кинель: РИО СГСХА, 2018. – 204 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2xkM/qjFxF5ZNu

2. Минаков И. А. Кооперация и агропромышленная интеграция: учебник. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Издательство «Лань», 2016. - 352 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5AFH/571sNoeEA

3. Организация производства и предпринимательства в АПК: Учебное пособие для бакалавров / сост. В.И. Глебов. – Тирасполь, 2017. – 176 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5aeU/3CXj64rTS

4. Экономика организации / Т.К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018 – 260 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3WW6/4scSdZPny

5. Экономика предприятия: учебник / коллектив авторов; под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. – М.: КНОРУС, 2019 - 472 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2XSo/2qCUriNPn

 

Дополнительная литература

1. Белкин М.В. Организация и планирование производства: Учебное пособие для бакалавров направлений «Экономика» и «Менеджмент». – М.: МГУПС (МИИТ), 2015. – 68 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2Afe/3Fc6pHbWP

2. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 10-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 416 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/45o7/5ofYMzYaF

3. Новикова Н.Н.. Организация производства и предпринимательство в АПК: учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГСХА, 2011. – 162 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3UnX/5qJCxhzBQ

4. Савватеев Е.В. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: уеб. пособие / Е.В., Савватеев, В.В. Рокотянская, О.В. Мощенко, Т.А. Власенкова; под общ. ред. Е.В. Савватеева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 317 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5mB2/5GDK28VD9

5. Экономика сельского хозяйства: учебник / Под ред. В. Т. Водянникова. – 2-е изд., доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2015. - 544 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2gJg/24wvJRaXU

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.081 с.)