(Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2000.- С. 110 – 112)
№
| Способы проверки
| Вопросы и задания
|
1.
| Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения
| Вопросы на сравнение, обобщение, группировку и синтез языковых явлений (Чем отличаются…, Какие предложения называются…, Почему не ставится запятая… Что общего в написании слов …).
|
2.
| Применение усвоенных знаний к данным примерам.
| К приведенным примерам изучаемых явлений на доске предлагаются задания типа:
· Докажите, что эти слова - синонимы;
· Докажите,что данное предложение не должно иметь второй главный член;
· Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах?
|
3.
| Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами
| · Составить таблицу по таким- то признакам;
· Составить таблицу, опираясь на формулировку темы;
· Найти ошибки в готовой таблице;
· Определить тему и вид таблицы на основе домашнего задания
|
4.
| Связное сообщение ученика о языковом явлении
| · Рассказ о том или ином языковом явлении по плану;
· Составление план ответа о языковом явлении;
· Связное сообщение о языковом явлении.
|
Таблица 3
АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(Панов Б.Т. Активные способы письменных домашних заданий //РЯШ.- 1985.- № 2)
№
| Название способов проверки домашнего задания
|
1.
| Выборочная проверка
|
2.
| Самопроверка.
|
3.
| Взаимопроверка.
|
4.
| Выполнение учащимися в классе работы, аналогичной домашней
|
5.
| Проверка задания с помощью диктанта.
|
6.
| Проверка домашнего задания с помощью консультации
|
Таблица 4
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ
(Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2000.)
По языковым
темам
| По правописным темам
| По развитию речи
|
|
1. Выборочное чтение примеров;
| 1. сравнение работы с записью на доске с целью нахождения и исправления возможных ошибок;
| 1. Сочинение;
|
|
2. выписывание языковых явлений
| 2.Вставка пропущенных букв, знаков препинания в записанной на доске части домашней работы;
| 2. изложение
|
|
3.Проецирование на экран с помощью кодоскопа проверяемой части домашнего задания и нахождение в домашней работе возможных ошибок;
|
|
4.Выборочное чтение примеров;
|
|
5.Выписывание примеров из домашней работы;
|
|
6.Диктант по тексту домашнего упражнения;
|
|
7.Составление таблиц на основе домашнего упражнения;
|
|
8.Письмо по памяти
|
|
| |
Таблица 5
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
(Служевская Т.Л. Активизация внимания школьников при проверке домашнего задания// РЯШ.- 1975. - № 2)
№
| Способы проверки домашней работы
|
1.
| Организация грамматической игры (снежный ком и др.)
|
2.
| Однотипные примеры (приведение примеров, подобранных учащимися)
|
3.
| Работа с карточками (сигнальные, раздаточный материал)
|
4.
| Способ систематизирующих вопросов
|
5.
| Вопросы ученика классу
|
6.
| «Сортировочный» диктант (диктовка слов по разным темам из домашней работы)
|
7.
| Проверка слов из домашнего задания, употребленных в новом контексте (тексте, предложениях, составленных учителем или подобранных из художественных произведений)
|
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Классы
| Время на
выполнение
| Объем письменного
Задания
|
5-7 классы
| 30 мин.
| 4-6 строк
|
8-9 классы
| 40 мин.
| 6-8 строк
|
Таблица
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
(Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2000.- С. 120;
Дейкина А.Д. Домашние задания по русскому языку //РЯШ.- 1979.- № 2.)
Условия выбора упражнений
| Виды упражнений
|
1) специфика темы;
2) цели обучения;
3) подготовленность учеников
| · Осложненное списывание;
· переконструирование текстов по разным грамматическим признакам;
· составление таблиц, схем;
· придумывание предложений;
· подбор примеров из различных источников;
· написание сочинений и изложений с предварительной подготовкой;
· различные разборы;
· подбор однокоренных слов
· устный рассказ на определенную тему;
· описание картины или увиденного на экскурсии;
· составление словариков (тематических, к определенному произведению).
|
Таблица
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
(Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка.- М., 1996. – С. 178 – 181.)
№/ №
| Виды заданий
|
1.
| Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам.
|
2.
| Уточнение определений школьного учебника.
|
3.
| Разработка наглядных пособий (таблиц)
|
4.
| Творческие задания: написание стихов, рассказов, сказок, сценариев, сочинений на лингвистическую тему и др.)
|
5.
| Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала, а также повторение основных лингвистических терминов.
|
6.
| Объединение нескольких правил в одну группу и подготовка рассказа об этом объединенном правиле
|
7.
| Разработка таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов.
|
8.
| Задания на материале печати, радио, телевидения.
|
9.
| Использование магнитофона детей (домашнее задание на аудиокассете – выразительное чтение, орфоэпия, орфографическое и пунктуационное задание, анализ текстов.
|
10.
| Задания на самообразование - анализ читаемых газет, художественных произведений, журналов с точки зрения постановки знаков препинания и орфограмм.
|
11.
| Сопоставление значений и состава слова, толкование которого приводится в так называемых бестолковых словарях. (Сопение – дуэт, местоимение – плацкарта).
|
12.
| Анализ опечаток. Наблюдение над связью слов.
|
14.
| Редактирование текста.
|
15.
| Анализ детсткого словотворчества.
|
16.
| Многоаспектный анализ слова (в тексте, словаре, фонетике, словообразовании, грамматике, стилистике).
|
Таблица 1
Ознакомление с новым языковым или речевым явлением на
уроке изучения нового материала (Методика преподавания русского языка.- М., 1990)
Элементы ознакомления с новым языковым явлением
|
Методы и приемы
|
Средства обучения
|
восприятие явления
|
создание
проблемной ситуации
| на материале учебника;
на материале, подобранном учителем
| учебник, таблицы, транспаранты, кодоскоп, печатный текст, звуковые пособия
|
осознание учащимися существенных признаков языкового явления
|
применение
специальных
методов
| сообщение учителя;
самостоятельный анализ лингвистического текста;
беседа;
самостоятельный анализ материала для наблюдений в учебнике.
|
знакомство с термином (понятием)
| толкование, выяснение структуры термина
|
формирование
определения
понятия
|
приемы
формирования
определения
| чтение определения в учебнике или сообщение его учителем;
самостоятельное формулирование учащимися определения и сопоставление его с определением, данным в учебнике
| Методы работы над определением:
· назвать части в готовом определении понятия;
· вставить в определение недостающие части;
· сформулировать определение изучаемого понятия;
· подобрать примеры;
· найти ошибки в определении изучаемого понятия
|
Запоминание
|
приемы
запоминания
| чтение про себя;
составление плана;
составление таблиц, схем;
составление опорных материалов.
|
воспроизведение
| приемы
воспроизведения
| устные ответы учащихся;
письменные ответы учащихся
|
усвоение
алгоритма применения правил
|
приемы
| составление алгоритма, схем;
анализ образцов рассуждений
|
Схема 1. Формирование умений и навыков как этап урока
| Элементы работы над упражнением
|
|
| 1. Постановка цели упражнения (название умения).
2. Определение способа решения поставленной
задачи.
3.Разбор образца выполнения упражнения.
4. Выполнение упражнения.
5.Проверка выполнения упражнения.
|
|
Структурные элементы урока и их функции
время
|
Структурные элементы урока
|
|
1 м
| Организационный момент
создание рабочей обстановки
|
9- 10 м
| Проверка домашнего задания
выяснение степени усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения
|
до 15 м
| Объяснение нового материала
введение новых сведений, обучение умению применять на практике полученные знания
|
до 15 м
| Формирование умений и навыков
закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями
|
2-3 м
| Задавание на дом
сообщение способа выполнения задания
|
2-3 м
| Подведение итогов
выяснение степени усвоения нового материала
|
Таблица
Типология уроков русского языка Б.Т. Панова
Вид уроков
| Типы уроков
|
1. уроки, классифицируемые в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащимися
| · уроки изучения нового материала;
· уроки закрепления знаний, умений, навыков;
· повторительно-обобщающие уроки;
· комбинированные уроки;
|
2. уроки, выделяемые в соответствии с используемыми на них ведущими методами обучения
| · уроки-лекции;
· уроки-семинары;
· уроки-практикумы;
· уроки-диспуты;
· уроки взаимного обучения;
|
3. уроки развития речи
| · уроки обучения изложениям;
· уроки обучения сочинениям;
|
4. уроки вспомогательного характера
| · уроки анализа письменных работ;
· контрольные уроки.
|
Таблица
Типология уроков русского языка М.Т. Баранова
Обучающие уроки
| Контрольные уроки
|
· урок сообщения нового материала;
| · урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений;
|
· урок формирования умений;
| · урок контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;
|
· урок повторения;
| · урок контроля за овладением навыками связной речи
|
· урок работы над ошибками
|
4. Распределите универсальные учебные действия, указав цифрами рядом с заданиями
Познавательные
1
| регулятивные
2
| Коммуникативные
3
|
Используя схему, расскажите о способах словообразования в русском языке.
|
Рассмотрите словообразовательный словарик, который состоит из двух частей. Какую информацию содержит каждая из них?
|
Проверьте, как вы усвоили тему «Морфемика и словообразование».
|
Как вы думаете, являются ли синонимами грибница, грибное кольцо, ведьмин круг? Обоснуйте свою точку зрения.
| Найдите в Интернете фотографии или рисунки, которыми можно проиллюстрировать текст. Прежде чем начать поиски, четко сформулируйте и запишите в виде предложения, что вы должны искать.
| Перескажите текст по составленному плану.
|
Выразительно прочитайте текст.
Выразительно и вдумчиво прочитайте текст.
| Проверьте, как вы усвоили тему Лексикология, и оцените свои достижения. Для этого ответьте на контрольные вопросы и выполните задания по теме.
| Перед вами диалектные слова. Сначала прочитайте вслух этот список. Затем выпишите только те диалектизмы, значение которых можно объяснить приемом подбора однокоренных слов.
|
Прочитайте отрывок из повести Алексина А.Г. Согласны ли вы с героем повести? Обоснуйте свою точку зрения.
| Какие виды лингвистических словарей вы знаете. Составьте список. Выполняя работу, обращайтесь к энциклопедиям, справочникам и сайтам Интернета.
| Внимательно прочитайте каждое предложение и определите,какие ошибки допущены учениками. Исправьте эти ошибки.
|
Сравните данные предметы по указанным признакам. Запись оформляйте по образцу.
| Используя данные речевые модели, придумайте предложения,выражающие просьбу разными способами.
| Сначала, опираясь на подзаголовки, составьте и запишите план.
|
Оцените правильность, краткость и полноту ответа учащегося на задание. Сделайте выводы.
| Расскажите о синтаксической роли глагола.
| Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните, почему оно лишнее.
|