Экологическая безопасность и методы ее обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая безопасность и методы ее обеспечения



Экологический риск связан с понятиями «экологическая обстановка», «экологическая опасность», «экологическая безопасность».

Выполняя рекомендации всемирной конференции ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года, президент РФ подписал Указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития». В нем, пожалуй, впервые в качестве одного из направлений по реализации государственной экологической политики России обозначено обеспечение экологической безопасности. 1 апреля 1996 года вышел Указ президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», который утвердил представленную Правительством «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

В 1997 г., учитывая сложившуюся экологическую ситуацию, Правительство РФ утвердило Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, в которой отражены современные взгляды и задачи, принципы, методы и пути обеспечения экологической безопасности. В стране разрабатываются и реализуются масштабные государственные программы, однако в целом ситуация продолжает оставаться чрезвычайно тревожной.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природных объектов, жизни, здоровья человека, имущественных интересов физических и юридических лиц от источников экологической опасности. Таким образом, объектами экологической безопасности являются человек, общество, природные ресурсы и природная среда.

Обеспечение экологической безопасности – деятельность по проведению комплекса мер правового, эколого-экономического, научно-методического, инженерно-технического, образовательного, социального, воспитательного и иного характера, направленных на предотвращение возникновения, развития экологически опасных ситуаций, нейтрализацию и ликвидацию угроз, возникающих или возникших в результате загрязнения природной среды и (или) истощения природных ресурсов, а также на защиту жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц от неблагоприятных воздействий от источников экологической опасности.

Различают понятия «глобальная » и «национальная» экологическая безопасность. Разница между ними определяется тем, какие дестабилизирующие факторы, угрозы и опасности принимаются во внимание. Например, на глобальном уровне, наряду с такими угрозами и опасностями как изменение климата, развитие парникового эффекта, разрушение озонового слоя, рассматриваются технические аварии, катастрофы и опасные природные явления, несогласованность темпов роста мировой экономики и населения с возможностями среды удовлетворять растущие потребности жителей земли; выход экологической деятельности за пределы потенциала планеты, ее несущей емкости, по которой оценивается возможность жизнеподдержания. Сюда же относят некоторые диспропорции в распределении мировых экологических ресурсов, а также стремление некоторых развитых государств к одностороннему улучшению своей экологической ситуации за счет использования экологического пространства других стран.

Экологическая опасность – природная среда или ее отдельные объекты, которые представляют или могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, их жизненно важным интересам, окружающей среде в результате осуществления антропогенной деятельности и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Источник экологической опасности – природная среда, загрязненная или иным образом измененная человеком или естественными природными процессами и явлениями, которая может представлять или представляет угрозу жизни и здоровью человека, имущественным интересам физических и юридических лиц.

Принципы экологической политики в сфере экологической безопасности:

  • приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, а также общечеловеческих ценностей;
  • разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности населения и территорий;
  • обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции экологически опасных объектов, а также производства любой продукции;
  • суверенитет государства над природными ресурсами;
  • непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства и неотвратимость ответственности за экологические последствия трансграничных воздействий;
  • организация системы государственного экологического мониторинга окружающей природной среды;
  • гласность планов осуществления деятельности, связанной с угрозой возникновения экологической опасности, а также обеспечение полной и своевременной информацией об этой опасности населения, общественных организаций и государственных органов;
  • широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности.

В интересах обеспечения экологической безопасности в процессе целенаправленной деятельности человека предусматривается решение определенных задач:

  • установление и поддержание на определенном минимально возможном научно обоснованном уровне экологического риска воздействий техногенных, природных и экологических факторов, путем выработки и реализации эффективных стратегий по снижению опасностей, охране и регулированию качества природной среды;
  • поддержание гармоничной структуры, взаимосвязи и саморегуляции естественных процессов, сохранение репродуктивности и видового разнообразия популяций организмов живой природы, обеспечение равновесного состояния экосистем;
  • обеспечение сохранения здоровья людей и исключение отдаленных последствий вредных воздействий для настоящего и последующего поколений.

Для решения этих задач требуется проведение целого ряда мероприятий организационного, технического, экономического, нормативно-правового, научно-исследовательского и иного характера. Система мероприятий по обеспечению экологической безопасности включает:

  • комплекс базовых мероприятий, выполнение которых дает возможность поддерживать на определенном уровне методы, средства, организацию обеспечения экологической безопасности и правильно определять пути безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития территориально-хозяйственных структур;
  • комплекс превентивных, регулярных и оперативных мероприятий, проводимых для установления, поддержания и нормализации экологической обстановки, с учетом установленных уровней экологических рисков.

Каждый из этих комплексов, в свою очередь, объединяет несколько крупных блоков мероприятий. В первый входят мероприятия по:

  • экологическому нормированию всех видов антропогенных воздействий и нагрузок, падающих на объекты биосферы, и обоснованию приемлемых уровней экологических рисков;
  • разработке и поддержанию на современном уровне научных знаний и нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологической экспертизе и лицензированию хозяйственной деятельности;
  • проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области природопользования и экологической безопасности, включая экономические и социальные аспекты;
  • разработке оптимальных стратегий хозяйственной деятельности, направлений и программ безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития промышленных районов, других территориально-хозяйственных структур, регионов, государств;
  • экологической подготовке населения и профессиональных работников, информированию населения и общественности об экологических опасностях и рисках, а также о необходимых мерах по обеспечению экологической безопасности.

Второй комплекс мероприятий также включает ряд достаточно объемных по содержанию и важных по значимости блоков. К их числу следует отнести мероприятия по:

  • идентификации, анализу и оценке всех видов экологической опасности и экологического риска, включая глобальные компоненты;
  • организации и осуществлению комплексного экологического мониторинга с учетом возможных трансграничных и трансрегиональных вредных воздействий;
  • регулированию, восстановлению качества окружающей среды и управлению экологическими рисками с использованием организационно-технических, экономических, правовых и других механизмов;
  • сбору, утилизации и захоронению промышленных и хозяйственно-бытовых отходов, очистке сбросов, сливов и газо-аэрозольных выбросов, очистке воды питьевого и промышленного водоснабжения и др.;
  • сохранению здоровья и нормальной жизнедеятельности людей, а также исключению отдаленных последствий для настоящего и последующих поколений в условиях повышенных антропогенных воздействий и нагрузок, а также экологических неблагополучий и бедствий;
  • нормализации экологической обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера и в других экстремальных условиях, по восстановлению гармоничности и саморегуляции природных процессов, протекающих в экосистемах, выводу их на гомеостатическое плато и восстановлению ассимиляционной емкости;
  • подготовке и принятию управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Особое внимание уделяется разработке системы мероприятий по обеспечению экологической безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Качество окружающей среды

Понятие «качество окружающей среды» отражает чистоту, или, точнее говоря, ее загрязнение. Если поставить вопрос еще точнее, то речь идет, прежде всего, о соответствии или, напротив, об отклонении химических, физических, биологических характеристик воздуха, воды, почвы от некоторых значений, определяющих норму.

Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергией между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Оно обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ.

Под воздействием на окружающую среду понимают любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений.

Основные источники воздействия на окружающую среду подразделяют на:

  • источники выбросов загрязняющих веществ – те, что связаны с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе при размещении и захоронении отходов;
  • источники сбросов загрязняющих веществ, то есть связанные с поступлением и разбавлением загрязняющих веществ в поверхностных и/или подземных водах, а также в канализационных коллекторах, в том числе при размещении отходов;
  • источники физико-химического воздействия на окружающую среду – источники шума, вибраций, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, источники сброса и выброса тепла;
  • на источники биологического загрязнения окружающей среды.

В свою очередь различают стационарные и подвижные источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия; в качестве примеров можно упомянуть движущиеся транспортные средства, разливы жидкостей.

Отходы – остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением; в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления. Сами по себе отходы не обязательно являются источниками воздействия на окружающую среду, но образуют их в процессе размещения и удаления.

Под организованным размещением отходов понимают регламентированные и осуществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, складирования, временного хранения отходов, предусматривающие возможность их дальнейшего использования, переработки или ликвидации, захоронения. В свою очередь, неорганизованное размещение отходов осуществляется с нарушением установленных норм и правил. Типичными примерами такого размещения служат стихийные свалки на обочинах дорог, опушках лесов, в оврагах.

Фактически на любом предприятии присутствуют все описанные выше типы источников воздействия на окружающую среду. Кроме того, само предприятие можно рассматривать как некий совокупный источник воздействия.

Воздействие человеческого производства на природную среду поставило вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и проявляет себя человек. Нормативами качества окружающей природной среды в свете Закона РФ «Об охране окружающей среды» являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека. Общие требования к содержанию этих норм: «экологическая безопасность населения», «сохранение генетического фонда», «обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Для оценки качества окружающей среды используют нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип: естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем предболезнь и в дальнейшем, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсические, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызывать болезни и даже приводить к летальному исходу.

В основе нормативов качества лежат три показателя:

  • медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
  • технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни);
  • научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны. Сборники, содержащие таблицы установленных в Российской Федерации нормативов, а также действующих норм, унаследованных от СССР, выпускает информационно-издательский отдел Госсанэпиднадзора.

Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей среды такими органами согласно Закону являются Госкомсанэпиднадзор и Министерство природных ресурсовРоссии.

Все нормативы качества подразделяются на три группы:

  • санитарно-гигиенические нормативы, их цель – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека;
  • экологические нормативы, которые предъявляются к источникам загрязнения с целью охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • производственно-хозяйственные;
  • временные.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают:

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве;
  • уровни допустимых физических воздействий – вибрации, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также не влияющие на здоровье последующих поколений;
  • токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

Эти нормативы распространены и едины по всей территории РФ.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья населения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования при неблагоприятном вредном воздействии источников загрязнения.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем, чтобы воздействие на природу было минимальным.

Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцированно по следующим направлениям: качество воздушного бассейна, водного бассейна, почвенного слоя, продуктов питания и др.

Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющих степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Нормативами качества воздуха определены, в частности, допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной, так и в селитебной зоне населенных пунктов:

  • ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны (при ежедневной работе, кроме выходных дней, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека);
  • максимальная разовая ПДК загрязняющего вещества в воздухе населенных (при вдыхании в течение 30 мин. эта концентрация не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека);
  • среднесуточная ПДК вредного вещества в воздухе населенных мест (не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании);
  • ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу (этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях, определяется расчетным путем на 5 лет);
  • предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ) (этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях, устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет).

Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования. Показатели качества воды устанавливаются по различным признакам. По санитарному признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды (число микроорганизмов и число бактерий группы кишечных палочек в единице объема). Токсикологические показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов. Наконец, при определении качества воды учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жесткость.

Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.

  • ПДК загрязняющих веществ в воде водоема, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования;
  • ПДС, регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов.

Принцип нормирования содержания химических соединений в почве основан на том, что поступление их в организм происходит преимущественно через контактирующие с почвой среды. Основные понятия, касающиеся химического загрязнения почв, определены в соответствующем ГОСТе.

Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии с таким показателем, как ПДК загрязняющего вещества в пахотном слое почвы. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.

Экологическая напряженность в мире требует всестороннего и повседневного анализа состояния окружающей среды. Только на основании точных количественных и качественных данных можно принимать решения о проведении необходимых мероприятий, предупреждающих ухудшение состояния окружающей среды.

Экологический кризис

Для обозначения экологических проблем, которые приводят к негативным изменениям не только в биосфере, но и в обществе, употребляют термин «экологический кризис». При его использовании учитывается тот факт, что человек как природное существо является частью экосистемы, которая видоизменяется в результате его деятельности (прежде всего, производственной), что природные и общественные явления представляют собой единое целое и что их взаимодействие проявляется в разрушении экосистемы.

Экологический кризис представляет собой нарушение равновесия между природными условиями и влиянием человека на окружающую природную среду. Он означает нарушение природного и общественного компонентов окружающей среды и показывает уровень угрозы стабильности функционирования как биосферы, так и общества, ставя под вопрос само существование человека как природно-общественного существа.

Экологический кризис имеет 3 формы своего проявления: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Загрязнение представляет собой низшую ступень нарушения экологического равновесия. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистемы и биосферы к саморегуляции, а для установления «равновесия между природными условиями и влиянием» необходимо вмешательство человека. Деструкция означает такую стадию разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требуются значительные усилия человека на протяжении длительного периода времени. Другими словами, деструкция – это глобальная экологическая катастрофа.

До настоящего времени в обществе не сложилось единого взгляда на то, какова же истинная экологическая ситуация на планете Земля.

Сегодня существует 3 мнения:

1. Современная ситуация представляет глобальный экологический кризис, который может вскоре привести к катастрофе (Н.Ф Реймерс, Н.Н. Моисеев, В.А. Зубаков, Б Коммонер, А. Печчеи и т.д.). Сторонники ее полагают, что кризису, в который мы только еще вступаем, есть аналог в прошлом. Большинство считает таковым позднепалеолитический кризис, что позволяет неолитическую революцию принимать за некий прототип искомому выходу из глобального экологического кризиса.

2. Мир уже вступил в глобальную экологическую катастрофу (базируется на исследованиях В.Г. Горшкова и поддерживается и развивается К.Я. Кондратьевым, К.С. Лосевым, В.П. Казначеевым и др.). По их мнению: «Сейчас мы живем в период развивающейся глобальной экологической катастрофы, обусловленной хозяйственной деятельностью человечества, которое в считанные десятилетия нарушило баланс, поддерживающийся биосферой млрд. лет…»

3. На данный момент никакого глобального экологического кризиса нет, есть лишь локальные (А.О. Бринкен, С.Б. Лавров, Ю.П. Селиверстов).

Современная экологическая ситуация показывает, что влияние природы на человека зависит от объективных закономерностей ее развития, и это заставляет обращать пристальное внимание на изучение механизмов ее целостного функционирования. Так как в природе «все связано со всем», невозможно воздействие на часть системы без последствия для всей системы (для биосферы, как и для отдельного организма). Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много или будут затронуты наиболее существенные из них, система прекращает существование. Чем она сложнее, тем больше у нее скомпенсированных связей, что и позволяет ее долго, безнаказанно разрушать. Но потом, когда пройден порог адаптации, наступают необратимые изменения, что и происходит с биосферой в наше время.

Ученым предлагается множество частных мер по улучшению природопользования, сохранению окружающей среды, повышению эффективности работы агропромышленного комплекса и т.д. Всё это нужно и важно, но это лишь полуметры, их реализация только отодвинет во времени экологическую катастрофу, но не предотвратит ее. Нужно все менять в корне, т.е. менять концепцию управления человеческим обществом, мировоззрение людей.

По структуре экологический кризис подразделяется на 2 части.

1. Естественная (деградация природной среды). В первую очередь, природная среда состоит из природных объектов, поэтому нужно видеть кризис каждого из объектов, на который влияет жизнедеятельность человека. Деградация затронула экологические, экономические, земельные, минеральные, водные, энергетические, геотермические природные объекты.

Природные ресурсы подразделяются на две группы: возобновляемые и невозобновляемые. Лесные комплексы, растительный и животный мир и т.д. входят в первую группу возобновляемых ресурсов. Неконтролированным уничтожением возобновляемых ресурсов человек, присваивая и изменяя природу, может вызвать нарушение экологического равновесия, последствия которого могут причинять многократный вред его существованию.

Ресурсы, которые имеют ограниченное количество и которые не могут возобновляться, – это невозобновляемые природные ресурсы. К ним относят запасы ископаемого топлива и ограниченные месторождения металлов. Сейчас не существует единого мнения о количестве невозобновляемых ресурсов и о времени, когда некоторые из этих ресурсов будут полностью использованы. Все же не вызывает сомнения тот факт, что в ближайшее время или в отдаленной перспективе они будут использованы и что эту ситуацию необходимо учитывать при планировании будущего.

Кроме того, выделяют исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые ресурсы (земля, лесные, водные, минеральные, фаунические) находятся на различных стадиях деградирования. Неисчерпаемые природные ресурсы (солнечные, климатические, энергетические), хотя и названы неисчерпаемыми, но проблема заключается в качестве, которое соответствует влиянию этих ресурсов на человека (увеличение озоновых дыр, цветные дожди и др.).

Зависимость деградации природной среды (ее загрязнение) проявляется как от численности и концентрации населения, так и от природы техники, способа производства и потребления. Однако в современном обществе все эти факторы обусловили изменения в окружающей среде, которые позволяют говорить о ее загрязнении и об ответственности людей за такое ее состояние.

2. Социальная (неспособность государственных структур преодолеть противоречия между обществом и правом).

Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает множество требований к предприятиям, сооружениям, строительству, сельскому хозяйству, устанавливает санкции за нарушение экологических норм, но в законе нет поощрений за их выполнение, и пока каждый гражданин не будет осознавать, что он - часть единой экологической совести страны и мира в целом, о выходе из кризиса не может идти речь.

Не дает также никакого основания для разовой и обнадеживающей оценки и картина, которая характеризует современный мир. В настоящее время насчитывается 1,5-2 млрд. голодающих во всем мире, что превышает общую численность населения в конце прошлого века. 60 млн. человек ежегодно умирает во всем мире, из них 20 млн. – от голода. Также не дает утешительной картины и состояние природных ресурсов. Если потребление будет продолжаться современными темпами, то приблизительно через 50 лет существующие запасы (за исключением хрома и железа) будут исчерпаны, и т.д. Следовательно, и экологический кризис носит глобальный характер, поэтому его успешное преодоление требует налаживания многостороннего и международного сотрудничества.

Таким образом, достоверными признаками экологического кризиса можно назвать проблемы питания, демографический взрыв, истощение природных ресурсов, сильное загрязнение природной среды.

Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека, можно выделить объективные и субъективные.

К объективным можно отнести следующие: предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции; физическая ограниченность земельной территории в рамках одной планеты; безотходность производства в природе и «отходность» человеческого производства; неполное познание и использование человеком законов развития природы.

К субъективным причинам экологического кризиса относятся: недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды; нерациональное использование государственных средств; дефекты экологического воспитания и образования; экологическое невежество – нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм – нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное отношение к данным законам.

Существует и другая классификация причин экологического кризиса. Таких основных причин четыре.

1. Экономические причины. Высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы, достигающая иногда трети капиталовложений, зачастую вынуждает хозяйственников и администраторов экономить на природе при строительстве новых производств. Издержки рыночной экономики, связанные с погоней за прибылью, безусловно, ведут к углублению экологического кризиса.

2. Научно-технические причины. Важно понимать, что основная часть потока загрязнений, поступающих в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли, обусловлена не столько стремлением получить максимальную прибыль, сколько объективно существующими научно-техническими трудностями. Надо отметить, что лишь незначительная доля используемых в промышленности химических процессов протекает с количественным выходом и 100%-ной селективностью. В большинстве случаев наряду с целевым продуктом образуется масса побочных, для полной утилизации которых требуется большая сумма капиталовложений. Поэтому на практике устанавливают некоторый допустимый уровень загрязнений, который обеспечивается разумным уровнем затрат.

3. Низкий уровень знаний. В наше время люди, принимающие ответственные технические решения и не владеющие при этом основами естественных наук, становятся социально опасными для общества. Многие из уже произошедших и, вероятно, будущих катастроф связаны с низкой экологической грамотностью технических руководителей и исполнителей. Яркий пример этому – катастрофа продуктопровода, перекачивающего с северных месторождений так называемую широкую фракцию легких углеводородов, способную в случае утечки образовывать взрывоопасную газовоздушную смесь. Большой опыт строительства нефте- и газопроводов отнюдь не гарантирует успеха в строительстве продуктопровода, проектирование, монтаж и эксплуатация которого требуют совершенно иных знаний и мер безопасности. Этих знаний у руководства стройки оказалось недостаточно.

4. Низкий уровень культуры и нравственности. Совершенно очевидно, что для сохранения природы необходимо, чтобы каждый человек, соприкасающийся с промышленным или сельскохозяйственным производством, с бытовыми химическими веществами, был не только экологически грамотен, но и сознавал свою ответственность за действия, которые приносят природе явный вред. К сожалению, нередко можно видеть, как водитель ставит свой автомобиль в чистый ручей для мытья, как матрос выливает за борт ведро солярки, как рабочие в автохозяйствах сжигают старые покрышки, как сельские мех



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.074 с.)