Этнические корни населения Тулвинского поречья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнические корни населения Тулвинского поречья



Начало формирования этнической группы тулвинских татар и башкир следует отнести ко времени проникновения в Южное Прикамье, в бассейн р. Тулва, башкирских племен. В конце XVIII века у гайнинских башкир было записано предание, в котором рассказывалось, что предки их (гайнинских башкир) перешли и поселились на Урале в 1199 году области Булгарской из города, называвшегося на их языке Шагер Булгар, который переименован уже и назван Казанью. Фрагменты этого преданья сохраняются у тулвинских татар и башкир и до настоящего времени.

 «Первым пришел старик Акбаш. Он был татарин. Пришел в 1102г., но не помню точно».(с.Акбаш, от Саитовой Рахили,1913 г.р.)

 «Уймуж. «Уй» - по-татарски «дума». Приехал старик со своими сыновьями и зятьями. Построились они и стали думать, как деревню назвать. От этого и пошло название» (с. Уймуж, от Амировой Ракибы,1926 г.р).     

Видный фольклорист, профессор А.Н.Киреев в своей статье «Этногенетические легенды и предания башкирского народа» на основании трех легенд, записанных им самим в 1960-х годах от информаторов деревень Султанай, Елпачиха и Березники, обобщил их сюжет следующим образом: «В районе реки Тол (Тулва) появляются два брата Гэйнэ и Эйнэ. В одних вариантах они спускаются с неба, а в других едут из снежных стран. Едут эти браться на священном олене. И вдруг олень останавливается, топает ногой. Братья обнаруживают на этом месте огонь (в других вариантах – добывают из-под земли солнце или находят воду, спрятанную а подземелье, [1]и освобождают ее), спрятанную злой хозяйкой Тулава (тул – огонь, ава – хозяйка). Братья вступают в борьбу с хозяйкой огня. Один из них погибает. А другой, по имени Гэйнэ, победив хозяйку огня, высвобождает огонь из-под земли и, вложив в мешок, сделанный из оленьей кожи, переправляется на южный берег реки Тол, где основывает свое яйлау, свой ил и становится зачинателем рода Гэйнэ». Таким образом, мы видим, что население Бардымского района связывает свое происхождение с финно-угорским компонентом.

Пермские ученые придерживаются мнения, что в Прикамье - по Тулве, Бую и Таныпу - башкиры расселялись в Х111 – XIV веках. Движение башкирских племен на север было вызвано проникновением в юго-западную Башкирию кипчаков. В Пермское Прикамье башкиры племени гайна двигались из Северной Башкирии по реке Танып. Дискуссию среди пермских ученых вызывает проблема этнических компонентов гайнинских башкир, которые принимали участие в их формировании до начала переселения в Тулвинском поречье. В исторических преданиях самих тулвинских татар и башкир пермские ученые выявили представление о двух ранних компонентах: булгарском и угорском. По преданию, записанному в XVIII веке, их предки перешли из «области Булгарской».  

Кроме этого, свое происхождение тулвинские татары и башкиры связывают с двумя братьями Танып и Арамша, поселившимися по Тулве, которые являлись булгарскими татарами – булгар татарлар. Есть еще предания, которые выявляют угорский компонент, согласно которым два брата Эйне и Гэйне жили у моря, а до этих мест дошли по реке.

Скорее всего, ранний булгаро-угорский компонент был одной из основ формирования гайнинцев. Ученые считают, что этнические корни гайнинцев уходят в глубину истории V-XVIII вв., когда на стыке волжских булгар и западных башкирских племен могли возникнуть новые этнические группы. В Тулвинском бассейне башкиры частично ассимилировали и местное финно-угорское, а также приняли в свой состав группы ногайско-кипчакского происхождения. Булгаро-угорский компонент как один из основных сыграл важную роль в этнокультурной истории гайнинцев: именно он стал одним из причин интеграции башкирской и татарской культуры в Тулвинском поречье. Основанной на языковой близости собственно гайнинских башкир и пришлых татар, осознания своего языка татарским даже при башкирской этнической идентификации.

 Роль марийцев и удмуртов в формировании тулвинских   татар    и   башкир как этнической группы. Тептяри

После падения в 1552г. Казанского ханства и присоединения подвластных ему территорий к Русскому государству заметно усилилось движение на восток татар, марийцев, удмуртов, чувашей. Основными факторами, повлиявшими на развитие группы в этот период, было появление в нижнем течении реки Тулва русского населения и освоение верховий Тулвы переселенцами – татарами, удмуртами, марийцами.

В монографии «Пермские татары и башкиры» подробно исследуется история формирования тептярей. История формирования тептярей и закрепления за ними локального этнонима связана со временем присоединения Казанского ханства к Русскому государству в середине XVIв. Тогда мигрировавшие из Среднего Поволжья татары, а также группы удмуртов, марийцев, возможно, мордвы поселились на землях башкир по припуску. «Существуя в виде особой этнографической и диалектной группы, эта группа и составила основу формирования тептярей. Слово «тептярь» в Тулвинском поречье применялось для обозначения нерусского населения, платившего ясак за пользование земли башкир. С отменой башкирского общинно-вотчинного земледелия тептяри полностью интегрируются в социальную среду башкир, но название «тептярь» продолжало сохраняться, обозначая жителей ряда сел. Такая же история с арской (удмуртской) субэтнической группой, проживающей в деревне Усть-Ашап». 

Переселенцы были вынуждены считаться с владельческими правами башкир Тулвинского поречья, полученными в 1596 году, поэтому селились в качестве припущенников и платили оброк за землю башкирам. С удмуртским компонентом связывают основание своих сел жители Елпачихи, Краснояра, Аклушей, Тюндюка, Усть-Ашапа, Константиновки.

Об удмуртах-арах рассказывают также в Султанае, Таныпе, Бардабашке. Переселение удмуртов в Тулвинское поречье подтверждается и письменными документами. Но эти группы переселенцов оказались малочисленными и оторванными от родственного окружения. Коренное тюркское население оказало на них сильное социальное и духовное воздействие. Эта ситуация вела постепенно к полной ассимиляции пришельцев коренным населением.

 «Здесь поселился один дед по имени Буклыш (или чуваш, или мордва). От деда Буклыш и пошло название. (с.Аклуши. от Илькаевой Маулии,1925 г.р.)

 «Ары в Аклуши приехали первые, старшего звали Илькай. Илькаевы – арская фамилия. Аклуши вначале называли Буклыш, но название не понравилось и переименовали». с.Аклуши, от Нурбединова Нурмухамеда,1928 г.р.)»

 «На берегу реки Ашап заселились люди. Там, где Ашап и Тулва соединяются. Рассказывали, что эти люди по национальности были удмурты».

Таким образом, удмурты сыграли определенную роль в формировании тулвинских татар и башкир.

Пермские ученые выявили, что в формировании притулвинских татар принимали участие и марийцы, их участие прослеживается на основе некоторых исторических преданий. Например, в селах Танып и Брюзли ими были записаны исторические предания, согласно которым некоторые семьи этих сел вели свое происхождение от марийцев. Но их переселение в поречье Тулвы не было массовым, поэтому участие марийцев в формировании татар и башкир по р. Тулва не было значительным.

 Гайнинская волость – часть территории

Исторического Башкортостана

Со второй половины 20 века Тулвинское поречье довольно активно изучается учеными Башкортостана. Результаты основных исследований собраны в научном издании «Башкиры-гайнинцы Пермского края», изданном в Уфе в 2008 году. На основе полевого материала последних десятилетий XXв., архивных документов и литературных источников исследованы вопросы расселения, демографии, различные аспекты этнографии и т.д. К примеру, исследовались традиционный костюм башкир-гайнинцев, традиции питания, строительства жилищ. Однако в выводах ученых, если внимательно вчитаться, нет категоричного утверждения, что в культуре башкир-гайнинцев Пермского края (т.е. населения Бардымского района) преобладает «башкирское» начало. Несколько примеров: «Традиционный костюм гайнинцев по составу, характеру одежд, набору украшений включается в северо-западный комплекс…», - отмечает С.Н.Шитова в статье «Традиционный костюм в XVIII – первой половине XXв.». Влияние татарской культуры, по мнению исследователя, проявлялось в распространении казанских головных уборов, обуви, татарских покроев одежды. Таким образом, что у гайнинских башкир в одежде «башкирское», если самими учеными признается, что головные уборы, обувь и одежда – татарские?

Примерно такие же выводы по исследованиям традиций питания (исследование Э.В.Миграновой): «…влияние татарской кухни сказалось на ассортименте мучных блюд, у русского населения были заимствованы кисели и квасы, пироги, супы…Сходство с кухнями финно-угорских народов проявляется в употреблении отдельных кушаний из рыбы и дичи, мясных пельменей…». Автором отмечается, что традиционные башкирские кушанья (вяленое мясо, кумыс и айран, сухой творог) не являются характерными для населения Бардымского района.

К такому же отрицательному выводу пришли башкирские ученые, изучавшие женское рукоделие: «В ткачестве и вышивальном искусстве гайнинцев сохранились местные термины, не известные другим группам башкир».

Другой крупным изданием является сборник научных материалов «Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа», вышедшего в Уфе в 2006 году. В рамках данной работы из этого издания нужно отметить доклад А.В.Черных (поскольку это материалы научно-практической конференции к 70-летию С.Н.Шитовой). Доклад называется «Башкиры Пермского края по материалам переписи 2002г.». Формулировка темы говорит о том, что пермские ученые признают, что территория современного Бардымского района действительно была заселена башкирами. В другом издании читаем статью А.В.Черных «Этнический состав населения и особенности расселения в Южном Прикамье в XVI – первой половине XXв.»: «Самое северное башкирское племя гайна владело землями по р.Тулва. Основу племени составлял булгаро-угорский и тюркский компоненты…С середины XVII – начала XVIII века Южное Прикамье заселялось также удмуртами, марийцами и казанскими татарами…».

Таким образом, эти земли исконно были башкирскими землями и входят в территорию, которую в научной литературе называют Историческим Башкортостаном. Вотчинные права гайнинских башкир на свои земли подтверждались письменными источниками. В 1596г. они получили жалованную грамоту русского царя Федора Ивановича на земли «по обе стороны Камы реки… В конце XVIII-начале ХХ вв. гайнинцы представляли собой одну из наиболее многочисленных, компактно и плотно расселенных групп башкирского населения».

В трудах башкирских ученых (Асфандияровы, Кулбахтин) приводится много статистических данных по учету и переписи населения Гайнинской волости, где основное население фигурирует как «башкиры».

 

 Влияние татарской культуры на формирование тулвинских татар и башкир

Этнические корни и история населения Тулвинского поречья довольно пристально изучается и учеными Казани, поскольку, по их мнению, эта группа входит в этническую основу татарской нации. Они считают, что Пермский край в целом и Тулвинское поречье в частности не являлись территорией первоначального этнического облика татарского этноса. Однако на более поздних этапах – при капитализме, например – «вливание» приуральско-тюркского населения в состав татарского этноса было довольно активным. «Основная масса татар в Приуралье и на Урале появилась в XVII-XVIII вв. В Пермское Приуралье переселенцы – казанские татары - шли, видимо, из Предкамья, с территории позднейших Казанской и Вятской губ. Башкирское Приуралье заселялось татарами из Казанского Поволжья и мишарями из Окско-Сурского междуречья и Предволжья. На южном Урале и в Зауралье оседали казанские татары, касимовские и крещеные татары-нагайбаки, а также мишари. На протяжении XVIII-XIX столетий в крае происходила и вторичная миграция татарского населения…Заселение Урала и Приуралья разными по происхождению, районам истока группами татарского населения, к тому же различавшимися сословным статусом, предопределило у них многих особенностей социального, этнографического характера».

По мнению казанских ученых, изучение этнокультурных особенностей данной группы сопряжено с рядом сложностей. Во-первых, мигранты в Приуралье будучи выходцами из среды различных групп казанских татар, мишарей и касимовских татар, после переселения перемешались между собой и полностью утеряли свои «материнские» этнокультурные признаки. Во-вторых, в Приуралье татары сблизились с местным тюркским населением, главным образом с башкирами, испытав определенное воздействие со стороны этого населения, но одновременно включив его в орбиту своего этнокультурного развития – вплоть до ассимиляции. В результате в районах интенсивного взаимодействия татар и башкир – классическим примером которому является Тулвинское поречье - этнокультурная и языковая граница между двумя этносами фактически исчезла. Это подтверждается исследования казанских лингвистов: «Анализ большого фактического материала … дает полное основание утверждать, что говор тюркского населения Пермской области есть один из говоров среднего диалекта татарского языка. По составу фонем, характеру оформления грамматических показателей, основному словарному фону он является татарским».

Учеными также были предприняты попытки изучения этнотерриториальных комплексов традиционной одежды у татар Приуралья. Проведенные исследования позволили ученым создать единую карту-основу по головным уборам, нижней и верхней одежде, обуви приуральских татар (в группу приуральских татар ученые Казани включают и население Притулвья). Согласно этой карте пермские татары входят в северо-западный ареал. «Анализ элементов костюма, бытующих у татар, проживающих в этом ареале, позволяет утверждать, что абсолютное большинство их было связано и развивалось под влиянием культурных традиций татарского этноса и, безусловно, прежде всего, казанских татар».

Пермские ученые также считают, что «…поволжские татары принесли с собой развитую систему отправления исламского культа, школы, более развитую хозяйственную технику. Неудивительно, что влияние их на культуру было огромным. По всей вероятности, культура и язык поволжских татар оценивались башкирами выше своих, и это привело к развитию элементов бикультуризма, формированию на основе башкирского племени Гайна особой диалектной группы татарского языка. Общность языка связана с родственностью исходных булгаро-угорских компонентов, принимавших участие на ранних этапах в этногенезе как татар, так и северных башкир».

Таким образом, историю формирования тулвинских татар и башкир можно представить в виде такой схемы. В ХII – XIV вв. в Тулвинское поречье проникают башкирские племена, которые ассимилируют местное автохтное население. Основной территорией проживания гайнинских башкир являлось нижнее течение р.Тулва. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники-тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В то же время в низовьях р.Тулва появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением.

 Пермские ученые считают, что формирование единой этнокультурной общности, которую они называют тулвинскими татарами и башкирами, завершилось только к середине Х1Х в.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.024 с.)