Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (Церковь Объединения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (Церковь Объединения)



По заключению исследователей, реакции СМИ, акциям групп, образующих антикультовое движение, действиям судебных и правительственных учреждений, основанная в начале 50-х гг. Мун Сон Меном Церковь Объединения (ЦО) почти с момента появления ее последователей в США и других западных странах оказалась в центре повышенного внимания. Это неорелигиозное объединение становится мишенью антикультовых организаций даже раньше, чем Дети Бога, кришнаиты и саентологи. В 1959 г. в США были направлены три миссионера, а первая община последователей учения Муна возникла в 1961 г. в Беркли, Калифорния. Организация, называющаяся тогда Единой Семьей росла медленно, несмотря на неоднократное посещение Муном Соединенных Штатов Америки. И так продолжалось вплоть до переезда (1972 г.) Мун Сон Мена в штат Нью-Йорк. С этого момента начинается существенный рост членов Церкви Объединения. За последующие четыре года численность приверженцев Церкви Объединения увеличилась с нескольких сот до 6 тыс.

Интерес к этой религиозной организации подогревал переезд в начале 70-х гг. Мун Сон Мена в США, создание им здесь и в других государствах разветвленной и многоотраслевой сети больших и малых предприятий. В 1982 – 1983 г.г. Церковь Объединения превращается в излюбленный сюжет журналистских репортажей в связи с обвинением ее основателя в неуплате налогов и достаточно продолжительным содержанием Мун Сон Мена под арестом.

Но уже в начале 80-х гг. прошлого столетия исследователи, не обремененные массмедийными пристрастиями к сенсациям, стремятся заглянуть в будущее религиозного объединения, существующее всего три десятилетия. Из предлагаемых прогнозов возможной траектории развития ЦО следует выделить публикации профессора социологии религии Айлин Баркер, многие годы изучавшую деятельность групп последователей учения Мун Сон Мена в Великобритании. Как и многие исследователи, она не принимает представление о НРД как о статичных организациях. Более того, новые религии не остаются новыми; таким или иным способом двигаясь проторенным путем, включающим разнообразный ассортимент прогрессов, регрессов и выходов за границы существующих путей развития, они реагируют, взаимодействуют, адаптируются, приспосабливаются, лишаются поддержки, растут, уменьшаются Другими словами, они развиваются. Отмечая зависимость будущего Церкви Объединения от внешнего влияния, английский исследователь в то время сосредоточивает внимание на факторах, исходящих из самой религиозной организации. В связи с этим выделяются три группы факторов, как создающих проблемы для Церкви Объединения с окружающим миром, так и способствующих сохранению ее устойчивости: а) демографические сдвиги в составе членов; б) изменения руководства, и, следовательно, структуры движения; в) некоторая реинтерпретация и усовершенствование мессианских и милленаристских упований в теологии.

Почитание Мун Сон Мена как Мессии, как ведущего совершенную и безгрешную жизнь, создает и будет создавать в будущем немалые проблемы, полагает Айлин Баркер. Личность основателя ЦО образует стержень вероучительного комплекса организации и лежит в основе центральной церемонии – благословения. Обряд бракосочетания Мун называет целью истории и ключом к освобождению всех людей, и одновременно, благословение – это начало индивидуального спасения. Совершившие благословение признают Мун Сон Мена и его нынешнюю супругу Хак - Джа Хан своими Истинными Родителями, и соответственно, становятся приемными детьми Муна. Не менее существенно и другое: Мун является не только последней инстанцией в теологической проблематике, предписывая, во что надлежит верить, а во что не следует. Хотя решение многих проблем передается на уровень низовых организаций, Мун единолично определяет нормы поведения членов возглавляемого им объединения и формы их взаимоотношения с миром.

Этим, отмечает Айлин Баркер, объясняется появление множества предположений о том, каким будет статус Мун Сон - Мена после его смерти и как это событие повлияет на будущее его детища. Из текста Божественного принципа и высказываний самого Муна трудно понять, каким образом будет осуществляться надежда на наступление тысячелетнего царства после смерти Муна. Точно так же не совсем понятно, каким образом Третья мировая война, которая будет вестись против коммунизма, может быть выиграна. Если Мун умрет до полной победы над коммунизмом (и безбожными аспектами свободного мира), может возникнуть большая неразбериха в том, каким образом Мун исполнит свою миссию. Более того, энтузиазм членов Объединения может потерять свой стимул, когда Мессия физически не присутствует в этом мире. Милленаристские ожидания, несомненно, сохраняться, однако они будут иметь иные формы и результаты разного рода акций.

Зарубежные аналитики выдвигают и другие предположения о том, какие структурно-организационные перемены произойдут после смерти Муна. Понятно, что в организации с авторитарными структурами и установками сверху личность нового лидера будет занимать более важное место, чем в более демократических структурах. Однако в последние годы взор журналистов и исследователей Церкви Объединения все чаще начинает обращаться к супруге Муна, которая моложе его на 23 года. Предполагается, что именно Хак Джа - Хан Мун займет место Сон Мен - Муна после его смерти и возглавит Движение Объединения. Полагают, что власть Муна перейдет по наследству к его старшему сыну. Выдвигается и такой сценарий будущего Церкви Объединения: дети Муна сами будут решать, кому из них нести на своих плечах бремя руководства религиозным объединением. Рассматривается и возможность перехода власти к корейским последователям Церкви Объединения раннего призыва, тем, кто первым получил от Муна благословение. Некоторые же считают, что произойдет разделение между монархией, к которой будут принадлежать родственники Муна, и парламентом, состоящим из премьер-министра и других, кто лучше отвечает текущим потребностям движения.

От того, какая из перечисленных возможностей, отмечает Айлин Баркер, превратится в основной фактор, зависит будущее развитие Церкви Объединения. Если власть будет поделена на духовные и мирские ветви, то с большой долей вероятности это может стать причиной возникновения конфликтов и расколов внутри этого движения. Профессор Баркер приводит содержание весьма любопытной беседы с одним из ветеранов Церкви Объединения в подтверждение тезиса о том, что когда баланс власти нарушен, изменение прежней структуры может повлечь за собой самые различные последствия для движения в целом. По убеждению собеседника, вопрос о наследовании власти вовсе не имеет решающего значения, так как Отец (Мун) будет продолжать руководить движением посредством мирового духа и после его смерти.

Свои взгляды на будущее Церкви Объединения Айлин Баркер неоднократно излагала в более поздних публикациях. И основными факторами, способными повлиять на дальнейшие перспективы этого Объединения, вновь называются демографические проблемы и кончина Мун Сон Мена. Речь идет о заметном смещении в мотивациях вступления в организацию – от молодых идеалистов, искренне желающих участвовать в построении Царства Божьего на земле, к последователям ЦО среднего возраста, озабоченных своими семьями. Что же касается судьбы Церкви Объединения после смерти ее основателя, то здесь возможны различные сценарии развития событий, включая появление расколов. Однако маловероятно, что Церковь Объединения полностью исчезнет с американской сцены, по крайней мере в обозримом будущем3.

Cхожую версию судьбы Церкви Объединения в случае смерти его главы предсказывает и социолог религии Дэвид Барретт (прогноз датируется 2000 г. – прим. автора). Мун Сон-Мен до сих пор активно участвует в созданной им церкви и в 80 лет имеет хорошее здоровье. Его восьмидесятилетие праздновалось 10 февраля 2000 г. и включало приветствие бывшего британского премьер-министра сэра Эдварда Хита. В случае смерти Муна ожидается, что руководство перейдет к его супруге, которая на 23 года моложе его, при поддержке влиятельных членов церкви, преимущественно корейцев. Однако и третий сын преподобного Муна со своей супругой также готовятся к продолжительному руководству Церковью Объединения. Они оба уже занимают довольно высокие посты, возглавляя влиятельные и старейшие федерации Движения Объединения.

Учитывая преклонный возраст основателя Мун Сон Мена и предвидя возможность возникновения серьезных проблем для Церкви Объединения в случае его неспособности руководить организацией или кончины, уже в течение целого десятилетия активно поднимается авторитет его супруги Хак- Джа Хан Мун. Об этом свидетельствуют ее самостоятельные поездки в десятки стран мира, во время которых она формулирует позицию Церкви Объединения по ключевым проблемам современного мира. Обращают на себя внимание и существенные изменения в оценке Хак - Джа Хан Мун собственного духовного статуса. В турне по городам США (сентябрь 2002 г.) она именует себя вестником Небес. «Верить или не верить мне – зависит от вас, однако, представляя Бога, я решительно настроена донести миру Его послание в эпоху последних дней. Я искренне надеюсь, что вы откроете свое сердце навстречу моим словам. Я призываю вас проявить мудрость и смиренно выслушать предостережение Небес человечеству в последние дни истории, ибо в наше время человечество пребывает в смятении из-за собственного невежества».

Среди факторов, способных заметно повлиять на будущее Церкви Объединения, исследователи называют изменения возрастного состава последователей. Если в начале 80-х гг. средний возраст мунитов равнялся 30 годам, то к началу ХХI в. при сохранении этого показателя, среди членов Церкви Объединения появятся пятидесятилетние. Но уже и сегодня (напомним: речь идет о начале 80-х гг. ХХ столетия) трения между последователями, принадлежащими к разным возрастным категориям, начинают проявляться. На ранних этапах Церковь Объединения в странах Запада в основном состояла из пришедших сюда под влиянием юношеского энтузиазма, набожности. Молодежь могла выдерживать, даже с радостью, нахождение по нескольку часов на полу в спальных мешках, обходиться без чемоданов (или рюкзаков) с минимумом необходимых принадлежностей и не жить дома. Однако подобный образ жизни менее привлекателен для людей среднего возраста, не говоря уже о пожилых. Таким образом, происходит заметное смещение в мотивациях вступления в организацию – от молодых идеалистов, искренне желающих участвовать в построении Царства Божьего на земле, к последователям ЦО среднего возраста, озабоченных своими семьями.

Среди факторов, способных воспрепятствовать успеху Церкви Объединения нередко называется наличие в этой организации двух компонентов – религиозного (конфессионального) и светского (мирского). Сами последователи учения Мун Сон Мена проводят различия между Церковью Объединения и Движением Объединения. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (Церковь Объединения), основываясь на откровениях, полученных ее основателем, ставит перед собой цель духовного и социального возрождения (восстановление человечества. Достижение этой цели осуществляется путем распространения учения ЦО, проведения богослужений, отправления обрядов, умножения численности неофитов и т.д.

Основной же целью также созданного Муном Движения Объединения является реальное объединение в практической совместной деятельности всех людей независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания и культуры Задача многочисленных (более 200) межрелигиозных и светских организаций, проектов в сфере образования, науки, экономики и производства, средств массовой информации, политики, культуры и искусства заключается в том, чтобы создать условия для перехода от мира, погрязшего в раздорах, несправедливости, невежестве и нищете, к миру добра и любви4. Присутствие в религиозном объединении двух ипостасей, по мнению аналитиков, приводит к разрушению монолитности организационного строения. У членов объединения появляется выбор: делать карьеру бизнесмена или отдавать все свое время и свои силы реализации религиозной миссии ЦО. В то же время появление множества программ и проектов, охватывающих самые разные сферы современной жизни, несомненно, будет способствовать привлекательности ЦО и появлению новых членов. Кроме того, активизация мирской ипостаси позволяет Движению выглядеть в глазах общества более респектабельно, ослабляя устойчивые представления о Церкви Объединения как о культе или секте.

По мере расширения деятельности Церкви Объединения в разных странах мира именно жесткие авторитарные правила внутренней жизни центров, куда попадали неофиты, стали обвиняться в проведении индокринации, промывании мозгов, слепом подчинении молодежи повелениям руководителя центра. Учитывая, что имидж организации стал ассоциироваться с положением членов Церкви Объединения в центрах, руководство пошло на внесение некоторых изменений в формы их функционирования. Так, признавая справедливость раздающихся обвинений о существующих в центрах авторитарных порядках, Джордж Робертсона – представитель Церкви Объединения в Великобритании – усмотрел их причины в неправильном использовании молодежного энтузиазма, порожденным незрелостью как самих объединений индивидуумов, так и лидеров. «Мы поняли, что это, пожалуй, – не самый лучший способ нашего выставления на обозрение современному миру. Сегодня мы стали более осторожными, мы повзрослели».

Согласно прогнозу М. Миклера, специфика вероучения и социальной ориентации позволяет оценивать перспективы этой организации в позитивных или негативных терминах. С одной стороны, наблюдающийся отход от жесткого единообразия дает возможность ЦО выглядеть гибкой в глазах своих будущих последователей, оттачивая ее способности к критическому анализу. С другой стороны, было бы ошибочным преуменьшать риск бесконтрольного умножения разнообразия взглядов и поведения последователей учения Муна. Наиболее очевидной здесь является опасность фракционности, диссидентства и открытых расколов. Менее очевидными, хотя и болезненными возможностями, представляются изнурительные и скучные дебаты, создающие впечатление, что поиск выхода из нынешней ситуации просто не стоит затраченных усилий. Одним словом, возникновение выборов, хотя и неизбежных для развивающегося движения, может иметь разрушительные последствия5. Поэтому, продолжает М. Миклер, c учетом двусмысленности современного положения рассматриваемой организации можно сделать только одно достоверное заключение о будущем Церкви Объединения: оно останется крайне неопределенным. И не только потому, что появляются альтернативных повестки дня, но также и потому, что окружающая среда вынуждает изменяться. Тем не менее М. Миклер рассматривает два возможных альтернативные сценария будущего развития Церкви Объединения. Один из них базируется на относительной устойчивости социокультурного окружения. В этом случае сохраняются неплохие перспективы функционирования организации. При втором сценарии, когда геополитическая и религиозная обстановка радикально меняются, выживание или исчезновение Церкви Объединения во многом будет зависеть от того, какая из группировок будет доминировать в руководстве движения.

Если на протяжении 20 – 25 лет геополитическая и религиозная обстановка останется относительно стабильной, то Церковь Объединения будет иметь неплохие шансы сохранить существующие организационные структуры. Но для этого данному религиозному объединению необходимо активизировать свою либерально-культурную составляющую, одновременно минимизируя возможные издержки радикального восприятия такой инициативы. Уже сегодня ЦО предпринимает определенные действия в этом направлении, создавая теологическую семинарию и планируя открыть в течение 20 – 25 лет другие учебные заведения. Наряду с этим данной организации необходимо активизировать пророческую социальную составляющую своего учения, усиливая и радикализируя ее критическую направленность. Церковь Объединения уже двигается в этом направлении, создавая центры оказания помощи, домашние церкви. В следующие 25–50 лет необходимо создать более широкую информационную сеть и предпринять другие инициативы в третьем и социалистическом мире. Кроме того, организации последователей учения Муна следует обратить внимание на теократический политический блок вероучительной доктрины, содействующий решению организационных целей Движения и в то же время определяющий строго корпоративный дух экономической деятельности. Церковь Объединения уже двигается в направлении юридической инкорпорированности, с собственностью и инвестициями, своими интересами в публичной сфере. Для поддержания стабильности ЦО следует придерживаться этой установки, более определенно формулируя свою внутреннюю политику и экономические приоритеты. Церковь Объединения нуждается и в большей проясненности своей обрядовой и духовно-воспитательной теории и практики, поскольку именно они помогают сохранить данной организации собственную идентичность и сопротивляться секуляризации6.

И если, полагает М. Миклер, это новое религиозное движение станет предпринимать шаги, предусмотренные рассмотренными сценариями, то оно может рассчитывать на неплохие перспективы. Если же в следующие 20 – 25 лет геополитическая и религиозная ситуация коренным образом изменится, выживание церкви будет радикально зависеть от одной или другой возобладавшей идеологической установки, вероятнее всего, в ее наиболее радикальной форме. Все дело в том, что радикальные перемены требуют радикальных действий, и наиболее четко здесь вырисовываются четыре сценария воздействия таких перемен на Церковь Объединения: Соединенные Штаты станут секулярным государством; во всем мире победит социализм; политическая ситуация в Центральной Америке и где-нибудь еще станет более нестабильной; или Азия будет центром глобальной цивилизации.

Учитывая преклонный возраст основателя Мун Сон Мена и предвидя возможность возникновения серьезных проблем для Церкви Объединения в случае его неспособности руководить организацией или кончины, уже в течение целого десятилетия активно поднимается авторитет его супруги Хак- Джа Хан Мун. Об этом свидетельствуют ее самостоятельные поездки в десятки стран мира, во время которых она формулирует позицию Церкви Объединения по ключевым проблемам современного мира. Обращают на себя внимание и существенные изменения в оценке Хак - Джа Хан Мун собственного духовного статуса. В турне по городам США (сентябрь 2002 г.) она именует себя вестником Небес. «Верить или не верить мне – зависит от вас, однако, представляя Бога, я решительно настроена донести миру Его послание в эпоху последних дней. Я искренне надеюсь, что вы откроете свое сердце навстречу моим словам. Я призываю вас проявить мудрость и смиренно выслушать предостережение Небес человечеству в последние дни истории, ибо в наше время человечество пребывает в смятении из-за собственного невежества».

В середине 90-х годов ХХ в. в Церкви объединения прослеживается тенденция отхода от некоторых форм организации внутренней жизни, практиковавшихся во всех странах мира и считающихся оптимально отвечающим целям Движения. Эти новации никак не затрагивали авторитарного устройства организации и никоим образом не умаляли авторитета ее основателя. Изменения коснулись положения и образа жизни так называемых полновременных членов Церкви Объединения, проживающих вне своей семьи, в специально арендуемых помещениях. В таких центрах читались лекции, устраивались семинары разной продолжительности (вплоть до трех недель), совершались богослужения. На центры возлагалась задача обращения людей в Церковь Объединения. Сюда приглашали тех, кто в ходе бесед на улице, транспорте, офисах проявлял интерес к тем или иным сторонам вероучения или организации внутренней жизни ЦО. Лидер центра стоит на положении Авеля, и, следовательно, член Движения может и должен посредством послушания ему искоренять свою падшую природу. Единственный приемлемый способ достижения взаимопонимания со старшим – смирение, послушание, терпение. Значительную часть времени члены Движения должны заниматься сбором средств, называемым в мунитской среде фандрейзингом (от английского «fundraising»). Для сбора средств, как правило, используются лазерные картинки, цветы, продукция из женьшеня, газеты и журналы.

В ряде стран Церковь Объединения обвиняют в установлении жестких авторитарных правил внутренней жизни центров, куда попадали неофиты, в проведении индокринации, промывании мозгов, слепом подчинении молодежи повелениям руководителя центра. Учитывая, что имидж организации стал ассоциироваться с положением членов Церкви Объединения в центрах, руководство пошло на внесение некоторых изменений в формы их функционирования. Так, признавая справедливость раздающихся обвинений о существующих в центрах авторитарных порядках, Джордж Робертсон- представитель Церкви Объединения в Великобритании - усмотрел их причины в неправильном использовании молодежного энтузиазма, порожденным незрелостью как самих объединений индивидуумов, так и лидеров. Мы поняли, что это, пожалуй, - не самый лучший способ нашего выставления на обозрение современному миру. Сегодня мы стали более осторожными, мы повзрослели. Теперь, поясняет он, многие члены движения женились и вышли замуж, живут в своих собственных домах, так что существует очень немного таких центров, а потому критика их совершенно неуместна.

Основной порок вероучения Церкви Объединения его критики видят в муноцентризме, превращении воззрений Мун Сон – Мена в своего рода «священное писание». Согласно теологии Церкви Объединения, современное человечество живет в важный исторический и провиденциальный период. «Нам ниспослана Небесная удача. Пришло время построить идеальный, гармоничный мир, о котором Небеса и Земля мечтали 6000 лет. Иначе говоря, ныне мы должны приступить к созданию Царства Небесного на Земле и на деле». Построение Царства Божьего на Земле, сформулированное как мессианская идея, постоянно присутствует в выступлениях Истинных Родителей – самого Мун Сон Мена и его супруги. И тем не менее в условиях России эта идея вряд ли способна стать эффективным элементом миссионерской практики, вызывающим интерес как к личности Мун Сон- Мена, так и Церкви Объединения. Какими бы библейскими текстами или историческим материалом не актуализировалась мессианская идея создания Царства Небесного на Земле, ее главенствующим принципом всегда остается муноцентризм. «Путь моего служения Богу, – напоминает Мун, – является центральным, объединяющим людей разного цвета кожи, и я буду идти до конца. Моя убежденность неизменна. Помните, что Бог, Иисус, Святой Дух и все святые будут счастливы, когда в качестве элитного Небесного воинства добьемся окончательного успеха». Отрицание Божественного Принципа (основной вероучительной книги Церкви Объединения) или отход от нее, утверждает Мун, «идеальная страна не может возникнуть». И христианство, и иудаизм уклонились от своего первоначального избранного пути. «В последние дни избранные люди не смогли понять истинной любви Бога и стали добычей сатаны»7. Муноцентризм претендует на методологическую основу «логической и теоретической» системы, которая, по утверждению Мун Сон – Мена, «не похожа ни на одну религию, ни на одну идеологию. Согласно идеалу Истинных Родителей, люди должны объединиться с Богом в истинной любви и создать мирную, счастливую и полную надежды жизнь, объединив Небеса и Землю. Такие идеи импонируют всем, противников нет»8. Согласно теологии Церкви Объединения, современное человечество живет в важный исторический и провиденциальный период. «Нам ниспослана Небесная удача. Пришло время построить идеальный, гармоничный мир, о котором Небеса и Земля мечтали 6000 лет. Иначе говоря, ныне мы должны приступить к созданию Царства Небесного на Земле и на деле». Построение Царства Божьего на Земле, сформулированное как мессианская идея, постоянно присутствует в выступлениях Истинных Родителей – самого Мун Сон Мена и его супруги. И тем не менее в условиях России эта идея вряд ли способна стать эффективным элементом миссионерской практики, вызывающим интерес как к личности Мун Сон-Мена, так и Церкви Объединения. Какими бы библейскими текстами или историческим материалом не актуализировалась мессианская идея создания Царства Небесного на Земле, ее главенствующим принципом всегда остается муноцентризм. «Путь моего служения Богу, – напоминает Мун, – является центральным, объединяющим людей разного цвета кожи, и я буду идти до конца. Моя убежденность неизменна. Помните, что Бог, Иисус, Святой Дух и все святые будут счастливы, когда в качестве элитного Небесного воинства добьемся окончательного успеха». Отрицание Божественного Принципа (основной вероучительной книги Церкви Объединения) или отход от нее, утверждает Мун, «идеальная страна не может возникнуть». И христианство, и иудаизм уклонились от своего первоначального избранного пути. «В последние дни избранные люди не смогли понять истинной любви Бога и стали добычей сатаны»9.

Вероучительные инновации, содержащиеся в базовых книгах Церкви Объединения, создают немалые трудности в их доведении до ума рядовых членов. В центральных офисах, находящихся за пределами России, не способны учесть все возможности и последствия реализации «на местах» направляемых директив, текстов выступлений основателя или лидеров движения10.

В 2002 г. за подписью Ли Сан - Хона Международная федерация семей за мир во всем мире (она входит вместе с другими многими организациями в Движения Объединение, основанное Мун Сон Меном) опубликовала весьма необычный документ. Он называется «Сонм свидетелей: Святые об истинных Родителях». И далее следует подзаголовок: «Послание из духовного мира. Отчет о семинаре в духовном мире с участием 120 коммунистов». Затем сообщается дата проведения такого необычного семинара – 18 апреля – 9 мая 2002 г. Из пояснения редакционной коллегии явствует, что в отчете о состоявшемся семинаре «… приводятся полученные через медиума записи исповедей 120 мужчин и женщин из духовного мира. В земной жизни эти люди были лидерами коммунистического толка. На семинарах им рассказывали о Божественном Принципе, Философии Объединения и о других трудах Мун Сон - Мена – основателя Церкви Объединения и воистину Божьего человека». (Ли Сан - Хон. Сонм свидетелей: Святые об истинных Родителях. 19 – 27 декабря 2002 года. Послание из духовного мира. Отчет о семинаре в духовном мире с участием 120 коммунистов. 18 апреля – 9 мая 2002 года. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства. 2002).

В семинаре принимали участие основоположники коммунизма и деятели коммунистического толка из Советского Союза и других стран Европы, из Японии, Китая и Кореи. Однако более важным событием явилась состоявшаяся в это же время в духовном мире церемония подписания представителями пяти мировых религий (христианства, конфуцианства, буддизма, ислама, индуизма) письменной резолюции. Наряду с лидерами мировых религий в церемонии подписания участвовали по 12 последователей каждой из пяти религий и, сидевшие на специально отведенных местах – по 120 представителей каждой религии.

Участниками церемонии подписания резолюции были так же четыре руководителя коммунистической партии (Маркс, Ленин, Сталин, Дэн Сяо - Пин). Все они глубоко раскаялись в своих заблуждениях, признали ложность и пагубность созданных или пропагандируемых ими теорий. Карл Маркс, например, признавал, что после знакомства с учением Мун Сон-Мена он почувствовал, как разваливается вся его теория. Четыре руководителя коммунистической партии, 120 ее представителей и активных деятелей завершали свои исповеди призывом признать глубину учения Истинных Родителей (Мун Сон-Мена и его супруги) и неукоснительно следовать этому учению.

По сведениям редакционной коллегии, это документ был опубликован в 40 странах мира, включая Россию. Его, по всей видимости, было предписано обсудить на семинарах местных организаций. В силу целого ряда вполне понятных причин в России обсуждение содержания данного документа не могло не столкнуться со множеством трудностей. Приведем только одну из них. Среди 120 коммунистов и представителей коммунистического учения значится довольно много личностей, которые и сегодня остаются «узнаваемыми» различными поколениями россиян. И при этом отнюдь не только за их прегрешения. Между тем, среди кающихся за свои греховные воззрения и деяния в документе совместно фигурируют: Троцкий, Зиновьев, Киров, Берия, Маленков, Хрущев (ошибочно именуемый генеральным, а не первым секретарем, и не ЦК КПСС, а КПСС), Косыгин, Брежнев, Андропов, Черненко. Ко всем перечисленным партийным и государственным деятелям в наши дни многие люди относятся по-разному и далеко не всегда только негативно оценивают результаты их труда. И уж совсем не просто понять появление в перечне 120 коммунистов (с исключительно отрицательными их характеристиками) Максима Горького, никогда не состоявшего в коммунистической партии и до сих признающегося величайшим писателем ХХ столетия.

По это причине, по-видимому, обсуждение «Послания из духовного мира» на специально организованном по этому поводу семинаре в Москве проходило скомканно. Предписание руководящей инстанции надлежит выполнять, даже если оно не всегда согласуется с традициями и менталитетом местного отделения.

Тезис о воздействии обитателей потустороннего мира на мысли и поступки живущих поколений людей был еще раз озвучен в выступлении Мун Сон - Мёна 12 сентября 2005 г. в Линкольн – центре, Нью-Йорк, США. По его словам, «основатели мировых религий из духовного мира, десятки тысяч святых и ваши добрые предки спускаются на землю. Они будут наблюдать за каждым вашим движением, направлять вас и строго наказывать тех, кто будет нарушать путь Небес, чтобы это стало предупреждением для других».

Трудности порождают и продолжающиеся инициативы основателя Церкви Объединения, касающиеся его взглядов на фундаментальные положения христианской догматики. Мун Сон - Мен продолжает отстаивать свои вероучительные концепции, хотя многие их них вызывают негативную реакцию в христианском мире. К ним относится взгляд Муна на идею творения мира и человека, сформулированный в «Божественном Принципе» и возведенный в ранг основного догмата веры последователей Церкви Объединения. Его истинность получила подтверждение в последних заявлениях основателя данной религиозной организации. По его словам, «хотя Бог является абсолютным Существом, Он не может быть счастлив в одиночку. Такие понятия, как «добро» и «счастье», нельзя применить по отношению к человеку, живущему в изоляции. Они применимы лишь там, где есть взаимоотношения. Представьте себе профессиональную певицу, внезапно оказавшуюся в одиночестве на острове. Она может петь во весь голос, но сделает ли это ее счастливой, если нет ни одного слушателя? Точно так же, даже Богу, являющемуся причиной Самого Себя, бесспорно необходим партнер в любви, чтобы испытать радость и быть счастливым»11. Подобное толкование идеала творения вызывало и продолжает вызывать возражения у многих христианских конфессий. Протестанты Джош Макдауэлл и Дон Стюарт видят главную проблему концепции Церкви Объединения о сотворении мира и человека в том, что она допускает несовершенство Бога. «Мистер Мун говорит, что Бог не обладает полнотой. Он учит, что Богу необходимо творение для самореализации. По Муну, Богу необходимо быть «спасенным» и он не имеет любви без человека»12.

«Не суверенность» природы Бога в теологии Церкви Объединения отмечается в Справочнике Миссионерского отдела Русской Православной Церкви «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера». «Идея творения представляется в мунизме как эманация Божества, создание мира Богом и Самого Себя жертвенным отдаванием… Кроме того, Бог, оказывается, не самодостаточен: вселенная, и в особенности человек, создаются им по необходимости, как объект; без присутствия совершенного объекта и Сам Бог не совершенен и не всемогущ»13.

Такую же негативную реакцию порождает и толкование Муном грехопадения человека. В выступлении 13 декабря 2004 г. Мун Сон Мен еще раз воспроизвел собственную интерпретацию как причины грехопадения, так и его последствий: «Бога лишили идеала, похитили его любимых детей и узурпировали Его власть над Вселенной. Поэтому все последующие годы невинный Бог вынужден терпеть беспочвенные обвинения сатаны». Более того, все по той же причине «…Бог утратил свободу… Соответственно, ангелы, творение и все остальное человечество тоже попали в рабство… Бог живет в тюрьме. Как нам освободить его?». Глава Церкви Объединения видит ответ на него в стремлении людей стать почтительными сыновьями и дочерьми Бога, превосходя в этом качестве Его изначальных детей, которых он потерял.

Сформулировав такого рода «вероучительную инновацию», ее автор видит основную задачу религии в освобождение с любовью в сердце Бога, человечество, живущее на земле, духовный мир и всю планету Земля. «Многие люди придерживаются мнения, что Бог Сам должен освободить людей. Но мы, узнав, в каких оковах прозябает Божье Сердце, понимаем, что это – наша задача».

Мун Сон-Мен убежден в том, что исправить сложившуюся трагическую ситуацию можно только, повернув развитие человечества на путь любви, соответствующей изначальной сущности Бога. Итогом этих усилий станет создание всемирной культуры сердца, которая положит конец исторической вражде между Каином и Авелем. В реальном формате на достижение этой цели должны быть направлены усилия образованных по инициативе Мун Сон Мена Международной межнациональной федерации за мир во всем мире, Межрелигиозного межнационального совета мира и Федерации монголоидных народов.

В современной России в деятельности Церкви Объединения наблюдается смещение основных усилий от проведения прямолинейных акций, направленных на приобщение людей к вероучению и обрядам организации, к проведению разнообразных по тематике конференций, семинаров, «круглых столов». На них обсуждаются злободневные проблемы российской жизни: экономика, образование, состояние этноконфессиональных отношений. Много внимания уделяется «горячим точкам» в России и за ее пределами. Большинство таких акций осуществляется в рамках многочисленных проектов Движения Объединения, что истолковывается как стремление минимизировать издержки имиджа Церкви Объединения, порождаемые радикальными расхождениями ее вероучительной доктрины с основными конфессиями России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.022 с.)