Агропромышленные предприятия, агрофирмы, холдинговые компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агропромышленные предприятия, агрофирмы, холдинговые компании



 

Первоначальная и наиболее простая форма агропромышленной интеграции – сельскохозяйственные предприятия с небольшими перерабатывающими цехами. Промышленная отрасль в этих хозяйствах является подсобной, и в структуре товарной продукции она занимает небольшую долю.

Агропромышленное предприятие – это специализированное предприятие, объединяющее производство, промышленную переработку и хранение сельскохозяйственной продукции. Не каждое хозяйство, имеющее в своем составе подразделение по переработке продукции, представляет собой агропромышленное предприятие. К агропромышленным предприятиям относятся хозяйства (кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия), в которых удельный вес продукции переработки в общей товарной продукции составляет не менее 20–25%. В этом случае промышленное производство входит в состав основных отраслей и определяет производственное направление предприятия в целом.

Агрофирма является коммерческой организацией, главная ее цель – получение прибыли на основе увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции.

Агрофирмы, как правило, создаются на базе сельскохозяйственных предприятий с целью повышения экономической эффективности их хозяйственной деятельности. Кроме того, в состав агрофирм входят перерабатывающие и обслуживающие предприятия. Участниками каждой агрофирмы являются от 2–3 до 5–8 сельскохозяйственных предприятий, 1–2 перерабатывающих и агросервисных предприятия, торговые и сбытовые организации, которые теряют юридическую самостоятельность, приобретая статус структурных производственных подразделений агрофирмы.

Агрофирма в основном создается в пределах административного района, но в районе может быть и несколько агрофирм. Агрофирма является коммерческой организацией, главная ее цель – получение прибыли на основе увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции.

Агрофирма– самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий трехступенчатую организационно-производственную структуру: центральный аппарат управления агрофирмы; структурные подразделения в масштабах прежних сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий; хозрасчетные участки (бригады, отделения, фермы, цехи и т. д.).

По производственному направлению агрофирмы подразделяются на аграрные и агропромышленные. В первых преобладает сельскохозяйственное производство, а доля продуктов переработки в структуре товарной продукции невысокая (менее 20%); во вторых – значительная часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается, а следовательно, в них высокий удельный вес продукции переработки (в некоторых более 50%).

Холдинг (в АПК – агрохолдинг) представляет собой совокупность юридических лиц, связанных имущественными и договорными отношениями и действующих в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания, торговли и материально-технического обеспечения.

В холдинге головная организация (основное общество) контролирует деятельность нескольких дочерних и зависимых предприятий с помощью акций, которыми она владеет. Дочернее общество – это общество, в котором головная организация владеет контрольным пакетом акций (более 50%).

Головная организация, действуя посредством механизма контрольного пакета акций, определяет направление развития холдинга в целом, осуществляет управление им, координирует деятельность подконтрольных предприятий. Основное общество не только имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, но отвечает солидарно с ним по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний, и несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам дочернего общества в случае его банкротства. В качестве головной организации могут выступать банки и иные финансовые институты, промышленные предприятия и другие крупные организации.

Например, в РФ получили развитие три типа холдинговых компаний: имущественные холдинги, выполняющие по отношению к дочерним организациям исключительно финансово-инвестиционные и финансово-контрольные функции; холдинги договорного типа, осуществляющие полный набор функций по производственно-техническому и экономическому руководству дочерними предприятиями; холдинги смешанного типа, в которых сочетаются имущественные и договорные отношения. Каждый тип холдинговой компании имеет свои признаки.

Холдинговые компании различаются по количеству и составу участников. Численность участников холдинга колеблется от 3 до 20 и более единиц. В состав холдинга может входить от одной до четырех организационно-правовых форм юридических лиц.

Организационная структура холдинговой компании включает:

- головную организацию (основное общество), важнейшая функция которой – управление дочерними предприятиями через систему участия в капитале и договорных отношениях;

- дочерние организации со статусом юридического лица, право управления которыми принадлежит головной организации в силу владения контрольным пакетом акций и (или) договора;

- зависимые организации, на которые влияет головная организация путем участия ее представителей в органах управления, а также посредством введения других управленческих норм;

- филиалы и представительства, не имеющие статуса юридического лица.

Управление холдингом осуществляют органы управления головной организации (управляющей компанией). Она, обладая контрольным пакетом акций, регулирует и координирует связи между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, сферой материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, обеспечивает комплексное развитие холдинга.

 

Агропромышленные кластеры

 

Термин «кластер» (от англ. Cluster – скопление) означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

В соответствии с теорией американского экономиста Майкла Портера кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Кластер представляет собой взаимодействие четырех составляющи х: власти (органы местного самоуправления), бизнеса (предпринимательские объединения, банки и пр.), научных учреждений (научно-исследовательские институты, научные центры и лаборатории), учебных заведений (университеты, колледжи и др.).

Ядром кластера обычно выступают несколько крупных компаний, между которыми остается конкуренция. При этом кластер объединяет и организации малого бизнеса.

В литературе сформулированы признаки, характерные для кластера:

- обязательная конкуренция между партнерами;

- общая рыночная инфраструктура;

- сходство технических процессов;

- общая ресурсная база;

- максимальная географическая приближенность объектов;

- инновационность.

Различают три типа кластеров:

- региональные структуры, которые создаются внутри одного или родственных секторов экономики и привязаны к научным учреждениям и вузам;

- вертикальные производственные структуры, в которых последовательные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, поставщик–производитель–сбытовик–потребитель);

- отраслевые структуры, которые созданы на базе отраслей, имеющих высокий уровень агрегации (например, химический, агропромышленный и другие кластеры).

Под агропромышленным кластером понимают совокупность организаций и учреждений, географически и технологически взаимосвязанных с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, повышения его конкурентоспособности на основе широкого использования инноваций.

Агропромышленный кластер представляет собой организационную структуру без образования юридического лица. Участниками кластера, как правило, являются сельскохозяйственные товаропроизводители (предприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства), перерабатывающие предприятия, логистические центры, торговые организации, учреждения образования и науки, финансовые и страховые компании, региональные органы власти. Взаимоотношения между участниками кластера регулируются договорами.

Для координации деятельности участников кластера создается совет (центр), в состав которого входят руководители предприятий и организаций, а также представители региональных органов власти. При этом совет (центр) кластера выполняет координационные и аналитические функции.

Формирование кластера включает следующие этапы:

1. Анализ и диагностика предпосылок и условий формирования кластера, предусматривающие изучение мотивов возможных участников, определение заинтересованных участников, анализ их капитала и ресурсов.

2. Разработка структуры кластера и механизма взаимоотношений его участников, которая включает выявление потенциальных участников кластера, разработку положений, правил и принципов функционирования кластера, определение кадрового состава кластерной структуры.

3. Формирование кластера, которое включает создание организационной структуры кластера, определение масштабов совместной деятельности его участников, формирование норм и правил взаимодействия участников.

4. Оценка эффективности и стратегии развития кластера, предусматривающая анализ социально-экономической эффективности функционирования кластера, определение соответствия поставленных целей и достигнутых результатов, выявление резервов и определение основных направлений дальнейшего развития кластера.

Зарубежный опыт свидетельствует о высокой эффективности создания интегрированных формирований. Успешно функционирует винодельческий кластер в США, винно-коньячный кластер во Франции, молочный кластер в Дании, сыродельческий кластер в Швейцарии, зерновые в Канаде и США.

Образование агропромышленных кластеров не только позволяет повысить экономическую эффективность интегрированного производства, но и положительно влиять на развитие экономики региона: создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются налоговые выплаты, повышается конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.009 с.)