Тулвинские татары и башкиры – часть татарской нации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тулвинские татары и башкиры – часть татарской нации



Довольно пристально пермские татары и башкиры изучаются и учеными Казани. Интерес к этому региону закономерен и обоснован, поскольку речь идет о группе, которая входит в этническую основу татарской нации. С этой точки зрения пермских татар можно считать относительно новым образованием: Пермский край в целом и Тулвинское поречье в частности не являлись территорией первоначального этнического облика татарского этноса. Однако на более поздних этапах – при капитализме, например – «вливание» приуральско-тюркского населения в состав татарского этноса было довольно активным.

По мнению казанских ученых, изучение этнокультурных особенностей пермских татар сопряжено с рядом сложностей. Во-первых, мигранты в Приуралье будучи выходцами из среды различных групп казанских татар, мишарей и касимовских татар, после переселения в новом районе перемешались между собой и полностью утеряли свои «материнские» этнокультурные признаки. Во-вторых, в Приуралье татары сблизились с местным тюркским населением, главным образом с башкирами, испытав определенное воздействие со стороны этого населения, но одновременно включив его в орбиту своего этнокультурного развития – вплоть до ассимиляции. В результате в районах интенсивного взаимодействия татар и башкир – классическим примером которому является Тулвинское поречье Пермского края - этнокультурная и языковая граница между двумя этносами фактически исчезла.

«Основная масса татар в Приуралье и на Урале появилась в XVII-XVIII вв. В Пермское Приуралье переселенцы – казанские татары - шли, видимо, из Предкамья, с территории позднейших Казанской и Вятской губ. Башкирское Приуралье заселялось татарами из Казанского Поволжья и мишарями из Окско-Сурского междуречья и Предволжья. На южном Урале и в Зауралье оседали казанские татары, касимовские и крещеные татары-нагайбаки, а также мишари. На протяжении XVIII-XIX столетий в крае происходила и вторичная миграция татарского населения…Заселение Урала и Приуралья разными по происхождению, районам истока группами татарского населения, к тому же различавшимися сословным статусом, предопределило у них многих особенностей социального, этнографического характера». (Халиков Н.А. Территориальные и этносоциальные особенности традиционного хозяйства татар Урала и Приуралья. – В кн.: Приуральские татары.с.13)

Большой вклад в изучение пермских татар внесли филологи-лингвисты. Их исследования позволяют раскрыть особенности формирования языка, помогают раскрыть некоторые стороны истории этнического формирования татар того или иного региона. Лингвисты также пришли к выводу, что пермские татары прошли своеобразный и сложный путь этнического формирования, однако их вывод однозначен: «Анализ большого фактического материала по говору пермских татар и сравнение его с другими татарскими говорами дают полное основание утверждать, что говор тюркского населения Пермской области есть один из говоров среднего диалекта татарского языка. По составу фонем, характеру оформления грамматических показателей, основному словарному фону он является татарским» (Рамазанова Д.Б. К истории формирования говора пермских татар. Казань, 1996.с.195.)

Учеными также были предприняты попытки изучения этнотерриториальных комплексов традиционной одежды у татар Приуралья. Одним из важнейших источников исследований в этом направлении являются фонды краеведческих музеев. Ценные материалы по костюму татар Уфимского Приуралья содержатся в фондах Башкирского краеведческого музея и Музея археологии и этнографии Башкирии. Достаточно полное представление об одежде пермских татар дают экспонаты Пермского краеведческого музея и Пермской художественной галереи.

Проведенные исследования позволили ученым создать единую карту-основу по головным уборам, нижней и верхней одежде, обуви приуральских татар. Согласно этой карте пермские татары входят в северо-западный ареал. «Анализ элементов костюма, бытующих у татар, проживающих в этом ареале, позволяет утверждать, что абсолютное большинство их было связано и развивалось под влиянием культурных традиций татарского этноса и безусловно, прежде всего, казанских татар. Именно на северо-западе Приуральского региона преимущественно были распространены те элементы костюма, которые идентифицируют собой яркую этническую символику формирующейся татарской нации: большой городской калфак, деревенский ак калфак, особые покрывалообразные головные уборы, специфический приталенный покрой нижней и верхней одежды, узорная кожаная обувь, применение для декоративного оформления одежды мужской и женской узорного ткачества.

Ретроспективно-синхронный подход к интерпретации комплекса элементов костюма северной «пермской» зоны в целом позволяет утверждать, что он содержит в себе в достаточном количестве те реликтовые, архаичные элементы костюма, которые в исследуемое время в основном уже вышли из быта казанских татар». (Суслова С.В.Традиционная одежда приуральских татар сер.Х1Х – нач. ХХвв. – В кн.: Приуральские татары. с.47).

Аналогичные выводы были сделаны исследователями и на основании изучения украшений женского костюма: «Основываясь на материалах комплексных карт и анализе выделенных на их основе сводных этнотерриториальных комплексов женских украшений приуральских татар, можно констатировать следующее. В исследуемом регионе достаточно четко прослеживается наличие двух крупных ареалов…Наиболее ощутимым по интенсивности проявлений и территории охвата следует считать влияние казанско-татарской культуры». (Суслова С.В. и Шарифуллина Ф.Л. Комплекс украшений женского костюма у приуральских татар. – В кн.: Приуральские татары. с.62.)

Исследование особенностей ткачества приуральских татар позволило ученым сделать следующий вывод: «…оно имеет много общего с культурой ткачества казанских татар Заказанья: в способах снования, технике ткачества, использовании бральных нитченок при изготовлении браных полотенец, в колорите, орнаменте, в композиции узоров.» (Сафина Ф.Ш. Особенности ткачества приуральских татар. В кн.: Приуральские татары.с.65)

 

Необходимо отметить, что пермские ученые имеют особый взгляд на эту проблему. Определяя этническое самосознание тулвинских татар и башкир как двойственное и многоуровневое, они видят истоки этого своеобразия в культурном влиянии татар на местное население башкир-гайнинцев:

«Поволжские татары принесли с собой развитую систему отправления исламского культа, школы, более развитую хозяйственную технику. Неудивительно, что влияние их на культуру было огромным. По всей вероятности, культура и язык поволжских татар оценивались башкирами выше своих, и это привело к развитию элементов бикультуризма, формированию на основе башкирского племени гайна особой диалектной группы татарского языка. Общность языка связана с родственностью исходных булгаро-угорских компонентов, принимавших участие на ранних этапах в этногенезе как татар, так и северных башкир». (Тулвинские татары и башкиры.с.47)

Эту мысль продолжает и развивает профессор Пермского университета, доктор исторических наук Г.Н.Чагин. Он считает: «Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Сближение народов происходило в условиях единой конфессиональной среды – мусульманства. Башкиры, овладевшие татарской речью, записывались татарами. Подобная тенденция наблюдается и в наше время» (Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в Х1Х – ХХ вв.с.252)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.007 с.)