Как маленькая мышка спасла льва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как маленькая мышка спасла льва.



Идейно-тематический анализ.

Вы взяли в руки книгу. Что происходит дальше? Если это учебник вы учите правила, решаете примеры, выполняете задания. Если это словарь или справочник вы находите нужное слово и узнаете о нем все что вам нужно. Если это повесть роман или рассказ, вы знакомитесь с их героями, узнаете их характеры, следите за их приключениями: с чего начинается и чем заканчивается. А что дальше? А дальше, как правило книга закрывается и вновь занимает свое место на книжной полке до тех пор, пока она не понадобится вам вновь. У обычных людей в обычной жизни так обычно и происходит. Но вот для актеров, чтецов, режиссеров и других людей, связанных с театром, это не конец, а как раз начало. Самые интересные приключения сказки, рассказа, повести для них только начинаются в тот самый момент, когда книга уже прочитана. Ведь актеру или режиссеру мало самому прочитать книгу, он должен помочь зрителям или слушателям познакомится с полюбившимися автору героями, пережить их приключения, чему - то научится на их ошибках и неудачах. Это - целая наука, необходимая, трудная конечно, но удивительная и интересная. И называется эта наука - Работа актера над литературным текстом.

С чего же начинается эта работа? Да, как и любая другая работа-с обдумывания и с анализа. Многие думают: «Подумаешь, премудрость! Прочитал, выучил, да рассказал! Мы в школе чуть ли не каждую неделю стихи учим и рассказываем, и даже пятерки получаем». Если вы хотите просто получить пятерку по литературе возможно вы и правы, но если вы актер…Только очень плохой доктор начнет вас лечить, не прослушав, не узнав точно, чем вы болеете, не заставив вас сдать анализы. Давайте же и мы актеры начнем свою работу с того же – с исследований и с анализа.

Анализ:

Метод исследован

2.Встроенный разбор, рассмотрение.

Это определение взято из «Толкового словаря русского языка». Может быть, оно показалось вам слишком тяжелым, слишком «научным»? Не бойтесь, на самом деле, все очень просто, нужно только постараться понять. И начнем с самого начала - с ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Идейно – тематический анализ состоит из определения в произведении ТЕМЫ, ИДЕИ и КОНФЛИКТА.

ПРО ТЕМУ

Темой называется краткое, в одной фразе, изложение содержания произведения, ответ на вопросы: что, с кем, когда и как произошло.

А еще проще - вы должны коротко рассказать, о чем эта книга, рассказ, сказка или фильм. Когда вы спрашиваете у приятеля: «Ты о чем вчера кино смотрел?» и приятель вам отвечает: «Про войну» или «Про любовь» - вы сразу без всяких пояснений сможете понять, про что же фильм и решите, будет ли вам это интересно. Вы и сами не догадались, что ваш друг не задумываясь долго определил для вас тему фильма.

А теперь попробуем сами определить тему, ну хотя бы, самой простенькой сказки «Про репку».

«ПРО РЕПКУ»

Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая. Пошел дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянули репку!

Ну, вот мы прочитали сказку, а теперь давайте подумаем, о чем эта сказка? Иначе говоря - определим ее тему. «Эта сказка о том, как посадил дед репку!» - скажут многие…и ошибутся. Разве нам рассказывали о том, как дед копал землю, делал грядку, закапывал в нее семечко, поливал? Нет!

КТО герои нашей сказки? Дедка, бабка, жучка, внучка, кошка, ну и конечно мышка! Что они делают на протяжении всей сказки? Они тянут репку. Значит, эта сказка о том, как дед вместе со своей семьей собрал урожай репки!

Мы ответили на вопросы: кто герои и что с ними происходило – и очень легко определили ТЕМУ нашей сказки! Не правда ли, совсем просто, стоит только чуть - чуть подумать.

А теперь давайте потренируемся и определим темы еще нескольких сказок. Сначала вы попробуете это сделать самостоятельно, а потом проверьте себя, заглянув в подсказку. Только, чур, не заглядывайте в ответ слишком рано и не расстраивайтесь, если сразу не получится - ведь вы еще только учитесь!

(Сказки и басни: «Лев и мышь», «Лев и лягушка», «Волк и коза», «Волк и журавль», «Лисица», «Муравей и голубка», «Лисица и козел».)

Подсказка:

ПРО ИДЕЮ

Идея - это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего –нибудь, в нашем случае - текста.

Идея - это довольно сложное понятие, поэтому попробую объяснить вам его на простых примерах.

Помните, в одной всеми любимой сказке есть такие слова: «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Можно сказать, что идея - это и есть тот самый урок, который должны извлечь для себя читатели, или зрители.

Определить идею, не просто, но, постаравшись, мы с вами научимся справляться и с этой трудной задачей.

Ну вот, например, уже известная вам сказка про репку. Какой урок можно извлечь из этой сказки? Вспомните, репка была большая, и один старик с ней не справился. Но когда за дело взялась вся семья - репка сразу вытащилась. Напрашивается вывод: если все будут дружно и вместе делать общие дело - даже самая сложная задача будет решена.

Очень часто в одном произведении можно найти не одну идею, а несколько. Ведь не даром один известный писатель сказал, что «Писать надо так, что бы словам было тесно, а мыслям просторно!»

Давайте посмотрим сказку «Лев и мышь». Лев сделал мышке добро - отпустил ее, и в ответ мышка спасла его от охотников. Мы извлекаем урок: сделай другому добро, и тебе добром ответят. Но можно сделать и другой вывод: способность делать добро от величины и силы не зависят.

Если вам трудно подобрать слова для формулирования идеи, посмотрите на пословицы и поговорки, вы обязательно найдете там подходящую мысль.

А теперь вспомним сказки «Морозко», «Крошечка-Ховрошечка», «Белоснежка», «Дикие лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», ИХ идея: будь добрым, трудолюбивым, помогай другим и ты обязательно добьешся счастья!- идея одинаковая у этих сказок. Что это значит? А то, что из разных историй подчас можно извлечь одинаковый урок.

Если употребить научные термины, можно сказать, что тема - конкретна, а идея - абстрактна, то есть, когда мы говорим о теме, мы называем имена, события, а когда мы определяем идею - мы самыми общими словами делаем вывод, который и служит «уроком добрым молодцам»

Проще всего определить идею в басне. Ее даже не надо придумывать или искать подходящую поговорку. Она не редко просто записана в начале или в конце басни и называется мораль.

Я, надеюсь, вы поняли главное: идея всегда выражена общими словами, в ее формулировки не называются имена героев, а употребляются общие слова, как, например, сила, слабость, дружба, вражда, и так далее.

Два этапа идейно-тематического анализа уже пройдены нами, остался один, третий и самый трудный - определение КОНФЛИКТА.

Про конфликт

Конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор.

При анализе текста мы обязательно должны найти конфликт, он непременно должен быть! Проверьте, если не будет конфликта - не произойдет и ни одного мало-мальски интересного события. Если все со всеми согласны, если никто не мешает – разве могут случится спор или драка? А если не будет интересных событий - кто про это писать будет?

Конфликты бывают двух видов- внешние и внутренние, скрытые и глубинные. И более важным для нас должен быть внутренний конфликт. В чем же между ними разница? А разница примерно такая же, как и между темой и идеей. Опять возьмем для примера сказку про репку. Кто и с кем борется в этой сказке? Дед и вся его семья борются с упрямой, не желающей вылезать из грядки репки. Это конфликт внешний, видимый, физический. А внутренний конфликт - это то, что мы подразумеваем под этими борющимися сторонами. И получается, что под репкой мы подразумеваем какую-то очень трудную, неподъемную работу, а под дедом и его семьей - много маленьких отдельных сил, которые порознь не способны с этой работой справится. Происходит борьба между трудной задачей и отдельными силами, которые соединяются вместе общим делом. И что побеждает в этой борьбе? Соединенные вместе дружные силы.

И вот пример из жизни (ведь конфликты бывают не только в книгах): Петька с Васькой подрались и наставили друг другу синяков. Конфликт внешний виден сразу - драка двух приятелей, а внутренний конфликт - это причина, по которой мальчики подрались. А причина может быть в том, что Петька пообещал Ваське помочь подготовится ему к контрольной, но обещание не выполнил. И конфликт в том, что один друг по легкомыслию или по забывчивости подвел другого.

А теперь вспомним басню «Лебедь, рак и щука». В этой басне лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть с места и увести тяжелый воз, но каждый тянет его на себя. Под возом мы опять понимаем трудную задачу, ведь, лебедь, рак и щука - это снова, как и репке, несколько отдельных маленьких сил. Но в этой басне маленькие силы действуют порознь, мешая друг другу, и что же побеждает в этом конфликте? Побеждает задача, которая из-за разногласия исполнителей так и осталась нерешенной.

Попробуем взять конфликт посложнее, например, сказку «Мышь, петух и кот». В этой сказке маленькая мышка увидела двух разных зверей, одного на вид страшного, но безобидного (петуха), а другого - на вид нежного и ласкового, но опасного врага (кота). В чем же здесь конфликт, в чем противоречия? А противоречия это уже знает старая опытная мышь: опасен не тот, кто на вид страшен, а, зачастую, наоборот. То есть, здесь противоречия между внешним видом и внутренней сущностью (конечно, петух гораздо страшнее котенка, но кто опаснее - спросите у мыши!)

Или вот сказка «Уж и еж». Здесь сталкиваются два характера: добрый, сочувствующий - и эгоистичный, думающий только о себе. (Догадайтесь сами у кого из героев какой характер).

Или возьмем сказку про Золушку (или, например, «Морозко» или «Сказку о мертвой царевне»). Здесь сталкиваются зависть, жестокость - с одной стороны, и доброта, трудолюбие, сочувствие - с другой. И конечно, во всех этих сказках в борьбе побеждают добрые герои, потому что им всегда кто-нибудь приходит на помощь.

Внутренний конфликт и идея - связаны. Идея - это как бы вывод из конфликта, результат борьбы (то есть какая сторона победила).

Когда мы разбираем текст, нам особенно важно определить идею и конфликт, но это не всегда легко и просто сделать. Однако, к любой задаче можно подойти с разных сторон. Если мы не можем сходу определить идею, нужно сначала найти конфликтующие стороны и узнать результат их борьбы. И, наоборот - в некоторых произведениях сначала легче определить идею, а потом уже по ней найти конфликт. Но всегда следует помнить, что конфликт, так же, как и идея, должен быть выражен общими словами.

Но здесь можно допустить такую смешную ошибку. Многие ребята сразу говорят: «Здесь конфликт между добром и злом!». Вроде бы правильно, но эти понятия уж «слишком общие». Ведь и зло и добро могут быть разными. Зависть, злоба, хитрость, жадность, трусость – это совсем не одно и тоже! Так, что определяя конфликт надо помнить, что выражать его надо, конечно, общими словами, но постарайтесь при этом не переборщить.

А теперь, как обычно, задание. Выберите из приложения сказки (можно брать для начала те, у которых можно определить тему и идею) и попытайтесь найти и сформулировать конфликт. А потом выберите еще несколько сказок и сделайте их полный идейно – тематический анализ, то есть определите у каждой из них тему, идею и конфликт.

Чем больше сказок, книг или фильмов вы сможете проанализировать, тем лучше. Ведь это как у спортсменов – чтобы быстро бегать и побеждать в соревнованиях, нужно много и долго тренироваться. Так что тренируйтесь, пока эта задача не перестанет вызывать у вас затруднения!

В ДАЛЬНЕЙШЕМ вы узнаете, что в идейно – тематический анализ (сокращенно ИТА) входит еще и определение сверхзадачи. Но к этому мы вернемся немного позже, а пока – удачи вам!

ГЛАВА 2

Композиционный анализ

Итак, мы с вами освоили первый этап работы над литературным текстом – идейно – тематический анализ. Пора перейти к следующему шагу – композиционному анализу.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей романа, книги, пьесы, рассказа (впрочем, понятие «композиция», применимо не только к литературным произведениям, но и ко многим другим случаям).

Вы, наверняка, много раз слышали слово композитор. А кто такой композитор? Это человек, который сочиняет музыку. Как он это делает? Он берет ноты, расставляет их в определенном порядке по определенным законам, чтобы получилась приятная, интересная и благозвучная мелодия. Можно ли расставить ноты как попало? Наверное, можно, только, боюсь, у нас получится не музыка, а неизвестно что (музыканты называют такое безобразие какофонией). Композитор тем и отличается от обычного человека, что он хорошо знает, как, в какой последовательности, в каком соотношении располагать звуки, чтобы получилась красивая музыка. Его специально научили использовать в своем творчестве законы музыкальной композиции.

Вы думаете, что композиция важна только в музыке? Ничего подобного! Соблюдать правильную последовательность и соотношение отдельных частей нужно в любом деле. Ведь строитель никогда не начнет строить дом с крыши, а хирург не начнет резать, а потом думать для чего он это делает.

А представьте себе другую ситуацию: вы хотите рассказать, что-то своему другу, какой - то интересный случай или понравившейся фильм. Вы говорите долго и вдохновенно, но уже через десять минут ваш товарищ начинает отвлекаться и зевать - он нечего не понял, потому, что вы начали с конца, постоянно отвлекаясь на маловажные детали, пропуская главные, потом возвращаетесь и начинаете снова. В результате нить рассказа потеряна, и рассказчик и слушатель просто запутались в машине перепутанных событий.

Почему это произошло? Потому что вы нарушили законы композиции рассказа, перемешали последовательность событий, не смогли отделить главное от второстепенного.

А если перед вами не приятель, а целый зал совершенно незнакомых людей?

Они готовились услышать интересную историю, а вместо этого получили какую - то совершенно не съедобную мешанину из слов. Приятель может вас остановит и попросить пересказать вашу историю снова и понятнее, а зритель просто соскучится, устанет, обидится и больше некогда не придет на ваше выступление! Кстати, иногда в таких случаях зрители закидывали актеров гнилыми помидорами или тухлыми яйцами! Вот уж чего бы мы точно не хотели бы! Этого некогда не случится, если вы поймете и научитесь правильно применять ЗАКОНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Все мы актеры, и все мы хотим, чтобы зритель нас любил, а это значит, что нам необходимо приступить к изучению КОМПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА.

Композиционным анализом называется определение важных для развития действия событий, расстановка их в событийный ряд, определение среди этих событий завязки, кульминации, развязки, экспозиции и эпилога.

«Ой-ой-ой!» - это закричал самый нетерпеливый начинающий артист:

«Все эти слова я никогда не запомню! Лучше я сразу пойду смотреть телевизор!».

Подождите, не спешите, приложите совсем немного времени и старания – и все станет на свои места! Согласны попробовать? Тогда начнем. Начнем с самого начала, с определения событийного ряда, то есть, выясним, какие события в нашем рассказе главные, а какие второстепенные, расставим все по порядку, чтобы сразу стало понятно, что и зачем происходило. А для начала выясни, что же такое событие?

ПРО СОБЫТИЕ

Заключение.

Единственный путь, что - бы правильно поставить пьесу – вести поиски в мире пьесы, опираясь на метод, благодаря которому можно раскопать такие неожиданные сокровища, о которых сам драматург не догадывался. Если автор талантлив, если он действительно творит, его пьеса становится неисчерпаемым материалом для изучения. Если же он пьесу конструирует, следуя каким – либо технологическим установкам – разбирать такую пьесу неинтересно, да и ставить тоже.

А вот, что касается событийной структуры, которую режиссер ищет за авторским текстом, то, убеждена, законы ее построения универсальны.

Они «работают» и на уровне любого целостного произведения, имеющего сюжет, развивающийся во времени.

Точно также, можно проследить структурное построение всякого законченного эпизода, изъятого из любого драматургического произведения, ибо структура событийного ряда всегда содержит «исходное», «определяющие», «центральное», и «главное» событие.

Как бы то ни было, сегодня мне кажется важным внести свою лепту в формирование у режиссеров детских театральных коллективов, представления о методе идейно – тематического анализа.

Метод – не догма, он живой и развивающийся и каждый постановщик вносит в его понимание частицу своего опыта и индивидуальности. Эта частица может быть живительной, а может быть губительной. И кто еще хочет сохранить уважение к профессии, кто чувствует свою ответственность по отношению к автору пьесы и артистам, особенно, если артисты – дети, к зрителю, необходимо осознать, что Станиславский оставил нам великое наследство, изучая и действуя в профессии по его системе – рождаются профессиональные артисты и спектакли на сцене.

 

Идейно-тематический анализ.

Вы взяли в руки книгу. Что происходит дальше? Если это учебник вы учите правила, решаете примеры, выполняете задания. Если это словарь или справочник вы находите нужное слово и узнаете о нем все что вам нужно. Если это повесть роман или рассказ, вы знакомитесь с их героями, узнаете их характеры, следите за их приключениями: с чего начинается и чем заканчивается. А что дальше? А дальше, как правило книга закрывается и вновь занимает свое место на книжной полке до тех пор, пока она не понадобится вам вновь. У обычных людей в обычной жизни так обычно и происходит. Но вот для актеров, чтецов, режиссеров и других людей, связанных с театром, это не конец, а как раз начало. Самые интересные приключения сказки, рассказа, повести для них только начинаются в тот самый момент, когда книга уже прочитана. Ведь актеру или режиссеру мало самому прочитать книгу, он должен помочь зрителям или слушателям познакомится с полюбившимися автору героями, пережить их приключения, чему - то научится на их ошибках и неудачах. Это - целая наука, необходимая, трудная конечно, но удивительная и интересная. И называется эта наука - Работа актера над литературным текстом.

С чего же начинается эта работа? Да, как и любая другая работа-с обдумывания и с анализа. Многие думают: «Подумаешь, премудрость! Прочитал, выучил, да рассказал! Мы в школе чуть ли не каждую неделю стихи учим и рассказываем, и даже пятерки получаем». Если вы хотите просто получить пятерку по литературе возможно вы и правы, но если вы актер…Только очень плохой доктор начнет вас лечить, не прослушав, не узнав точно, чем вы болеете, не заставив вас сдать анализы. Давайте же и мы актеры начнем свою работу с того же – с исследований и с анализа.

Анализ:

Метод исследован

2.Встроенный разбор, рассмотрение.

Это определение взято из «Толкового словаря русского языка». Может быть, оно показалось вам слишком тяжелым, слишком «научным»? Не бойтесь, на самом деле, все очень просто, нужно только постараться понять. И начнем с самого начала - с ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Идейно – тематический анализ состоит из определения в произведении ТЕМЫ, ИДЕИ и КОНФЛИКТА.

ПРО ТЕМУ

Темой называется краткое, в одной фразе, изложение содержания произведения, ответ на вопросы: что, с кем, когда и как произошло.

А еще проще - вы должны коротко рассказать, о чем эта книга, рассказ, сказка или фильм. Когда вы спрашиваете у приятеля: «Ты о чем вчера кино смотрел?» и приятель вам отвечает: «Про войну» или «Про любовь» - вы сразу без всяких пояснений сможете понять, про что же фильм и решите, будет ли вам это интересно. Вы и сами не догадались, что ваш друг не задумываясь долго определил для вас тему фильма.

А теперь попробуем сами определить тему, ну хотя бы, самой простенькой сказки «Про репку».

«ПРО РЕПКУ»

Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая. Пошел дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянули репку!

Ну, вот мы прочитали сказку, а теперь давайте подумаем, о чем эта сказка? Иначе говоря - определим ее тему. «Эта сказка о том, как посадил дед репку!» - скажут многие…и ошибутся. Разве нам рассказывали о том, как дед копал землю, делал грядку, закапывал в нее семечко, поливал? Нет!

КТО герои нашей сказки? Дедка, бабка, жучка, внучка, кошка, ну и конечно мышка! Что они делают на протяжении всей сказки? Они тянут репку. Значит, эта сказка о том, как дед вместе со своей семьей собрал урожай репки!

Мы ответили на вопросы: кто герои и что с ними происходило – и очень легко определили ТЕМУ нашей сказки! Не правда ли, совсем просто, стоит только чуть - чуть подумать.

А теперь давайте потренируемся и определим темы еще нескольких сказок. Сначала вы попробуете это сделать самостоятельно, а потом проверьте себя, заглянув в подсказку. Только, чур, не заглядывайте в ответ слишком рано и не расстраивайтесь, если сразу не получится - ведь вы еще только учитесь!

(Сказки и басни: «Лев и мышь», «Лев и лягушка», «Волк и коза», «Волк и журавль», «Лисица», «Муравей и голубка», «Лисица и козел».)

Подсказка:

Как маленькая мышка спасла льва.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.039 с.)