Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.2. Конкуренция в системе предпринимательства
Цель лекции: рассмотрение сущности конкуренции, а также стратегий рыночной конкуренции в АПК.
План лекции 1. Понятие конкуренции 2. Методы конкуренции и типы конкурентного поведения 3. Стратегии рыночной конкуренции 4. Конкурентные системы (модели рынка)
Понятие конкуренции
Движущей силой рыночной экономики является конкуренция (лат. concurrentia − «соперничество»). По своему экономическому содержанию конкуренция – объективно обусловленная форма рыночного поведения хозяйствующих субъектов, состоящая в их деловом соперничестве. Она проявляется в состязательности участников рыночных отношений, их стремлении опередить друг друга в борьбе за долю рынка и прибыли. Конкуренция – это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Поскольку каждый производитель является экономически самостоятельным, то это делает возможным столкновение их друг с другом, так как на современном рынке предложение преобладает над спросом. Каждый производитель стремится овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести его товар. Если предприниматель хочет, чтобы покупатель отдал предпочтение его товару, то он должен вступить в конкуренцию с другими производителями таких же товаров. При этом особая роль принадлежит конкурентоспособности товара, под которой подразумевается способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других изготовителей. Поэтому в рыночной системе конкуренция выступает как главный механизм, побуждающий к непрерывному совершенствованию производства. Угроза разорения и банкротства заставляет товаропроизводителей проявлять предприимчивость, вести разносторонний поиск резервов. Преимущества конкуренции заключаются в следующем: быстрее внедряются в сферу бизнеса научно-технические достижения, инновации; сдерживается рост цен на рынке, а устанавливаются они на основе спроса и предложения; выживают и добиваются успеха наиболее приспособленные к требованиям рынка предприниматели и предпринимательские структуры; отсутствуют или изменяются незначительные барьеры для вхождения на рынок новых предпринимателей, решивших заниматься бизнесом; повышается качество продукции, расширяются потребительские свойства товаров; осваивается производство новых товаров (услуг); совершенствуются формы обслуживания клиентов, расчетов, условий покупки товаров и т. д.
Уровень интенсивности конкуренции зависит от многих факторов, в том числе: количества и экономической мощи предприятий-конкурентов; барьеров проникновения на рынок и ухода с него; ситуации на смежных рынках; различий в стратегии конкурентов; типов конкурентного поведения и методов конкуренции; уровня платежеспособности и спроса и др. В экономике есть сферы, отрасли, где рыночное ценообразование не является оптимальным, а конкуренция является экономически нецелесообразной, неэффективной. К таким сферам относятся естественные монополии, которые характеризуются двумя признаками: первый – производство товара (услуг) эффективнее в условиях отсутствия конкуренции (от одного города до другого неэффективно строить две железные дороги, два газопровода, две линии электропередач или к многоэтажному дому невыгодно вести два водопровода от разных компаний и так далее, так как удельные издержки существенно возрастают); второй – спрос на услуги естественных монополий в меньшей степени зависит от изменения цены (тарифов), поскольку эти услуги не могут быть заменены чем-то другим (электроэнергия, услуги связи, железных дорог).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.006 с.) |