Как большой лев чуть не напугался маленькой лягушки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как большой лев чуть не напугался маленькой лягушки.



Как волк хотел козу обмануть, да не вышло.

Как журавль волка спас, а благодарности не получил.

Как бесхвостая лисица хотела сделать всех лисиц на себя похожими.

Как голубка спасла муравья, а муравей в благодарность спас голубку.

Как козел по глупости попал в безвыходное положение.

Возможно, ваши темы будут сформулированы другими словами - ничего страшного. Ведь это не учебник по арифметике, где 2+2=4. Слова могут быть разными, главное, чтобы смысл был похожим.

А теперь еще одно тренировочное задание. Вспомните свои любимые сказки, рассказы или фильмы и попробуйте назвать их тему. (И это задание не должно вызвать у вас затруднений)

А вот следующие задание будет не просто сложным, но еще и таинственным. Мы попробуем поиграть в загадки. Только загадки придется придумывать не самим, а отгадывать их будут наши друзья или даже родители. Вот, например, такая загадка: угадайте название книжки, в которой деревянный человечек со своими друзьями из кукольного театра, находят Золотой ключик и побеждают Карабаса-Барабаса? Или в какой сказке круглая булочка убежала и от дедушки, и от бабушки и путешествовала по лесу, полному хищных зверей? Или, посложнее: как называется книга о приключениях друзей- мушкетеров? Отгадали мои загадки? Поняли задание? А теперь попробуйте сами.

Когда вы самостоятельно попробовали определить тему, вы, конечно же, поняли, в чем тут главная трудность. Надо понять, кто главные герои? Какие главные события с ними происходят? Сказать все это очень коротко и четко, не отвлекаясь на мелкие подробности, а не то у нас получится не тема, а просто пересказ текста.

Ну вот, будем считать, что с темой мы разобрались: мы выучили определения, что называется темой, научились определять тему произведения и даже смогли догадаться, услышав формулировку темы, о каком произведении идет речь. Мы сделали первый шаг, большой и очень важный, и теперь, окрыленные удачей, готовы сделать шаг второй, который называется «определение ИДЕИ».

ПРО ИДЕЮ

Идея - это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего –нибудь, в нашем случае - текста.

Идея - это довольно сложное понятие, поэтому попробую объяснить вам его на простых примерах.

Помните, в одной всеми любимой сказке есть такие слова: «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Можно сказать, что идея - это и есть тот самый урок, который должны извлечь для себя читатели, или зрители.

Определить идею, не просто, но, постаравшись, мы с вами научимся справляться и с этой трудной задачей.

Ну вот, например, уже известная вам сказка про репку. Какой урок можно извлечь из этой сказки? Вспомните, репка была большая, и один старик с ней не справился. Но когда за дело взялась вся семья - репка сразу вытащилась. Напрашивается вывод: если все будут дружно и вместе делать общие дело - даже самая сложная задача будет решена.

Очень часто в одном произведении можно найти не одну идею, а несколько. Ведь не даром один известный писатель сказал, что «Писать надо так, что бы словам было тесно, а мыслям просторно!»

Давайте посмотрим сказку «Лев и мышь». Лев сделал мышке добро - отпустил ее, и в ответ мышка спасла его от охотников. Мы извлекаем урок: сделай другому добро, и тебе добром ответят. Но можно сделать и другой вывод: способность делать добро от величины и силы не зависят.

Если вам трудно подобрать слова для формулирования идеи, посмотрите на пословицы и поговорки, вы обязательно найдете там подходящую мысль.

А теперь вспомним сказки «Морозко», «Крошечка-Ховрошечка», «Белоснежка», «Дикие лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», ИХ идея: будь добрым, трудолюбивым, помогай другим и ты обязательно добьешся счастья!- идея одинаковая у этих сказок. Что это значит? А то, что из разных историй подчас можно извлечь одинаковый урок.

Если употребить научные термины, можно сказать, что тема - конкретна, а идея - абстрактна, то есть, когда мы говорим о теме, мы называем имена, события, а когда мы определяем идею - мы самыми общими словами делаем вывод, который и служит «уроком добрым молодцам»

Проще всего определить идею в басне. Ее даже не надо придумывать или искать подходящую поговорку. Она не редко просто записана в начале или в конце басни и называется мораль.

Я, надеюсь, вы поняли главное: идея всегда выражена общими словами, в ее формулировки не называются имена героев, а употребляются общие слова, как, например, сила, слабость, дружба, вражда, и так далее.

Два этапа идейно-тематического анализа уже пройдены нами, остался один, третий и самый трудный - определение КОНФЛИКТА.

Про конфликт

Конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор.

При анализе текста мы обязательно должны найти конфликт, он непременно должен быть! Проверьте, если не будет конфликта - не произойдет и ни одного мало-мальски интересного события. Если все со всеми согласны, если никто не мешает – разве могут случится спор или драка? А если не будет интересных событий - кто про это писать будет?

Конфликты бывают двух видов- внешние и внутренние, скрытые и глубинные. И более важным для нас должен быть внутренний конфликт. В чем же между ними разница? А разница примерно такая же, как и между темой и идеей. Опять возьмем для примера сказку про репку. Кто и с кем борется в этой сказке? Дед и вся его семья борются с упрямой, не желающей вылезать из грядки репки. Это конфликт внешний, видимый, физический. А внутренний конфликт - это то, что мы подразумеваем под этими борющимися сторонами. И получается, что под репкой мы подразумеваем какую-то очень трудную, неподъемную работу, а под дедом и его семьей - много маленьких отдельных сил, которые порознь не способны с этой работой справится. Происходит борьба между трудной задачей и отдельными силами, которые соединяются вместе общим делом. И что побеждает в этой борьбе? Соединенные вместе дружные силы.

И вот пример из жизни (ведь конфликты бывают не только в книгах): Петька с Васькой подрались и наставили друг другу синяков. Конфликт внешний виден сразу - драка двух приятелей, а внутренний конфликт - это причина, по которой мальчики подрались. А причина может быть в том, что Петька пообещал Ваське помочь подготовится ему к контрольной, но обещание не выполнил. И конфликт в том, что один друг по легкомыслию или по забывчивости подвел другого.

А теперь вспомним басню «Лебедь, рак и щука». В этой басне лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть с места и увести тяжелый воз, но каждый тянет его на себя. Под возом мы опять понимаем трудную задачу, ведь, лебедь, рак и щука - это снова, как и репке, несколько отдельных маленьких сил. Но в этой басне маленькие силы действуют порознь, мешая друг другу, и что же побеждает в этом конфликте? Побеждает задача, которая из-за разногласия исполнителей так и осталась нерешенной.

Попробуем взять конфликт посложнее, например, сказку «Мышь, петух и кот». В этой сказке маленькая мышка увидела двух разных зверей, одного на вид страшного, но безобидного (петуха), а другого - на вид нежного и ласкового, но опасного врага (кота). В чем же здесь конфликт, в чем противоречия? А противоречия это уже знает старая опытная мышь: опасен не тот, кто на вид страшен, а, зачастую, наоборот. То есть, здесь противоречия между внешним видом и внутренней сущностью (конечно, петух гораздо страшнее котенка, но кто опаснее - спросите у мыши!)

Или вот сказка «Уж и еж». Здесь сталкиваются два характера: добрый, сочувствующий - и эгоистичный, думающий только о себе. (Догадайтесь сами у кого из героев какой характер).

Или возьмем сказку про Золушку (или, например, «Морозко» или «Сказку о мертвой царевне»). Здесь сталкиваются зависть, жестокость - с одной стороны, и доброта, трудолюбие, сочувствие - с другой. И конечно, во всех этих сказках в борьбе побеждают добрые герои, потому что им всегда кто-нибудь приходит на помощь.

Внутренний конфликт и идея - связаны. Идея - это как бы вывод из конфликта, результат борьбы (то есть какая сторона победила).

Когда мы разбираем текст, нам особенно важно определить идею и конфликт, но это не всегда легко и просто сделать. Однако, к любой задаче можно подойти с разных сторон. Если мы не можем сходу определить идею, нужно сначала найти конфликтующие стороны и узнать результат их борьбы. И, наоборот - в некоторых произведениях сначала легче определить идею, а потом уже по ней найти конфликт. Но всегда следует помнить, что конфликт, так же, как и идея, должен быть выражен общими словами.

Но здесь можно допустить такую смешную ошибку. Многие ребята сразу говорят: «Здесь конфликт между добром и злом!». Вроде бы правильно, но эти понятия уж «слишком общие». Ведь и зло и добро могут быть разными. Зависть, злоба, хитрость, жадность, трусость – это совсем не одно и тоже! Так, что определяя конфликт надо помнить, что выражать его надо, конечно, общими словами, но постарайтесь при этом не переборщить.

А теперь, как обычно, задание. Выберите из приложения сказки (можно брать для начала те, у которых можно определить тему и идею) и попытайтесь найти и сформулировать конфликт. А потом выберите еще несколько сказок и сделайте их полный идейно – тематический анализ, то есть определите у каждой из них тему, идею и конфликт.

Чем больше сказок, книг или фильмов вы сможете проанализировать, тем лучше. Ведь это как у спортсменов – чтобы быстро бегать и побеждать в соревнованиях, нужно много и долго тренироваться. Так что тренируйтесь, пока эта задача не перестанет вызывать у вас затруднения!

В ДАЛЬНЕЙШЕМ вы узнаете, что в идейно – тематический анализ (сокращенно ИТА) входит еще и определение сверхзадачи. Но к этому мы вернемся немного позже, а пока – удачи вам!

ГЛАВА 2

Композиционный анализ

Итак, мы с вами освоили первый этап работы над литературным текстом – идейно – тематический анализ. Пора перейти к следующему шагу – композиционному анализу.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей романа, книги, пьесы, рассказа (впрочем, понятие «композиция», применимо не только к литературным произведениям, но и ко многим другим случаям).

Вы, наверняка, много раз слышали слово композитор. А кто такой композитор? Это человек, который сочиняет музыку. Как он это делает? Он берет ноты, расставляет их в определенном порядке по определенным законам, чтобы получилась приятная, интересная и благозвучная мелодия. Можно ли расставить ноты как попало? Наверное, можно, только, боюсь, у нас получится не музыка, а неизвестно что (музыканты называют такое безобразие какофонией). Композитор тем и отличается от обычного человека, что он хорошо знает, как, в какой последовательности, в каком соотношении располагать звуки, чтобы получилась красивая музыка. Его специально научили использовать в своем творчестве законы музыкальной композиции.

Вы думаете, что композиция важна только в музыке? Ничего подобного! Соблюдать правильную последовательность и соотношение отдельных частей нужно в любом деле. Ведь строитель никогда не начнет строить дом с крыши, а хирург не начнет резать, а потом думать для чего он это делает.

А представьте себе другую ситуацию: вы хотите рассказать, что-то своему другу, какой - то интересный случай или понравившейся фильм. Вы говорите долго и вдохновенно, но уже через десять минут ваш товарищ начинает отвлекаться и зевать - он нечего не понял, потому, что вы начали с конца, постоянно отвлекаясь на маловажные детали, пропуская главные, потом возвращаетесь и начинаете снова. В результате нить рассказа потеряна, и рассказчик и слушатель просто запутались в машине перепутанных событий.

Почему это произошло? Потому что вы нарушили законы композиции рассказа, перемешали последовательность событий, не смогли отделить главное от второстепенного.

А если перед вами не приятель, а целый зал совершенно незнакомых людей?

Они готовились услышать интересную историю, а вместо этого получили какую - то совершенно не съедобную мешанину из слов. Приятель может вас остановит и попросить пересказать вашу историю снова и понятнее, а зритель просто соскучится, устанет, обидится и больше некогда не придет на ваше выступление! Кстати, иногда в таких случаях зрители закидывали актеров гнилыми помидорами или тухлыми яйцами! Вот уж чего бы мы точно не хотели бы! Этого некогда не случится, если вы поймете и научитесь правильно применять ЗАКОНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Все мы актеры, и все мы хотим, чтобы зритель нас любил, а это значит, что нам необходимо приступить к изучению КОМПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА.

Композиционным анализом называется определение важных для развития действия событий, расстановка их в событийный ряд, определение среди этих событий завязки, кульминации, развязки, экспозиции и эпилога.

«Ой-ой-ой!» - это закричал самый нетерпеливый начинающий артист:

«Все эти слова я никогда не запомню! Лучше я сразу пойду смотреть телевизор!».

Подождите, не спешите, приложите совсем немного времени и старания – и все станет на свои места! Согласны попробовать? Тогда начнем. Начнем с самого начала, с определения событийного ряда, то есть, выясним, какие события в нашем рассказе главные, а какие второстепенные, расставим все по порядку, чтобы сразу стало понятно, что и зачем происходило. А для начала выясни, что же такое событие?

ПРО СОБЫТИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.018 с.)